Глава II (мировая философия): Философская традиция против реальной философии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава II (мировая философия): Философская традиция против реальной философии

2020-12-07 85
Глава II (мировая философия): Философская традиция против реальной философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собеседники: философское сообщество всех времен и народов.

Место: Воображение.

Время: Не имеет значения.

Ситуация: Еретик представил себе множество собеседников.

 

Еретик

 

Вот мы и встретились, европейские философы. Если честно, мне очень жалко, что философия из творческого процесса создания новых смыслов превратилась в монополистичную традицию. Я всегда определял философию как само продуктивное мышление, но со времен Платона такое понимание философии стало сомнительным, потому что философы стали сторонниками тех или иных традиций.

 

Платон

 

И в чем же моя вина?

 

Еретик

 

Возможно, не твоя, но твоих поклонников, которые сделали из философии религию. Впрочем, виноваты в том числе и христиане. Дело в том, что до христиан философский дискурс все еще был плюралистическим. Платон и Аристотель в свое время сильно сузили его, но христиане привели всю философию к одной единственной традиции.

 

Августин

 

Мы с большим уважением отнеслись к философии.

 

Еретик

 

Да, к философии Платона и Аристотеля. Тексты представителей других философских школ были в основном уничтожены вместе с последователями. Ради справедливости следует заметить, что платоников и перипатетиков тоже прикрыли, но в итоге возродили.

 

Томас Аквинат

 

И что ты хочешь этим сказать?

 

Еретик

 

Например, то, что философская традиция была определена не с помощью спора, а с помощью силы. Это ли не должно натолкнуть меня на мысли о том, что направление философской традиции было выбрано во многом случайно и совершенно несправедливо.

 

Хайдеггер

 

Трудно согласиться с таким выводом. Впрочем, я и сам говорю о забвении главного философского вопроса уже во времена Платона и Аристотеля.

 

Еретик

 

Очевидно, что философской традиции в Греции не было. Было множество разнородных философских школ. Некоторые в чем-то сходились, но по многим вопросам они различались. Средние века подарили нам философию одной традиции. На мой взгляд, для философии это довольно гиблое время.

 

Декарт

 

Но потом появился я и все исправил своим радикальным сомнением!

 

Еретик

 

К сожалению, это не совсем так. Дело в том, что Новое время не стало эпохой значительных перемен в философии. Характерной чертой философии Нового времени можно называть диалектический дуализм, который также можно описать в рамках одной философской традиции.

 

Гегель

 

Я был прав!

 

Еретик

 

Если смотреть на отрезке истории Нового времени, то определенно Гегель был прав. Философия Нового времени началась с взаимной борьбы между эмпиризмом и рационализмом, которые в итоге синтезировались в науку в том виде, в каком она нам сейчас известна. Также для Европы характерна борьба материализма и идеализма, рационализма и иррационализма. Каждую философскую эпоху западной философии можно описать такими парными категориями, более того одно учение так или иначе вытекало из другого.

 

Маркс

 

Но в древности было то же самое!

 

Еретик

 

Как по мне, вполне очевидно, что в греческой философии доминировал плюрализм. Учений было много, а факт того, что они вытекали друг из друга довольно легко подвергнуть сомнению. Более того, учения греков довольно сильно отличались друг от друга. Такое разительное отличие не свойственно мыслителям Нового времени.

 

Фуко

 

Зато современность подарила нам много оригинальных философов!

 

Еретик

 

Это тоже не так. Современные философы по большей части продолжатели мыслителей предыдущих поколений. Например, модернизм в философии довольно последовательно перетекает в постмодернизм. Может быть, имеется резкий рывок в виде философии Ницше, но Фридриха без особых проблем помещают в традицию. Если так посмотреть, то философия современности наоборот является наименее оригинальной. Кроме того, современность порвала с традицией создания полноценных философских систем, что привело к частному авторству. Теперь среди философов нет ни одного полноценного системного человека, а все принадлежат к той или иной системе, как будто они адепты.

 

Деррида

 

Я не адепт!

 

Еретик

 

Даже постмодернисты апеллируют к философам предыдущих поколений. Я думаю, вполне доказано, что европейская философия традиционная по своей сути, но есть и настоящая философия.

 

Локк

 

Настоящая философия?

 

Еретик

 

Философия, которая по совместительству является и продуктивным мышлением. Может быть, даже и воображением. Творчеством. Первые философы – творцы уникальных систем. Вторые – эклектики. Сейчас же философия превратилась в сборище адептов традиции. Такая философия не имеет никакого подлинного философского значения. Она продуктивно мертва.

 

Спиноза

 

И зачем нам продуктивность? Все предрешено.

 

Еретик

 

Философия потеряла свою творческую основу. Я думаю, что философия должна порождать концепты, порождать мнения. Если она этого не делает, то все очень плохо в культуре. Современная философия порождает очень мало новых смыслов, потому что порождением занимаются адепты. Впрочем, свои философские рабы были уже у Платона, Аристотеля и многих других создателей школ. Только следует заметить, что адепт не является философом.

 

Фихте

 

Почему?

