Глава VIII (религия): Буддизм — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава VIII (религия): Буддизм

2020-12-07 85
Глава VIII (религия): Буддизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собеседник: Шактисатья, известная буддистка.

Место: дацан в Аранео.

Время: 2010 год

Ситуация: Шактисатья сама пригласила Еретика на спор в дацан. Еретик не отказал оппонентке. Их разговор начался в окружении буддистов.

Шактисатья

 

Ом, мани, падме, хум, приветствую тебя, мыслитель. Я знаю, что ты думаешь о буддизме, но я позвала тебя для того, чтобы развеять твои сомнения.

 

Еретик

Во-первых, никакого буддизма нет. Есть десятки учений, которые апеллируют к Будде. Во-вторых, каждое отдельное учение буддизма следует критиковать отдельно.

Шактисатья

 

Ом! Мани! Падме! Хууууууууум! Так давайте пройдемся по общим положениям. Если сможете их опровергнуть, то нам будет над чем подумать.

 

Еретик

Я не опровергаю, а подвергаю сомнению. Начнем с первой истины. Все есть дуккха или истина о существовании страданий. Будда утверждает, что сансара – это страдание. Уточню, что под страданием понимается скорее факт страдательности, как в залоге. Все живые существа претерпевают над собой некие действия от мира и не могут все полностью контролировать и воплощать желания. Это приводит к плохим самочувствиям.

Шактисатья

 

Ом! Похоже на правильную трактовку.

 

Еретик

Проблема в том, что Будда переоценивал значимость страдания, как и большинство индусов. Вообще страдание – это исключительное человеческая черта, которая активно проявляет себя лишь в некоторых культурах. Более того, страдание – это культурный концепт. Без определенной культуры страдания оно не так сильно и значимо.

Шактисатья

 

Ом, как сладки ваши речи! Продолжайте!

 

Еретик

Вторая истина гласит, что у дуккхи есть причина. Это желание. Мы страдаем, потому что желаем. Довольно простое объяснение, впрочем, оно не объясняет страдания от боли и болезней. Физические страдания возникают не в следствие желаний. Кроме того, желания – это еще один культурный концепт, особенно если речь идет о желаниях, выходящих за пределы самых примитивных потребностей тела. Системы изысканных желаний возможны только в развитых культурах, где эти желания могут быть реализованы хотя бы в теории.

Шактисатья

 

Ом! Мани! Продолжайте!

 

Еретик

Третья истина гласит, что существует возможность прекратить действие причины страданий, то есть прекратить желание, но это, как я уже говорил, относительно бессмысленно, потому что не все страдания возникают из неполучения желаемого.

Шактисатья

 

Ом! Мани! Падме! Мне нравится, продолжайте!

 

Еретик

Последняя истина гласит, что существует путь избавления от страданий. Собственно, разбирать его не имеет смысла, потому что мы уже усомнились в предыдущих истинах, из которых вытекает последняя, но мы все равно попытаемся её разобрать. Восьмеричный путь состоит из восьми пунктов: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. Путь довольно прост, если судить по такому первичному описанию. Собственно, буддисты предлагают нам хорошую систему духовных практик, но результат, опять же, непонятен.

Шактисатья

 

Нирвана! Остановка всех желаний!

 

Еретик

Да, но становится непонятным, возможно ли нечто подобное. Да и концепция нирваны в дальнейшем была расширена буддистам вплоть до того, что они теперь становились буддами и прочими высшими существами.

Шактисатья

 

Давайте не будем про нирвану. Чего о ней говорить, если мы её не достигли?

 

Еретик

Допустим. Что еще есть общего в буддизмах? Пратитья-самутпада или теория взимозависимого возникновения. Собственно, подход этот кажется мне довольно странным. Особенно сомнительным является переход от смерти к рождению. Впрочем, нужно доказать сначала, что перерождения существуют, а ведь нет никаких абсолютных доказательств. То же следует сказать и про карму. Я совершенно не понимаю этот концепт.  

Шактисатья

 

Ом, мани, падме, хум! Более того скажу, мы, буддисты, сами его плохо понимаем. Дело в том, что у нас также есть учение об анатмаваде, а потому перерождается не атман, а непонятно что. В разных учениях разные ответы.

 

Еретик

И как же можно не сомневаться в буддизме?

Шактисатья

 

А зачем в нем сомневаться, если он сам в себе сомневается? Сансара есть нирвана. Все одно. Все уже опровергнуто буддизмом. Наша традиция довольно древняя и мудрая. Мы не верим ни во что без основания, а то, что крайне сомнительно, мы обходим стороной буддийским молчанием. Конечно, есть в буддизме некоторые странные представления, но мы в них не совсем верим, а используем их для достижения практических успехов.

 

Еретик

Собственно, я знаю, что буддисты – существа хитрые. Чтобы заманить человека в свое учение, они могут начать ему лгать о содержании этого учения, чтобы человек нашел там как можно больше своего. Такой подход на мне на сработает.

Шактисатья

 

Ом! Умно! Я думала, что смогу тебя подловить, впрочем, я все равно не сдаюсь. Будда не оставлял никакого однозначного учения. Он просто указал путь. Да, конечно, страдание – это не все. Но оно есть, и ты страдаешь.

 

Еретик

Но оно не является в моем мире доминантой. Я иногда страдаю, а иногда нет. Более того, я не могу отказаться от страдания, потому что моя основная цель – понимание. Если я откажусь от страдания, то откажусь и от понимания.

