Раздел I : Первая октаграмма — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел I : Первая октаграмма

2020-12-07 83
Раздел I : Первая октаграмма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исповедь Еретика

 


 

Предисловие

Я рожден в этом мире и, как мне казалось, имею право на то, чтобы высказывать сомнения. Впрочем, весь мир с этим не согласен. Мир догматичен и не готов слушать критику одного человека. Мир с легкостью переходит на оскорбления. Мир готов задавить всякого еретика. И что же это за мир такой? Этот мир есть люди, цепляющиеся за свои предрассудки и живущие ими. Если бы не было предрассудков, если бы не было веры в знание, если бы не было веры в точность, то откуда могло бы взяться столько презрения к непохожим? К думающими иными категориями? И здесь я не выдвигаю самостоятельное мышление как ценность, ибо не разделяю персоналистические взгляды, но отличающиеся люди существуют. Это не похвала. Это факт. И этих отличающихся людей ущемляют, принижают, встают на их пути, превращая их и без того трудную жизнь в абсолютное ничто.

Впрочем, это не «книга-жалоба», а «книга-бойня». Здесь будут развенчиваться идолы, здесь будут падать кумиры. Я хочу в итоге показать, каково быть настоящим еретиком, настоящим скептиком. Я хочу показать, каково живется человеку, который действительно усомнился во всем, а не просто делает вид, как это принято в научных, философских и прочих сообществах со времен Декарта. Это не мода не скептицизм и не мода на индивидуализм. Это совсем иной подход, взращенный на фундаменте чистого мышления. Он вызревал на основании изучения трех основных философских традиций западной, индийской и китайской, а также на проектировании новых традиций как в романах, так и в качестве мыслительных экспериментов.

Я не считаю, что делаю пустую и непродуктивную работу, что бы об этом не говорили критики. В итоге я не встречал ни одного убедительного аргумента, показывающего, что мой подход не имеет места. Прежде всего, это связано с тем, что убедительным аргументом против моего подхода было бы доказательство абсолютной истинности другого. Пока же я встречаюсь с критикой лишь представителей тех или иных догматических традиций, стоящих на коленях перед многочисленными идолами, развенчанием которых в данной исповеди я и займусь.

Заранее отмечу, что все обсуждаемые в работе авторы не так уж плохи, как могло бы показаться, но в итоге практически каждый из них стал кумиром, ведущим за собой слепых адептов. Даже умнейшие люди своего времени оказывались догматиками и слепцами, когда речь заходила об их предшественниках. Я уже привык к тому, что практически всякий от ученого до философа – идолопоклонник. Вопрос лишь в том, каким персонам он поклоняется и какие взгляды исповедует.

Некоторые могут заявить, что рационально мыслящие люди не имеют догм. А что тогда есть сам рационализм? Что есть разум? Почему его мощь считается доказанной, хотя еще в полной мере не доказано его существование? Почему вообще люди, имеющие куда больше убеждений, чем любые верующие, говорят о скептицизме? Ответ прост: они считают, что могут сменить свое мнение, если вдруг окажется, что они были неправы. Впрочем, даже фанатики меняют мнения, когда речь касается вещей, не затрагивающих их коренные убеждения. В этом догматики и рационалисты едины, ведь стоит усомниться в догмах всех рационалистов, рационализме, логике, математике, мы столкнемся с тем же слепым фанатизмом, свойственным верующим. Они даже те же слова будут использовать в ваш адрес: нигилист, постмодернист, мракобес, шарлатан, софист. Я живу под этими именами уже много лет, но продолжаю заниматься своими исследованиями.

Что же я исследую? Мнения, убеждения, веры, догмы, фанатиков и все, что связанно с этим. В итоге получается, что мне приходится исследовать почти все: науку, религию, философию, искусство… Конечно, на все меня не хватает, но я делаю то, что в моих силах, чтобы не только создать свою собственную культурную нишу многочисленными философскими, прозаическими и поэтическими трудами, но и исследовать окружающий меня мир мнений.

