Занятие 17. Описание чакр. Деваты. Традиции и первоисточники. Советы для личной практики — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Занятие 17. Описание чакр. Деваты. Традиции и первоисточники. Советы для личной практики

2020-08-20 141
Занятие 17. Описание чакр. Деваты. Традиции и первоисточники. Советы для личной практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иван: Кто хочет поделиться накопившимися переживаниями за предыдущие недели практики?

Кира: Могу начать. Прямо в практике нет таких особых состояний, какие были, но очень приятное состояние в центральном канале. Когда проходишь по чакрам, они чувствуются, но не так, как раньше. Раньше там была и вибрация, и еще что-то. Сейчас там как биение сердца либо какое-то кружение, как будто крутится чакра. Но зато по жизни начала чувствовать чакры. Нам дали задание составить план Хатха йоги по чакрам. Один раз сделала, и реально прочувствовала в упражнениях чакры и как поднимается тепло. Хорошо. Есть такой комплекс, я уже составила для себя. И в жизни есть такие ситуации: или человек мне не нравится, или видео смотрю, и оно мне не нравится, я чувствую в манипуре неприятные ощущения, в Свадхистхане также, до тошноты, тело реагирует достаточно явно. Чувствительность повысилась. Если мне рассказывают неприятную историю, и она мне не нравится, то сжимается сердечная чакра, и в Вишудхе неприятие достаточно острое. Чувствительность повысилась. Чувствую, что туда мне не надо, тело откликается. Вообще по жизни общее ощущение: всё хорошо, всё правильно, поняла, что я не мысли, чётко поняла. Понимаю, что они везде лезут, но они не имеют ко мне никакого отношения. От них нелегко избавится. Нравится сам процесс медитации, потому что мыслей становится меньше, я вижу, что они отдельно от меня и успокоить их медитацией или душем хочется даже несколько раз в день. Такое ощущение тоже возникло. Пока всё.

Иван: Замечательно, кто еще хочет поделиться?

Валерий: Я тоже выполнял домашнее задание: связку асан с чакрами. Это я уже и раньше делал. За этот промежуток времени четче стал чувствовать чакры. Раньше нужно было концентрироваться, а теперь даже во время прогулки по пляжу идешь и чувствуешь, где какая чакра находится. Сейчас стал наблюдать за своими мыслями. В прошлом году ко мне пришло хорошее ощущение, что я не тело, что я могу им управлять и делать. А сейчас такое же ощущение и способность работать с мыслью. Интересно, когда со стороны наблюдаешь, как развивается ситуация. Думаешь, и если что-то такое идет, что меня не устраивает, и начинаешь испытывать дискомфорт, уже можно направить мысль в другую сторону. Всё больше и больше позитива. Понимаешь, что ситуация неприятная идет, и я как скорпион давно вскипел бы, что-нибудь сделал, а тут уже знаешь, как и что нужно направить. Делаешь, и только улыбка получается. Жена говорит, что я неприлично счастливый всё время хожу.

Кира: Да и на самом деле очень красивые картины. Смотришь на какую-нибудь мусорку и понимаешь, что она такая красивая. Просто потрясающе, ходишь, улыбаешься. А если не мусорка, то вообще хорошо.

Валерий: Когда общаешься с другими, тоже понимаешь, что видишь, как другого засасывает негатив, отрицательные эмоции, а ты наблюдаешь все это со стороны. Раньше бы тоже участвовал, на тебя бы воздействовало, а сейчас уже благополучно минуешь.

Иван: Действительно, со временем вы будете замечать резонанс своих центров с жизненными ситуациями. Был такой пример, что наоборот можно успокоить через чакру, можно, если где-то нужно проявить качество гнева или власти, просто направлять внимание, например, на манипуру, тем самым стимулируя себя. Со временем, если будете ощущать страх, то начинайте давление в этих местах поднимать выше через гнев выдавливать страх либо выше. Кто еще хочет сказать?

