Практическое занятие №16: ндокринная система — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Практическое занятие №16: ндокринная система

2021-04-18 72
Практическое занятие №16: ндокринная система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

В процессе эволюции с появлением многоклеточных организмов возникла необходимость в координации деятельности различных органов, выполняющих специализированные функции. Эта необходимость послужила предпосылкой к возникновению и становлению регуляторных механизмов, ответственных за взаимосвязь отдельных частей сложного организма, обеспечение его целостности, приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды.

К таким регуляторным механизмам относится система желез внутренней секреции. В эндокринную систему входят высокоспециализированные секреторные органы и гормон продуцирующие клетки неэндокринных органов – пищеварения, дыхания, выделения. Для всех компонентов эндокринной системы характерна способность синтезировать и выделять непосредственно в кровь и лимфу гормоны – биологически активные, строгоспецифичные вещества, которые совместно с нервной системой регулируют уровень обмена и функциональную активность клеток, органов и систем организма.

Периферические железы вырабатывают гормоны, которые оказывают определенное воздействие на обменные процессы и функции органов.

2. Цель занятия: изучение микроскопического и ультрамикроскопического строения и гистофизиологии центральных органов эндокринной системы – гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, а также взаимодействия различных звеньев эндокринной системы. Знать эмбриональные источники и процесс развития, микроскопическое строение и функциональную характеристику щитовидной, паращитовидной желез и надпочечника; особенности взаимодействия их с гипофизом; возрастные изменения.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

-классификацию эндокринных желез

-общую характеристику желез внутренней секреции

-развитие и строение щитовидной железы

-развитие и строение паращитовидной железы

-развитие и строение надпочечника

-название гормонов данных желез и их действие на организм человека

-возрастные особенности данных желез.

должен уметь:

1) прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат гипофиза, при этом находить и дифференцировать следующие структурные образования:

- передняя доля аденогипофиза

-промежуточная доля аденогипофиза

-задняя доля (нейрогипофиза)

-хромофобные и хромофилдьные (ацидофильные, базофильные) эндокриноциты

передней доли аденогипофиза

-базофильные эндокриноциты промежуточной доли аденогипофиза

-питуициты нейрогипофиза

2) находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза:

-капсула и прослойки соединительной ткани

-долька эпифиза

-пинеалоциты;

3) источники развития аденогипофиза и нейрогипофиза, эпифиза

- тканевой состав и гистологическое строение аденогипофиза, нейрогипофиза и эпифиза

- тканевой состав и гистоструктуру гипоталамуса с определением нейросекреторныъх клеток и знанием их функционального назначения,

- ультраструктуру и функции хромофобных и хромофильных эндокриноцитов аденогипофиза, базофильных эндокриноцитов промежуточной части аденогипофиза, питуицитов, пинеалоцитов.

4) прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат «щитовидная железа» и дифференцировать следующие структурные образования:

- капсула, долька, соединительнотканные перегородки, фолликул, интерфолликулярные островки, коллоид.

5) определить на рисунках гистопрепаратов:

-гипофункцию железы,

-гиперфункцию железы.

6) прочитать электронограмму стенки фолликула и определить тип тироцита.

7) выделить при микроскопировании гистопрепарата «паращитовидная железа»:

- капсулу, трабекулы, паратироциты.

8) прочитать под микроскопом гистопрепарат «надпочечник» и дифференцировать структуры:

- капсула, корковое и мозговое вещество паренхимы, зоны коркового вещества (клубочковая, пучковая, и сетчатая), кровеносные капилляры мозгового вещества.

9) прочитать электронограмму хромаффинных клеток мозгового вещества надпочечников.

3.Вопросы для самоподготовки:

  1. Классификация эндокринных желез.
  2. Эмбриональные источники и развитие бронхиогенной группы желез: щитовидной и паращитовидной.
  3. Морфофункциональная характеристика щитовидной железы, возрастные особенности.
  4. Морфофункциональная характеристика щитовидной железы, возрастные особенности.
  5. Эмбриональные источники и развитие надпочечника.
  6. Морфофункциональная характеристика коркового и мозгового вещества надпочечника, возрастные особенности.
  7. Понятие о диффузной эндокринной системе, определение роли гормон продуцирующих клеток в регуляции функций органов и систем.
  8. Морфофункциональная характеристика эндокринных желез.
  9. Эмбриональные источники и развитие желез внутренней секреции: гипоталамуса, гипофиза, эпифиза.
  10. тканевый, клеточный состав гипофиза, ультраструктура и функциональное назначение клеток аденогипофиза и нейрогипофиза.
  11. Гипоталамогипофизарная система. Особенности организации и функции нейросекреторных клеток.
  12. Строение, секреторные функции эпифиза, роль эпифиза в эндокринной системе.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

 Гипофиз. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть общую конструкцию гипофиза: интенсивно окрашенную переднюю долю с большим количеством эпителиальных клеток и кровеносных сосудов; светло-розовую, бедную клеточными элементами заднюю долю; промежуточную часть, которая на препарате в виде фиолетовой полоски эпителиальных клеток окружает заднюю долю; туберальную часть, прилегающую сверху к передней доле.

При большом увеличении в передней доле отыскать хромофильные и хромофобные клетки, изучить их расположение, вид, цвет, форму, величину. Рассмотреть клетки и ложные фолликулы промежуточной части, клетки питуициты и глиальные клетки в задней доле, базофильные эпителиальные клетки в туберальной части.

Зарисовать препарат и сделать соответствующие обозначения.

Эпифиз. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть общий принцип строения эпифиза: капсулу, соединительнотканные прослойки, дольки железы, паренхиму железы.

При большом увеличении в составе паренхимы железы выделить в центральной части дольки клетки отростчатой формы – пинеалоциты. По периферии дольки найдите мелкие клетки отростчатой формой и определите их как глиоциты.

Зарисовать и обозначить: капсула, долька, пинеалоциты, поддерживающие глиоциты.

Щитовидная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть строму органа (капсулу и прослойки) и паренхиму (фолликулы, заполненные коллоидом и интерфолликулярные островки).

При большом увеличении в стенке фолликулов рассмотреть фолликулярные и околофолликулярные тироциты. Между фолликулами отыскать интерфолликулярные островки и кровеносные сосуды.

Зарисовать и обозначить: капсула, прослойки, фолликулы, интерфолликулярные островки, кровеносные сосуды.

Околощитовидная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть темно-синюю, овальной формы железу. Найти в ней капсулу, прослойки рыхлой соединительной ткани и тяжи эпителиальных клеток с интенсивно окрашенными ядрами.

При большом увеличении микроскопа определить вид клеток, обратить внимание на оксифильных и главных клеток (паратироцитов) по отношению к кровеносным сосудам (группы и тяжи).

Зарисовать и обозначить: капсула, прослойки, паратироциты, капилляры.

Надпочечник. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть общую конструкцию железы: тонкую розовую капсулу, фиолетового цвета корковое вещество, представленное эпителиальными клетками, расположенными в три зоны (клубочковая, пучковая и сетчатая), светлое мозговое вещество, состоящее из крупных хромаффинных клеток, расположенных вокруг синусоидных капилляров.

При большом увеличении микроскопа изучить детали строения коркового и мозгового вещества.

Зарисовать и обозначить: капсула, корковое вещество с его клубочковой, пучковой и сетчатой зонами и кровеносными капиллярами, мозговое вещество с хромаффинными клеткам и синусоидными капиллярами.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.