История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-04-18 | 123 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Органы ротовой полости (губа, щека, десна, твердое и мягкое небо, язык, зубы).
Актуальность темы.
Знание закладки и развития ротовой полости и лица в эмбриональном периоде необходимо для правильного понимания гистологического строения и функций ротовой полости, а также механизмов появления аномалий развития и уродств лица, ротовой полости и шеи.
Знание эмбрионального развития зубов необходимо для понимания механизмов формирования аномалий развития, а знание микроскопического и ультрамикроскопического строения тканей зубов служит основой для последующего изучения и осмысливания на клинических кафедрах патологических изменений в зубе, необходимы в практической деятельности врача – стоматолога.
2. Цель занятия: знать эмбриональное развитие, гистологическое строение и функции органов ротовой полости (губа, щека, десна, язык, твердое и мягкое небо); уметь диагностировать гистологические препараты этих органов.
Знать источники и развитие, микро – и ультрамикроскопическое строение, регенераторные возможности зубов, уметь дифференцировать микропрепараты зубов на разных стадиях одонтогенеза и электронограммы структурных изменений тканей зуба.
Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:
должен знать:
1.Общий план строения полых органов пищеварительной системы.
2.Эмбриональные источники, закладку и развитие лица, ротовой полости и органов ротовой полости.
3.Морфологические основы пороков развития лица и ротовой полости.
4. Микроскопическое строение, тканевой состав, функции губы, щеки, десен, языка, твердого и мягкого неба.
5. Источники, закладку и развитие зубов. Аномалии развития зубов.
|
6. Химический состав, микро – и ультрамикроскопическое строение эмали (эмалевые призмы, межпризматическое вещество); значение эмалевых пучков и эмалевых пластинок в развитии патологических процессов в зубе. Регенераторные возможности эмали.
7. Химический состав, микро – и ультрамикроскопическое строение, регенерацию дентина. Строение и значение вторичного дентина; причины формирования и значение дентиклей.
8. Гистологическое строение, функции, реактивные свойства пульпы зуба.
9. Составные части, строение и функции поддерживающегося аппарата зубов (цемент, периодонт, костная альвеола).
10. Строение, функциональное значение десневого кармана и эпителиального прикрепления.
должен уметь:
1. Описать схему строения стенки пищеварительного канала.
2. Определить морфологические основы пороков развития лица и органов ротовой полости.
3. Диагностировать гистологические микропрепараты губы, щеки, сосочков языка, определять их тканевый состав.
4. Определять в гистологическом микропрепарате эмбриональные зачатки зуба и их составные части: эмалевый орган, зубной сосочек, зубной мешочек.
5. Интерпретировать процесс дифференцировки составных частей зубных зачатков.
6. Находить в микропрепаратах, электронограммах и интерпретировать микро – и ультрамикроскопическое строение эмали, дентина, пульпы, цемента, периодонта и костной альвеолы.
7. Определять строение и функциональное значение десневого кармана и эпителиального прикрепления.
3.Вопросы для самоподготовки:
1. Каков общий план строения стенки органов, составляющих пищеварительную «трубку»?
2. Каковы тканевой состав слизистой оболочки и ее морфофункциональные особенности в ротовой полости?
3. Составные элементы жаберного аппарата и их участие в эмбриональном развитии лица и ротовой полости?
4. Развитие небных отростков и их участие при разделении от первичной ротовой полости в носовую и ротовую полость?
5. Возможные пороки развития лица, ротовой полости и их морфологические особенности?
|
6. Источники развития, особенности строения языка и возможные пороки развития?
7. В чем состоят особенности гистологического строения щеки, десны, твердого и мягкого неба?
8. Особенности строения слизистой оболочки ротовой полости?
9. Гистологическое строение губы?
10. Гистологическое строение языка, особенности и функции сосочков языка?
11. В чем заключаются общие морфофункциональные признаки и особенности крупных слюнных желез?
12. Каковы строение и расположение миндалин, их значение в защитных и реакциях?
13. Морфологические характеристики губных, щечных и язычных слюнных желез?
15. Период закладки зубных зачатков – зубная пластинка, зубные почки,
эмалевые органы, зубные сосочки и зубные мешочки.
а) дифференцировка эмалевых органов;
б) дифференцировка зубных сосочков;
в) дифференцировка зубных мешочков.
17.Период образования ткани зуба (гистогенез тканей зуба):
а) развитие дентина – образование плащевого и околопульпарного дентина, сущность образования предентина и его превращение в дентин;
б) развитие эмали, фазы и их сущность;
в) развитие корня и пульпы зубов.
18. Теории прорезывания зубов – прорезывание молочных и постоянных зубов.
6. Общая морфофункциональная характеристика зубов. Понятие о зубном органе, о твердых и мягких тканях.
19.Эмаль. Физико-химические свойства. Микро – и ультрамикроскопическое строение эмали. Полосы Гунтера-Шрегера и линии Ретциуса. Эмалеве пучки и эмалевые пластинки. Возрастные изменения эмали, регенераторные возможности.
20. Дентин. Физико-химические свойства. Микро – и ультрамикроскопическое строение дентина. Плащевой и околопульпарный дентин. Предентин. Вторичный дентин. Дентикли.
21.Пульпа зуба. Гистологическое строение, функции и реактивные свойства пульпы.
