Памфил данилович Юркевич (1826 – 1874) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Памфил данилович Юркевич (1826 – 1874)

2021-06-01 32
Памфил данилович Юркевич (1826 – 1874) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

П.Д. Юркевич рассматривал педагогику в качестве составной части философии. Он одним из первых показал односторонность материализма в качестве метода познания человека. При этом Юркевич не ограничиваясь выяснением общих теоретических и философских оснований образования, предлагал комплекс методов и методик воспитания в образовательном процессе.

С середины XIX    в. проблемы происхождения высших психических функций, физиологических основ психики стали предметом широкого обсуждения, вызывали горячие дискуссии, далеко выходящие за рамки физиологии. П.Д. Юркевич отмечал: «Вопросы о душе, ее изменениях и состояниях, также вопросы об отношении душевных явлений к телесному организму и к его различным частям слишком тесно связаны с многочисленными вопросами о нашем существовании и нашей цивилизацией»[91].

В пореформенные годы чрезвычайно возрос интерес и к педагогическим проблемам. Стало популярным убеждение, что благополучие общества и государства во многом зависят от того, какое образование и воспитание получат граждане. Эта тенденция была подмечена Юркевичем: «Ничем так бесспорно не определяется степень образования семейств, обществ и государств, как степенью их внимания к воспитанию и усовершенствованию подрастающих поколений»[92].

В конце 60-х гг. XIX в. в педагогике появилось новое понятие «гуманность». Принцип гуманизма, внимательного и любовного отношения к детям стал по выражению П.Д. Юркевича «путеводной звездой для воспитателя». Воспитательное влияние должно основываться на умственном и нравственном превосходстве воспитателя, а не на подавлении личности ребенка и наказаниях.

Серьезным шагом вперед в деле создания научной теории воспитания было положение, высказанное П.Д. Юркевичем. Суть его заключалась в том, что главные сведения педагогика должна черпать «из строгого и всестороннего наблюдения человеческой природы и существенных законов ее развития и усовершенствования». Подчеркивая необходимость научного обоснования педагогического процесса, он отмечал, что «педагогика предохраняет нас от односторонности и неполноты, которая неизбежно связана со всеми правилами предания и личных наблюдений. Педагог, как врач, нуждается в основательной руководящей теории и не может полагаться исключительно на свои ограниченные опыты» (1865)[93]. Позже он высказал эту мысль еще более определенно: «Только строгая общая наука о воспитании, возносясь над пристрастиями, которые неизбежно связываются с каждым явлением жизни, может предохранить воспитателя от уклонения с прямого пути» (1869)[94].

П.Д. Юркевич обращает внимание на особенности детской психики, для которой характерна чрезвычайная нежность и неустойчивость. Эта черта благоприятствует широкому многостороннему образованию. В детском возрасте особенно ярко проявляется связь познавательной сферы с эмоциональной и волевой; у ребенка мысли очень легко и быстро переходят в чувства, а чувства – в желания и действия. Эту черту надо использовать для «равномерного» развития личности в целом и для развития всех познавательных способностей, в частности. Поэтому содержание общего образования должно строиться так, чтобы «образование детского духа было, сколь можно, многостороннее и равномернее».

Столь же характерную черту детской психики составляет наглядно-действенный характер отношения ребенка к миру. Поэтому все, что предлагается для познания должно опираться на чувственный опыт ребенка. «Дитя, - подчеркивал П.Д. Юркевич, - сперва делает и потом понимает, и понимание вытекает у него всегда из действия. Это наилучший метод развития способности понимания» (1865). Преждевременное стремление ввести ребенка в сферу отвлеченных понятий не принесет пользы его развитию. Чувственное познание есть необходимый этап, предшествующий логическому. «Прежде чем мыслить, – настаивал Юркевич, - нужно наблюдать» (1869). Чувственное и рациональное познание и на последующих, более высоких ступенях обучения должны быть неразрывно связаны, так как «понятия должны быть соединены с чувственными созерцаниями».[95] Выбор характера изучаемого материала должен иметь психологическую основу. «Так как дети имеют право быть детьми, то воспитание не должно питать детей пищею, которая не сродни их возрасту», - отмечал П.Д. Юркевич.

Поскольку правильное мышление работает по объективным логическим законам, логика должна быть положена в основу методов обучения. Применяться этот принцип должен в строгом соответствии с возрастными возможностями детей. Юркевич подчеркивал, что «избирать и соединять мысли по разумным основаниям – это труд, соединенный с большим напряжением… Была бы величайшая педагогическая грубость, если бы мы требовали от детей такой умственной работы в первые годы обучения» (1869)[96].

Основные произведения П.Д. Юркевича: «Язык физиологов и психологов» (1862); «Чтения о воспитании» (1865); «Курс общей педагогики» (1869).

                 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.