Валерий: Я понял следующее: сейчас в основном обращаешь внимание, концентрируешься на позитиве, а, предположим, возникла такая ситуация, где нужны дополнительные силы и энергия, тогда ты можешь в себе через гнев все это вызвать и сделать?

Иван: Да. Помните, что есть уместные и неуместные проявления. Когда нужно кулаком стукнуть, тогда можно направить туда внимание, тем самым себя простимулировать. Или, как вы говорите, взять оттуда источник энергии на это, чтобы превратить его в действие. Кто, что еще хочет рассказать?

Елена: Я хотела тоже поделиться со всеми, но не знаю относится ли это к практике Кундалини, но, мне кажется, что с тех пор как я пришла на кафедру, в моей жизни уже всё относится к Кундалини и Лайя йоге. Потому что я по-прежнему ощущаю, что я с другой планеты. Как и на прошлом занятии, я стала смотреть и на себя, и на всю свою жизнь, как бы отстраненно, со стороны. Я наблюдаю, и у меня интересные процессы в жизни происходят. Но опять же, может это стечение обстоятельств. Причем очень серьезные изменения в жизни по многим аспектам. И я вместо того, чтобы впадать в отчаяние и расстраиваться, принимаю все во благо. Либо я уже, извините, сумасшедшая, потому что любой нормальный человек должен расстраиваться, а я все это принимаю не как разрушение, а как будто одни двери закрываются, другие открываются, причем мне кажется, что впереди что-то очень хорошее, замечательное, интересное и во благо мне. Я себя стала осознавать не только физическим телом, а наконец-то начала понимать и ощущать кто я. Я могу сказать, что моя жизнь изменилась практически во всем. Мне кажется, что практики Кундалини йоги являются действительно быстрыми методами в йоге, которые позволяют нам изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Всем тем, кто не начал практиковать и подслушивает наше занятие, рекомендовала хотя бы попробовать данные практики. И спасибо еще раз за то, что есть такая кафедра. Упражнения у меня есть. Я подготовила их, занимаюсь. Шесть упражнений выписаны для каждой чакры. Практика идет хорошо. Спасибо.

Иван: Еще кто-нибудь, что-то скажет? Желательно, чтобы вы оформили комплексы в каком-то текстовом варианте, хотя бы просто с названиями. Если сможете найти в интернете фотографии, скиньте их мне, для того чтобы я мог разместить их на кафедре и желающие могли посмотреть и попрактиковать именно вашу связку. Если вы сделали это, работали над этим, то я попросил бы вас сформировать связку, последовательность, чтобы можно было одну асану поделать, совместить с медитацией на центр и так дальше. Некую лесенку для поднятия. Поэтому сейчас будем разбирать. Кто хочет быстро пробежаться по связкам?

Елена: Я могу быстренько рассказать.

1 чакра Муладхара – поза посоха (Дандасана)

2 чакра Свадхистхана – поза бабочки (Будхаканасана)

3 чакра Манипура - поза лодки (Навасана)

4 чакра Анахата – поза змеи (Бхуджангасана)

5 чакра Вишудха - поза свечи (Сарвангасана)

6 чакра Аджна – поза дерева (Врикшасана).

Иван тут тоже нужно соблюдать поза-контрпоза, правильно?

Иван: Я говорил, что сильно такой резонанс необязательно делать, общая тенденция должна сохраняться, если вы две позы сделали в одну сторону, ничего страшного, но чтобы потом была вариация контрасаны.

Кира:

Чакра Муладхара – поза стула, поза бабочки,

чакра Свадхистхана – раскачка из крии (дарующая красоту), поза голубя,

чакра Манипура - поза лодки, поза лука,

чакра Анахата – поза рыбы, поза кобры,

чакра Вишудха - поза верблюда, поза свечи (стояка на плечах),

чакра Аджна – поза собаки, стойка на голове,

чакра Сахасрара – лотос, медитация Ом и Шавасана.

Алексей: Здравствуйте, могу я рассказать. Правда, я комплекс не делал, нужно еще проработать. Записал, какие чакры в каких асанах работают. Связать нужно будет в гармоничную последовательность. У меня по несколько асан на каждую чакру. Есть пересечения с тем, что уже говорилось.

