Практическое занятие №20: Слюнные железы. Пищевод — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Практическое занятие №20: Слюнные железы. Пищевод

2021-04-18 86
Практическое занятие №20: Слюнные железы. Пищевод 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Слюнные железы являются производными эпителия ротовой полости: околоушные, подчелюстные подъязычные, губные, щечные, железы миндалин. Свой секрет выводят в полость рта.

Значение слюнных желез многообразно: слюна увлажняет пищу, способствуя жеванию и глотанию, частично ферментативно обрабатывает пищу, способствует артикуляции, создает определенную среду в ротовой полости для функционирования ее производных, экскреторная функция, содержит антианемический фактор, выполняет защитную функцию за счет лизоцима, эндокринная функция в регуляции водно_селевого гомеостаза.

Пищевод завершает передний отдел пишеварительной трубки; с желудка начинается средний отдел ее.Значение этих органов исходит из их функций; Пищевод: механическая обработка пищи, проведение, защитная функция.

2. Цель занятия: знать источники развития, микроскопическое ультрамикроскопическое строение, гистофизиологию слюнных желез.

Знать источники развития, микроскопическое ультрамикрроскопическое строение, гистофизиологию пищевода.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

- тканевой состав и гистологическое строение стромы околоушной, подчелюстной и подъязычной слюнных желез,

-состав паренхимы слюнных желез,

-микроскопическое и ультрамикроскопическое строение паренхиматозных структур околоушной, подчелюстной и подъязычной желез.

- «Читать – с помощью микроскопа гистологический препарат пищевода, находить и дифференцировать в препарате микроскопические структуры:

- слизистую оболочку с многослойным плоским неороговевающим эпителием, собственным, мышечным и подлизистым слоями,

- собственные железы пищевода,

- мышечную оболочку,

- адвентициальную оболочку.

- В препарате «переход пищевода в желудок» найти:

- эпителий пищевода,

- эпителий желудка,

- собственные железы пищевода в подслизистом слое,

- кардиальные железы пищевода и желудка в собственном слое слизистой оболочки,

- мышечную и серозную оболочки.

должен уметь:

1.«Читать» с помощью микроскопа гистологический препарат околоушной железы. Находить и дифференцировать в препарате микроскопические структуры:

- капсула железы,

- соединительнотканные перегородки с кровеностными сосудами и выводными протоками (междольковые отделы),

- дольки железы,

-альвеолы с белковыми и миоэпителиальными клетками,

- вставочные и исчерченные отделы выводных протоков.

2.В препарате подчелюстная железа находить:

- капсулу, прослойки рыхлой соединительной ткани,

- белковые и смешанные секреторные отделы,

- выводные протоки, вставочный отдел, исчерченный отдел, внутридольковые и междольковые.

3.В препарате подъязычная железа найти:

- серозные секреторные отделы.

- серозно-слизистые секреторные отделы,

- слизистые секреторные отделы,

- исчерченный отдел выводного протока,

- междольковые выводные протоки в прослойках рыхлой волокнистой соединительной ткани,

4.Составить протоколы и дать устное описание микропрепаратов околоушная, подчелюстная и подъязычная слюнные железы.

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Развитие и общая характеристика слюнных желез в зависимости от расположения, строения, типа секреции и характера секрета.

2. Особенности строения и функции околоушной слюнной железы

3. Особенности строения и функции подчелюстной слюнной

железы

4. Васкуляризация, иннервация, возрастные изменения и регенерация слюнных желез.

5. Развитие, строение, кровоснабжение и нервные сплетения пищевода.

6.Особенности микроскопического строения различных отделов пищевода и морфофункциональная характеристика перехода пищевода в желудок.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

 Околоушная слюнная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При обзорном осмотре препарата отметить дольчатость железы, в дольках рассмотреть секреторные отделы в виде альвеол, довольно плотно прилегающие друг к другу. В прослойках рыхлой соединительной ткани между дольками отыскать междольковые отделы выводных протоков, выстланные многорядным или многослойным эпителием.

