Глава VIII (религия): Индуизм — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава VIII (религия): Индуизм

2020-12-07 84
Глава VIII (религия): Индуизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собеседник: Шивабхата – неоиндуистский гуру, собравший более десяти тысяч последователей.

Место: Индия, Дели, храм Шивабхаты.

Время: 1973 год.

Ситуация: Еретик посетил храм мастера гуру, чтобы побеседовать с ним об индуизме.

 

Шивабхата

 

Намасте. Я по твоему взгляду, путник, вижу, что ты хочешь поспорить со мной об индуизме. Ты не веришь в индуизм?

Еретик

 

Прежде всего, я замечу, что никакого индуизма нет. Индуизм – это совокупность огромного числа учений, нередко связанных только тем, что они возникли в Индии.

 

Шивабхата

 

У всех религий Индии одно духовное начало. Мы все происходим из священной веры в карму и сансару. Мы все занимаемся духовным развитием.

Еретик

 

На самом деле, и это ложь. Индуизм – это очень широкий спектр неоднозначных учений. Искать в них что-то общее довольно трудно. Конечно, можно сконцентрироваться на учениях, которые представляются наиболее популярными, но тогда мы не получим полную картину.

 

Шивабхата

 

Индуизм – это религия…

Еретик

 

Индуизм – это не религия. На самом деле, понимание того, что есть религия, - довольно неоднозначное. Я считаю, что для наличия статуса религии необходим мощный управленческий аппарат. У индуизма нет общего управленческого аппарата.

 

Шивабхата

 

Но есть духовный!

Еретик

 

И духовного нет. Индуизм включает в себя множество взглядов, которые очень сильно отличаются друг от друга. Мы не можем определить, что такое индуизм.

 

Шивабхата

 

Индуизм – это вера в Бога. Не важно как его зовут. Будь это Брахма, Шива или Вишну. Все одно. Также мы верим и в жену Бога. И мы сливаемся с Богом! Ом!

Еретик

 

Нет. Не все так просто. Не все индуисты придерживаются подобных воззрений, но давайте остановимся на том, что вы сказали. Бог. Абсолютный?

 

Шивабхата

 

Абсолютный! Ом!

Еретик

 

Но при этом с ним можно слиться?

 

Шивабхата

 

На самом деле, каждый из нас и без слияния есть этот самый Бог, но в ходе практик мы лишь открываем эту реальность.

Еретик

 

Интересно, но какие гарантии, что мы сливаемся с богом во время практики? Ведь это может быть самообман. Может быть, мы просто утонченно убеждаем себя, что есть некое божество, с которым мы сливаемся.

 

Шивабхата

 

Реальное Божество точно есть. Говорю на своем опыте. В процессе практик это просто становится очевидно.

Еретик

 

Ничто не очевидно. Очевидность – выдумка. Люди – довольно сложно устроенные существа, которые легко попадаются на разного рода иллюзии и уловки собственного сознания. Я не могу быть уверен в познании людей. Более того, я не могу поверить в то, что существует некий абсолютный бог, с которым можно слиться, так как в своих практиках я никаких богов не встречал.

 

Шивабхата

 

Значит, неправильно практикуешься, путник. Ом.

Еретик

 

А где же узнать истинные критерии практики? Ваша практика основывается на вере, а моя – на сомнении. Чья практика правильная? Впрочем, моя тем отличается, что она не претендует на какие-то мистические состояния.

 

Шивабхата

 

Бог примет нас всех. Рано или поздно мы все станем богом.

Еретик

 

Тогда зачем практиковаться?

 

Шивабхата

 

Чтобы раньше остальных слиться с божеством и перестать страдать. Ом.

Еретик

 

Но если вдруг окажется, что никакого Бога нет, то получится, что я потратил всю свою жизнь на бессмысленные и скучные практики, которые не имели никакого значения, а вместо этого я мог бы, например, радоваться жизни и заниматься своими делами?

