Особенности современного общества и юного поколения. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Особенности современного общества и юного поколения.

2020-11-19 97
Особенности современного общества и юного поколения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Мозговой штурм».Работа в группах.

1. Организационный момент. Задачи этапа.

2. Обсуждение в группах.

3. Озвучивание результатов работы группы.

4. Рефлексия этапа.

 

На экране заставка (первые кадры) из сериала «Сверхъестественное» со словами «THEN - ТОГДА» и «NOW - ТЕПЕРЬ».

Как вы думаете, отличается ли современное общество и современное юное поколение, от того, которое существовало ещё 15-30 лет назад?

Каковы эти различия? Влекут ли они изменения в подходах к современному образованию?

Задание: Сравните характеристики юного поколения и общества в современности (ТЕПЕРЬ) и 15-30 лет назад (ТОГДА).

 

Примечание: Группа 3 и 4. Колонка 2 заполнена организаторами семинара. Колонки 1 и 3 и последняя ячейка во всех колонках заполняются педагогами после обсуждения. Каждая группа по итогам обсуждения озвучивает свои варианты заполнения таблицы (группы 1, 3 – строчки АБД, группа 2, 4 – строчки ВГД).

 

Таблицы продублированы в Дневнике. Они имеют больше пустых колонок. Свои новые замечания и мысли «стажёр» сможет записать позднее, как в процессе семинара, так и после обучения.

Таблица 1. Особенности современного юного поколения.

 

  ТОГДА   ТЕПЕРЬ
  1 2 3
А Позднее Соприкосновение с технологиями Раннее
Б Занимает значительную часть досуга Время на игры со сверстниками Переходит в он-лайн-формат, офф-лайн дружеское общение минимально
В Занимает значительную часть досуга Прогулки на свежем воздухе Минимальны (до школы, учреждения дополнительного образования и обратно)
Г Занимает значительную часть досуга, что формирует способность воспринимать большие по объёму тексты Чтение книг, текстов Занимает минимальное время, большая часть текстов в он-лайн формате, неспособность воспринимать большие по объёму тексты
Д      

 

Таблица 2. Особенности современного общества

 

  ТОГДА   ТЕПЕРЬ
  1 2 3
А Устоявшийся набор социальных норм и правил Наличие нравственных норм социальной регуляции поведения Аномия – распад нравственных норм социальной регуляции поведения
Б Стабильность и нечастая смена социальных ситуаций и положений Социальное положение индивидов в обществе, социальные ситуации Неопределённость и быстрая смена социальных ситуаций и положений
В Невысокие Риски попасть в иную, менее значимую страту в обществе Высокие
Г Образование получается один раз в жизни, сменить профессиональную деятельность сложно Отношение к образованию Можно учиться всю жизнь, образование как и профессиональная деятельность мобильны
Д      

 

Вывод: Современный выпускник сталкивается с частой сменой социальных ситуаций, в рамках которых выдвигаются вопросы, на которые нет готовых ответов. Это касается семьи, дружеского общения, но более всего профессиональной сферы. В то же время в обществе актуален тип личности, способной эффективно выполнять свои профессиональные действия, умеющий быстро и эффективно мыслить, принимать решения в условиях противоречий и появления актуальных задач.

1.2. Подходы к образованию в современной российской школе. Модель выпускника школы по ФГОС СОО и личность со сформированной акмеологической позицией. Предпосылки решения проблемы формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве учреждения.

Анализ таблицы «Системно-деятельностный и акмеологический подходы к образованию» на основании предлагаемых самими участниками группы вопросов и заданий.

1. Организационный момент. Задачи этапа.

2. Руководитель семинара просит сформулировать коллективно в группах не менее четырёх вопросов (заданий). Обсуждение критериев (вопросов и заданий) анализа таблицы.

3. Фронтальное выдвижение своего результата. Предлагается один ответ от группы – всего 4 вопроса. Ответ озвучивает один участник группы.

4. Вывод на основе анализа групп. Рефлексия этапа.

 

Вам предстоит изучить возможности и особенности нового подхода к образованию – акмеологического, и в рамках этой работы создать условия для формирования акмеологической позиции учащихся лицея. Предлагаю нам познакомиться с особенностями этого подхода.

 

Задание: познакомиться с таблицей «Системно-деятельностный и акмеологический подходы к образованию»*, сформулировать вопросы и задания для анализа этой таблицы. Дать ответы на сформулированные вопросы, выполнить сформулированное задание.

 

*Примечание: В качестве дополнительного материала для осмысления информации можно использовать схему «Предпосылки формирования акмеологической позиции учащихся 9-11 классов» (см. Приложение 1).

На момент выдачи задания таблица не имеет названия. Текст таблицы продублирован в Дневнике.

 

Предполагаемые вопросы:

1. В чём различие между идеальными представлениями о выпускнике современной школы и личности со сформированной акмеологической позицией?

2. В чём сходство между идеальными представлениями о выпускнике современной школы и личности со сформированной акмеологической позицией?

3. Какой подход является основой современных Федеральных государственных стандартов начального, общего и среднего образования

4. Выделите маркером в каждой ячейке общие характеристики для «выпускника школы» и «личности со сформированной акмеологической позицией».

5. Озаглавьте таблицу. Дайте её характеристику.

Таблица 3. «Системно-деятельностный и акмеологический подходы к образованию».

 

Системно-деятельностный подход Акмеологический подход

ОТРАЖЕНИЕ В ДОКУМЕНТАХ

Выражается в официальных документах современного российского образования - Федеральных государственных стандартов начального, общего и среднего образования Выражается в теоретических и практических работах психологов и педагогов исследователей – (Максимова В.Н., Полетаева Н.М., Лукьянова М.И., Сосновских Н.В. и др.)

