Практическое занятие №18: Кожа и ее производные. Дыхательная система — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Практическое занятие №18: Кожа и ее производные. Дыхательная система

2021-04-18 97
Практическое занятие №18: Кожа и ее производные. Дыхательная система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Кожа является покровным органом, поэтому главной ее функцией является защита организма от повреждающих воздействий факторов (механические, химические, бактериальные, лучевые и др.), окружающей среды и участие в поддержании постоянства внутренней среды. Кроме того кожа участвует в выполнении функции терморегуляции, водно-солевого, выделении шлаков, депонирование крови, а также является обширным рецепторным полем, благодаря чему опосредует приток информации из окружающей среды. Поэтому не случайно при осмотре больного большое значение придается изучению состояния кожи - обращают внимание на цвет, температуру тургор, эластичность, влажность, чувствительность даже на запах. Кожа состоит из двух главных частей: эпидермиса — многослойного плоского ороговевающего эпителия и дермы - соединительно-тканной основы кожи.

Производными кожи являются волосы (длинные, щетинистые и тушновые), ногти сальные потовые и молочные железы. Последние функционально связаны с женской половой системой и рассматриваются в этом разделе.

При изучении органов дыхания необходимо отметить зависимость структуры различных отделов воздухопроводящих путей и респираторных отделов от выполняемой ими функции. Так, благодаря наличию в воздухопроводящих путях мерцательного эпителия, желез, обильной капиллярной сети, воздух очищается, увлажняется и согревается. Наличие в стенке воздухоносных путей хряща способствует свободному продвижению воздуха. В мелких бронхах и бронхиолах прохождение возду­ха обеспечивается хорошо развитой мускулатурой. Особенности структуры стенки альвеол и специфика кровообращения в легких обуславливают функцию газообмена.

Дыхательная система объединяет группу органов, общей функцией которых является обеспечение дыхания (насыщение крови кислородом и удаление из крови дву­окиси углерода). Дыхательная система состоит из двух главных отделов: воздухоносных путей и респираторного отдела.

В наше время, когда до предела возросла загрязненность окружающей среды (земли, воды и, особенно, вдыхаемого воздуха), резко возросла заболеваемость органов дыхательной системы — этой одной из наиболее жизненно важных систем организма. Поэтому, знание морфофункциональных особенностей дыхательной системы позволит студентам-медикам и в дальнейшем врачам глубже вникать в суть патологических процессов этих органов, что послужит более точной профилактике, и, в случае на­добности, диагностике и правильному лечению их.

2. Цель занятия: изучить источники развития, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, функции и регенерацию кожи и ее производных.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

- источники и эмбриональное развитие кожи и ее производных;

- строение, функцию и особенности регенерации многослойного плоского ороговевающего эпителия;

- ультраструктуру тонофибрилл, десмосом в эпителиоцитах;

- тканевой состав, гистологическое строение и функции слоев дермы;

- гистологическое строение потовых желез, отличительные особенности их разновидностей;

- гистологическое строение, функции сальных желез;

- гистологическое строение, разновидности, функции роговых производных кожи (волосы, ногти);

- микроскопическое и ультрамикроскопическое строение органов дыхательной системы и гистофизиологию их структурных компонентов.

- эмбриональное развитие дыхательной системы;

- особенности кровоснабжения легкого;

- строение трахеи, тканевой ее состав;

- подчеркнуть функцию внелегочных воздухоносных путей (проведение воздуха, согревание, увлажнение и очищение его; защитная функция, участие в звуко- и речеобразовании).

- Строение легкого, а в нем:

а.) бронх среднего калибра, где указать:

- слизистую оболочку из многорядного реснитчатого эпителия, собственную пластинку слизистой оболочки,

- подслизистую основу с железами,

- хрящевые островки фиброзно-хрящевой оболочки,

- наружную соединительнотканную оболочку,

- бронх малого калибра

- альвеолярное дерево (ацинус) — представляет собой разветвление терминальной бронхиолы и состоит из:

- респираторных бронхиол,

- альвеолярных ходов,

- альвеолярных мешочков.

- Регенерацию дыхательной системы.

- Возрастные особенности строения легкого новорожденного, детей раннего возраста, при старении организма, легкое мертворожденного (недышавшее), легкое курильщика.

должен уметь:

1. Находить, дифференцировать в микропрепарате эпидермис, его слои; дать морфологическую характеристику клеток эпидермиса.

2. Находить и идентифицировать в электронограммах эпителиоцитов эпидермиса, тонофибриллы, десмосомы, гранулы меланина.

3. Находить и дифференцировать в микропрепарате тканевые элементы сетчатого и сосочкового слоев дермы.

4. Находить и дифференцировать концевые отделы, выводные протоки сальных и потовых желез.

5. Находить и дифференцировать, дать морфологическое описание составных частей волос.

6. Находить и дифференцировать в микропрепарате составные элементы ногтя.

7. «Читать» с помощью микроскопа гистологические препараты:

а) трахея — в ней находить и дифференцировать микроскопические структуры:

- слизистую оболочку,

- многорядный мерцательный эпителий,

- собственную пластинку слизистой,

- подслизистую основу с железами,

- фиброзно-мышечную оболочку,

- наружную адвентициальную.

