Тема « Воспитательное пространство как условие формирования акмеологической позиции учащихся». — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема « Воспитательное пространство как условие формирования акмеологической позиции учащихся».

2020-11-19 118
Тема « Воспитательное пространство как условие формирования акмеологической позиции учащихся». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

3.1. Термин пространство как количественное и качественное определение. Образовательное и воспитательное пространство. Понятие «образовательное пространство» в действующем Законе РФ «Об образовании». Теоретические основы понятия «воспитательное пространство» как естественной и социальной среды, обладающей комплексом условий и влияний на обучающихся.

3.2. Моделирование акмеологически ориентированноговоспитательного пространства как совокупности динамично развивающейся сети взаимосвязанных педагогических событий и информационной, предметной, акмеологической сред образовательного учреждения.

3.3 Школа как открытое воспитательное пространство. Основные компоненты акмеологически ориентированноговоспитательного пространства образовательной организации.

 

Задачи:

- проанализировать идеальную модель воспитательного пространства лицея как условие формирования акмеологической позиции учащихся;

- выделить профициты и дефициты воспитательного пространства лицея и возможности его модернизации;

- познакомить слушателей с теоретической базой понятий «пространство», «образовательное пространство», «воспитательное пространство»;

- обеспечить корректировку образовательного маршрута развития педагога в рамках обучения как одного из основных элементов научно-методической и инновационной деятельности лицея;

- диагностировать уровень сформированности профессиональных компетенции в области знаний подхода, теории воспитательного пространства;

- использовать информационно-коммуникационные технологии, ресурсы сети Интернет для реализации своего индивидуального образовательного маршрута;

- развивать ИКТ-компетентность педагога (работа с презентациями, подбор изобразительного ряда в сети Интернет в соответствии с целевой аудиторией).

 

3.1. Термин пространство как количественное и качественное определение. Образовательное и воспитательное пространство. Понятие «образовательное пространство» в действующем Законе РФ «Об образовании». Теоретические основы понятия «воспитательное пространство» как естественной и социальной среды, обладающей комплексом условий и влияний на обучающихся.

 

Самостоятельная работа участников семинара до проведения занятия.

1. Работа с текстом.

2. Он-лайн тест.

3. Рефлексия этапа – заполнение Дневника.

 

Задание:

1. Познакомьтесь с текстом «Теоретические основы понятия «воспитательное пространство».

2. Выделите маркером одного цвета: абзац, повествующий об актуальности пространственного подхода в образовании, определение понятия «пространство», текст статьи 3 Закона РФ «Об образовании».

3. Выделите маркерами разного цвета определения понятия «воспитательное пространство» и «воспитательная среда». Проанализируйте в чём различие в интерпретациях двух понятий – воспитательное пространство и воспитательная среда.

4. Пройдите по итогам прочтения тест он-лайн на сайте https://videouroki.net/ по ссылке https://videouroki.net/tests/191962991/. Отметьте уровень прохождения теста в Дневнике.

  Текст 5. Теоретические основы понятия «воспитательное пространство»   Примечание: П. – пространство, ВП – воспитательное пространство.   Мировой тренд в организации образовательной и воспитательной деятельности - пространственный подход. Он определяет всю совокупность и целостность воспитательного процесса, интегрирующего взаимосвязи и взаимовлияния его субъектов в целях достижения воспитательного результата. Термин «пространство» пришёл к нам из точных наук, и широко используется сегодня: единое экономическое, политическое, культурное, информационное и т.п. П. - множество объектов, между которыми установлены отношения - связи, определяемые характером этих объектов и расстоянием между ними. П. двойственно и может определяться такими характеристиками как протяжённость и фрагментарность, прерывистость и непрерывность. Понятие П. находит отражение как базовый термин в трудах И. Канта, Ф. Брентано, М. Хайдеггера. В Философском словаре П. - это «форма бытия материи, координации сосуществующих объектов, состояний материи». [1] Понятие образовательное П. использовано в действующем Законе РФ «Об образовании»: «один из принципов государственной политики в области образования – единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства» (ст. 3). Советом глав правительств СНГ 17.01.1997 г. утверждена Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ.  
Образовательное пространство
В.И. Слободчиков [2] П. совместной жизнедеятельности людей разных возрастных групп, в котором разворачивается образование человека на основании общих целей.
Р.Е. Пономарёв: [3] Вид П., место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры.

 

На сегодняшний день образовательное П. интерпретируют как взаимоотношения между педагогом и учащимися во время передачи знаний и опыта; и как специально созданная зона, наполненная необходимым материалом и оборудованием, для организации образовательной деятельности.

В отечественную педагогику термин «воспитательное пространство» вошёл в 1960-70-е гг. благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, и остаётся популярным. Наряду с термином ВП в педагогике используется слово «образовательное пространство», где ВП понимается как выделенная часть образовательного П. или как его интегрированная составляющая.

 

Воспитательное пространство

Л.И. Новикова [4] ВП - педагогически организованная среда, окружающая ребёнка или определённое множество детей. Воспитательная среда - данность, ВП - результат созидательной и интегрирующей деятельности по педагогизации среды. Структурная единица ВП - учреждение, принимающее участие в его создании, а механизм создания – взаимодействие субъектов, объединённых пониманием педагогических задач, едиными дидактическими принципами и подходами. ВП может быть объектом изучения и моделирования - на этапе создания, и инструментом воспитания - на этапе функционирования.
Н.Л. Селиванова [5] Это - прообраз, модель гражданского общества, нарождающегося в России. Структура ВП сложна и понимается как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, созидаемых усилиями социальных субъектов (коллективных и индивидуальных). Коллективные субъекты ВП – профессиональные общности образовательных и иных учреждений, ставящие перед собой цели воспитания. Индивидуальные субъекты - педагоги, родители, дети, студенты, врачи, юристы, самые разные люди, встреча с которыми может превратиться в событие. Главная характеристика ВП - оно выступает интегрированным условием личностного развития человека, взрослого и ребёнка. Ключевой ценностный момент «события»: значимость для всех его участников, важным технологическим моментом «события» является их совместная деятельность.
Н.Е. Щуркова [6] ВП – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Различают предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение. ВП – это использование потенциалов среды, т.е. ограничение её негативных факторов и усиление позитивных. Воспитательная среда - объективно данные обстоятельства, которыми, при наличии определенной цели, можно управлять.

 

Теория ВП представлена в трудах Т.П.Беликовой, Ю.А.Гаврилина, Ю.П. Сокольникова, О.И. Попова, С.Н. Сивкова, Н.В. Бестужева-Лада и др.

Ряд педагогов раскрывают факторы гуманизации ВП посредством: формирования детского движения (Л.В. Алиева); включения личности в игровую деятельность (Л.В. Куликова); развития географического пространства (Т.Н. Зубкова).

 

 

Список источников:

1. Философский энциклопедический словарь. [Текст] / под ред. М.М. Розенталя. - М.: Издательство политической литературы, 1975. – 590 с.

2. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека [Текст]: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа – Пресс, 1995. 384 с.

3. Пономарёв, Р.Е. Образовательное пространство [Текст]: Монография. – М.: МАКСПресс, 2014. 100 с.

4. Новикова, Л.И., Кулешова, И.В. Воспитательное пространство опыт и размышления/ [Текст] / Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. - М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. - С.195-202.

5. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. / Под ред. Н.Л. Селивановой. М. Педагогическое общество России, 2001. 248 c.

6. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. [Текст] - М.: АРКТИ, 2007. - 152 с.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.