Впрочем, людям очень неприятно слышать, что их знания, их вера, их убеждения – это мнения. Им неприятно слышать, что их идолы чаще всего переоценены. Люди хотят абсолютов. Хотят, чтобы в одной сфере, например науке, была вся истина, а в других – заблуждение. Я же делаю ставку на то, что заблуждение везде, что доказывается довольно легко посредством изучения всех сфер человеческой деятельности. И не нужно далеко ходить и становиться профессионалом во всех областях. Самые большие сомнения можно отыскать в сущности каждой из сфер деятельности. К сожалению, многие этого не замечают, потому что, объяснение может показаться странным, они догматики. Все люди догматики – и это не попытка унизить их, обозвать или возвыситься за счет других. Просто люди – догматики. Почему? Потому что у них есть догмы, а их сомнение, которое также присуще в малой степени всем, используется в основном по отношению к неважным вопросам.

Но в итоге многие хотят сказать: «нет, я не догматик, я же сомневаюсь вот в этом, и в этом, и еще в этом…». На самом деле, простейшая беседа позволяет определить те догмы, которые человек не может доказать. Даже ученые не в силах доказать основополагающие догмы научного познания, во-первых, потому что не они их придумали, во-вторых, потому что их полноценное доказательство невозможно. Например, как доказать «Бритву Оккама»? Да никак. Это просто историческая случайность, которая активно влияет на работу научных сообществ. Может быть, она и имеет смысл, но даже для самих ученых этот смысл затерян в дебрях средневековой философии. Многие попытаются привести аргументы в пользу «Бритвы Оккама», но, скорее всего, среди них не найдется ни одного убедительного. Особенно если за доказательства возьмутся ученые, а не философы, ведь первые не очень хорошо разбираются в философии собственной сферы деятельности.

Отмечу, что я от лица Еретика буду исповедаться в своих взглядах, которые, как мне думается, многими будут отвергнуты и покажутся им глупыми, даже поверхностными. Причину такого восприятия я уже пояснил. Впрочем, возможно, я всего лишь безумец, а мои многочисленные критики, несмотря на их многообразие и разнородность мнений, правы. Возможно, цель всей моей жизни – лишь глупость, а все методы, которые я использую, не имеют никакого значения. В любом случае, я продолжаю работать над собой, своими идеями и текстами, а также продолжаю размышлять над трудами мировых гениев. Я не считаю, что это в полной мере глупость, а большую часть своих сомнений я могу обосновать (хотя, в принципе, обосновывать сомнения не обязан, потому что ноша доказательства лежит на утверждающем, как говорят рационалистические догматики).

«Исповедь Еретика» это отчасти художественное произведение, а отчасти философское. Главный герой, Еретик, во многом представляет мои взгляды, но следует помнить, что его позиция – упрощенная. Она не дотягивает до моих философских трактатов.


Глава VIII (религия): Ислам

Собеседник: Мухаммед ибн-Хамбар, судья, правовед.

Место: Багдад, дом судьи.

Время: 906 год.

Ситуация: ибн-Хамбар пригласил к себе Еретика, который и начал с ним разговор о религии.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Ас-саляму алейкум!

 

Еретик

 

Ва-алейкум ас-салям, уважаемый. Я пришел поговорить с вами о религии.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Еретик, мне известно твое лицо. Я знаю тебя. Ты само воплощение Шайтана. Сколько раз мы забивали тебя камнями? Сколько раз кидали со скалы? Сколько раз пронзали тебя мечами и копьями?

 

Еретик

 

Несколько сотен, но это было абсолютно безрезультативно.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

И ты все еще хочешь поговорить со мной об исламе?

 

Еретик

 

Почему бы и нет? Я не боюсь, что меня убьют. Я бы хотел для начала обсудить пять столпов ислама.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Рискуешь, но попробуй.

 

Еретик

 

Это, конечно же, шахада, намаз, ураза закят и хадж. Шахада – это свидетельство веры. Звучит так: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха». Почему я должен в это верить? Что такое Аллах?

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Всемогущий и единый творец всего сущего. Он знает все, он везде, он во всем. Он управляет этим миром.

 

Еретик

 

В таком случае, чем Аллах отличается от христианского Бога или индуисткого Шивы?

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Ничего не знаю про Шиву, но от христиан мы отличаемся тем, что не верим в богочеловека, так как это опровергло бы наше единобожие. Не может человек быть Богом.

 

Еретик

 

А Бог может быть человеком?

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Думаю, может, но не нуждается в этом. Бог всегда общался с людьми через пророков, последним и главным из которых является Мухаммед. Мухаммед – печать пророков.