Муладхара – Сидхасана, Падмасана, и Вирасана (поза отдыха героя);

Свадхистхана – Бадхаканасана (бабочка), Джануширшасана, Хануманасана (шпагат), Поза голубя, Поза ворона;

Манипура - Собака мордой вниз, Пашчимоттанасана, Дханурасана, Маюрасана, Халасна;

Анахата – Бхуджангасана (поза кобры), скрутка Ардха Матсиендрасана, Вирабхадрасана, Гомукхасана, Ардха Чакрасана;

Вишудха - Сарвангасана, Матьясана, Триконасана;

Аджна – Врикшасана, Горудасана, Навасана, Ширшасана.

Иван: Хорошо, старайтесь делать их для себя, практиковать, чтобы уловить резонанс.

Валерий: У меня вопрос. Некоторые позы довольно сложные, например, Маюрасана, ее делают методом сознания, в ней особо не помедитируешь на чакру.

Иван: Со временем, когда вы укрепитесь в позе, делать ее будет уже легко. Помните, время в асанах, которые вы делаете, постоянно набирается и потом поза переоткрывается, и вы в ней можете находиться уже достаточно долго. Это вызывает изумление у новичков, которые приходят просто заниматься йогой. Та же поза планки. В ней иногда тяжело стоять. Какой-то промежуток времени проходит, и вы можете заметить, что в этой позе можно стоять долго. Напряжение идет, мы методом сознания держим, а потом метод сознания переходит в метод энергии. Та же поза планки просто и легко держится, когда все уже падают. Все основные позы зависят от практики. Помните, что у каждой позы есть другая ее вариация.

Елена: А если время нужно набирать в Маюрасане? Я пыталась много раз, но понимаю, что мне не хватает силы рук, хотя в принципе я их уже укрепила. Поза планки хорошо даётся. В этом случае нужно больше пробовать? У меня ее даже на секунду не удается удержать. Всё-таки укреплять руки в других асанах или пробовать Маюрасану?

Иван: Всё укреплять, всё пробовать. Здесь упор делается больше не на силу рук. У вас есть определенные кости: локтевые суставы и сами руки. Если правильно распределить вес своего тела, идёт давление на кость, а не на мышцы. Держаться нужно не мышцами, а костями. Делайте вариант, когда лоб стоит на коврике или ноги на стенке. Делается это вначале, чтобы уловить, как правильно осуществляется давление на кости. Сначала тяжело, но со временем будет легче. Обычно показывают позы, в которых мы висим на руках. Они обычно основаны на том, чтобы правильно распределять вес тела и направлять давление. Если вы в интернете видели акройога, то его позы со стороны тоже кажутся сложными, но на самом деле они направлены на правильное распределение веса. Ищите баланс. Сама по себе поза Маюрасаны стимулирует брюшную область, пищеварение. Пробуйте. Я не сторонник всяких чопорных поз. Стараюсь заменять их на те, где можно помедитировать.

Елена: А, правда, что самые полезные - это самые простые асаны?

Иван: Можно и так сказать. Для кого-то одна асана простая, для кого-то другая. У каждого развитость мышц разная. Например, поза отдыха героя, когда мы садимся между стоп и ложимся назад. Процентов 70 людей не может ее сделать, хотя, кажется, взял и лег, и лежи, отдыхай. А кому-то наоборот, стойка на голове дается легко. Встал, постоял 15 минут и даже не шелохнулся.

Кира: У меня тоже вопрос. У нас в списках есть асаны, которые кто-то относит к одной чакре, кто-то к другой. Это просто разные акценты? На что ты делаешь акцент и направляешь внимание, так поза и действует?

Иван: Для вас нужно постараться эту позу переоткрыть. Вы приняли позу и просматриваете свое тело, каждый его центр и чувствуете отклик оттуда, откуда идет самый большой резонанс. Вы приняли позу, просмотрели тело и чувствуете, что у вас вибрация или тепло именно в этом центре.

