Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-06-01 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В.М. Бехтерев считал, что между воспитанием и душевным здоровьем существует не только косвенная, но и прямая связь, что «воспитание играет огромную роль не только в развитии характера, но и в охранении здоровья, и притом как физического так и умственного»[75]. Правильное воспитание, выработка стойкого характера и сильной воли, формирование твердых убеждений и других качеств сильной личности имеют важнейшее значение для душевного здоровья. Оптимизм, вера и надежда на лучшее будущее, высокие общественные и общественные идеалы – вот противоядие против главных причин, обуславливающих эпидемию самоубийств школьников.
Под личностью Бехтерев понимал самодеятельного индивида с самостоятельным психическим складом и с индивидуальным отношением к окружающему миру. В трактовке личности важно стремление Бехтерева положить в основу не только индивидуальность, своеобразие человека, но и активность, энергию, самодеятельность. Активное отношение человека к окружающему миру основано, согласно его взгляду, на «индивидуальной переработке внешних воздействий».
Говоря о факторах формирования личности, В.М. Бехтерев указывает на большое значение анатомо-физиологических задатков, но при этом не преувеличивает роль наследственности. Он был убежден, что воспитание является могущественным фактором не только в индивидуальном развитии человека, но и в развитии общества. Бехтерев указывал, что благодаря усвоенным в процессе воспитания навыкам человек получает возможность воздействовать в известной мере на свои природные склонности и противодействовать до известной степени влиянию наследственности.
В.М. Бехтерев считал, что кардинальная проблема педагогической науки – вопрос о целях воспитания, так как, «прежде чем воспитывать, нужно определенно уяснить себе цель воспитания, отчего в значительной мете зависят и самые способы его осуществления»[76]. Он подчеркивал, что только гармоническое развитие физических и духовных сил человека обеспечивает правильное формирование личности. Важнейшими составными частями провозглашенного им «гармонического развития тела и духа», нашедшими отражение в его педагогических работах, являются «социально-трудовое воспитание, как основное звено нравственного воспитания, умственное, физическое, эстетическое и половое воспитание.
|
Бехтерев обращает внимание на такие методы воспитания, как убеждение, внушение, пример и подражание, поощрение и неодобрение (наказание), игра. Преимущественное использование того или иного метода зависит от ряда причин, в том числе от возраста ребенка. В.М. Бехтерев резко выступал против наказания детей в форме ограничения или неудовлетворения существенных потребностей организма, причинения боли и уязвления самолюбия.
В отечественной педагогической литературе Бехтерев основательно разработал вопрос о внушении как средстве воспитания, опирающемся на впечатлительность детей. Следует, однако, заметить, что Бехтерев все же переоценивал роль внушения в обучении и воспитании когда говорил о борьбе путем гипнотического внушения со склонностью к воровству, с леностью, о внушении интереса к учебным занятиям и т.д.
В формировании личности В.М. Бехтерев придавал большое значение воспитанию в раннем детстве. В ряде своих работ он дал глубокое анатомо-физиологическое и психологическое обоснование необходимости воспитания с первых же дней жизни ребенка. Подчеркивая значение воспитания в раннем детстве, он резко осуждал тех, кто смотрел на младенца как «на живой кусок мяса, который нужно упитывать, а не воспитывать»[77].
В.М. Бехтерев выдвинул и обосновал следующие принципы воспитания детей в раннем детстве: отсутствие насилия над ребенком и использование его естественных склонностей; соответствующий физический уход за телом ребенка и наличие тщательно продуманной системы физического воспитания; развитие и воспитание воспринимающих органов как основы психического развития; правильное направление развития органов движения и самого движения; систематическое приучение к труду и устранение праздности; воспитание полезных, бодрящих эмоций и устранение угнетающих эмоций; воспитание эстетических эмоций в связи с развитием высших органов чувств – зрения и слуха. Ученый сделал целый ряд ценных указаний относительно воспитания у детей речи, мышления, памяти, воли, воображения и других психических процессов.
|
Развитие личности, по глубокому убеждению Бехтерева, не заканчивается вместе с окончанием школы. Оно продолжается в жизни и практической деятельности. Наряду с образованием и воспитанием важнейшим фактором развития личности выступают нормальные общественно-политические и материальные условия.
Вопрос о роли и месте педагогики В.М. Бехтерев решал также, как и К.Д. Ушинский. «Выяснять цель воспитания и доказать способы достижения этой цели есть во всяком случае дело науки, лишь применение этих способов есть дело в известной степени искусства и природного таланта, как это мы имеем в других научно-практических отраслях знания, как, например, в медицине, архитектуре и т.п.»[78].
В.М. Бехтерев был выдающимся организатором научных исследований в области педагогической антропологии. Бехтерев считал, что всестороннее воспитание личности должно быть основано на всестороннем исследовании человека. Именно с этой целью им был основан в 1907 г. Психоневрологический институт.
Основные труды В.М. Бехтерева: «Психика и жизнь» (1903); «Вопросы воспитания в возрасте раннего детства (в связи с постановкою его в педагогическом институте» (1909); «Вопросы общественного воспитания» (1909); «Вопросы эволюции нервно-психической деятельности и отношение их к педагогике» (1916); «О социально-трудовом воспитании» (1917).
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!