Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-04-18 | 86 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность темы.
Слюнные железы являются производными эпителия ротовой полости: околоушные, подчелюстные подъязычные, губные, щечные, железы миндалин. Свой секрет выводят в полость рта.
Значение слюнных желез многообразно: слюна увлажняет пищу, способствуя жеванию и глотанию, частично ферментативно обрабатывает пищу, способствует артикуляции, создает определенную среду в ротовой полости для функционирования ее производных, экскреторная функция, содержит антианемический фактор, выполняет защитную функцию за счет лизоцима, эндокринная функция в регуляции водно_селевого гомеостаза.
Пищевод завершает передний отдел пишеварительной трубки; с желудка начинается средний отдел ее.Значение этих органов исходит из их функций; Пищевод: механическая обработка пищи, проведение, защитная функция.
2. Цель занятия: знать источники развития, микроскопическое ультрамикроскопическое строение, гистофизиологию слюнных желез.
Знать источники развития, микроскопическое ультрамикрроскопическое строение, гистофизиологию пищевода.
Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:
должен знать:
- тканевой состав и гистологическое строение стромы околоушной, подчелюстной и подъязычной слюнных желез,
-состав паренхимы слюнных желез,
-микроскопическое и ультрамикроскопическое строение паренхиматозных структур околоушной, подчелюстной и подъязычной желез.
- «Читать – с помощью микроскопа гистологический препарат пищевода, находить и дифференцировать в препарате микроскопические структуры:
- слизистую оболочку с многослойным плоским неороговевающим эпителием, собственным, мышечным и подлизистым слоями,
|
- собственные железы пищевода,
- мышечную оболочку,
- адвентициальную оболочку.
- В препарате «переход пищевода в желудок» найти:
- эпителий пищевода,
- эпителий желудка,
- собственные железы пищевода в подслизистом слое,
- кардиальные железы пищевода и желудка в собственном слое слизистой оболочки,
- мышечную и серозную оболочки.
должен уметь:
1.«Читать» с помощью микроскопа гистологический препарат околоушной железы. Находить и дифференцировать в препарате микроскопические структуры:
- капсула железы,
- соединительнотканные перегородки с кровеностными сосудами и выводными протоками (междольковые отделы),
- дольки железы,
-альвеолы с белковыми и миоэпителиальными клетками,
- вставочные и исчерченные отделы выводных протоков.
2.В препарате подчелюстная железа находить:
- капсулу, прослойки рыхлой соединительной ткани,
- белковые и смешанные секреторные отделы,
- выводные протоки, вставочный отдел, исчерченный отдел, внутридольковые и междольковые.
3.В препарате подъязычная железа найти:
- серозные секреторные отделы.
- серозно-слизистые секреторные отделы,
- слизистые секреторные отделы,
- исчерченный отдел выводного протока,
- междольковые выводные протоки в прослойках рыхлой волокнистой соединительной ткани,
4.Составить протоколы и дать устное описание микропрепаратов околоушная, подчелюстная и подъязычная слюнные железы.
3.Вопросы для самоподготовки:
1. Развитие и общая характеристика слюнных желез в зависимости от расположения, строения, типа секреции и характера секрета.
2. Особенности строения и функции околоушной слюнной железы
3. Особенности строения и функции подчелюстной слюнной
железы
4. Васкуляризация, иннервация, возрастные изменения и регенерация слюнных желез.
5. Развитие, строение, кровоснабжение и нервные сплетения пищевода.
6.Особенности микроскопического строения различных отделов пищевода и морфофункциональная характеристика перехода пищевода в желудок.
|
4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.
7.Структура занятий (технологическая карта)
Этапы занятия их содержание | Время в мин. | Наглядные пособия | Цель и характер деятельности | ||
обучающегося | преподавателя | ||||
1 | Организационная | 3 | Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине | ||
2 | Контроль исходных знаний | 15 | тесты | Решение типовых тестов | Контроль исходных знаний обучающегося |
3 | Вводная часть | 2 | Знание цели занятия | Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы | |
4 | Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) | 35 | таблицы, слайды | Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы | |
5 | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя | 60 | таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника | Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов | Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий |
6 | Контроль конечного уровня знаний | 20 | тесты, ситуационные задачи | Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине | Контроль усвоения темы занятия |
8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).
Учебные препараты.
Околоушная слюнная железа. Окраска гематоксилин-эозин.