 

Еретик

 

Но я не могу поверить в Мухаммеда.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Тогда нужно поверить в Коран, потому что Коран – это несотворенное и вечное слово Аллаха. Все, что написано в Коране, - абсолютная истина, с которой необходимо считаться.

 

Еретик

 

В это я тоже не могу поверить. Коран – обычная книга, как и многие другие книги. Я не вижу в ней ничего нового. Обычное религиозное произведение, которое не отличается от других.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Ты снова заслужил пытку. Чтобы познать нашу веру, тебе нужно каждую пятницу посещать главную мечеть для совместной полуденной молитвы. Более того, необходимо читать молитвы дома пять раз в день.

 

Еретик

 

Никогда не понимал молитв. Если Аллах действительно существует, то не понимаю, зачем ему заставлять людей по пять раз на дню вспоминать о его существовании.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Создатель хочет, чтобы мы всегда помнили о нем.

 

Еретик

 

Это кажется мне бессмысленным, как пост в Рамадан, когда с рассвета до заката люди воздерживаются от еды, воды и прочих «наслаждений», включая супружескую близость. Все это необходимо делать месяц. Мне думается, что это изрядно портит организм. Интересно, почему Аллах так мучает людей?

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Чтобы проверить духовность людей. Они должны уметь ограничивать себя физически ради своего Бога. От поста освобождаются несовершеннолетние, престарелые, больные, беременные, путники и некоторые другие категории мусульман. В итоге пост не приносит никакого вреда. Для здоровых же людей это полезно!

 

Еретик

 

Не думаю, что это полезно. От подобных постов может сильно испортиться пищеварение, а чувства голода и жажды могут в значительной степени навредить верующему.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Аллах спасет!

 

Еретик

 

Если он есть, а если Аллаха нет или существует какой-то другой Бог, который устроил все по иным правилам, то это бессмысленные мучения, которым подвергаются тысячи людей.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Но я уверен в том, что Аллах есть. И я уверен в том, что он сказал нам делать все эти вещи. Я искренне верю в Аллаха. Ради своей веры я готов на все.

 

Еретик

 

Это тоже довольно плохо. Впрочем, мне нравится, что ислам поощряет милостыню. Это, наверное, один из самых важных канонов ислама, который можно называть желательным для всех обществ. Это позволяет беднякам и больным выживать. Это лучшая сторона ислама. С другой стороны, мне кажется, что паломничество бессмысленно.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Человек, совершивший паломничество, заслуживает уважения, так как он доказал свою веру и побывал в священных местах.

 

Еретик

 

Только в чем польза от этих священных мест? Вот есть Аллах. Он создал Вселенную. Он создал огромный мир. Какое ему дело, совершаешь ли ты паломничество? Зачем ехать из одной части света в другую, если ты и так веришь? Зачем тратить время, силы и деньги?

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Потому что нужно.

 

Еретик

 

Это плохое объяснение. Мне думается, что в исламе очень много одурманивающих действий, которые предназначены только для того, чтобы заставить мусульман верить. Мне кажется, что это очень плохо. Если Аллах есть, то он мог бы и показать свое существование. Разве это не странно? Чтобы уверовать в существование Аллаха, мы почему-то должны совершать паломничество и молиться пять раз на дню. Мне даже начинает казаться, что Аллах сильно сомневается в умственных способностях людей, раз заставляет их каждый день повторять одно и то же.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Аллах велик. Он предусмотрел все. Человек не сможет отойти от веры, если будет так часто повторять молитвы.

 

Еретик

 

Но если это неправильная вера, то как быть тогда? Если Аллах ничего этого не хотел, то как тогда быть? Допустим, существует Аллах, но никакого Мухаммеда он не знает, и все ритуалы ислама противоречат истинной вере в Аллаха. Что тогда?

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Все это чепуха! Аллах точно есть. И он послал к нам пророка Мухаммеда! И тебя за твои слова ждет смерть.

 

Еретика попытались сжечь, но он без особых проблем пережил огонь и в итоге вернулся к ибн-Хамбару.

 

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Опять сбежал?

 

Еретик

 

А что мне делать в заточении? Там скучно. Более того, мне хотелось поговорить с мудрым мусульманином.

 

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Ты опять будешь говорить о том, что Аллаха не существует. Твои предположения опасны.

