Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-04-18 | 97 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность темы.
Кожа является покровным органом, поэтому главной ее функцией является защита организма от повреждающих воздействий факторов (механические, химические, бактериальные, лучевые и др.), окружающей среды и участие в поддержании постоянства внутренней среды. Кроме того кожа участвует в выполнении функции терморегуляции, водно-солевого, выделении шлаков, депонирование крови, а также является обширным рецепторным полем, благодаря чему опосредует приток информации из окружающей среды. Поэтому не случайно при осмотре больного большое значение придается изучению состояния кожи - обращают внимание на цвет, температуру тургор, эластичность, влажность, чувствительность даже на запах. Кожа состоит из двух главных частей: эпидермиса — многослойного плоского ороговевающего эпителия и дермы - соединительно-тканной основы кожи.
Производными кожи являются волосы (длинные, щетинистые и тушновые), ногти сальные потовые и молочные железы. Последние функционально связаны с женской половой системой и рассматриваются в этом разделе.
При изучении органов дыхания необходимо отметить зависимость структуры различных отделов воздухопроводящих путей и респираторных отделов от выполняемой ими функции. Так, благодаря наличию в воздухопроводящих путях мерцательного эпителия, желез, обильной капиллярной сети, воздух очищается, увлажняется и согревается. Наличие в стенке воздухоносных путей хряща способствует свободному продвижению воздуха. В мелких бронхах и бронхиолах прохождение воздуха обеспечивается хорошо развитой мускулатурой. Особенности структуры стенки альвеол и специфика кровообращения в легких обуславливают функцию газообмена.
|
Дыхательная система объединяет группу органов, общей функцией которых является обеспечение дыхания (насыщение крови кислородом и удаление из крови двуокиси углерода). Дыхательная система состоит из двух главных отделов: воздухоносных путей и респираторного отдела.
В наше время, когда до предела возросла загрязненность окружающей среды (земли, воды и, особенно, вдыхаемого воздуха), резко возросла заболеваемость органов дыхательной системы — этой одной из наиболее жизненно важных систем организма. Поэтому, знание морфофункциональных особенностей дыхательной системы позволит студентам-медикам и в дальнейшем врачам глубже вникать в суть патологических процессов этих органов, что послужит более точной профилактике, и, в случае надобности, диагностике и правильному лечению их.
2. Цель занятия: изучить источники развития, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, функции и регенерацию кожи и ее производных.
Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:
должен знать:
- источники и эмбриональное развитие кожи и ее производных;
- строение, функцию и особенности регенерации многослойного плоского ороговевающего эпителия;
- ультраструктуру тонофибрилл, десмосом в эпителиоцитах;
- тканевой состав, гистологическое строение и функции слоев дермы;
- гистологическое строение потовых желез, отличительные особенности их разновидностей;
- гистологическое строение, функции сальных желез;
- гистологическое строение, разновидности, функции роговых производных кожи (волосы, ногти);
- микроскопическое и ультрамикроскопическое строение органов дыхательной системы и гистофизиологию их структурных компонентов.
- эмбриональное развитие дыхательной системы;
- особенности кровоснабжения легкого;
- строение трахеи, тканевой ее состав;
- подчеркнуть функцию внелегочных воздухоносных путей (проведение воздуха, согревание, увлажнение и очищение его; защитная функция, участие в звуко- и речеобразовании).
|
- Строение легкого, а в нем:
а.) бронх среднего калибра, где указать:
- слизистую оболочку из многорядного реснитчатого эпителия, собственную пластинку слизистой оболочки,
- подслизистую основу с железами,
- хрящевые островки фиброзно-хрящевой оболочки,
- наружную соединительнотканную оболочку,
- бронх малого калибра
- альвеолярное дерево (ацинус) — представляет собой разветвление терминальной бронхиолы и состоит из:
- респираторных бронхиол,
- альвеолярных ходов,
- альвеолярных мешочков.
- Регенерацию дыхательной системы.
- Возрастные особенности строения легкого новорожденного, детей раннего возраста, при старении организма, легкое мертворожденного (недышавшее), легкое курильщика.
должен уметь:
1. Находить, дифференцировать в микропрепарате эпидермис, его слои; дать морфологическую характеристику клеток эпидермиса.
2. Находить и идентифицировать в электронограммах эпителиоцитов эпидермиса, тонофибриллы, десмосомы, гранулы меланина.
3. Находить и дифференцировать в микропрепарате тканевые элементы сетчатого и сосочкового слоев дермы.
4. Находить и дифференцировать концевые отделы, выводные протоки сальных и потовых желез.
5. Находить и дифференцировать, дать морфологическое описание составных частей волос.
6. Находить и дифференцировать в микропрепарате составные элементы ногтя.
