Практическое занятие №24: Мочевыделительная система — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Практическое занятие №24: Мочевыделительная система

2021-04-18 64
Практическое занятие №24: Мочевыделительная система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Мочевыделительная система предназначена для выведения ненужных и вредных для организма веществ, поддержания постоянства объема жидкостей в организме, т.е. водно-солевого, а также кислотно-щелочного гомеостаза биологически активных веществ или инкреторная функция, связанная с выработкой факторов ренин-ангиотензинной системы, эритропоэтина, урокиназы, простагландинов, гормонов и биогенных аминов.

Прикладная значимость этих знаний выражается необходимостью их применения для понимания структурно-функциональных изменений, лежащих в основе болезней органов мочевыделительной системы.

2. Цель занятия: изучение микроскопического строения и гистофизиологии почек и мочевыводящих путей.

Для формирования профессиональной компетенции обучающегося:

должен знать:

1.Эмбриональное развитие почек и мочевыводящих путей.

2.Осчобенности кровоснабжения почек; кровоснабжение корковых и юкстамедуллярных нефронов.

3.Строение нефрона как структурно-функциональной единицы почки (микро- и ультраструктуру).

4.Строение почечного тельца.

5.Особенности строения различных органов мочевыводящих путей.

6.Возрасные особенности почек (новорожденные, дети раннего возраста, взрослые, при старении организма).

должен уметь:

1.Определять микропрепараты почек, электронограммы, разобраться в микро- и ультраструктуре и их структурно функциональную единицу-нефрон.

2.Уметь дифференцировать микропрепараты мочевого пути, мочеточника.

3.Составить протоколы и дать устное описание микропрепаратов и электронограмм почки, почечного тельца, мочеточника и мочевого пузыря.

3.Вопросы для самоподготовки:

1.Общая характеристика мочеобразующих и мочевыводящих органов.

2.Основные этапы филогенетического и эмбрионального развития почек (предпочка, первичная почка, вторичная почка или окончательная почка) и мочевыводящих путей.

3.Строение почки. Нефрон, морфологическая и функциональная характеристика его отделов, их ультраструктура.

4.Юкстагломерулярный аппарат (состав, функциональное значение)

5.Особенности кровоснабжения почки.

6.Строение стенки мочеточника и мочевого пузыря.

7.Иннервация, возрастные изменения, регенерационные возможности почек и мочевыводящих путей.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Почка. Окраска гематоксилин- эозином.

При малом увеличении рассмотреть капсулу органа, корковое вещество с окрашенными в оранжевый цвет почечными тельцами и поперечно срезанными проксимальными и дистальными отделами нефрона. Найти более светлое мозговое вещество с продольно и поперечно срезанными канальцами петли нефрона и собирательными трубочками. Между корковым и мозговым веществом рассмотреть поперечно срезанные кровеносные сосуды, расположенные в рыхлой соединительной ткани.

При большом увеличении изучить строение почечных телец с их капсулой и сосудистым клубочком, обратить внимание на морфологию клеток, составляющих извитые канальцы проксимального и дистального отделов нефрона. В мозговом веществе рассмотреть эпителиальные клетки, выстилающие собирательные трубочки и петлю нефрона.

Зарисовать и обозначить: почечные тельца, сосудистый клубочек, капсула, проксимальный и дистальный отделы нефрона, петля нефрона (нисходящий и восходящий отделы, собирательные трубочки, кровеносные сосуды).

Мочеточник. Окраска гематоксилин - эозином.

При малом увеличении рассмотреть в стенке мочеточника слизистую, мышечную и адвентициальную оболочки.

При большом увеличении изучить морфологию клеток переходного эпителия слизистой оболочки, определить ткань, формирующую собственный слой и подслизистую основу. В мышечной оболочке изучить характер расположения гладких миоцитов в отдельных слоях. В наружной оболочке рассмотреть рыхлую соединительную ткань.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка с переходным эпителием, собственным и подслизистым слоями, мышечная и адвентициальная оболочка.

Мочевой пузырь. Окраска гематоксилин – эозином.

При малом увеличении в стенке мочевого пузыря выделить слизистую, мышечную, и серозную оболочки.

При большом увеличении слой слизистой оболочки, сливающейся с подслизистым слоем. В мышечной оболочке изучить срезанные поперек и продольно пучки миоцитов с прослойками соединительной ткани между ними. В серозной оболочке найти полоску мезотелия и подлежащей соединительнотканный слой.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка с эпителием, собственным и подслизистым слоями, мышечная оболочка, серозная оболочка.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.