Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960)

2021-06-01 26
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Круг научных интересов В.Н. Сороки-Росинского был достаточно широк: философские и методологические основы психологии, проблемы национальной психологии и пути развития русской национальной школы, вопросы воспитания, в том числе и детей, имевших проблемы в развитии, взаимоотношения учителей и учащихся и многое другое.

В 1916 г. на страницах журнала «Русская школа» он публикует серию статей, представлявших собой по сути дела монографию, объединенную общим замыслом. В.Н. Сорока-Росинский поддерживая идею национальной школы, развивает мысли К.Д. Ушинского о народном характере воспитания. Он подходит к этой проблеме с социально-психологической точки зрения и, по существу, рассматривает вопрос о менталитете русского этноса, его национальном своеобразии. Именно этим своеобразием, полагал он, должны определяться цели и особенности образования и воспитания, тогда как «педагогические частности» могут свободно заимствоваться. Чтобы воспитать молодежь в национальном духе, необходимы следующие условия: уменьшение непосредственных иностранных влияний; активизация общественное деятельности в сфере образования: издание оригинальной педагогической литературы: предоставление в известных пределах самостоятельности педагогическим союзам и объединениям; расширение возможностей их участия в выработке соответствующих законодательных актов; актуализация в школьном курсе тематики по русской истории и литературе, географии и этнографии России. Важно также укреплять у учащихся чувство уважения к закону и к науке[86].

Сорока-Росинский предлагает четко различать два понятия: собственно национальное воспитание и воспитание национального чувства. Он критикует попытки положить в основу национального воспитания особенности русского национального характера (его нельзя научно определить), или идею богоизбранности русского народа (народ любят не за богоизбранность а за свою принадлежность к нему). Введение особых предметов, воспитывающих «патриотизм», педагог также считает излишним. основная же идея В.Н. Сороки-Росинского состоит в том, что педагогика не должна ставить понятие родной нации выше этических принципов, так как в таком случае это понятие превращается в «имморальное» начало[87].

Основное препятствие в деле формирования национальной школы Сорока-Росинский видел в расколе русской культуры на элитарную и народную. Педагогика, как он считал, в такой ситуации должна формировать гражданские убеждения и «государственные привычки».

Большое внимание В.Н. Сорока-Росинский уделял семье, в которой воспитание детей велось в духе и русле народных традиций. Но в тех условиях, когда численность патриархальных семейств неуклонно сокращалась, главенствующая роль в деле формирования нравственности должна была, по его мысли, перейти к школе, воспитывающей в своих учениках жертвенное служение своему народу и отрешение от личного во имя высоких идеалов. По его мнению, только такая школа будет соответствовать русским педагогическим традициям и национальным особенностям народа.

Сорока-Росинский внес большой вклад в теорию и практику воспитания детей со сложностями в развитии. Он решительно выступал против понимания таких детей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентаций: теоретисты. реалисты и утилитаристы, артисты, интуиттивисты[88]. Он считал, что и к педагогу тоже нужен индивидуальный подход.

Основные труды В.Н. Сороки-Росинского: «Психология и самовоспитание» (1907); «Психология в России» (1908); «Нат Пинкертон и детская литература» (1910); «Национальное и героическое в воспитании» (1915); «Пути русской национальной школы» (1916); «Детский дом» (1921); «Трудновоспитуемые» (1924); «Школа имени Достоевского» (1927) и др.

Вопросы и задания:

 

1. Что такое педагогическая антропология? Найдите и сопоставьте определения, приводимые в современных педагогических словарях и Российской педагогической энциклопедии.

2. В чем заключается цель воспитания с точки зрения сторонников антрополого-гуманистического направления? Какова диалектика общечеловеческой и национальной составляющих цели воспитания в трактовке педагогов данного направления?

3. В советской историко-педагогической литературе имя Н.И. Пирогова постоянно сопровождалось идеологическими ярлыками: «либерал», «примиренец», «аполитичен», «его позиции двойственны», «менял свои позиции под влиянием консервативной части педагогов» и т.д. Насколько адекватно они отражают истинную педагогическую позицию Пирогова?

4. Характеризуя педагогическое наследие Н.И. Пирогова, современный исследователь С.Ф. Егоров отмечает, что оно должно было служить целям воспитания человека, уважающего веру и традиции своих предков, знающего свои духовные корни. Согласны ли вы с этой оценкой? Свой ответ аргументируйте.

5. Сравните оценки, которые давались педагогическому наследию К.Д. Ушинского в дореволюционной (В.А. Волкович, П.Ф. Каптерев, Д.И. Демков, С.А. Золотарев и др.), советской (Девин П.И., Е.Н. Медынский, Д.О. Лордкипанидзе, Н.К. Гончаров и др.), русского Зарубежья (В.В. Зеньковский, С.И. Гессен и др.) и современной российской историко-педагогической литературе (С.Ф. Егоров и др.). Выявите черты преемственности и различия.