Шактисатья

 

В любом случае, все мы хотим отказаться от страдания.

 

Еретик

Я буду последним человеком, который откажется от страдания. Пока есть существа, которые страдают, я должен также испытывать страдание, чтобы их понимать.

Шактисатья

 

Будда поощряет и тебя. Ты похож на бодхисатву, который остается в мире, потому что желает освобождения других живых существ, но буддизм мог бы помочь тебе раскрыть свой потенциал. Ом!

 

Еретик

Не думаю. В любом случае, буддизм я считаю одной из самых утонченных религий. Она переполнена тончайшими моментами, которые я глубоко уважаю.

Шактисатья

 

И почему бы не принять буддизм?

 

Еретик

Потому что в каждом буддийском учении есть ряд ограничений, которые делают его полноценной верой. Легенды о сомнении в буддизме могли бы хорошо зайти европейским скептикам, но настоящие скептики понимают, что сомнения в буддизме нет и быть не может.

Шактисатья

 

Ом, мани, падме, хум, разве не стоит стремиться к чему-то дельному? К чему все эти сомнения? Нужно освободиться от желаний!

 

Еретик

Зачем? Моя цель – понять все желания, а, значит, и обрести их во всей целокупности и бесконечности

Шактисатья

 

Но зачем это?

 

Еретик

А зачем практики? Зачем избавляться от страдания? Зачем вообще жить?

Шактисатья

 

Страдать никто не хочет.

 

Еретик

Не правда. Многие наоборот хотят страдать. Некоторые даже пытаются превратить свою жизнь в первоклассную трагедию. У страдания есть своя эстетика, а также этическая сторона. Например, христианство построено на пестовании страдания. Для него нет ничего важнее страдания, потому что Сын Божий пожертвовал собой за наши грехи и страдал. Именно поэтому христиане должны страдать в этом мире.

Шактисатья

 

Но на самом деле они не хотят страдать. Ом. Они хотят счастья, они хотят исполнять свои желания.

 

Еретик

В рай они хотят. И это перекрывает жажду желаний. Не всегда, но если христианин исполнил свое желание, а желание подразумевает грех, то он вынужден страдать из-за этого.

Шактисатья

 

Это исключение. Ом! Я не верю в то, что существуют такие люди! Их нужно срочно спасать!

 

Еретик

Вот я и говорю про догматизм буддизма. Буддист хочет, чтобы все в этом мире стали буддами и обрели просветление и нирвану. Буддизм, как и ислам, как и христианство стремится к мировому господству. Это его огромный недостаток.

Шактисатья

 

Нет, мы не стремимся к господству. Мы стремимся к тому, чтобы освободить всякое живое существо. Это великая цель.

 

Еретик

Такая уж великая? А если нирвана – это ничто? Если она ничего не значит? Если она ни к чему не ведет? Что если сансара лучше, чем нирвана?

Шактисатья

 

Сансара не может быть лучше, чем нирвана.

 

Еретик

Но в нирване отменены понятия хорошего и плохого. Там нет добра и зла. Там нет удовольствий и боли.

 

Шактисатья

 

Это верно, но тем она и лучше. Ом.

 

Еретик

Как она может быть лучше, если в ней нет понятий лучше и хуже. Как определить лучшее, если нет худшего? В нирване это невозможно. Я думаю, что если бы мы дали обычному буддисту на мгновение испытать, что такое нирвана, он бы никогда не захотел погружаться в нее и остался бы в сансаре. Круговерть, суета и бесконечная карма – разве это не весело? Это жизнь, это движение, это существование. Зачем покидать круговорот?

Шактисатья

 

Потому что это круговорот страданий.

 

Еретик

Но также это круговорот счастья, радости, любви, философии, мышления, веры, движения, понимания и всего возможного. Наличие самого этого круговорота – уже спасение для многих живых существ, боящихся смерти. Мы живем в этом мире, мы умрем в этом мире, мы исчезнем – ужасный расклад. Но если все в итоге окажется перерождением, то, разве, это не делает жизнь и смерть проще? Мир считает индусов свихнувшимися, потому что, веруя в величайший круговорот, они пытаются от него убежать. В этом круговороте все страдания становятся бессмысленны, потому что в нем нет окончательной смерти, а в каждой новой жизни можно отыскать много поводов для радости, особенно если переродишься не человеком, а дэвой.

Шактисатья

 

Но если переродишься насекомым, то будешь страдать. 

 

Еретик

Относительно недолго. В итоге любая карма будет исчерпана, и я снова стану человеком. О чем мне печалится? Чего еще хотеть? Индусы создали проблему на пустом месте, ведь и болезни, и старость, и смерть обесцениваются в круговороте сансары, а значит и страдания не должны быть такими глубокими.

Впрочем, это далеко не все, что можно было бы сказать про буддизм. Но победить нирвану – это уже много значит. Итоговая цель буддизма в контексте буддийского мировоззрения оказывается не такой уж желанной, потому что сансара в этом смысле оказывается чем-то более действенным.

Впрочем, для многих буддистов нирвана – это не только покой, но и бесконечное могущество. Тогда буддист становится буддой, а что есть Будда, если не всемогущее существо? Но здесь нам придется иметь дело с чистейшей мистикой, потому что я сам будд не видел и бодхисатв не встречал. Рассуждать о такой мистике я определенно не могу, а потому оставляю всю эту область под сомнением.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.