Кира: Это для меня, а для другого человека отклик в другом центре, например.

Иван: Для примера разберу позу лука. Если гибкость не позволяет, достаточно ухватиться за ноги и прогнуться так, чтобы давление шло на живот. У кого гибкости меньше, давление все равно идет в Свадхистхану, в лобную часть, в основном на ней лежит. Стимуляция больше этой части идёт. Поэтому тут спорить тяжело. Кто как принимает позу. Мы помним, что акценты идут во всех центрах, в любой позе. У кого–то более явно выражены, у кого-то менее. Постарайтесь для себя переоткрыть Кундалини йогу.

Иван: Хорошо. Всё? Больше никто не хочет ничем поделиться?

Кира: Очень интересно после семинара по пранаяме, когда Виктория спрашивала, делал ли кто-нибудь кумбхаку и у кого какие ощущения. Народ делился, что в принципе примерно такие же ощущения, как и у нас, когда мы медитируем на чакры, и тоже акцент центральный канал. То же самое люди чувствуют, только другим методом. Очень интересно аналогии проводить. Всё равно они Кундалини йогой занимаются.

Иван: Мы же помним, что нет никакой энергии, кроме Кундалини. Можно все отнести к этому методу. Понятие разделения йоги утрировано. Однажды ко мне на занятие пришла девочка и спрашивает: «Что у вас за йога?» Я говорю: «Открытая йога», в расписании написано. Стандартная Крия йога - динамическая, Хатха йога - статика, дыхание - Пранаяма йога». Она сказала: «Для меня более понятна йога Айенгара». Свернула коврик и ушла. Она еще спросила: «Не будет ли мне скучно на занятии?» Я сказал: «А вы развлекаться пришли?» Возможно, из-за этого она и ушла. Помните, что йога – это работа над собой. Тяжёлая работа, иногда приятная.

Давайте перейдем к тексту. Сейчас мы дошли к описанию центров, чакр.

Елена: У нас была пятая глава (Артур Авалон, 5 глава).

«Внутри Меру или позвоночного столба есть шесть главных центров деятельности - Таттв, называемые Чакры или Падмы, которые являются местопребыванием Шакти, так же как Сахасрара является обителью Шивы. Эти Чакры следующие: Муладхара, Свадхиштхана, Манипура, Анахата, Вишуддха и Аджня, которые в физическом теле связаны с основными нервными сплетениями и органами, от сакрального сплетения и до пространства между бровями, которое некоторые отождествляют с шишковидной железой, центром "третьего (духовного) глаза", а другие – с мозжечком. Но Чакры сами по себе, как будет объяснено дальше, – это центры сознания, и это лишь тонкая форма силы, но не плотные объекты, на которые они действительно могут влиять – различные нервные сплетения в теле и мозговые центры, с которыми они иногда произвольно и неточно отождествляются. В той части тела, которая ниже Муладхары, находятся семь низших миров – Патала и другие, – которые вместе с Шакти поддерживают всё во Вселенной».

Иван: Секунду. Хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что во многих текстах Сахасрару не считают чакрой. Это уже более высокий уровень, чем просто чакра или какой-то центр. Об этом мы еще поговорим, когда дойдем до Сахасрары. Давайте дальше.