6. Кто из педагогов данного направления обращал внимание и принимал практическое участие в организации начального образования в России?

7. Какие методические вопросы рассматривались педагогами данного направления?

8. Каковы подходы педагогов данного направления к решению проблем семейного воспитания?

9. Каким образом педагогами данного направления решаются вопросы дидактики? 

 

Список литературы:

 

1. Аранский В.С. Выдающийся русский педагог В.И. Водовозов //Советская педагогика. – 1975. - №12. – С.111-112.

2. Афонский А. П. Николай Иванович Пирогов. Его жизнь и педагогическая проповедь. – М., 1911.

3. Беленчук Л.Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX – ХХ вв. //Педагогика. – 1999. - №5. – С.89-93.

4. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность /под ред. А.В. Гровера. – М., Л.: Госиздат, 1928.

5. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М.: Наука, 1991.

6. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала ХХ в. //Педагогика. – 2000. - №4. – С. – С.63-70.

7. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценности в отечественной педагогике начала ХХ в. //Педагогика. – 1998. - №7. – С.82-88.

8.   Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети ХХ в. //Педагогика. – 1996. -№3. – С.72-75.

9. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические произведения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.

10. Вендровская Р.Б. Сорока-Росинский В.Н.: проблемы русской национальной школы //Педагогика. – 1996. - №3. – С.75-81.

11. Волкович В.А. Друг человечества Н.И. Пирогов. К столетию со дня рождения. 13 ноября 1810-1910. – СПб.: Изд-е О.В. Богданова, 1910.

12. Волкович В.А. Национальный воспитатель Константин Дмитриевич Ушинский. – СПб, М.: Изд-е Т-ва М.О. Вольф, 1913.

13.   Губно А.Т. В.Н. Сорока-Росинский (1882-1960): К биографии советского педагога //Советская педагогика. – 1982. - №6. – С.105-108.

14. Девин П.И. Значение Ушинского в истории педагогики //Советская педагогика. – 1937. - №2. – С.93-97.

15. Демков М.И. Учебник педагогики для учительских семинарий, женских гимназий и народных учителей (3-е изд.). – М.: Изд-е Т-ва В.В. Думнов. Наследн. Бр. Салаевых, 1917. – Ч.II: Основы воспитания и обучения. Училищеведение.

16. Егоров С.Ф. Классическая педагогика XIX в. и современность //Педагогика. – 2002. - №4. – С.63-69.

17. Ермилов В. Мысли К.Д. Ушинского о воспитании //Вестник воспитания. – 1896. – Кн.2. – С.59-84.

18. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский //Педагогика. – 2001. - №6. – С.67-71.

19. Золотарев С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. - СПб: Изд-е Бр. Башмаковых, 1910.

20. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001.

21. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. /под ред. А.И. Пискунова – М.: Сфера, 2001.

22. Козлова О.Н. Национальная модель образования и гуманизм. – М.: Альфа, 1993.

23. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. – М.: Учпедгиз, 1949.

24. Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начале ХХ в. //Педагогика. – 1999. - №7. – С.93-97.

25. Острогорский В. Педагог-идеалист (о К.Д. Ушинском) //Вестник воспитания. – 1891. – Кн. 1. – С.76. – 93.

26. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало ХХ в. /отв. ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1991.

27. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /сост. А.Н. Алексюк. – Педагогика, 1985.

28. Просецкий В.А. Педагогические взгляды В.М. Бехтерева //Советская педагогика. – 1957. - №3. – С.46-56.

29. Российская цивилизация /под ред. М.П. Мчедлова. – М.: Академ. Проект, 2003.

30. Роткович Я.А. Педагогические взгляды В.Я. Стоюнина //Советская педагогика. – 1938. - №8. – С.91-101.

31. Сватиков Ф.Ф. Н.А. Корф – основатель народной земской школы //Советская педагогика. – 1938. - №4. – С.86-104.

32. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере (историко-педагогические аспекты).- Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 1999.

33. Сластенин В.А. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и современность //Педагогика. – 1996. - №5. – С.76-81.

34. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения /сост. А.Т. Губко – М.: Педагогика, 1991.

35. Степанова Е.И. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отечественной психологии //Вопросы психологии. – 1978. - №2. – С.142-149.

36. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения /сост. Г.Г. Савенок. – М.: Педагогика, 1991.

37. Тодоров Л.В. Родное слово в духовном развитии личности: О педагогической системе К.Д. Ушинского //Советская педагогика. – 1990. - №10. – С. 105-110.

38. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения /сост.: Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1-2.    

39. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола //Педагогика. – 1999. - №5. – С.82-88; №6. – С.62-74.

40.   Ушинский К.Д. Проблемы педагогики /сост. Э.Д. Днепров. – М.: Издат-во УРАО, 2002.

41. Юдашкина Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта //Педагогика. – 2000. - №4. – С.70-76.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.