Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-04-18 | 72 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность темы.
В процессе эволюции с появлением многоклеточных организмов возникла необходимость в координации деятельности различных органов, выполняющих специализированные функции. Эта необходимость послужила предпосылкой к возникновению и становлению регуляторных механизмов, ответственных за взаимосвязь отдельных частей сложного организма, обеспечение его целостности, приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды.
К таким регуляторным механизмам относится система желез внутренней секреции. В эндокринную систему входят высокоспециализированные секреторные органы и гормон продуцирующие клетки неэндокринных органов – пищеварения, дыхания, выделения. Для всех компонентов эндокринной системы характерна способность синтезировать и выделять непосредственно в кровь и лимфу гормоны – биологически активные, строгоспецифичные вещества, которые совместно с нервной системой регулируют уровень обмена и функциональную активность клеток, органов и систем организма.
Периферические железы вырабатывают гормоны, которые оказывают определенное воздействие на обменные процессы и функции органов.
2. Цель занятия: изучение микроскопического и ультрамикроскопического строения и гистофизиологии центральных органов эндокринной системы – гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, а также взаимодействия различных звеньев эндокринной системы. Знать эмбриональные источники и процесс развития, микроскопическое строение и функциональную характеристику щитовидной, паращитовидной желез и надпочечника; особенности взаимодействия их с гипофизом; возрастные изменения.
Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:
|
должен знать:
-классификацию эндокринных желез
-общую характеристику желез внутренней секреции
-развитие и строение щитовидной железы
-развитие и строение паращитовидной железы
-развитие и строение надпочечника
-название гормонов данных желез и их действие на организм человека
-возрастные особенности данных желез.
должен уметь:
1) прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат гипофиза, при этом находить и дифференцировать следующие структурные образования:
- передняя доля аденогипофиза
-промежуточная доля аденогипофиза
-задняя доля (нейрогипофиза)
-хромофобные и хромофилдьные (ацидофильные, базофильные) эндокриноциты
передней доли аденогипофиза
-базофильные эндокриноциты промежуточной доли аденогипофиза
-питуициты нейрогипофиза
2) находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза:
-капсула и прослойки соединительной ткани
-долька эпифиза
-пинеалоциты;
3) источники развития аденогипофиза и нейрогипофиза, эпифиза
- тканевой состав и гистологическое строение аденогипофиза, нейрогипофиза и эпифиза
- тканевой состав и гистоструктуру гипоталамуса с определением нейросекреторныъх клеток и знанием их функционального назначения,
- ультраструктуру и функции хромофобных и хромофильных эндокриноцитов аденогипофиза, базофильных эндокриноцитов промежуточной части аденогипофиза, питуицитов, пинеалоцитов.
4) прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат «щитовидная железа» и дифференцировать следующие структурные образования:
- капсула, долька, соединительнотканные перегородки, фолликул, интерфолликулярные островки, коллоид.
5) определить на рисунках гистопрепаратов:
-гипофункцию железы,
-гиперфункцию железы.
6) прочитать электронограмму стенки фолликула и определить тип тироцита.
7) выделить при микроскопировании гистопрепарата «паращитовидная железа»:
- капсулу, трабекулы, паратироциты.
|
8) прочитать под микроскопом гистопрепарат «надпочечник» и дифференцировать структуры:
- капсула, корковое и мозговое вещество паренхимы, зоны коркового вещества (клубочковая, пучковая, и сетчатая), кровеносные капилляры мозгового вещества.
9) прочитать электронограмму хромаффинных клеток мозгового вещества надпочечников.
3.Вопросы для самоподготовки:
4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.
7.Структура занятий (технологическая карта)
Этапы занятия их содержание | Время в мин. | Наглядные пособия | Цель и характер деятельности | ||
обучающегося | преподавателя | ||||
1 | Организационная | 3 | Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине | ||
2 | Контроль исходных знаний | 15 | тесты | Решение типовых тестов | Контроль исходных знаний обучающегося |
3 | Вводная часть | 2 | Знание цели занятия | Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы | |
4 | Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) | 35 | таблицы, слайды | Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы | |
5 | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя | 60 | таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника | Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов | Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий |
6 | Контроль конечного уровня знаний | 20 | тесты, ситуационные задачи | Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине | Контроль усвоения темы занятия |
8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).
|
Учебные препараты.
Гипофиз. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении рассмотреть общую конструкцию гипофиза: интенсивно окрашенную переднюю долю с большим количеством эпителиальных клеток и кровеносных сосудов; светло-розовую, бедную клеточными элементами заднюю долю; промежуточную часть, которая на препарате в виде фиолетовой полоски эпителиальных клеток окружает заднюю долю; туберальную часть, прилегающую сверху к передней доле.
При большом увеличении в передней доле отыскать хромофильные и хромофобные клетки, изучить их расположение, вид, цвет, форму, величину. Рассмотреть клетки и ложные фолликулы промежуточной части, клетки питуициты и глиальные клетки в задней доле, базофильные эпителиальные клетки в туберальной части.
Зарисовать препарат и сделать соответствующие обозначения.
Эпифиз. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа рассмотреть общий принцип строения эпифиза: капсулу, соединительнотканные прослойки, дольки железы, паренхиму железы.
При большом увеличении в составе паренхимы железы выделить в центральной части дольки клетки отростчатой формы – пинеалоциты. По периферии дольки найдите мелкие клетки отростчатой формой и определите их как глиоциты.
|
Зарисовать и обозначить: капсула, долька, пинеалоциты, поддерживающие глиоциты.
Щитовидная железа. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа рассмотреть строму органа (капсулу и прослойки) и паренхиму (фолликулы, заполненные коллоидом и интерфолликулярные островки).
При большом увеличении в стенке фолликулов рассмотреть фолликулярные и околофолликулярные тироциты. Между фолликулами отыскать интерфолликулярные островки и кровеносные сосуды.
Зарисовать и обозначить: капсула, прослойки, фолликулы, интерфолликулярные островки, кровеносные сосуды.
Околощитовидная железа. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении рассмотреть темно-синюю, овальной формы железу. Найти в ней капсулу, прослойки рыхлой соединительной ткани и тяжи эпителиальных клеток с интенсивно окрашенными ядрами.
При большом увеличении микроскопа определить вид клеток, обратить внимание на оксифильных и главных клеток (паратироцитов) по отношению к кровеносным сосудам (группы и тяжи).
Зарисовать и обозначить: капсула, прослойки, паратироциты, капилляры.
Надпочечник. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении рассмотреть общую конструкцию железы: тонкую розовую капсулу, фиолетового цвета корковое вещество, представленное эпителиальными клетками, расположенными в три зоны (клубочковая, пучковая и сетчатая), светлое мозговое вещество, состоящее из крупных хромаффинных клеток, расположенных вокруг синусоидных капилляров.
При большом увеличении микроскопа изучить детали строения коркового и мозгового вещества.
Зарисовать и обозначить: капсула, корковое вещество с его клубочковой, пучковой и сетчатой зонами и кровеносными капиллярами, мозговое вещество с хромаффинными клеткам и синусоидными капиллярами.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!