При обзорном осмотре препарата отметить дольчатость железы, в дольках рассмотреть секреторные отделы в виде альвеол, довольно плотно прилегающие друг к другу. В прослойках рыхлой соединительной ткани между дольками отыскать междольковые отделы выводных протоков, выстланные многорядным или многослойным эпителием.
|
При большом увеличении микроскопа строение секреторных отделов: конической формы секреторные клетки с ярко базофильной цитоплазмой (хорошо развита гранулярная цитоплазматическая сеть) и ядрами, смещенными к основанию клетки. Вокруг секреторных отделов отыскать уплощенные ядра миоэпителиальных клеток. Внутри долек найти также вставочные отделы, выстланные однослойным плоским эпителием, и исчерченные отделы выводного протока, сформированные однослойным цилиндрическим эпителием ярко розового цвета с хорошо выраженной базальной исчерченностью.
Зарисовать и обозначить: долька, междольковые прослойки рыхлой соединительной ткани с сосудами и междольковыми отделами выводных протоков, альвеолы с белковыми и миоэпителиальными клетками, исчерченные отделы выводных протоков.
Подчелюстная слюнная железа. Окраска гематоксилин-эозин.
При обзорном осмотре препарата отметить, что в отличие от околоушной железы, дольчатость подчелюстной железы выражена слабее.
При большом увеличении микроскопа изучить строение секреторных отделов (альвеолы и альвеоло-трубки). В секреторных отделах найти темные белковые клетки (белковые отделы) или темные белковые и светлые крупные слизистые клетки, (смешанные отделы). В смешанных концевых отделах белковые клетки располагаются в виде полулуний. Рассмотреть прилегающие к секреторному отделу миоэпителиальные клетки. В дольках отыскать внутридольковые отделы выводных протоков железы: вставочный и исчерченный; между дольками – междольковые отделы выводных протоков.
Зарисовать и обозначить: белковые и смешанные секреторные отделы, вставочные отделы, исчерченные отделы, междольковые и внутридольковые выводные протоки, прослойки рыхлой соединительной ткани.
Подъязычная слюнная железа. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа обратить внимание на дольчатое строение органа, на наличие в нем трех типов секреторных отделов: белковых, смешанных и слизистых.
При большом увеличении микроскопа изучить белковые концевые отделы, состоящие из белковых полулуний и слизистых клеток, а также слизистые концевые отделы. Отметить, что миоэпителиальные клетки образуют наружный слой во всех типов концевых отделов. Отыскать исчерченный проток, прослойки рыхлой соединительной ткани с междольковыми выводными протоками.
|
Зарисовать и обозначить: серозные, серозно-слизистые, слизистые секреторные отделы с миоэпителиальными клетками, исчерченный проток, междольковый выводной проток в рыхлой волокнистой соединительной ткани.
Пищевод. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа рассмотреть поперечный срез верхней трети пищевода, обратив внимание на складчатость слизистой оболочки. Найти многослойный плоский неороговевающий эпителий фиолетового цвета, покрывающий просвет, под ним собственный соединительнотканный и мышечный слои, а также подслизистый слой слизистой оболочки с концевыми отделами желез. Рассмотреть мышечную и адвентициальную оболочки.
При большом увеличении изучить эпителий, соединительнотканный собственный слой слизистой оболочки с большим количеством кровеносных сосудов, в мышечном слое рассмотреть пучки гладких миоцитов, в соединительной ткани подслизистого слоя – секреторные отделы собственных желез пищевода, представленных альвеоло-трубками; изучить мышечную оболочку, состоящую из поперечно-полосатых мышечных волокон, срезанных продольно (внутренний слой) и поперечно (наружный слой). Между внутренним и наружным слоями мышечной оболочки найти интрамуральные нервные ганглии. В адвентициальной оболочке рассмотреть соединительнотканные волокна, идущие в различных направлениях и клетки.
Зарисовать часть стенки пищеводы и обозначить: слизистая оболочка с многослойным плоским неороговевающим эпителием, собственным, мышечным и подслизистым слоями; сложные трубчато-альвеолярные железы, мышечная и адвентициальная оболочки.
Переход пищевода в желудок. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении обратить внимание на резкий переход многослойного плоского неороговевающего эпителия пищевода в однослойный призматический железистый эпителий желудка и незаметный переход остальных слоев и оболочек пищевода в слой и оболочки желудка.
В подслизистом слое слизистой оболочки пищевода найти собственные сложные альвеолярно-трубчатые железы пищевода, а в собственном слое слизистой оболочки пищевода и желудка – простые трубчатые разветвленные железы (кардиальные железы).
При большом увеличении микроскопа изучить детали строения оболочек пищевода и желудка.
Зарисовать и обозначить: эпителий пищевода и желудка, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки желудка и пищевода, мышечная и серозная оболочки, собственные железы пищевода, кардиальные железы пищевода и желудка.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!