 

Еретик

 

Но я не могу иначе. Я сомневаюсь во всем. Нет ни одной науки, ни одной религии, ни одного философского учения, в котором я бы не сомневался. Я не могу сделать ислам исключением.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Именно поэтому Аллах покарает тебя, Шайтан.

 

Еретик

 

Я не Шайтан. Я просто выражаю свое сомнение. Не понимаю, почему мы не должны сомневаться в исламе?

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Потому что это священная религия, которая не подразумевает сомнения. Мы не должны сомневаться в Аллахе, потому что только тогда нас ждет спасение.

 

Еретик

 

Проблема в том, что вы поверили в позицию одного мужика, который, вполне возможно, солгал, что был пророком. Нет никаких гарантий того, что Мухаммед говорил правду. Можно лишь на секунду представить, что он был обыкновенным шарлатаном, который говорил откровенные глупости. Если так, то получится, что верующие просто тратят свое время на откровенную ерунду. Кроме того, они погружены в систему, в которой их сводят с ума постоянными молитвами, голодовкой и прочими чрезмерными практиками.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Шайтан, ты пытаешься заговорить мне зубы. Но я не поведусь на твои уловки. Как только разговор закончится, я снова попытаюсь тебя казнить. Тебя ждет смерть. Ты должен с этим смириться. В итоге вера в Аллаха победит тебя!

 

Еретик

 

К сожалению, все боги, технологии и даже живые существа бессильны против настоящих скептиков. Подлинное сомнение не вытравить ни страхом, ни угрозами, ни догмами, ни молитвами, ни паломничествами. Подлинное сомнение – это глубинная интенция человеческого бытия, возвращение в которую неизменно порождает новые и новые учения, проверка которых и является истинной целью человечества.

Сомнение невозможно победить ни доказательствами, ни верой, ни шутовством, ни литературой. Ни разум, ни эмоции, ни воображение не могут переиграть подлинное сомнение. Даже сам Аллах бессилен, если он есть. Он не смог бы подкупить меня чудесами, могуществом, всезнанием. Я не знаю. Я ничего не знаю! И даже не знаю того, что ничего не знаю. Может быть, у меня есть какие-то скрытые знания. Может быть, я могу узнать. Все это слишком сложно, чтобы объяснить на словах.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Шайтан! Ты не сможешь переубедить меня! Огонь на тебе не работает, тогда сработает вода!

 

Еретика утопили, но он выжил и вернулся к ибн-Хамбару.

 

Еретик

 

Я снова тут.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

В большей степени меня удивляет твое стремление переубедить меня, Шайтан. Разве можно сомневаться в тех истинах, в которые верят все здравомыслящие люди? У нас тут общая вера, которая строится на почитании Аллаха. Разве тебе не кажется, что ты слишком смело высказываешься про нас?

 

Еретик

 

Нет.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Значит, сбросим тебя с самой высокой горы!

 

Еретика сбросили с самой высокой горы, но он не разбился и вернулся к ибн-Хамбару.

 

Еретик

 

Я снова здесь.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

О, Аллах! Спаси меня от Шайтана!

 

Еретик

 

К сожалению, Аллах не ответит на мольбы, а я при этом не являюсь Шайтаном. Просто меня невозможно убить. Я не могу умереть. Может быть, это связано с тем, что я и есть Аллах. Впрочем, причин может быть много.

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Чтобы осмелиться назвать себя Аллахом, нужно быть очень глупым! Казним тебя другим образом!

 

На этот раз Еретика закопали глубоко под землю, но он выжил, выбрался и вернулся к ибн-Хамбару.

Еретик

 

Я здесь для того, чтобы поставить точку в нашем разговоре.

 

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Шайтан!

Еретик

 

Я не сторонник религий, не сторонник наук, не сторонник философий. Я видел множество глупостей в мире людей и всегда изумлялся: почему же смертные с такой непоколебимой уверенностью налагают на себя бессмысленные запреты и веруют в то, во что можно не верить?