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ - РЕЗУЛЬТАТ

«Выпускник школы» - креативная и критически мыслящая личность, активно и целенаправленно познающая мир, осознающая ценность образования и науки, труда и творчества, профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированная на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей жизни; подготовленная к осознанному выбору профессии. Личность со сформированной акмеологической позицией - самоэффективная личность, готовая к саморазвитию и непрерывному самообразованию, к достижению личностных и профессиональных успехов, обладающая навыками самоорганизации, самоконтроля и самокоррекции, способная проектировать своё поведение и прогнозировать результат поступков, умеющая самостоятельно осуществить поиск новых способов решения возникающих проблем, умеющая формировать и транслировать свою точку зрения.

 

Вывод: Между теоретическими основами официальных документов, проектирующих российское образование, и акмеологическими установками на развитие личности нет противоречий. Это - идеологическая предпосылка для решения проблемы формирования личности, обладающей сформированной акмеологической позицией.

 

1.3. Проблемное поле исследовательской работы образовательной организации, формирующей акмеологическую позицию учащегося в воспитательном пространстве

 

Лекция руководителя семинара, индивидуальная работа со схемой «Проблемное поле исследовательской работы лицея » в Дневнике.

 

1. Организационный момент. Задачи этапа.

2. Лекция. Работа со схемой.

3. Рефлексия этапа.

 

Задание: Познакомьтесь со схемой. Предположите, что отражает данное проблемное поле исследования?

 

Вывод: проблемное поле исследования отражает его актуальность и новизну.

Схема 1. «Проблемное поле исследовательской работы образовательной организации »

 

Возможности формирования акмеологической позиции в образовательной деятельности изучены рядом исследователей НО они не учитывают особенности воспитательного процесса и ВП учреждения.
     
  Понятие «акмеологическая позиция» подробно описано многими авторами НО оно практически не применялось к характеристике учащихся младшего и среднего школьного звена (6,5-10, 11-14 лет).
     
Важнейшей характеристикой акмеологической позиции являются ценностно-смысловые установки личности НО их точное описание затруднено в наши дни ситуацией «идеологического плюрализма» и отсутствия чётких эталонов личностного развития

 

1.4. Цели и задачи, содержание Программы корпоративного обучения.

Работа с таблицей. Формулировка цели и задач Программы корпоративного обучения и личных целей участников относительно целей исследовательской деятельности учреждения.

 

1. Фронтальное обсуждение и запись цели и задач курса под руководством руководителя семинара.

2. Озвучиваниеличных целей участников.

3. Озвучивание названий предполагаемых рабочих групп исследования. Фронтальное консультирование по запросу.

4. Рефлексия этапа.

Задание: относительно целей и задач программы корпоративного обучения выделить личные и коллективные цели педагогов, которые предстоит достичь и решить в процессе обучения и за его рамками.

 

* Примечания:

В тексте приняты следующие сокращения: АП – акмеологическая позиция; ВП – воспитательное пространство, ОО – образовательная организация.

Поле «Педагог, коллектив педагогов» - изначально не заполнено.

 

Вывод: предполагаемые организаторами цель и задачи обозначены в соответствующей колонке таблицы (см. выше), а также в пояснительной записке программы семинаров.

 

Таблица 4. Цель и задачи Программы корпоративного обучения.

 

  Педагог, коллектив педагогов Программа корпоративного обучения
Цель   Организация системы методической работы с учителями по освоению технологии формирования АП школьников в ВП образовательной организации.
Задачи 1   1. Осмыслить возможности акмеологического подхода в организации ВП ОО для формирования АП учащихся и для достижения качественных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
2   Диагностировать уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов в области знаний по акмеологии и возможностей акмеологического подхода;
3   Обеспечить проектирование образовательного маршрута развития педагога в рамках инновационной деятельности;
4   Разработать модель (идеальный образ) выпускника со сформированной АП;
5   Ознакомиться с пакетом диагностических методик по выявлению у учащихся уровня сформированности компонентов АП и способами применения этих методик на практике;
6   Разработать модель ВП образовательной организации как условие формирования акмеологической позиции учащихся, выделить профициты и дефициты ВП ОО и возможности его модернизации;
7   Изучить и освоить акмеологические технологии, способы организации событий в акмеологически направленном ВП ОО;
8   Спроектировать и проанализировать сценарии событий в акмеологически направленном воспитательном пространстве (учебное занятие, организация внеурочной, проектной и исследовательской деятельности учащихся).

 

1.5. Диагностика уровня сформированности профессиональных компетенции в области знаний по акмеологии и возможностей акмеологического подхода на входе в Программу. Проектирование образовательного маршрута развития педагога в рамках исследовательской работы лицея, в т.ч. в рамках реализации программы семинаров.

 

Самостоятельная работа педагогов до/после занятия 1.

1. Входная диагностика - он-лайн тестирование с помощью Google форм или сайта https://videouroki.net/.

2. Выбор рабочей группы, в рамках которой будет создаваться продукт по итогам исследовательской работы (внеурочная деятельность, урочная деятельность, внеклассные мероприятия). Заполнение Дневника.

3. Регистрация на сайте https://videouroki.net/, знакомство с возможностями ресурса, составление он-лайн теста по своему предмету, используя все формы вопросов (единичный ответ, множественный ответ, строка, соответствие) и прикрепив к одному из вопросов изображение.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.