Глава VIII (религия): Конфуцианство — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава VIII (религия): Конфуцианство

2020-12-07 102
Глава VIII (религия): Конфуцианство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собеседник: Ли-юнь, эрудит, библиотекарь, конфуцианец.

Место: Китай, библиотека в Пекине.

Время: 1892 год.

Ситуация: Еретик посетил библиотеку и решил поговорить с местным библиотекарем.

 

Еретик

 

Здравствуйте, я хотел побеседовать с вами о конфуцианстве.

 

Ли-юнь

 

Здравствуйте. И что вы хотели конкретно обсудить?

 

Еретик

 

Мне не нравится конфуцианство. Я не думаю, что оно истинно. Большая часть его принципов как минимум сомнительна.

 

Ли-юнь

 

Какое смелое заявление для белого человека, который находится в чужой стране.

 

Еретик

 

В любом случае, я собираюсь обосновать свои сомнения.

 

Ли-юнь

 

Позвольте выслушать и ответить.

 

Еретик

 

Прежде всего, я против принципа «жэнь», то есть «человеколюбия». Дело в том, что в европейской культуре есть альтернатива этому слову. Это «гуманизм». Но гуманизм – принцип довольно примитивный и ограниченный. Во-первых, он фокусирует наше внимание только на человеке. Во-вторых, он противопоставляет гуманистов всем тем, кто не придерживаются гуманистических идеалов. То же самое и с «жэнь».

 

Ли-юнь

 

Многоуважаемый белый человек, мне кажется, что ваши познания о принципе «жэнь» крайне поверхностны, а потому вам не оставалась ничего, кроме как сравнить его с известным вам термином.

 

Еретик

 

Возможно, это так, именно поэтому я апеллировал к принципу, который мне более известен, впрочем, я знаю, что человеколюбивые конфуцианцы обвиняли буддистов в лени и желали избавить от них общество. Также конфуцианцы, как ни странно, победили в идеологической борьбе между множеством школ. Все это означает, что принцип человеколюбия не так уж и основателен, как хотелось бы.

 

Ли-юнь

 

Если бы мы не сопротивлялись оппонентам, то кто бы сейчас мог проявлять человеколюбие? Благородный муж думает наперед. Куда дует ветер, туда склоняется трава.

 

Еретик

 

Отличный пример, чтобы показать, что человеколюбие ограничено. Впрочем, я не имею ничего против ограничения человеколюбия. Мне просто кажется, что этот принцип – крайне неэффективен. И он ограничивается только людьми, как будто это единственный существа, которые заслуживают уважения.

 

Ли-юнь

 

Конфуций говорил, что нужно верить в это. Мне этого аргумента достаточно.

 

Еретик

 

Еще мне не нравится, что в конфуцианстве присутствует принцип «и», долг. Я не считаю, что долг является чем-то важным. Все системы, основывающиеся на долге, как бы обязуют людей, а я не приемлю бессмысленных обязательств, которые навязываются мне извне. Лишь я сам могу решить, что я должен другим, а что не должен.

 

Ли-юнь

 

Но если ты злодей, то можешь решить, что ты никому и ничего не должен. И тогда в Поднебесной будет беспорядок. Если каждый будет решать, что и кому он должен, то все мы будем несчастны.

 

Еретик

 

Как будто, все счастливы с долгами? Я считаю, что долг может быть заменен таким образом, чтобы не вызвать при этом никакого хаоса. Придумать беспорядок на пустом месте может каждый консерватор, но это не значит, что отказ от его мировоззрения реально приведет к какому-нибудь беспорядку.

 

Ли-юнь

 

Белым людям не понять всей китайской премудрости. Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности…

 

Еретик

 

Да-да, знаю эту цитату. Цитировать можно бесконечно, но это никак не изменит правды. Долг – не самое лучшее установление. Ты должен? Почему? Может быть, это недостаточная причина? Может быть, ты вообще не ценишь жизнь и свои заслуги в обществе, так почему ты должен его благодарить?

 

Ли-юнь

 

Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью. Мы все должны нашим родителям.

 

Еретик

 

На самом деле, никто не должен. Одного факта отцовства или материнства мало, чтобы заставить человека разумного быть должником родителей. Они подарили нам жизнь? И что? Жизнь можно совсем не ценить. Они вырастили нас? Вопрос в том, как вырастили? Если вырастили плохо, в нищете, глупости и жестокости, то таких родителей можно не уважать.

 

Ли-юнь

 

Белые люди всегда говорят странные вещи. Я понимаю, что вам чужда сыновья почтительность, но если вы лишены её, то какие вы вообще цивилизованные люди?

 

Еретик

 

Мне кажется, что родители должны сначала заслужить уважение. Притом, даже если они его заслужат, то не факт, что ребенок им что-то должен. Необходимо, чтобы совпало несколько вещей, чтобы уважение было заслуженным: во-первых, сын или дочь должны принимать убеждения родителей; во-вторых, не должно быть сильных противоречий между этими убеждениями; в-третьих, сын или дочь не должны воспитываться с большими амбициями, чем их достижения. Можно придумать много всяческих возможностей отказа от сыновнего долга, потому что, на самом деле, никакого долга нет. Никто и никому ничего не должен. Любой долг – иллюзия.

 

Ли-юнь

 

И тогда зачем родители рождают дитя?

 

Еретик

 

Может быть множество причин. Иногда даже по случайности. Ребенка заставляют появиться на свет, а после убеждают в том, что он что-то и кому-то должен. Мне кажется это странным. Но ладно. Допустим, родителям должен. Но должен ли он империи? Императору?