 

Шивабхата

 

Действительно.

Еретик

 

Если нет Бога, то, конечно же, это не значит, что нет кармы и перерождения. Я на ваши практики потрачу очень много времени. Но если Бог есть, то я все равно в итоге с ним сольюсь. Зачем тогда практиковаться и верить?

 

Шивабхата

 

Вопрос о вере обычно не задается, потому что мы знаем, что наш Бог существует. Мы знаем, что в итоге приближаемся к нему. Мы знаем, что в итоге будем счастливы, когда избавимся от сансары.

Еретик

 

Да что вам сансара? Милое место. Многие плачут, когда покидают его. Вы называете сансару круговертью страданий, хотя, на самом деле, многие хотят жить, выживать и работать. Разве это не прекрасно?

 

Шивабхата

 

Страдания – это истина. Ом. Все люди страдают. От страданий необходимо избавляться. Таковы индийские установки.

Еретик

 

Но зачем для этого избавляться от сансары? Сансара прекрасна. В ней много удовольствий и много счастья. Сансару можно делать все лучше и лучше, добиваясь все больших результатов, чтобы в следующих жизнях существование здесь было приятнее. К чему убегать от этой круговерти?

 

Шивабхата

 

Потому что с ней невозможно справиться. Сансара могущественна, непобедима, жестока, бескомпромиссна, колоссальна, значительна, чудовищна. Ом.

Еретик

 

Но сансара же, в итоге, получается тоже ваш Бог.

 

Шивабхата

 

Да, но именно поэтому с ней не справиться. Только личное освобождение в таком случае становится возможно.

Еретик

 

Но от чего освобождаться? Весь мир, как я понимаю, это замысел Бога. Бог его создал, чтобы в нем что-то происходило. Как можно отказываться от всего этого?

 

Шивабхата

 

Бог дал нам возможность отказаться и вернуться к нему. Потому мы ей и пользуемся. Разве это не понятно?

Еретик

 

Индуисты – странные существа. У вас вроде и один бог, и много. И концепций много разных. Вообще огромное разнообразие. Но каждый из вас все равно верит в свое. Почем вы не пришли к чему-то более умному и широкому?

 

Шивабхата

 

Что может быть умнее и шире? Ом!

Еретик

 

Например, буддизм, который в итоге был вынужден уйти из Индии. Впрочем, буддизм – все еще не предел. Я удивляюсь, что индусы не создали какое-то общее учение, которое при этом охватывало бы все остальные. У вас для этого были все предпосылки.

Ладно. Перейдем к обсуждению кармы.

 

Шивабхата

 

А что с кармой? Ом!

Еретик

 

Думаю, никакой кармы нет. Идея воздаяний за поступки кажется мне довольно странной и в реальности я не вижу, чтобы происходило что-то такое. Довольно часто хорошим людям плохо, а плохим – хорошо. Может быть, они заслужил все это своей кармой? Трудно сказать. Трудно сказать, как она вообще работает. Разные системы по-разному объясняют. Именно поэтому я скорее склоняюсь к тому, что никакой кармы нет.

 

Шивабхата

Может быть, и перерождений нет тогда?

Еретик

Кто знает? Все индийские практики построены с верой на то, что существует перерождение. Если его не существует, то большая часть йоги и даже цели индийских практик потеряют свое значение. Если нет перерождения, то нет и вечного страдания. То нет никакой круговерти. Если нет круговерти, то нет и необходимости освобождаться из нее, потому что нас всех освободит смерть.

Получается, что перерождение – это не столько факт, сколько фундамент для обоснования необходимости всех практик. Но как оно доказывается?

 

Шивабхата

Некоторые, например, я, помнят о своих прошлых жизнях.

Еретик

Я рад, что вы помните, но как вы докажешь мне, что перерождение есть? Я должен поверить? Я должен просто воспринять эти ваши слова? Я должен просто кивать? Но я так не могу. Доказать перерождение тоже невозможно. Особенно другому, если он сам не видел ничего. Допустим, вы доказали себе, что перерождение существует, но как мне убедиться, что вы не лгун и не сумасшедший?