 

Мухаммед ибн-Хамбар

 

Шайтан, замолчи…

Еретик

 

В итоге я понимаю, что основная проблема людей в смерти. Они в итоге умрут. Они хотят поверить в какую-то истину и организовать согласно ей свою жизнь. Это мне, бессмертному, можно сомневаться во всем, потому что я существую независимо от мира. Я существую в автономном состоянии, но вы, люди, мне вас определенно жалко. Для вас недопустимо абсолютно сомнение, потому что оно загоняет в ступор. Вы не понимаете, как можно сомневаться во всем, потому что вас поддерживает вера. Вы не понимаете, каково живется человеку, которого ничто не поддерживает. Вы готовы называть его шайтаном, мракобесом, демоном или даже чудовищем. Собственно, в этом ваша человеческая суть. Вам свойственно жить в заблуждениях, но я выбираю другой путь. Лучше я буду сомневаться, чем верить в сомнительные вещи. А сомнительно все в этом мире.


Раздел V: Пятая октаграмма

Глава VIII (религия): Наука

Собеседник: Архидоктор наук, метапрофессор Гейн.

Место: Космический корабль за пределом Солнечной системы.

Время: 3894 год.

Ситуация: Еретик попал на космический корабль, где у него появилась возможность поговорить с одним из самых главных сциентистов всех времен, которой он непременно воспользовался.

 

Метапрофессор Гейн

 

Ба-ха-ха! Я ненавижу все религии! Все религии – это для тупых верунов! А я сомневающийся ученый!

 

Еретик

 

Дело в том, что наука – это тоже религия.

 

Метапрофессор Гейн

 

Ба-ха-ха! Смешная шутка!

 

Еретик

 

Я не шучу. Наука действительно обладает рядом признаков религий, о которых, судя по всему, мы будем сейчас говорить.

 

Метапрофессор Гейн

 

Ба-ха-ха! Малой, ты совсем сошел с ума? Наука отличается от религий, прежде всего, тем, что не верит в сверхъестественные сущности! Она вообще ни во что не верит.

 

Еретик

 

Это довольно распространенный предрассудок. Впрочем, начнем разбор с него. Во-первых, наука верит в метод. Научный метод состоит из опытов, математики и логики. Математика и логика – вещи определенно метафизические. И наука в них определенно верит. Математика и логика метафизические, потому что они не являются чем-то физическим. Это некие формы, некие абстракции, которые были предложены идеалистами. Замечу, что и логика, и математика появились в идеалистических течениях философии. Во-вторых, следует заметить, что ряд физических, химических, биологических и прочих концептов, в сущности, является метафизическим. Наука вообще любит создавать абстрактные законы, которые объясняют опыт. Если непосредственные наблюдения и опыты мы будем называть физикой, то законы, лежащие над этими наблюдениями, следует называть метафизикой.

 

Метапрофессор Гейн

 

Что за чушь я только что услышал? В науке нет метафизических концептов.

 

Еретик

 

Начнем с простого. Сила притяжения – типичный метафизический концепт, который по уровню проработки может быть сравним с «силой Божьей».

 

Метапрофессор Гейн

 

Ба-ха-ха! Это чистая физика!

 

Еретик

 

Если мы понимаем под физикой физику Аристотеля, то, конечно, это может быть и физика. Впрочем, тут мы должны говорить о физике более материальной. Многие концепты физики совершенно нематериальны. Они довольно идеальны.

 

Метапрофессор Гейн

 

И что, малой? Ну, есть в науке такие теории, которые говорят о том, что нельзя потрогать. И что? Думаешь, это метафизика?

 

Еретик

 

Логическим путем выводятся почти все фундаментальные теории всех наук. Та же теория эволюции. Что же это за магическая сила, которая ведет к изменениям? Чистая абстракция. Еще и приспособление приплетается без особой надобности. Еще одна метафизика, которая прикрывается физикой. В науке много всего метафизического.

 

Метапрофессор Гейн

 

Ты все путаешь по молодости и неопытности.

 

Еретик

 

Ладно. Допустим, научные теории не такие уж метафизические, хотя, повторю, все это крайне условно. Не все религиозные учения основаны на метафизике. Например, мы называем конфуцианство религией, но основа в нем – этический корпус. Конечно, он поддерживается некоторыми абстрактными положениями, но это не значит, что это метафизическая религия. Более того, буддисты не поклоняются богам. Их интересуют другие сущности.

 

Метапрофессор Гейн

 

К чему ты?

 

Еретик

 

К тому, что мир неоднозначен. Все, что мы называем религиями, - это вещи абсолютно разные. Притом исконная религия только одна – это христианство. И есть только одна причина, по которой христианство является исконной религией. Оно само начало называть себя этим словом.

