Практическое занятие № 27: Эмбриогенез человека — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Практическое занятие № 27: Эмбриогенез человека

2021-04-18 72
Практическое занятие № 27: Эмбриогенез человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Эмбриогенез человека определяется местом ее в системе медицинской подготовки врача. Являясь частью более обширной науки об индивидуальном развитии (онтогенез), эмбриология изучает зародышевую стадию развития, т.е. первые два лунных месяца внутриутробного развития. К концу эмбриональной стадии, т.е. к концу второго лунного месяца зародыш приобретает внешние черты сходные с взрослой особью, с этого момента его принято называть плодом.

Помимо изучения вопросов нормального развития, эмбриология человека исследует также патологические отклонения в ходе развития (патологическая эмбриология) и возникновение врожденных уродств и аномалий (тератология). Все это в равной мере важно для понимания многих проблем медицины. Вот почему изучение эмбриологии человека вместе с анатомией и гистологией входят в фундамент медицинского образования. Вместе с тем, изучение эмбриологии способствует формированию общих биологических представлений.

Система мать – плод возникает в процессе беременности и включает в себя две подсистемы – организм матери и организм плода, а также плаценту, являющуюся связующим звеном между ними. В обеспечении связей в системе мать – плод особо важную роль играет плацента, которая способна не только аккумулировать, но и синтезировать вещества, необходимые для развития плода. Через плаценту между матерью и плодом осуществляются гуморальные и нервные связи. Гуморальный канал связи - самый обширный и информативный. Важным компонентом гуморальных связей являются иммунологические связи, обеспечивающие поддержание иммунного гомеостаза в системе мать – плод. Несмотря на то что организмы матери и плода генетически чужеродны по составу белков, иммунологического конфликта обычно не происходит.

В процессе формирования системы мать – плод существует ряд критических периодов, наиболее важных для установления взаимодействия между двумя системами, направленных на создание оптимальных условий для развития плода.

2. Цель занятия: изучить особенности ранних стадий эмбриогенеза человека, развитие, строение и функции плаценты.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

- характеристику половых клеток человека, оплодотворение и его биологическую значимость;

- тип дробления зиготы человека, строение бластулы, гаструляции, нейруляция и органогенез;

- имплантацию, формирование плаценты, ее тканевой состав, понятие о плацентарном барьере.

должен уметь:

- Читать с помощью микроскопа гистологический препарат плаценты человека и дифференцировать под микроскопом детскую и материнскую части.

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Как происходит дробление зиготы человека?

2. Каковы особенности гаструляции зародыша человека?

3. Когда и как происходит имплантация бластоцисты?

4. Как формируются ворсины хориона?

5. Какие две основные части различают в плаценте. Какова их структура?

6. Как образуются амниотический пузырек и желточный пузырек у зародыша человека?

7. Из каких источников формируется амнион, аллантоис и желточный мешок у человека, их функция?

8. Каковы основные особенности развития зародыша человека?

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Плацента человека (зародышевая, или плодная, часть). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть зародышевую или плодную часть плаценты (с которой связана пуповина), она покрыта амниотической оболочкой, содержащей амниотический эпителий (внезародышевая эктодерма) и внезародышевую соединительную ткань. Основу зародышевой части плаценты составляет хориальная пластинка, в которой содержатся ветви пуповинных сосудов, от хориальной пластинки отходят стволовые ворсинки, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на ветви 2-го и 3-го порядка. В препарате видны срезы различных участков ветвящихся ворсинок. Между лакунами располагаются перегородки (септы),

При большом увеличении микроскопа каждая ворсинка покрыта синцитиотрофобластом. Соединительнотканная основа ворсинок содержит капилляры.

Зарисовать и обозначить: ворсинки хориона, трофобласт, соединительная ткань ворсинок с кровеносными капиллярами.

Плацента человека (материнская часть). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть ворсинки хориона разрушающие ткани эндометрия, и на их месте образуются лакуны, заполненные материнской кровью. Глубокие слои слизистой оболочки матки остаются целыми, образуя базальную пластинку с соединительнотканными септами. Базальный слой эндометрия – соединительная ткань слизистой оболочки матки содержит много децидуальных клеток. Эти крупные, богатые гликогеном, липидами, железом и ферментами клетки соединительной ткани располагаются в глубоких слоях слизистой оболочки матки. Они имеют четкие границы, округлые ядра и оксифильную цитоплазму.

При большом увеличении микроскопа зарисовать и обозначить: базальная пластинка, децидуальные клетки, лакуны с кровью матери.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.