 

Шивабхата

Отличный вопрос. Во всем можно убедиться только на практике. Чтобы узнать о своих прошлых жизнях, нужно в этой заниматься практиками. Только вступив в мою школу, путник, ты сможешь сделаться лучше и узнать обо всех своих перерождениях. Ом.

Еретик

Опять же, как и с наукой, практический аргумент. Я должен узнать что-то на практике, но всякая практика – это самообман. Нередко из наших практических успехов мы заключаем, что правы, даже если это не так.

 

Шивабхата

Практика – основной критерий истины. Ом!

Еретик

Нет. Практика вообще не является критерием истины. Я мог быть практически успешным, но не владеть никакими правдивыми знаниями. Можно достигнуть невероятных высот в ремесле, но совсем ничего не понимать в науках.

Истина и практика – это разные вещи, которые иногда могут сходиться, но чаще всего в мире смертных и незнающих – расходятся.

 

Шивабхата

Но истинная практика опирается на истину. Ом. Когда практикуешь её, то узнаешь больше и в итоге постигаешь куда больше. Таков наш путь.

Еретик

Я думаю, что за каждой практикой стоит свой обман. Когда речь идет о духовных практиках, то они сами служат инструментами самообмана. Все практики учат людей обманывать себя. Все они учат людей зависеть от практики. Также они учат своих учеников искать подтверждения пользы практики в каждом акте сознания. Именно поэтому духовная практика – довольно слабый аргумент. Впрочем, практика техническая – тоже слабый.

 

Шивабхата

Какие смелые слова, но ты ведь их все еще не проверил. Ом. Как ты можешь быть уверен в том, что прав?

Еретик

Я ни в чем не уверен, но если я начну практиковаться у всех учителей сразу, то ничего не добьюсь. Откуда мне знать, что прав тот или иной учитель? Откуда мне знать, что правы вы? Откуда мне знать, что прав Будда? Как я найду верную практику из огромного числа вариантов?

 

Шивабхата

Ты здесь, путник, а, значит, что-то тебя привело. Я думаю, это знак. Попробуй научиться у меня.

Еретик

Так много в мире тайн, которые можно изучить. Так много учителей. Так много индуистов. Почему я должен доверять именно тебе? Думаешь, ты знаешь истинную дорогу к практике?

 

Шивабхата

Думаю, это можно узнать только на практике. Ом.

Еретик

Опять речь про практику. А я уже, казалось бы, опровергнул практический аргумент. Практика – это не то, что покажет мне истину.

 

Шивабхата

Ом, пока не попробуешь не узнаешь.

Еретик

Но если попробую, то тоже, наверняка не узнаю. В любом случае, спасибо за предложение. У меня свои практики, которые ведут меня по пути сомнения. Я очень много достиг на этом пути и не собираюсь поворачивать назад. Мне нравится индуизм за его многообразие, но я все равно в нем сомневаюсь. Я не могу согласиться ни с одним из аспектов индуистических учений. В любом случае, спасибо вам за беседу. Я хотел поговорить с духовным лицом в Бхарате. Давно я этого не делал. Со времен Шанкары.

 

Шивабхата

Шанкары?! Ом, а еще вы говорите о том, что не верите в перерождение!

Еретик

Я не перерождался. Я все это время жил. И поэтому мне не понять вашу теорию перерождения. В любом случае, я уважаю ваш путь. Если вы и заблуждаетесь, то очень красиво. Если все ваши деяния бессмысленны, то это не имеет никакого значения. Желаю вам спокойной мокши.

 

Шивабхата

Шанкара… Тот самый Шанкара… Стой, путник! Стой! Не уходи! Давай еще поговорим! Стой!

 

Шивабхата выбежал из храма и осмотрелся. Еретика уже не было поблизости.

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.