7. «Читать» с помощью микроскопа гистологические препараты:
а) трахея — в ней находить и дифференцировать микроскопические структуры:
- слизистую оболочку,
- многорядный мерцательный эпителий,
- собственную пластинку слизистой,
- подслизистую основу с железами,
- фиброзно-мышечную оболочку,
- наружную адвентициальную.
8. Дифференцировать препараты легкого новорожденного и взрослого.
9. «Читать» препарат легкого, разобраться в его составе как паренхиматозного органа, в строении легочного ацинуса.
10. «Читать» электронограммы:
- большой гранулярный альвеолоцит (альвеолоцит II типа),
- альвеолоцит I типа,
- альвеолярный макрофаг курильщика.
11. Составить протоколы и дать устное описание микропрепаратов и электропограмм трахеи и легкого.
3.Вопросы для самоподготовки:
4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
|
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.
7.Структура занятий (технологическая карта)
Этапы занятия их содержание | Время в мин. | Наглядные пособия | Цель и характер деятельности | ||
обучающегося | преподавателя | ||||
1 | Организационная | 3 | Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине | ||
2 | Контроль исходных знаний | 15 | тесты | Решение типовых тестов | Контроль исходных знаний обучающегося |
3 | Вводная часть | 2 | Знание цели занятия | Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы | |
4 | Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) | 35 | таблицы, слайды | Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы | |
5 | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя | 60 | таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника | Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов | Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий |
6 | Контроль конечного уровня знаний | 20 | тесты, ситуационные задачи | Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине | Контроль усвоения темы занятия |
8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).
|
Учебные препараты.
Кожа пальца. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа рассмотреть эпидермис, сосочковый и сетчатый слои дермы, подкожную жировую клетчатку, потовые и сальные железы.
При большом увеличении изучить строение слоев эпидермиса и детально ознакомиться со строением сосочкового и сетчатого слоев дермы.
Зарисовать и обозначить: эпидермис с базальным слоем, шиповатым, зернистым, блестящим и роговым слоями; дерму с сосочковым и сетчатым слоями и кожными железами.
Кожа с волосом. Окраска гематоксилин-эозин.
Кожа волосистой части является «тонкой кожей» - роговой слой очень тонкий, блестящий слой отсутствует, зернистый слой состоит из
1-2 слоев клеток. Сосочки дермы менее выражены, чем в коже пальцев.
Отличительной особенностью препарата является наличие волос и сальных желез. В стержне волоса выделяется центральное мозговое вещество, по периферии корковое вещество более темного цвета и один слой плоских клеток на поверхности – кутикула. Корень волоса заканчивается расширением – луковицей с сосочком и мешочком. Найти альвеолярные сальные железы, расположенные рядом с волосом, а на границе с подкожной клетчаткой располагаются концевые отделы потовых желез.
Зарисовать и обозначить: эпидермис, дерма, корень волоса, луковица, волосяной сосочек, волосяная сумка, сальная и потовая железы.
Трахея. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа рассмотреть в стенке трахеи слизистую, фиброзно-хрящевую и адвентициальную оболочки.
|
При большом увеличении изучить строение слизистой оболочки с многорядным мерцательным эпителием, соединительнотканным собственным слоем и подслизистой основой слизистой оболочки с железами. В фиброзно-хрящевой оболочке рассмотреть гиалиновый хрящ с надхрящницей; в местах соединения хрящевых полуколец отыскать гладкие мышечные клетки. В адвентициальной оболочке найти волокна и клетки рыхлой соединительной ткани.
Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка с однослойным многорядным мерцательным эпителием, собственным и подслизистым слоями, железы, фиброзно-хрящевая оболочка, адвентициальная оболочка.
Легкое. Окраска гематоксилин-эозин.
При обзорном осмотре препарата рассмотреть многочисленные альвеолы, имещие вид тонкостенных пузырьков. Найти бронхи и по диаметру просвета, наличию или отсутствию в их стенке слизистых желез и хрящевых пластинок определить их тип. В прослойках соединительной ткани определить кровеносные сосуды и лимфоидные фолликулы.
При большом увеличении микроскопа в альвеолах выделить альвеолоциты. В стенках мелких бронхов рассмотреть эпителий, соединительнотканный и мышечный слои. Обратить внимание на значительную толщину мышечного слоя в слизистой оболочке мелких бронхов и отсутствие хряща. В среднем бронхе рассмотреть однослойный многорядный мерцательный эпителий, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки с железами; в фиброзно-хрящевой оболочке найти пластинки эластического хряща и изучить соединительнотканные волокна и клетки адвентициального слоя.
Зарисовать и обозначить: альвеолы, мелкие бронхи, бронхи среднего калибра с их оболочками и слоями, прослойки интерстициальной ткани, кровеносные сосуды, лимфоидные фолликулы.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!