При большом увеличении микроскопа строение секреторных отделов: конической формы секреторные клетки с ярко базофильной цитоплазмой (хорошо развита гранулярная цитоплазматическая сеть) и ядрами, смещенными к основанию клетки. Вокруг секреторных отделов отыскать уплощенные ядра миоэпителиальных клеток. Внутри долек найти также вставочные отделы, выстланные однослойным плоским эпителием, и исчерченные отделы выводного протока, сформированные однослойным цилиндрическим эпителием ярко розового цвета с хорошо выраженной базальной исчерченностью.

Зарисовать и обозначить: долька, междольковые прослойки рыхлой соединительной ткани с сосудами и междольковыми отделами выводных протоков, альвеолы с белковыми и миоэпителиальными клетками, исчерченные отделы выводных протоков.

Подчелюстная слюнная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При обзорном осмотре препарата отметить, что в отличие от околоушной железы, дольчатость подчелюстной железы выражена слабее.

При большом увеличении микроскопа изучить строение секреторных отделов (альвеолы и альвеоло-трубки). В секреторных отделах найти темные белковые клетки (белковые отделы) или темные белковые и светлые крупные слизистые клетки, (смешанные отделы). В смешанных концевых отделах белковые клетки располагаются в виде полулуний. Рассмотреть прилегающие к секреторному отделу миоэпителиальные клетки. В дольках отыскать внутридольковые отделы выводных протоков железы: вставочный и исчерченный; между дольками – междольковые отделы выводных протоков.

Зарисовать и обозначить: белковые и смешанные секреторные отделы, вставочные отделы, исчерченные отделы, междольковые и внутридольковые выводные протоки, прослойки рыхлой соединительной ткани.

Подъязычная слюнная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа обратить внимание на дольчатое строение органа, на наличие в нем трех типов секреторных отделов: белковых, смешанных и слизистых.

При большом увеличении микроскопа изучить белковые концевые отделы, состоящие из белковых полулуний и слизистых клеток, а также слизистые концевые отделы. Отметить, что миоэпителиальные клетки образуют наружный слой во всех типов концевых отделов. Отыскать исчерченный проток, прослойки рыхлой соединительной ткани с междольковыми выводными протоками.

Зарисовать и обозначить: серозные, серозно-слизистые, слизистые секреторные отделы с миоэпителиальными клетками, исчерченный проток, междольковый выводной проток в рыхлой волокнистой соединительной ткани.

Пищевод. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть поперечный срез верхней трети пищевода, обратив внимание на складчатость слизистой оболочки. Найти многослойный плоский неороговевающий эпителий фиолетового цвета, покрывающий просвет, под ним собственный соединительнотканный и мышечный слои, а также подслизистый слой слизистой оболочки с концевыми отделами желез. Рассмотреть мышечную и адвентициальную оболочки.

При большом увеличении изучить эпителий, соединительнотканный собственный слой слизистой оболочки с большим количеством кровеносных сосудов, в мышечном слое рассмотреть пучки гладких миоцитов, в соединительной ткани подслизистого слоя – секреторные отделы собственных желез пищевода, представленных альвеоло-трубками; изучить мышечную оболочку, состоящую из поперечно-полосатых мышечных волокон, срезанных продольно (внутренний слой) и поперечно (наружный слой). Между внутренним и наружным слоями мышечной оболочки найти интрамуральные нервные ганглии. В адвентициальной оболочке рассмотреть соединительнотканные волокна, идущие в различных направлениях и клетки.

Зарисовать часть стенки пищеводы и обозначить: слизистая оболочка с многослойным плоским неороговевающим эпителием, собственным, мышечным и подслизистым слоями; сложные трубчато-альвеолярные железы, мышечная и адвентициальная оболочки.

Переход пищевода в желудок. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении обратить внимание на резкий переход многослойного плоского неороговевающего эпителия пищевода в однослойный призматический железистый эпителий желудка и незаметный переход остальных слоев и оболочек пищевода в слой и оболочки желудка.

В подслизистом слое слизистой оболочки пищевода найти собственные сложные альвеолярно-трубчатые железы пищевода, а в собственном слое слизистой оболочки пищевода и желудка – простые трубчатые разветвленные железы (кардиальные железы).

При большом увеличении микроскопа изучить детали строения оболочек пищевода и желудка.

Зарисовать и обозначить: эпителий пищевода и желудка, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки желудка и пищевода, мышечная и серозная оболочки, собственные железы пищевода, кардиальные железы пищевода и желудка.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.