Практическое занятие № 19: Пищеварительная система. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Практическое занятие № 19: Пищеварительная система.

2021-04-18 123
Практическое занятие № 19: Пищеварительная система. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Органы ротовой полости (губа, щека, десна, твердое и мягкое небо, язык, зубы).

Актуальность темы.

Знание закладки и развития ротовой полости и лица в эмбриональном периоде необходимо для правильного понимания гистологического строения и функций ротовой полости, а также механизмов появления аномалий развития и уродств лица, ротовой полости и шеи.

Знание эмбрионального развития зубов необходимо для понимания механизмов формирования аномалий развития, а знание микроскопического и ультрамикроскопического строения тканей зубов служит основой для последующего изучения и осмысливания на клинических кафедрах патологических изменений в зубе, необходимы в практической деятельности врача – стоматолога.

2. Цель занятия: знать эмбриональное развитие, гистологическое строение и функции органов ротовой полости (губа, щека, десна, язык, твердое и мягкое небо); уметь диагностировать гистологические препараты этих органов.

Знать источники и развитие, микро – и ультрамикроскопическое строение, регенераторные возможности зубов, уметь дифференцировать микропрепараты зубов на разных стадиях одонтогенеза и электронограммы структурных изменений тканей зуба.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

1.Общий план строения полых органов пищеварительной системы.

2.Эмбриональные источники, закладку и развитие лица, ротовой полости и органов ротовой полости.

3.Морфологические основы пороков развития лица и ротовой полости.

4. Микроскопическое строение, тканевой состав, функции губы, щеки, десен, языка, твердого и мягкого неба.

5. Источники, закладку и развитие зубов. Аномалии развития зубов.

6. Химический состав, микро – и ультрамикроскопическое строение эмали (эмалевые призмы, межпризматическое вещество); значение эмалевых пучков и эмалевых пластинок в развитии патологических процессов в зубе. Регенераторные возможности эмали.

7. Химический состав, микро – и ультрамикроскопическое строение, регенерацию дентина. Строение и значение вторичного дентина; причины формирования и значение дентиклей.

8. Гистологическое строение, функции, реактивные свойства пульпы зуба.

9. Составные части, строение и функции поддерживающегося аппарата зубов (цемент, периодонт, костная альвеола).

10. Строение, функциональное значение десневого кармана и эпителиального прикрепления.

должен уметь:

1. Описать схему строения стенки пищеварительного канала.

2. Определить морфологические основы пороков развития лица и органов ротовой полости.

3. Диагностировать гистологические микропрепараты губы, щеки, сосочков языка, определять их тканевый состав.

4. Определять в гистологическом микропрепарате эмбриональные зачатки зуба и их составные части: эмалевый орган, зубной сосочек, зубной мешочек.

5. Интерпретировать процесс дифференцировки составных частей зубных зачатков.

6. Находить в микропрепаратах, электронограммах и интерпретировать микро – и ультрамикроскопическое строение эмали, дентина, пульпы, цемента, периодонта и костной альвеолы.

7. Определять строение и функциональное значение десневого кармана и эпителиального прикрепления.

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Каков общий план строения стенки органов, составляющих пищеварительную «трубку»?

2. Каковы тканевой состав слизистой оболочки и ее морфофункциональные особенности в ротовой полости?

3. Составные элементы жаберного аппарата и их участие в эмбриональном развитии лица и ротовой полости?

4. Развитие небных отростков и их участие при разделении от первичной ротовой полости в носовую и ротовую полость?

5. Возможные пороки развития лица, ротовой полости и их морфологические особенности?

6. Источники развития, особенности строения языка и возможные пороки развития?

7. В чем состоят особенности гистологического строения щеки, десны, твердого и мягкого неба?

8. Особенности строения слизистой оболочки ротовой полости?

9. Гистологическое строение губы?

10. Гистологическое строение языка, особенности и функции сосочков языка?

11. В чем заключаются общие морфофункциональные признаки и особенности крупных слюнных желез?

12. Каковы строение и расположение миндалин, их значение в защитных и реакциях?

13. Морфологические характеристики губных, щечных и язычных слюнных желез?

  1. Периоды и источники развития зуба.

15. Период закладки зубных зачатков – зубная пластинка, зубные почки,

эмалевые органы, зубные сосочки и зубные мешочки.

  1. Период формирования и дифференцировки зубных зачатков:

а) дифференцировка эмалевых органов;

б) дифференцировка зубных сосочков;

в) дифференцировка зубных мешочков.

17.Период образования ткани зуба (гистогенез тканей зуба):

а) развитие дентина – образование плащевого и околопульпарного дентина, сущность образования предентина и его превращение в дентин;

б) развитие эмали, фазы и их сущность;

в) развитие корня и пульпы зубов.

18. Теории прорезывания зубов – прорезывание молочных и постоянных зубов.

6. Общая морфофункциональная характеристика зубов. Понятие о зубном органе, о твердых и мягких тканях.