Здесь я сразу же обращаю внимание на то, что наука ближе к христианству, чем христианство к тому же буддизму. У христианства наука позаимствовала схему организации, университеты, школы, а также эмпирический метод.

 

Метапрофессор Гейн

 

Что?!

 

Еретик

 

Ах, простите, но эмпирический метод в Средние века прошел через католическую философию. Более того, первые ученые так прямо прописывали, что они познают мир, созданный Богом, так как это тоже своего рода богопознание. Я знаю, что в атеистических методичках такой информации не встретишь, но изучение средневековой философии действительно приведет вас к пониманию того, как возник эмпирический метод. Наука и христианство – вещи исторически очень близкие друг другу. Науку двигали чаще всего не отщепенцы, не смелые еретики, а обычные монахи, аббаты, богословы и прочие христианские мыслители. Наука – это порождение христианства. Именно поэтому она так похожа на своего прародителя.

 

Метапрофессор Гейн

 

Нет! Наука! Она же была везде!

 

Еретик

 

Дело в том, что мы сейчас говорим про вполне определенную научную систему, которая существовала в Европе. Не стоит путать науку и эмпирический метод. Эмпирия в разных видах была повсеместно, но это не привело к развитию научного знания и к систематизации всех полученных данных.

Когда я говорю про науку, то подразумеваю ту систему, которая начала формироваться в начале Нового времени, а потом выродилась в научную систему, которая нам известна. Говорить, что это единственное возможное и адекватное применение эмпирии – откровенная глупость. Просто мы имеем дело с очередной монополией, только на этот раз на эмпирический опыт. Собственно, все религии стремятся создать свою монополию.

 

Метапрофессор Гейн

 

Наука не такая!

 

Еретик

 

Честно говоря, последние несколько веков она именно такая. Ученые и адепты науки хотят, чтобы наука осталась одна – без религий и философий. Это ли не исламская мечта? Это ли не христианская мечта? Это ли не буддийская мечта? Все религии хотят избавиться от других религий. И у науки неплохие шансы, так как она уже давно захватила образование и старается не пускать туда ни одну из религий.

 

Метапрофессор Гейн

 

На все это плевать! Главное, что ученые – не верят, а знают!

 

Еретик

 

Знание – высшая форма догматизма. Когда человек думает, что он знает, то он даже не допускает возможность своей ошибки. Вера как бы подразумевает некое сомнение. Когда человек верит, то он понимает, что у него недостаточно доводов для того, чтобы признать свое знание. Он как бы сомневается, но хочет, чтобы его взгляды оказались истинными. Когда же человек заверяет, что знает, то он показывает подлинный догматизм.

 

Метапрофессор Гейн

 

Ба-ха-ха! Но ученые точно знают! Если они говорят, то нечто определенно истинно!

 

Еретик

 

Собственно, в этом проблема. Наука несколько раз попадалась на этом. Ученые долгое время верили в ту или иную теорию, например, в эфир. Они говорили, что наверняка знают истину по этому вопросу. В итоге же выяснялось, что их истина была лишь сомнительной догадкой. В этом и заключается сущность догматизма. Когда люди много десятков лет говорят, что знают, а потом их опровергают другие ученые – это как бы саморазоблачение науки и её знания.

 

Метапрофессор Гейн

 

Этим наука и отличается от всех религий. Вот её главное отличие! Она может менять свои убеждения!

 

Еретик

 

На самом деле, в смене некоторых убеждений нет ничего особенного. Христиане на протяжение всех Средних веков обсуждали разные положения, а их взгляды менялись по многим вопросам. То же характерно и для всех религий. Впрочем, напомню, что христиане используют термин «вера», а ученые «знание». Обе религии могли менять некоторые мнения, но наука уверена в своем превосходстве, а также полагает, что в ней нет веры, а только лишь знание. Я считаю, что уверенность в собственном знании – худшая вера, особенно если некоторые положения кажутся очевидными.

 

Метапрофессор Гейн

 

Какая глупость! Ба-ха-ха-ха! Наука – религия! Что еще скажешь по этому поводу?

 

Еретик

 

Например, то, что наука исторически заняла место религии, когда речь зашла о государственном снабжении. Собственно, прослойка духовников была заменена на ученых. Это уже говорит о том, что ученые и духовенство родственные категории людей.

