Глава II (мировая философия): Георг Вильгельм Фридрих Гегель и его адепты — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава II (мировая философия): Георг Вильгельм Фридрих Гегель и его адепты

2020-12-07 126
Глава II (мировая философия): Георг Вильгельм Фридрих Гегель и его адепты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собеседник: Григорий Федорович Термитов, гегельянец, доктор философских наук, основатель Современного Гегельянского Общества.

Место: лайнер, палуба.

Время: 2004 год.

Ситуация: Еретик отыскал Термитова на лайнере во время круиза, чтобы обсудить философию Гегеля.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Философия Гегеля? Что Вам в ней не нравится?! Как так?! Гегель самый главный мыслитель! Он поставил точку в философском дискурсе.

 

Еретик

 

Вообще, странно говорить о точке, когда вы работаете над продолжением учения Гегеля.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Не продолжение, а комментарии. Гегелевская философия не нуждается в доработках. Её нужно просто комментировать, чтобы люди поняли её очевидность и истинность.

 

Еретик

 

Впрочем, я не верю в истинность и очевидность положений Гегеля. Уже на уровне «Феноменологии духа» существует ряд существенных проблем, а ведь это ключевой текст Гегеля, из которого и выводится его диалектика.

Я солидарен с Гегелем в том, что диалектическое движение ясно можно наблюдать на примере философии Нового времени, где одно учение порождало свое противоречие, а из этого всего получался некий синтез. История философии Нового времени дуалистична. Эмпиристы и рационалисты, идеалисты и материалисты, рационалисты и иррационалисты. Традиция европейской философии в итоге стала лучшим примером, для иллюстрации и доказательства диалектическоо подхода.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Чувствую, сейчас будет неудобное «но».

 

Еретик

 

Но трактовка Гегелем философии Античности кажется притянутой за уши, потому что там никогда не было никакого очевидного дуализма. Гегель пытается придумать этот дуализм, прописать его, но все это не уходит дальше выдумки. Греция – регион крайне плюралистичный и богатый на учения. Там одновременно существовало по несколько различных философских школ, которые трудно так просто разделить на идеализм, материализм и так далее. Даже учение Фалеса смешивает в себе идеализм и материализм. Это в том числе противоречит установкам Гегеля на диалектику, потому что странно, что смесь идеализма и материализма возникла раньше отдельно идеализмов и материализмов.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Вы просто плохо знаете и неправильно воспринимаете историю философии! Гегель же все знал и увидел в этом диалектическом движении развитие самого Абсолютного духа!

 

Еретик

 

Повторюсь, только в одном регионе и лишь последние пятьсот лет существует такая дуалистичная тенденция. В других регионах и эпохах сначала зарождается случайное многообразие учений, а после они в случайном порядке взаимодействуют друг с другом, иногда сообразуясь с законами диалектики, а иногда выказывая троичность, четверичность, пятиричность и так далее.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Это все ваши претензии к «Феноменологии духа»?

 

Еретик

 

Впрочем, даже если бы Гегель был прав, то из диалектического движения мнений не следует, что существует некий Абсолютный дух. Собственно, Маркс и Энгельс показали это, но тоже в довольно специфической манере, сделав общество идеальной сущностью.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Марк – еретик. И он был безумцем. Он не понял задумки учителя и предложил дикое учение, перевернувшее истину с ног на голову. Получился бред!

 

Еретик

 

Собственно, не меньший, чем у Гегеля. Впрочем, Гегель первый совершает попытку описать историю с помощью метаний духа, что делает его работы уникальными, но воспринимать их как истину – нелепо.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Почему же нелепо?

 

Еретик

 

Потому что Гегель – идеалист. Идеалистические учения в корне сомнительны. Конечно, они могут оказаться правдой, но проверить это практически невозможно. Доказательства этих учений чаще всего основаны на голых логических построениях или мистическом опыте. Опираться на что-то подобное не представляется возможным.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Но я опираюсь и доказываю. Если факты противоречат нашей логике, то тем хуже для фактов, потому что весь мир подчиняется рациональным законам, а вершина рациональных законов – это диалектика.  

 

Еретик

 

На самом деле, даже в «Науке логики» мы сталкиваемся с большими сложностями. Гегель говорит, что есть «Бытие». Которое производит «Ничто», а они вместе производят некое «Становление». Некоторые философские подходы в принципе не позволяют нам представить, что такое ничто. Кроме того, нелепо полагать, будто «Ничто» возникло из «Бытия». Как мне кажется, порядок некоторых естественных вещей перепутан в диалектике. «Ничто», если оно есть, скорее всего, первично по отношению к «Бытию». В «Ничто» располагается что-то. Это и есть «Бытие». Такую картину мы вполне можем себе представить. Впрочем, проблема Гегеля в том, что он ставит тезис перед антитезисом, этим и обусловлено то, что утвердительное «Бытие» опережает полностью негативное «Ничто». 

 

Григорий Федорович Термитов

 

Гегель был гением, а потому знал, что «Бытие» опережает «Ничто». Это очевидно и гениально! Иначе и быть не может. Без бытия нет никакого ничто, потому что ничто может быть определено лишь через что-то. Если мы поставим перед бытием некое ничто, то, следуя суждению Парменида, нам придется сказать, что никакого ничто нет, но есть бытие. Гегель обходит эту проблему и помещает «Ничто» в «Бытие».

