Практическое занятие №21: Желудок. Кишечник — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Практическое занятие №21: Желудок. Кишечник

2021-04-18 77
Практическое занятие №21: Желудок. Кишечник 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Пищевод завершает передний отдел пищеварительной трубки, а с желудка начинается средний отдел ее. Значение этих органов исходит из их функций.

Изучение микроскопического и ультрамикроскопического строения и гистофизиологии желудка, тонкого и толстого кишечника.

Основными функциями тонкого кишечника является переваривание пищи, всасывание и проталкивание химуса в каудальном направлении. В толстом кишечнике происходит всасывание воды из химуса, формирование каловых масс, а также продолжение переваривания пищи за счет действия ферментов, попавших сюда из тонкой кишки.

2. Цель занятия: знать источники развития, микроскопического и ультрамикроскопического строения, гистофизиологию желудка и кишечника.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

- тканевой состав и гистологическое строение желудка, строение желез желудка, структурно-функциональные особенности всех клеток, составляющих железы желудка;

- микро- и ультрамикроскопическое строение различных видов эпителия слизистой, мышечной и серозной оболочек;

- особенности крово - и лимфообращения кишечника;

- эндокринную систему (ДЭС).

должен уметь:

1. В препарате «фундальная часть желудка» найти желудочные ямки, слизистую оболочку с однослойным призматическим железистым эпителием, собственный слой, мышечный слой, подслизистый слой, фундальные железы с шеечными, мукоцитами, главными и обкладочными клетками, а также мышечную и серозную оболочку.

2. В препарате «пилорическая часть желудка» найти пилорические железы с шеечными клетками и мукоцитами.

3. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат тонкого кишечника и дифференцировать под микроскопом двенадцатиперстную, тощую и подвздошную.

4. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат толстого кишечника и дифференцировать под микроскопом ободочную кишку и червеобразный отросток.

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Развитие и общая морфо - функциональная характеристика пищеварительной системы.

2. Особенности строения стенки различных отделов желудка. Железы желудка, их строение и клеточный состав.

3. Микро - и ультрамикроскопическое строение клеток желез и их гистофизиологию.

4. Тонкий кишечник. Функциональная и морфологическая характеристика и тканевой состав ворсинок. Ультрамикроскопическое строение кишечного эпителия.

5. Особенности строения и функции различных отделов тонкойкишки.

6. Структурные и функциональные особенности различных отделов толстой кишки. Нервные сплетения кишечника.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Дно и тело желудка (собственные железы). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа в стенке желудка найти слизистую оболочку, обратить внимание неровность ее рельефа, обусловленную наличием желудочных ямок.

В слизистой оболочке рассмотреть однослойный приматический железистый эпителий, собственный, мышечный и подслизистый слои. В собственном слое отыскать собственные (фундальные) железы, представленные плотно прилегающими друг к другу трубочками. Найти мышечную и серозную оболочки.

При большом увеличении обратить особое внимание на строение собственных желез; найти в их стенке наиболее многочисленные главные клетки с базофильной цитоплазмой, париетальные (обкладочные) клетки с оксифильной цитоплазмой, слизистые шеечные клетки и эндокринные клетки.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, однослойный призматический железистый эпителий, собственный, мышечный, подслизистый слои слизистой оболочки, собственные железы (главные и париетальные клетки, слизистые шеечные, эндокринные клетки), мышечная и серозная оболочки.

Пилорическая часть желудка. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть оболочки желудка, выявить отличительные особенности в структуре слизистой: глубокие желудочные ямки, редкое расположение и значительное разветвление пилорических желез (большинство секреторных отделов срезано поперек и косо).

При большом увеличении в пилорических железах отметить особенности в клеточном составе: мало париетальных (обкладочных) или они отсутствуют, и много слизистых, есть отдельные эндокринные клетки.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, эпителий, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки, желудочные ямки, пилорические железы, мышечная и серозная оболочки.

Тонкая кишка (двенадцатиперстная кишка). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти слизистую оболочку с кишечными ворсинками, выступающими в просвет кишки, и кишечными криптами (железы), вдающимися в виде эпителиальных трубок в собственный слой слизистой оболочки. Отыскать мышечный слой слизистой оболочки. В подслизистом слое рассмотреть концевые отделы сложных трубчато-альвеолярных дуоденальных желез. Найти мышечную оболочку с ее внутренним и наружным слоями, серозную оболочку.

При большом увеличении изучить строение однослойного призматического каемчатого эпителия, выстилающего ворсинки и крипты, среди них бледно окрашенные бокаловидные клетки. Рассмотреть собственный и мышечный слои слизистой оболочки. Изучить детали строения подслизистого слоя с концевыми отделами дуоденальных желез, а также мышечной и серозной оболочек. Между слоями мышечной оболочки рассмотреть интрамуральные ганглии.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, каемчатый эпителий с бокаловидными клетками, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки, дуоденальные железы, мышечная и серозная оболочки.

Тонкая кишка (тощая). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти оболочки тощей кишки, отметив ее отличия от двенадцатиперстной кишки (более длинные и тонкие ворсинки, отсутствие дуоденальных желез).

При большом увеличении изучить ворсинку с эпителием, собственным слоем, кишечные крипты, расположенные в собственном слое, мышечную оболочку (циркулярные и продольные слои миоцитов), серозную оболочку.

Зарисовать и обозначить: ворсинки, крипты, эпителий, собственный слой, мышечная оболочка, серозная оболочка.

Толстая кишка. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа обратить внимание на принципиальные отличия слизистой оболочки толстой кишки от слизистой оболочки тонкого (отсутствие ворсинок, очень большое количество глубоких крипт и бокаловидных клеток).

При большом увеличении изучить и зарисовать однослойный призматический эпителий с большим количеством бокаловидных клеток, собственный слой с криптами и фиолетового цвета лимфоидными фолликулами, мышечный и подслизистый слои, а также мышечную и серозную оболочки.

Червеобразный отросток. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти узкий просвет отростка, в стенке его рассмотреть слизистую, мышечную и серозную оболочки, обратив внимание на соотношение их толщины. В слизистой оболочке отыскать неглубокие и редко расположенные крипты, отметить диффузную инфильтрацию собственного слоя слизистой оболочки лимфоцитами и слабую выраженность мышечного слоя слизистой. В подслизистом слое обратить внимание на большое количество лимфоидных фолликулов, нередко сливающихся с лимфоидной тканью собственного слоя. Рассмотреть мышечную и серозную оболочки.

При большом увеличении изучить детали строения оболочек и слоев червеобразного отростка.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, эпителий, крипты, собственны, мышечный и подслизистый слои, лимфоидные фолликулы, мышечная и серозная оболочки.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.