22. Поддерживающий аппарат зуба. Цемент, классификация и строение. Периодонт, строение и значение. Циркулярная связка зуба. Альвеолярный отросток и зубная альвеола.
23. Эпителиальное прикрепление и его значение. Десневой карман.
4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.
|
7.Структура занятий (технологическая карта)
Этапы занятия их содержание | Время в мин. | Наглядные пособия | Цель и характер деятельности | ||
обучающегося | преподавателя | ||||
1 | Организационная | 3 | Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине | ||
2 | Контроль исходных знаний | 15 | тесты | Решение типовых тестов | Контроль исходных знаний обучающегося |
3 | Вводная часть | 2 | Знание цели занятия | Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы | |
4 | Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) | 35 | таблицы, слайды | Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы | |
5 | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя | 60 | таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника | Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов | Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий |
6 | Контроль конечного уровня знаний | 20 | тесты, ситуационные задачи | Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине | Контроль усвоения темы занятия |
8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).
Учебные препараты.
Язык с нитевидными и грибовидными сосочками. Окраска гематоксилин-эозином.
При малом увеличении отыскать верхнюю поверхность языка, которая формирует выступающие сосочки языка.
При большом увеличении рассмотреть соединительнотканную основу сосочков и покрывающий их многослойный плоский частично ороговевающий эпителий (на нитевидных) и многослойный плоский неороговевающий эпителий (на грибовидных). Под собственным слоем слизистой оболочки располагается мышечная основа языка, представленная поперечно-полосатой мышечной тканью скелетного типа.
|
Зарисовать и обозначить:
1) Слизистая оболочка и в ней:
а) многослойный плоский неороговевающий (или частично ороговевающий) эпителий;
б) собственная пластинка слизистой;
2) нитевидные сосочки;
3) грибовидные сосочки;
2) мышечная ткань.
При малом увеличении сравните слизистые оболочки верхней и нижней поверхности языка и назовите наиболее выраженные отличия в строении.
Язык с листовидными сосочками. Окраска гематоксилин-эозином.
При малом увеличении на верхней поверхности языка отыскать листовидные сосочки языка, состоящие из соединительнотканной основы и покрытые многослойным плоским неороговевающим эпителием. На боковых поверхностях сосочков видны бледно окрашенные вкусовые луковицы.
При большом увеличении изучить детали строения листовидных сосочков, поперечно-полосатой мышечной ткани языка, в толще которой найти секреторные отделы белковых и белково-слизистых желез языка.
Зарисовать и обозначить:
1)листовидный сосочек и в нем:
а) многослойный плоский неороговевающий эпителий,
б) соединительнотканная основа сосочка,
в) вкусовая луковица;
2) мышечная ткань языка;
3) концевые отделы белковых и белково-слизистых желез языка.
Ранняя стадия развития зуба. Окраска гематоксилин-эозином.
При малом увеличении на срезе найти симметрично расположенные два зачатка. В зачатке определить эмалевый орган в форме перевернутой чащи, в котором рассмотреть поверхностно расположенные наружные клетки, отростчатой формы промежуточные клетки (пульпа эмалевого органа) и внутренние клетки призматической формы. Найти вдающийся снизу в эмалевый орган зубной сосочек, а также зубной мешочек, окружающий зубной сосочек.
При большом увеличении изучить особенности тонкого строения наружных, промежуточных и внутренних эмалевых клеток, зубного сосочка и зубного мешочка.
Зарисовать и обозначить:
1)эмалевый орган и в нем:
а) наружные эмалевые клетки,
б) промежуточные клетки,
в) внутренние эмалевые клетки;
2) зубной сосочек;
3) зубной мешочек.
Развитие зуба. Образование дентина и эмали. Окраска гематоксилин-эозином.
При малом увеличении рассмотреть зачаток зуба (эмалевый орган и зубной сосочек) с окружающими его костными балками зубной альвеолы.
При большом увеличении в эмалевом органе найти наружные эмалевые клетки, отростчатые клетки пульпы эмалевого органа, высокие цилиндрические клетки – энамелобластыи под ними фиолетовую полоску формирующейся эмали; рассмотреть плотно расположенные высокие клетки – дентинобласты, а под ними розового цвета дентин. Обратить внимание на то, что на вершине зубного зачатка дентина и эмали больше, чем на боковых частях зуба.
|
Зарисовать и обозначить:
1) эмалевый орган;
2) энамелобласты;
3) эмаль;
4) дентин;
5) дентинобласты;
6) зубной сосочек;
7) зубной мешочек.
Однокорневой декальцинированный зуб, продольный срез. Окраска гематоксилин-эозин.
Используя окуляр как лупу, найти коронку, шейку, корень. В коронке зуба отсутствует эмаль, т.к. препарат декальцинирован кислотой.
При малом увеличении найти дентин с дентиновыми канальцами и более прозрачный предентин на наружной поверхности. На наружный поверхности дентина в области шейки зуба виден бесклеточный цемент, а в области корня – клеточный цемент. Внутри зуба находится пульпа – рыхлая волокнистая соединительная ткань с расширенными венами. В пульпе зуба на границе с предентином лежат дентинобласты.
Зарисовать и обозначить:
1)дентин и в нем:
а) дентиновый каналец;
2)предентин;
3)пульпа;
4)дентинобласты;
5)цемент.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!