Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-04-18 | 77 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность темы.
Пищевод завершает передний отдел пищеварительной трубки, а с желудка начинается средний отдел ее. Значение этих органов исходит из их функций.
Изучение микроскопического и ультрамикроскопического строения и гистофизиологии желудка, тонкого и толстого кишечника.
Основными функциями тонкого кишечника является переваривание пищи, всасывание и проталкивание химуса в каудальном направлении. В толстом кишечнике происходит всасывание воды из химуса, формирование каловых масс, а также продолжение переваривания пищи за счет действия ферментов, попавших сюда из тонкой кишки.
2. Цель занятия: знать источники развития, микроскопического и ультрамикроскопического строения, гистофизиологию желудка и кишечника.
Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:
должен знать:
- тканевой состав и гистологическое строение желудка, строение желез желудка, структурно-функциональные особенности всех клеток, составляющих железы желудка;
- микро- и ультрамикроскопическое строение различных видов эпителия слизистой, мышечной и серозной оболочек;
- особенности крово - и лимфообращения кишечника;
- эндокринную систему (ДЭС).
должен уметь:
1. В препарате «фундальная часть желудка» найти желудочные ямки, слизистую оболочку с однослойным призматическим железистым эпителием, собственный слой, мышечный слой, подслизистый слой, фундальные железы с шеечными, мукоцитами, главными и обкладочными клетками, а также мышечную и серозную оболочку.
2. В препарате «пилорическая часть желудка» найти пилорические железы с шеечными клетками и мукоцитами.
3. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат тонкого кишечника и дифференцировать под микроскопом двенадцатиперстную, тощую и подвздошную.
|
4. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат толстого кишечника и дифференцировать под микроскопом ободочную кишку и червеобразный отросток.
3.Вопросы для самоподготовки:
1. Развитие и общая морфо - функциональная характеристика пищеварительной системы.
2. Особенности строения стенки различных отделов желудка. Железы желудка, их строение и клеточный состав.
3. Микро - и ультрамикроскопическое строение клеток желез и их гистофизиологию.
4. Тонкий кишечник. Функциональная и морфологическая характеристика и тканевой состав ворсинок. Ультрамикроскопическое строение кишечного эпителия.
5. Особенности строения и функции различных отделов тонкойкишки.
6. Структурные и функциональные особенности различных отделов толстой кишки. Нервные сплетения кишечника.
4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.
7.Структура занятий (технологическая карта)
Этапы занятия их содержание | Время в мин. | Наглядные пособия | Цель и характер деятельности | ||
обучающегося | преподавателя | ||||
1 | Организационная | 3 | Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине | ||
2 | Контроль исходных знаний | 15 | тесты | Решение типовых тестов | Контроль исходных знаний обучающегося |
3 | Вводная часть | 2 | Знание цели занятия | Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы | |
4 | Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) | 35 | таблицы, слайды | Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы | |
5 | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя | 60 | таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника | Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов | Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий |
6 | Контроль конечного уровня знаний | 20 | тесты, ситуационные задачи | Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине | Контроль усвоения темы занятия |
8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).
|
Учебные препараты.
Дно и тело желудка (собственные железы). Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа в стенке желудка найти слизистую оболочку, обратить внимание неровность ее рельефа, обусловленную наличием желудочных ямок.
В слизистой оболочке рассмотреть однослойный приматический железистый эпителий, собственный, мышечный и подслизистый слои. В собственном слое отыскать собственные (фундальные) железы, представленные плотно прилегающими друг к другу трубочками. Найти мышечную и серозную оболочки.
При большом увеличении обратить особое внимание на строение собственных желез; найти в их стенке наиболее многочисленные главные клетки с базофильной цитоплазмой, париетальные (обкладочные) клетки с оксифильной цитоплазмой, слизистые шеечные клетки и эндокринные клетки.
Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, однослойный призматический железистый эпителий, собственный, мышечный, подслизистый слои слизистой оболочки, собственные железы (главные и париетальные клетки, слизистые шеечные, эндокринные клетки), мышечная и серозная оболочки.
Пилорическая часть желудка. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа рассмотреть оболочки желудка, выявить отличительные особенности в структуре слизистой: глубокие желудочные ямки, редкое расположение и значительное разветвление пилорических желез (большинство секреторных отделов срезано поперек и косо).
|
При большом увеличении в пилорических железах отметить особенности в клеточном составе: мало париетальных (обкладочных) или они отсутствуют, и много слизистых, есть отдельные эндокринные клетки.
Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, эпителий, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки, желудочные ямки, пилорические железы, мышечная и серозная оболочки.
Тонкая кишка (двенадцатиперстная кишка). Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа найти слизистую оболочку с кишечными ворсинками, выступающими в просвет кишки, и кишечными криптами (железы), вдающимися в виде эпителиальных трубок в собственный слой слизистой оболочки. Отыскать мышечный слой слизистой оболочки. В подслизистом слое рассмотреть концевые отделы сложных трубчато-альвеолярных дуоденальных желез. Найти мышечную оболочку с ее внутренним и наружным слоями, серозную оболочку.
При большом увеличении изучить строение однослойного призматического каемчатого эпителия, выстилающего ворсинки и крипты, среди них бледно окрашенные бокаловидные клетки. Рассмотреть собственный и мышечный слои слизистой оболочки. Изучить детали строения подслизистого слоя с концевыми отделами дуоденальных желез, а также мышечной и серозной оболочек. Между слоями мышечной оболочки рассмотреть интрамуральные ганглии.
Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, каемчатый эпителий с бокаловидными клетками, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки, дуоденальные железы, мышечная и серозная оболочки.
Тонкая кишка (тощая). Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа найти оболочки тощей кишки, отметив ее отличия от двенадцатиперстной кишки (более длинные и тонкие ворсинки, отсутствие дуоденальных желез).
При большом увеличении изучить ворсинку с эпителием, собственным слоем, кишечные крипты, расположенные в собственном слое, мышечную оболочку (циркулярные и продольные слои миоцитов), серозную оболочку.
Зарисовать и обозначить: ворсинки, крипты, эпителий, собственный слой, мышечная оболочка, серозная оболочка.
|
Толстая кишка. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа обратить внимание на принципиальные отличия слизистой оболочки толстой кишки от слизистой оболочки тонкого (отсутствие ворсинок, очень большое количество глубоких крипт и бокаловидных клеток).
При большом увеличении изучить и зарисовать однослойный призматический эпителий с большим количеством бокаловидных клеток, собственный слой с криптами и фиолетового цвета лимфоидными фолликулами, мышечный и подслизистый слои, а также мышечную и серозную оболочки.
Червеобразный отросток. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа найти узкий просвет отростка, в стенке его рассмотреть слизистую, мышечную и серозную оболочки, обратив внимание на соотношение их толщины. В слизистой оболочке отыскать неглубокие и редко расположенные крипты, отметить диффузную инфильтрацию собственного слоя слизистой оболочки лимфоцитами и слабую выраженность мышечного слоя слизистой. В подслизистом слое обратить внимание на большое количество лимфоидных фолликулов, нередко сливающихся с лимфоидной тканью собственного слоя. Рассмотреть мышечную и серозную оболочки.
При большом увеличении изучить детали строения оболочек и слоев червеобразного отростка.
Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, эпителий, крипты, собственны, мышечный и подслизистый слои, лимфоидные фолликулы, мышечная и серозная оболочки.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!