 

Ли-юнь

 

Путь древних правителей был прекрасен. Свои большие и малые дела они совершали в соответствии с ритуалом. Совершать то, что нельзя делать, и при этом в интересах согласия стремиться к нему, не прибегая к ритуалу для ограничения этого поступка, – так поступать нельзя! Вот что я думаю по этому поводу.

 

Еретик

 

Отмечу, что ритуал тоже не имеет никакого смысла. Вообще, мне кажется довольно странным, что конфуцианство будучи этико-политическим учением ни на чем не основывается.

 

Ли-юнь

 

На традициях. На мудрости предков.

 

Еретик

 

А если традиции были ложные? А если предки были не мудры?

 

Ли-юнь

 

Этого не может быть.

 

Еретик

 

Только так и может быть. Мы живем в мире, который постепенно развивается, а не деградирует. Всю обозримую историю мир развивался. Может быть, когда-то и был Золотой век с великими совершенномудрыми правителями, которые все решили, но даже конфуцианство постепенно развивалось, а не деградировало. Появлялись новые течения, новые размышления, новые идеи и даже новые отрасли исследования.

 

Ли-юнь

 

Все это было заложено в творчестве совершенномудрых.

 

Еретик

 

Не было. Традиционалисты не понимают, что столько всего не заложить. Учения формируются постепенно и дополняются с разных сторон, слагая сложнейшие системы, впрочем, предки, находящиеся у истоков, часто считаются основателями всего и всея. Любят адепты передавать свои достижения своим кумирам, впрочем, это один из признаков идолопоклонничества.

 

Ли-юнь

 

Как много дерзких слов я слышу от белого низкого человека.

 

Еретик

 

Я лишь хочу сказать, что все не так уж и очевидно в принципах конфуцианства. К сожалению, многие традиции забывают о том, что они лишь относительны, а не абсолютны. Мы живем в мире, где все перепутано. Также мне кажется сомнительной концепция благородного мужа.

 

Ли-юнь

 

Потому что ты сам не являешься благородным мужем.

 

Еретик

 

И горжусь этим. На самом деле, благородный муж – это человек, который имеет больше предрассудков, чем обычный человек. Он живет в своем мире традиционных иллюзий. Ритуалы, человеколюбие, долг – он помешан на этих вещах. В этом смысле он хуже обычного человека.

 

Ли-юнь

 

Благородный муж живет мудрую жизнь. Он умен и развит. Он знает важные книги. Он понимает важные вещи. Его жизнь никогда не сравниться с жизнью низкого мужа.

 

Еретик

 

Дело в том, что чтение не спасает. Люди читают разную литературу и тратят на это время. Я знаю, что конфуцианцы нередко занимаются начетничеством. Впрочем, это все не так важно. Я думаю, что человек, не потративший время на чтение книг, полных заблуждения, лучше, чем человек, который потратил время на чтение книг, полных заблуждения. Лучше лишь тот, кто потратил время на чтение книг, полных заблуждения, но при этом разгадал ошибки. Я не сторонник читательского самообмана.

 

Ли-юнь

 

И на что же ты опираешься?

 

Еретик

 

Ни на что. У меня нет опоры. Я не делаю никаких опасных суждений. Я сам не знаю ничего и не стремлюсь узнать. Меня волнуют вопросы понимания, а понимание, к сожалению, плохо совмещается со знанием. Знающий ведет себя точно так же, как и мнящий, а потому в вопросах понимания они ни чем не отличаются друг от друга.

 

Ли-юнь

 

Благородный муж знает, как правильно жить, а потому он может вести других.

 

Еретик

 

Откуда он знает?

 

Ли-юнь

 

Из традиции.

 

Еретик

 

А если традиция ничего не знает, то что? Предполагать, что традиция знает все, довольно странно. Я думаю, следует помнить о том, что всякая традиция может ошибаться. Все может быть ошибочным. Все наши нравственные установки и прошлого, и будущего, и настоящего – все это сомнительно. И никакая традиция не сможет дать правильный ответ. Конечно, для упрощения можно апеллировать к традиции, но это тем людям, которые не хотят думать и создавать. Очень просто поверить в традицию.

 

Ли-юнь

 

Если люди перестанут верить в традиции, то наступит хаос.

 

Еретик

 

Повторю, хаос – состояние довольно нестабильное и маловероятное. Не факт, что он наступит. Конечно, для тех, кто сейчас придерживается традиции, любая другая традиция покажется хаосом, потому что люди обыкновенно пытаются найти недостатки в чужих идеях, чтобы заранее защитить свои. Но это не означает реального хаоса. Хаос – иллюзия.

 

Ли-юнь

 

Хаос реален. Все рушится, когда к власти приходит человек глупый и неблагородный. Иначе и быть не может.

 

Еретик

 

У нас очень разные критерии благородства. Для тебя благородство – это начетничество и послушание, а для меня – чистое мышление и воображение. Для меня существеннее тот, кто создает традиции, а для тебя – сама традиция. Я живу в мире, в котором возможно бесконечное количество традиций, а ты – в мире одной.

 

Ли-юнь

 

В мире лучшей традиции, которая следует истинному дао. Я не хотел бы жить в другом мире.

 

Еретик

 

Ты просто не знаешь всех возможных мировоззренческих миров.

 

Ли-юнь

 

Не хочу их знать. Благородный муж плывет по течению, а не ищет других течений.

 

Еретик

 

Я же уважаю людей, которые сами создают течения и культуры. Я уважаю людей, которые создают установления для будущих поколений. Я уважаю людей, которые готовы мыслить, но не уважаю тех, которые готовы подчиняться мыслящим. Благородный муж – это образец для подчиняющихся. Его основная задача – подавать пример поклонения. Вот почему мне не нравится концепция благородного мужа.

 



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.