 

Метапрофессор Гейн

 

Ба-ха-ха-ха-ха! Давай! Пошути еще! Это очень смешно!

 

Еретик

 

Наверное, самое смешное то, что я скорее прав. Наука – это классическая религия, которая довольно сильно похожа на христианство по многим параметрам.

 

Метапрофессор Гейн

 

Глупости! Может быть, еще ученые – это миссионеры?

 

Еретик

 

Определенно, некоторые ученые ведут миссионерскую деятельность. Они занимаются так называемой пропагандой науки и здравого смысла. Кроме того, есть целые ассоциации, которые позволяют найти неверных лжеученых, а после обвинить их в шарлатанстве. Как по мне, это очередной поиск еретиков и травля несогласных. Ученые думают, что они правы, а весь остальной мир ошибается.

 

Метапрофессор Гейн

 

Лжеученые могут принести вред обществу!

 

Еретик

 

Конечно, могут, если они продвигают нерабочие практики. Только вот научное сообщество не видит разницы между реально вредными лжеучеными с ложной практикой, которые вводят людей в заблуждение, и теоретиками, которые сами верят в свои убеждения и могут их аргументировать. Первые – шарлатаны, а вторые – просто инакомыслящие. Ученые инквизиторы не видят разницы. Почему-то все мыслящие люди должны перед ними отчитываться и их нахваливать, даже если заблуждения ученых по некоторым вопросам очевидны.

 

Метапрофессор Гейн

 

Очевидны? Ба-ха-ха-ха-ха! Кто ты такой, чтобы говорить о заблуждениях ученых? Может быть, специалист во всех науках?

 

Еретик

 

Нет. Просто мыслящий человек, который уже давно усомнился в науке. Наука самыми подлыми софизмами пыталась избежать клейма религии и философского учения, хотя факт того, что она религиозна, очевиден. Можно бесконечно продолжать обсуждать, почему наука религия, но главный аргумент прост: у науки есть миллиарды адептов, которые в ней разбираются довольно поверхностно, но верят всему, что говорят ученые. Это есть акт чистейшей веры.

 

Метапрофессор Гейн

 

Но у людей есть основания верить в науку!

 

Еретик

 

Такие же, как у верующих верить в любую из религий. Следует заметить еще кое-что: наука так велика, что ни один ученый не может знать все её данные и теории. Как следствие, специалисты из разных областей, а иногда и из одной просто слепо доверяют друг другу.

 

Метапрофессор Гейн

 

Они знают, как работает наука!

 

Еретик

 

Не совсем. Ученые довольно поверхностно знают научную философию. Они лучше разбираются в научной практике, а практика в разных науках различается. Более того, ученые не проверяют все опыты друг друга.

 

Метапрофессор Гейн

 

Проверяют!

 

Еретик

 

Крайне редко. Часто просто верят. Не нужно превращать ученых в величественные сверхразумы, которым доступно сверхчеловеческое познание. Они обычные люди, которые верят друг в друга и в систему. И у них есть поклонники-адепты, которые слушают их во всем. Если это не религия, то я даже не знаю, что еще можно так назвать.


 

Заключение

 

Еретик пережил очень многое. Он разговаривал с самыми разными людьми, но почти никто из них не был согласен с ним. Как бы он не старался разъяснить остальным свою позицию, его либо не слушали, либо высмеивали, либо унижали, и в итоге он остался один во Вселенной. Все закончилось. Времени и пространства больше не было. Не было ни людей, ни других живых существ. Он, бессмертный, оказался в абсолютном одиночестве в абсолютной пустоте.

- Все мое существование было борьбой, но сейчас не осталось ничего, с чем можно было бы бороться. Я остался лишь сам с собой. Вечный процесс мышления, вечный процесс борьбы – все это поддерживалось в том числе и внешними факторами, но сейчас… Что мне остается? Трудно сказать. Я даже не знаю, был ли я счастлив? Ни в одной эпохе живые существа не признавали меня, как бы я не пытался разоблачить их веру. Некоторым даже казалось, что при высочайшем уровне догматизма, они не верят, но знают или же сомневаются. Удивительно, сколько нелепостей происходило в этой Вселенной, сколько ничтожностей. Кровавые режимы, массовые убийства, унижения несогласных… И все ради того, чтобы мир в итоге превратился в ничто.