8. Дифференцировать препараты легкого новорожденного и взрослого.

9. «Читать» препарат легкого, разобраться в его составе как паренхиматозного органа, в строении легочного ацинуса.

10. «Читать» электронограммы:

- большой гранулярный альвеолоцит (альвеолоцит II типа),

- альвеолоцит I типа,

- альвеолярный макрофаг курильщика.

11. Составить протоколы и дать устное описание микропрепаратов и электропограмм трахеи и легкого.

3.Вопросы для самоподготовки:

  1. Эмбриональные источники развития эпидермоцитов, меланоцитов, клеток Лангерганса, дермы.
  2. Строение эпидермиса. Микро- и ультраструктура клеточных популяций эпидермиса. Топографические особенности строения эпидермиса.
  3. Гистологическое строение и функции сосочкового и сетчатого слоев дермы.
  4. Гистологическое строение потовых желез. Разновидности потовых желез, их отличия в строении и функции.
  5. Микро- и ультраструктура, функция сальных желез.
  6. Гистологическое строение, функции роговых производных кожи - волос и ногтей
  7. Общая характеристика органов дыхания (состав ифункция).
  8. Развитие органов дыхания в антенатальном и постнатальномпериодах.
  9. Строение слизистой оболочки носовой полости, ее дыхательной и обонятельной областей.
  10. Гортань, ее строение и функции. Особенности строения голосовых связок.
  11. Трахея и главные бронхи, их гистофункциональные особенности.
  12. Легкое. Общий принцип строения.
  13. Особенности строения крупных бронхов - долевых или зональных (бронхов I порядка), сегментарных (бронхов II порядка).
  14. Структурныеразличия между мелкими и средними бронхами. Строение и функциональные особенности бронхиол.
  15. Респираторный отдел. Состав ацинусов. Строение респираторных бронхиол, альвеолярных ходов, альвеолярных мешков.
  16. Современные представления о микроскопическом и ультрамикроскопическом строении альвеол.
  17. Особенности кровообращения легкого, его иннервация, регенерация органов дыхания.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Кожа пальца. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть эпидермис, сосочковый и сетчатый слои дермы, подкожную жировую клетчатку, потовые и сальные железы.

При большом увеличении изучить строение слоев эпидермиса и детально ознакомиться со строением сосочкового и сетчатого слоев дермы.

Зарисовать и обозначить: эпидермис с базальным слоем, шиповатым, зернистым, блестящим и роговым слоями; дерму с сосочковым и сетчатым слоями и кожными железами.

Кожа с волосом. Окраска гематоксилин-эозин.

Кожа волосистой части является «тонкой кожей» - роговой слой очень тонкий, блестящий слой отсутствует, зернистый слой состоит из
1-2 слоев клеток. Сосочки дермы менее выражены, чем в коже пальцев.

Отличительной особенностью препарата является наличие волос и сальных желез. В стержне волоса выделяется центральное мозговое вещество, по периферии корковое вещество более темного цвета и один слой плоских клеток на поверхности – кутикула. Корень волоса заканчивается расширением – луковицей с сосочком и мешочком. Найти альвеолярные сальные железы, расположенные рядом с волосом, а на границе с подкожной клетчаткой располагаются концевые отделы потовых желез.

Зарисовать и обозначить: эпидермис, дерма, корень волоса, луковица, волосяной сосочек, волосяная сумка, сальная и потовая железы.

Трахея. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть в стенке трахеи слизистую, фиброзно-хрящевую и адвентициальную оболочки.

При большом увеличении изучить строение слизистой оболочки с многорядным мерцательным эпителием, соединительнотканным собственным слоем и подслизистой основой слизистой оболочки с железами. В фиброзно-хрящевой оболочке рассмотреть гиалиновый хрящ с надхрящницей; в местах соединения хрящевых полуколец отыскать гладкие мышечные клетки. В адвентициальной оболочке найти волокна и клетки рыхлой соединительной ткани.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка с однослойным многорядным мерцательным эпителием, собственным и подслизистым слоями, железы, фиброзно-хрящевая оболочка, адвентициальная оболочка.

Легкое. Окраска гематоксилин-эозин.

При обзорном осмотре препарата рассмотреть многочисленные альвеолы, имещие вид тонкостенных пузырьков. Найти бронхи и по диаметру просвета, наличию или отсутствию в их стенке слизистых желез и хрящевых пластинок определить их тип. В прослойках соединительной ткани определить кровеносные сосуды и лимфоидные фолликулы.

При большом увеличении микроскопа в альвеолах выделить альвеолоциты. В стенках мелких бронхов рассмотреть эпителий, соединительнотканный и мышечный слои. Обратить внимание на значительную толщину мышечного слоя в слизистой оболочке мелких бронхов и отсутствие хряща. В среднем бронхе рассмотреть однослойный многорядный мерцательный эпителий, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки с железами; в фиброзно-хрящевой оболочке найти пластинки эластического хряща и изучить соединительнотканные волокна и клетки адвентициального слоя.

Зарисовать и обозначить: альвеолы, мелкие бронхи, бронхи среднего калибра с их оболочками и слоями, прослойки интерстициальной ткани, кровеносные сосуды, лимфоидные фолликулы.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.