«Первый центр – Муладхара Чакра ("Мула" – "корень" и "Адхара" – "поддержка"), и он называется так, потому что он – корень Сушумны, где покоится Кундалини. Он находится у места встречи Канды (корня всех Нади) и Сушумна-нади, в области между половыми органами и задним проходом. Здесь – центр тела человека. Такие указания положения Чакры, делаемые здесь по поводу этого и других лотосов, не означают, что сами Чакры действительно находятся в плотном теле, но лишь то, что это тонкие центры той или иной плотной области. Такие центры существуют в спинном хребте, который является их осью. Читатель должен помнить это замечание при описании Чакр, иначе у него сложится ошибочное представление о них. Этот малиновый лотос1 имеет четыре лепестка, Вритти которых – это четыре формы блаженства, известных как Парамананда, Сахаджананда, Йогананда и Вирананда.2 На этих 4 лепестках золотые буквы Вам, Шам, Ссам, Сам. Каждая буква в своей Вайкхари-форме – это грубое проявление внутреннего тонкого звука. Каждая из букв, написанных на лепестках – Мантра, и в этом смысле – Дэвата. Лепестки – это очертания, образованные расположением Нади в каждом отдельном центре, и они – Прана-Шакти, проявляемая в живом теле в форме Прана-вайю. Когда тот или иной звук уходит, она прекращает свое проявление. Поэтому каждая буква – особый звук, или сила в каждой отдельной Чакре, и вместе с её Дэвата – главным божеством и его Шакти. Как Шакти, эти буквы – проявления Кундалини, и все вместе составляют ее Мантра-тело, потому что Кундалини является одновременно и светом (Джотирмайя) и Мантрой (Мантрамайя). Мантра – это более грубый аспект, и с ним связана практика Джапа, а свет – более тонкий аспект, который ведет вверх, к Йоге. Их специальное перечисление и размещение означает различия в теле звука (Шабда). Лотос Муладхара – центр желтой Притхиви, Таттвы Земли с ее четырехугольной мандалой. Биджа-мантра этой Таттвы – ЛАМ.3 В этом лотосе – Притхиви Таттва, Биджа которой – ЛА с Бинду или Брахма-сознанием, господствующим над этим центром, или "ЛАМ", что является грубым выражением тонкого звука, производимого вибрациями сил этого центра. Тонкая Тэджас Таттва и ее Биджа "РАМ" находятся в Манипура-Чакре, а грубый огонь, известный как Вайшванара, находится в физическом животе, которым управляет тонкий центр. Этот Биджа представляет собой Таттву, преобладающую в этом центре, и сущность её активности. Согласно тому символизму, которому мы следуем во всей этой работе, Биджа сидит на слоне Айравата, находящемся тоже здесь. Слон, как и другие животные, помещенные в Чакрах, предназначены для символической передачи качества преобладающей здесь Таттвы. Так слон – символ силы и прочности – соответствует Таттве земли. Кроме того, эти животные – носители Дэват. Так, в этой чакре находится семя (Биджа) Мантры Индры, чей носитель – слон Айравата. Дэвата этого центра, согласно текстам, – творящий Брахма, чья Шакти – Савитри. Здесь также есть Шакти, именуемая Дакини4 и другие Шакти, которые за ней следуют – Лакини и иные. Есть также и Шакти Дхату (телесных субстанций), предназначенных для этого и для других центров. Здесь же находится и "женский" треугольник (Йони, вагина), известный как Трайпура. Это – Шактипитха, в котором пребывает "мужской" Шива Лингам, Сваямбху, о котором говорится, что он формой и цветом напоминает молодой лист. Он творит всех Дэва и Дэват, Майя-Шакти и Чит-Шакти, и все аспекты Брахмана, проявляющиеся в других центрах. (Шат-Чакра Нирупана, 4-14) Всего же Лингамов четыре: Сваямбху-лингам, Итара-лингам, Бана-лингам и Пара-лингам. Согласно "Йогини-Хридайя Тантре" (гл. 1) они называются так потому, что они ведут к Чит. Они – Питхи, Камарупа и остальные отражают Чит, и являются формами Манаса, Ахамкара, Буддхи и Читты. К первым трем лингамам относятся некоторые символические формы и цвета – желтый, красный, белый; треугольник и круг – и некоторые буквы: 16 гласных, согласные от Ка до Та (мягкого) и от Тха до Са. Пара-лингам – бесформен, бесцветен и безбуквен, ибо в нем пребывает общая совокупность всех букв в форме блаженства. Треугольник Трайпура (в Муладхаре) – отражение в Дживе треугольника Камакала, который находится в Сахасраре. Дэви Кундалини, сверкающая как молния, сияет в полости этого лотоса, как цепь блестящих огней; она приводит в смущение весь мир, поддерживая дыхание всех живых существ, и она лежит спящая, свернувшись в три с половиной оборота вокруг Сваямбху-лингама, и закрывает своей головой вход Брахма-двара, Врата Брахмана».