Впрочем, многие живые существа ради якобы великих, но на самом деле эфемерных, случайных и незначительных идей, отправлялись в ничто раньше срока или отправляли туда других. Или же смерть - это не ничто? Я никогда об это не узнаю. По какой-то причине я бессмертен. Мне не нужно ни есть, ни спать, ни дышать. Ничто не может уничтожить мое тело. Я нырял в звезды, погружался в черные дыры и даже пережил уничтожение Вселенной. Каков итог?

По-сути, я единственное существо, которое смогло увидеть так много, прочувствовать так много, понять так много, но в итоге я все равно не могу сказать, что я познал и понял все, а если я не понял все, то не могу претендовать на познание чего-то отдельного. Я все равно сомневаюсь. И мои сомнения бесконечны. Ничто не может их искоренить: ни бессмертие, ни вечность, ни знание. Я все равно во всем сомневаюсь. Я пронес свое сомнение через вечность. Впрочем, я мечтал убедиться в правде, но благодаря сомнению не давал этой мечте поглотить меня, как всех остальных.

Я всегда для всех был еретиком, потому они, поглощенные искусственными правдами, стремились к обоснованию собственного достоинства, собственного интеллекта, а я потерял себя. Они пытались доказать истину и, как им казалось, доказывали, но раз за разом попадали в одну и ту же ловушку: ловушку собственной ограниченности. Я всегда был еретиком, потому что снял с себя все границы. Правда, это не значит, что я стал целым миром. Наоборот, без границ и истин я стал пустым.

Еретик – это не ругательство и не повод для гордости. Впрочем, еретик – это тот, кого не принимают. И если ты являешься еретиком по отношению ко всем, то тебя никто не примет. В течение всей своей долгой жизни я пытался показать людям, что их кумиры не такие уж и гении, не такие уж и великие, но они не замечали этого, потому что были ослеплены предрассудками.

Кумир становится кумиром не столько за свои достоинства, иначе бы самые достойные неизменно становились известнейшими среди людей. Кумира создает мода и мнения людей, которые проявляются в случайности, но всякая случайность имеет свойство переходить в закономерности благодаря механизмам моды.

Многие скажут мне, что я оцениваю все по своему примитивному вкусу, что я сам являюсь уродом и дураком, который ничего не понимает в достоинствах. Это мне кажется, что у кумиров достоинств нет. Это мне якобы кажется, что я имею право оценивать этих великих гениев. Впрочем, может быть, не имею права и никогда не имел. Может быть это только я не вижу тех сказочных достоинств, которые расписывают адепты. Может быть, это я отличаюсь от всех остальных, хотя не искал отличия и не пытался выделяться. Я просто думал, просто спрашивал, просто беседовал, просто пытался найти ответ, но в итоге мне осталось только принять оставшуюся пустоту.

Среди бесконечного количества учений, кумиров и догм, среди беспредельного разнообразия, среди предрассудков я бродил от одной веры к другой, от одной догмы к другой. Все они различались. В них нет ничего общего. И никто внутри этих систем не осознавал всей глубины отличий и случайности происходящего. Они верили, что занимаются должным. Они верили в свое учение, в свою науку, в свою философию.

Но ни в одной из вер мне не нашлось места. Я не смог поверить ни одному из кумиров. Я не смог увидеть ни в одном из кумиров своего спасителя, возможно, потому что я никогда не искал этого самого спасителя и не искал систему, которая даст мне ответы на все вопросы. Я искал сам, я смотрел сам, я сам спорил, я сам исследовал и в итоге ни к чему не пришел, потому что исследовал бесконечность. Я не смог остановиться на одной из граней, а грань – это уже определенный результат, потому что осознал многогранность.

Как я могу сказать, что кто-то гений, если он лишь часть одной маленькой грани? Как я могу восхищаться существом, которое пребывает в клетке из собственных заблуждений? Как я могу поместить самого себя в подобную клетку, если осознаю условия выхода? Как я могу оказаться в этой клетке, если видел клетки за пределами её? Как я могу стать заключенным в этой клетке, если она не сможет меня удержать?

Еретик продолжал лететь сквозь пустоту.

- Так много всего, чтобы в итоге пр<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.297 с.