 

Еретик

 

Потому что позиция адепта обусловлена мнением учителя. Адепту не нужно продуктивно мыслить. Адепту не нужно начинать путь с самого начала. Его мысли уже заданы кем-то другим. Именно поэтому традиционная философия не является философией. Она не порождает ничего нового.

 

Ницше

 

Я согласен с тем, что начиная с Сократа философия в значительной степени испортилась. В ней появились декаденты. И декадентство росло.

 

Еретик

 

Трудно сказать, что упадок произошел во времена Сократа. Собственно, проблема Сократа заключается в том, что он стал идолом философов. Это привело к деградации философии. Я определенно вижу в эпохе эллинизма деградацию по сравнению с эпохой досократиков. Досократики все еще были свободными и мало связанными друг с другом философами. Каждый из них был в чем-то уникален. Они творили универсальные системы, практически не оправдываясь друг перед другом.

 

Конт

 

И что же потом по-вашему произошло?

 

Еретик

 

Наступила эпоха философских традиций. Философы начали собираться вместе под предводительством мудрецов. У каждого учения появились значительные ресурсы для ведения споров и высмеивания оппонентов. Таким образом платоники и перипатетики победили софистов. Возможно, таким образом были побеждены и многие другие.

 

Гегель

 

У вас какая-то альтернативная история.

 

Еретик

 

Не альтернативная. Но откровенно туп тот историк, который думает, что в прошлом было только то, что сохранилось в источниках. Я просто делаю очевидный вывод: скорее всего, в античности существовало намного больше мыслителей, чем мы себе сейчас представляем. Этот вывод в крайней степени вероятен. Довольно трудно себе представить, что мы имеем все данные обо всех проявлениях мысли за всю историю Античности.

 

Рассел

 

Но мы можем предметно говорить только о том, о чем имеем представления.

 

Еретик

 

Не думаю, что в данном вопросе нам помогут какие-то конкретные представления. Я просто делаю вполне очевидный вывод, который сам напрашивается. Собственно, мне очень жаль, что философия стала чем-то почти единым, хотя все начиналось с абсолютного плюрализма.

 

Академический философ

 

Вы пытаетесь размыть понятие философии.

 

Еретик

 

А что такое философия? Просто я не знаю точного определения. Мое определение кажется мне достаточно конкретным и понятным. Философ – это тот, кто продуктивно мыслит. Что значит продуктивно мыслить? Значит, создавать что-то новое. Чем продуктивнее мыслит человек, тем в большей степени он философ.

 

Академический философ

 

Но что такое новизна?

 

Еретик

 

Новизна – вещь довольно понятная, впрочем, глупые люди все равно не смогут отличить нового от старого. В этом я с вами согласен. Потому непонятно, кто будет определять новизну. Я использую для этого свои познания в философии и культуре.

 

Шпенглер

 

Но как же дух культуры? Философия развивается внутри духа культуры.

 

Еретик

 

Конечно, можно сказать и так. Можно предположить, что философия развивается внутри тенденций культуры, но я все же называю философами создателей культур. Философы – это те, кто что-то создает. Чем значительнее созидаемое, тем больше в этом философии.

Я бы даже разделил все на уровни философии. Впрочем, о них я рассуждаю довольно часто. Есть пять уровней состояния мысли: созидающий, эклектический, ученый, адептивный и безумный. Очевидно, что безумцы часто не отдают себе отчет в своих мыслях. Адепты – это те, кто верят в чье-то учение. Ученые – это люди, которые верят в чье-то учение, но по мелочам могут его дорабатывать. Созидающие мыслители – это эклектики и собственно творцы.

Как можно заметить, адепты и ученые – мыслителями уже не являются. Это не философы, а лишь их последователи. Философами можно называть творцов и эклектиков. Эклектики перемешивают элементы чужих взглядов, создавая уникальные системы, а творцы собственно создают эти самые элементы.

 

Кант

 

Но философия работает не так. Все мыслители оказываются так или иначе связаны. Кто-то предлагает свою идейку, хотя его взгляды в целом мало отличаются от взглядов большинства. Вот как это обычно работает.

 

Еретик

 

Безусловно, в этом есть доля правды. Реальная философия все еще не является философией в полной мере. Это некое сборище исторически подтвержденных персонажей, которые занимались некой таинственной сферой. Впрочем, чтобы дать определение философии, я заглядываю в древность.

Именно в древности появляется это слово и именно в древности его начинают употреблять к определенной группе людей. Нам не так уж и важно, что в Средние века философами назывались адепты христианства, а в Новое время пусть и относительные вольнодумцы, но все еще далекие от свободомыслия древних. Если мы собираемся каждую эпоху менять определение философии, то это откровенно глупо, так как из-за таких перемен мы не сможем определить, что это такое и как её оценивать.

Частые перемены понятия философии, а также желание людей называться философами привели нас к тому, что мы совершенно забыли об исконном понимании философии. Да и нет какой-то большой разницы. Допустим, философия – это не продуктивное мышление. Но какое мне до этого дела? Я оцениваю философию как продуктивное мышление и вижу в ней исключительно продуктивную ценность. Если убрать из философии все продуктивное и сохранить пустую традицию, тогда философия для меня перестанет отличаться от религии.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.