 

Еретик

 

На мой взгляд, решение довольно сомнительное, ведь о таких материях мы думаем и говорим с большим трудом, а Гегель в угоду своей логики помещает одно в другое.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Вы ничего не понимаете в гегельянстве. Гегель – гений. Его открытия все еще не до конца разгаданы. В некоторых случаях нам остается лишь рассчитывать на комментарии. Но Гегель гениален, а мы пытаемся понять его и доработать его взгляды.

 

Еретик

 

 И каково вам дорабатывать мысли идеалиста девятнадцатого века, который находился под сильным воздействием христианства?

 

Григорий Федорович Термитов

 

Истина вне времени и вне эпох.

 

Еретик

 

Не отрицаю. Но я к тому, что в наше время появилось множество альтернатив. Стали известны многие интересные учения востока, которые можно сравнивать с гегельянством. Наука продвинулась довольно далеко. Появились и новые подходы, отрицающие диалектику и рационализм. Как можно продолжать быть гегельянцем в таком многообразии альтернатив?

 

Григорий Федорович Термитов

 

Последовательность приводит к стабильности. Гегель давно учел все возможные критические положения в самом общем виде. Нам, его последователям, остается лишь их раскрывать. По сути, мы знаем всех наших главных оппонентов, и у нас нет никакой необходимости предавать наши взгляды.

 

Еретик

 

Как и у любого религиозного фанатика.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Фанатики опираются на веру, а мы на разум.

 

Еретик

 

Не вижу никакой разницы между верой и разумом. В итоге, это одно и то же. Разум со своими доказательствами лишь одна из разновидностей веры, проистекающей из веры в метод, в логику и мышление. Многие думают, что философия – это сфера критическая и даже скептическая, потому что рациональная, но именно поэтому она строго догматическая.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Какая нелепость, впрочем, гегельянство не нуждается в ярлыках критической или скептической философии. Гегельянцы отлично знают, что критика и скептицизм – это лишь результаты исторического, а значит и диалектического, движения мысли. Скептики – лишь ступени на пути к истине.

 

Еретик

 

Я так не думаю. Скептицизм, как мне кажется, по сути своей единственное универсальное мировоззрение, которое так или иначе проявлялось во всех больших культурах. Чтобы стать скептиком, необходимо усомниться во всех суждениях. Это может сделать и древний индус, и древний китаец, и грек, и европеец. Например, китаец не может быть атеистом, потому что в его представлениях нет богов, а в его культуре их тоже не было. Китаец может быть адаосом, аконфункцианцем, абуддистом, но атеистом быть не может. А вот скептики могли бы появиться в любой культуре.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Но появились только в греческой.

 

Еретик

 

Неправда. Известен скептик Санджая Белаттхипутта. Он жил в Индии и, если не ошибаюсь, был старшим современником Будды. Кроме того, в некоторых течениях буддизма есть четкие скептические установления. Также и в Китае мы сталкиваемся с критиками культуры.

Гегель, как мне думается, перепутал все благодаря своему логическому догматизму. Он по какой-то причине сделал скептицизм звеном цепи, которой тот не являлся.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Вы не знаете историю философии и не понимаете, как из софистики получилось учение Сократа, а из «я знаю, что ничего не знаю» - учение скептиков.

 

Еретик

 

Все эти схемы становления духа – условность. На самом деле, мы и понятия не имеем, что происходило в Греции в те времена. Мы не знаем, сколько мыслителей там было на самом деле. Кроме того, мы не знаем, принадлежат ли тексты, дошедшие до нас, тем авторам, которым их приписывают.

 

Григорий Федорович Термитов

 

В смысле?

 

Еретик

 

История философии Греции – это как своеобразное продолжение мифологии. Чем древнее философ, тем больше он подобен полубогу, тем более он харизматичен и даже карикатурен, тем больше он архитипичен. Делать какие-то выводы о Греции вообще довольно сложно, но я могу сказать одно: количество греческих учений не поддается никаким диалектическим махинациям. И скептицизм там занимает особое место.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Уперлись в дурацкий скептицизм. Он лишь один из множества учений в рамках диалектического разворачивания духа. Не нужно придумывать ничего нового. Гегель уже об этом все написал.

 

Еретик

 

И, на мой взгляд, глубоко ошибся. Гегельянцы не признают ошибок Гегеля.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Потому что он их не совершал.

 

Еретик

 

Это похоже на догматизм.

 

Григорий Федорович Термитов

 

Это высшая степень рационализма.

 

Еретик

 

Может быть, но это и говорит о рационализме довольно плохо. Любой рационализм в корне своем догматичен. Но меня больше всего удивляет тот рационализм, который оперирует довольно сомнительными категориями, но при этом мнит себя точной наукой. Гегельянство – учение устаревшее, но не потому что прошло его время, а потому что оно осталось на том уровне, на каком находилось много лет назад. Догматики-гегельянцы мыслят в похожих категориях.

Собственно, я не хочу сказать ничего плохого про Гегеля, но мой вердикт, как всегда, прост: переоценен. В его работах есть оригинальность и есть ряд сложных положений, которые заслуживают внимания. Но его популярность видится мне результатом обыкновенного движения моды.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.