19.Эмаль. Физико-химические свойства. Микро – и ультрамикроскопическое строение эмали. Полосы Гунтера-Шрегера и линии Ретциуса. Эмалеве пучки и эмалевые пластинки. Возрастные изменения эмали, регенераторные возможности.

20. Дентин. Физико-химические свойства. Микро – и ультрамикроскопическое строение дентина. Плащевой и околопульпарный дентин. Предентин. Вторичный дентин. Дентикли.

21.Пульпа зуба. Гистологическое строение, функции и реактивные свойства пульпы.

22. Поддерживающий аппарат зуба. Цемент, классификация и строение. Периодонт, строение и значение. Циркулярная связка зуба. Альвеолярный отросток и зубная альвеола.

23. Эпителиальное прикрепление и его значение. Десневой карман.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Язык с нитевидными и грибовидными сосочками. Окраска гематоксилин-эозином.

При малом увеличении отыскать верхнюю поверхность языка, которая формирует выступающие сосочки языка.

При большом увеличении рассмотреть соединительнотканную основу сосочков и покрывающий их многослойный плоский частично ороговевающий эпителий (на нитевидных) и многослойный плоский неороговевающий эпителий (на грибовидных). Под собственным слоем слизистой оболочки располагается мышечная основа языка, представленная поперечно-полосатой мышечной тканью скелетного типа.

Зарисовать и обозначить:

1) Слизистая оболочка и в ней:

а) многослойный плоский неороговевающий (или частично ороговевающий) эпителий;

б) собственная пластинка слизистой;

2) нитевидные сосочки;

3) грибовидные сосочки;

2) мышечная ткань.

При малом увеличении сравните слизистые оболочки верхней и нижней поверхности языка и назовите наиболее выраженные отличия в строении.

Язык с листовидными сосочками. Окраска гематоксилин-эозином.

При малом увеличении на верхней поверхности языка отыскать листовидные сосочки языка, состоящие из соединительнотканной основы и покрытые многослойным плоским неороговевающим эпителием. На боковых поверхностях сосочков видны бледно окрашенные вкусовые луковицы.

При большом увеличении изучить детали строения листовидных сосочков, поперечно-полосатой мышечной ткани языка, в толще которой найти секреторные отделы белковых и белково-слизистых желез языка.

Зарисовать и обозначить:

1)листовидный сосочек и в нем:

а) многослойный плоский неороговевающий эпителий,

б) соединительнотканная основа сосочка,

в) вкусовая луковица;

2) мышечная ткань языка;

3) концевые отделы белковых и белково-слизистых желез языка.

Ранняя стадия развития зуба. Окраска гематоксилин-эозином.

При малом увеличении на срезе найти симметрично расположенные два зачатка. В зачатке определить эмалевый орган в форме перевернутой чащи, в котором рассмотреть поверхностно расположенные наружные клетки, отростчатой формы промежуточные клетки (пульпа эмалевого органа) и внутренние клетки призматической формы. Найти вдающийся снизу в эмалевый орган зубной сосочек, а также зубной мешочек, окружающий зубной сосочек.

При большом увеличении изучить особенности тонкого строения наружных, промежуточных и внутренних эмалевых клеток, зубного сосочка и зубного мешочка.

Зарисовать и обозначить:

1)эмалевый орган и в нем:

а) наружные эмалевые клетки,

б) промежуточные клетки,

в) внутренние эмалевые клетки;

2) зубной сосочек;

3) зубной мешочек.

Развитие зуба. Образование дентина и эмали. Окраска гематоксилин-эозином.

При малом увеличении рассмотреть зачаток зуба (эмалевый орган и зубной сосочек) с окружающими его костными балками зубной альвеолы.

При большом увеличении в эмалевом органе найти наружные эмалевые клетки, отростчатые клетки пульпы эмалевого органа, высокие цилиндрические клетки – энамелобластыи под ними фиолетовую полоску формирующейся эмали; рассмотреть плотно расположенные высокие клетки – дентинобласты, а под ними розового цвета дентин. Обратить внимание на то, что на вершине зубного зачатка дентина и эмали больше, чем на боковых частях зуба.

Зарисовать и обозначить:

1) эмалевый орган;

2) энамелобласты;

3) эмаль;

4) дентин;

5) дентинобласты;

6) зубной сосочек;

7) зубной мешочек.

Однокорневой декальцинированный зуб, продольный срез. Окраска гематоксилин-эозин.

Используя окуляр как лупу, найти коронку, шейку, корень. В коронке зуба отсутствует эмаль, т.к. препарат декальцинирован кислотой.

При малом увеличении найти дентин с дентиновыми канальцами и более прозрачный предентин на наружной поверхности. На наружный поверхности дентина в области шейки зуба виден бесклеточный цемент, а в области корня – клеточный цемент. Внутри зуба находится пульпа – рыхлая волокнистая соединительная ткань с расширенными венами. В пульпе зуба на границе с предентином лежат дентинобласты.

Зарисовать и обозначить:

1)дентин и в нем:

а) дентиновый каналец;

2)предентин;

3)пульпа;

4)дентинобласты;

5)цемент.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.