Практическое занятии №22: Печень и поджелудочная железа — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Практическое занятии №22: Печень и поджелудочная железа

2021-04-18 112
Практическое занятии №22: Печень и поджелудочная железа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы

Печень и поджелудочная железа являются самыми крупными железами пищеварительной системы. Значение этих органов вытекает из их функций:

- дезинтоксикационная – обезвреживание многих вредных продуктов обмена веществ, экзогенных токсинов, инактивация гормонов и биогенных аминов, лекарственных препаратов;

- участие в защитных реакциях против микроорганизмов;

- синтез белков плазмы крови;

- метаболизм гемоглобина, холестерина и образованием желчи;

- участие в обмене витаминов и углеводов;

- депо крови, а в эмбриональном периоде – кроветворение;

- синтез ферментов и гормонов в поджелудочной железе;

- депо желчи желчного пузыря.

2. Цель занятия: знать источники развития, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, гистофизиологию поджелудочной железы, печени и желчного пузыря.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

- тканевой состав и гистологическое строение стромы и паренхимы печени, поджелудочной железы и желчного пузыря.

должен уметь:

1. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат печени – находить и дифференцировать в препарате микроскопические структуры: капсула печени, триаду печени в междольковой соединительной ткани, печеночные пластинки с гепатоцитами, центральную вену и синусоидные капилляры.

2. Находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы экзокринной и эндокринной частей.

3. Находить под микроскопом слизистую, мышечную и серозную оболочки желчного пузыря.

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Развитие и общий план строения поджелудочной железы.

2. Микроскопическое и ультрамикроскопическое строение экзокринного и эндокринного отделов поджелудочной железы.

3. Развитие и морфофункциональная характеристика печени. Печеночные дольки, пластинки. Микро- и ультрамикроскопическая характеристика гепатоцитов. Особенности кровоснабжения печени. Ультрамикросокопическая характеристика синусоидных капилляров.

4. Желчеотводящие пути. Микроскопическое и ультрамикроскопическое строение желчных капилляров и протоков.

5. Развитие, строение и функциональное значение желчного пузыря.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Поджелудочная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении капсулу и дольки органа, отделенные соединительнотканными прослойками. В паренхиме рассмотреть секреторные отделы экзокринной части железы, состоящие из сиреневато-голубоватого цвета альвеоло-трубок, образованные секреторными клетками. Между концевыми отделами экзокринной части выделить различной формы и величины панкреатические островки, представленные скоплениями светло-розовых клеток с фиолетовыми ядрами. В междольковой соединительной ткани найти выводные протоки железы, выстланные призматическим эпителием.

При большом увеличении рассмотреть структуру ациноцитов (панкреатоцитов), образующих концевые отделы, в которых ясно выражена базальная часть фиолетового цвета (гомогенная зона) и апикальная часть (зимогенная часть), содержащая гранулы секрета розового цвета (зимоген). Изучить структуру клеток панкреатических островков (инсулоцитов).

Зарисовать и обозначить: соединительнотканная капсула с прослойками, секреторные отделы экзокринной части, междольковые выводные протоки, панкреатические островки.

Печень свиньи. Окраска по Ван-Гизону.

При малом увеличении найти желтовато-зеленоватого цвета дольки, отделенные розового цвета междольковыми соединительнотканными перегородками. В центре долек отыскать центральную вену и радиально расположенные от нее печеночные пластинки, состоящие из зеленоватого цвета печеночных клеток – гепатоцитов с темными ядрами. В междольковой соединительной ткани рассмотреть триады печени: междольковый желчный проток, артерию с толстой стенкой и вену с широким просветом и тонкой стенкой.

При большом увеличении микроскопа изучить детали строения печеночных долек; пластинок, гепатоцитов, обратить внимание на строение желчных капилляров и внутридольковых синусоидных капилляров (эндотелиоциты и макрофаги - клетки Купфера).

Зарисовать и обозначить: соединительнотканная касула и междольковые прослойки, печеночные дольки, пластинки, желчные капилляры, внутридольковые синусоидные капилляры, центральные вены, триады (междольковый желчный проток, артерия и вена).

Печень человека. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении обратить особое внимание на слабое развитие междольковой соединительной ткани в печени человека. Найти в дольках центральную вену и радиально расположенные печеночные пластинки, образованные 2-3 рядами гепатоцитов. Между пластинками определить просвет внутридольковых синусоидных капилляров; между дольками отыскать триады печени, представленные междольковым желчным протокам, артерией и веной.

При большом увеличении рассмотреть печеночные пластинки, герпатоциты и желчные капилляры. Найти в стенке синусоидных капилляров вытянутые ядра эндотелиоцитов, изучить строение междольковых желчных протоков, междольковых артерий и вен, составляющих триады.

Зарисовать и обозначить: долька печени, печеночные пластинки, гепатоциты, центральная вена, синусоидные капилляры, триада печени (междольковый желчный проток, междольковая артерия и вена).

Желчный пузырь. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти в стенке желчного пузыря складчатую слизистую оболочку, мышечную и серозную.

При большом увеличении изучить детали строения оболочек.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, однослойный призматический каемчатый эпителий, собственный слой, мышечная оболочка, серозная оболочка.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.