Иван: Кто что понял? Кто вынесет из этого абзаца описание животных, Богов и Богинь?

Кира: На мой взгляд, здесь тоже слишком много текста и отвлеченных понятий, которые возможно были понятны людям какой-то другой культуры, времени, но для нас сейчас вообще не имеют смысла, только запутывают.

Иван: Да, я хотел добавить, правильно Кира говорит, что в основном все тексты писались для какой-то конкретной местности, для какого-то конкретного времени. Поэтому в тех или иных текстах применяются образы, которые несли определенную ассоциативную связь с теми практикующими, которые жили в то время и в том месте. Но так как до нас это сохранилось, вы можете это использовать. Можете не использовать, а переоткрывать что-то для себя. Есть какие-то общие моменты. Это то, что называется биджами или мантрами, соответствие их лепестков. Форма лепестка - это та или иная нади, тот энергетический канал, по которому циркулирует пранавайу. Если мы помним, у нас пять основных подпран в теле. Вайю Вьяна идет по всему телу, и каждому лепестку соответствуют те или иные центры, которые оплетают всё наше тело.

«Свадхиштхана Чакра – второй лотос, находящийся выше, и, согласно комментариям, называющийся так от Сва или Парама-лингама. Этот лотос цвета киновари, с 6 лепестками, и он находится в спинномозговом центре в области у корня половых органов. На его лепестках блестящие, подобно молнии, буквы: Бам, Бхам, Мам, Йам, Рам, Лам. Таттва этого центра – "вода" (Апас). Это белая область Варуны. Таттвическая Мандала имеет форму полумесяца. Биджа Воды – ВАМ. Этот Биджа Варуны сидит на белом Макара (крокодиле) с петлей в руках. Здесь же находятся Хари и Ракини-Шакти, свирепого вида и грозно скалящая зубы.

Выше него, в области пупа есть лотос Манипура (Набхи-падма). Он называется так потому, что, согласно "Гаутамия-Тантре", там присутствует свирепый Тэджас, сверкающий, как драгоценный камень. У этого лотоса 10 лепестков, на которых буквы: Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Ддам, Ддхам, Ннам, Пам, Пхам. Это – треугольная область Тэджас-таттвы, и в треугольнике – три свастики. Красный Биджа огня – "РАМ", – сидит на баране, носителе Агни – бога огня. Здесь же старый красный Рудра, испачканные белым пеплом, и Шакти Лакини, которая, как повелительница этого пищеварительного центра, считается "любящей животную пищу, чья грудь красная от крови, текущей из её рта". Лакини и другие специальные Шакти в описываемых здесь центрах – это Шакти самого йогина, Шакти Дхату, предназначенные каждая для своего телесного центра. Концентрация на этих центрах может включать себя и удовлетворение аппетита этих богинь. Считается, что Шакти высших центров не употребляют мяса. Из этих трех центров развивается грубый Вират – тело в бодрствующем состоянии.

Следующий лотос выше пупка, в области сердца – Анахата. Он красный как цветок Бандхука и называется так потому, что находится в том месте, где Муни и мудрецы слышат звук Анахат, происходящий не от соударения двух предметов. Это звук Шабда Брахмана, и он – пульс жизни. Здесь живёт Пуруша (Дживатма). Этот лотос сердца нужно отличать от другого, 8-лепесткового лотоса, находящегося немного ниже его, на котором нужно сосредотачиваться при умственном почитании своего божества-покровителя (Ишта-Дэвата). Здесь находится дерево Калпа (Kaлпа-тару), исполняющее желания, и сверкающий драгоценностями алтарь (Maни-питха) под ним. "Вишвасара-тантра", цитируемая в "Прана-тошини" говорит:

"Шабда Брахман понимается как Дэва Садашива. Этот Шабда считается находящимся в Анахата-Чакре. Анахата – великий центр в сердце всех существ. Там находится Омкара, связанный с тремя Гунами" (Приводится по комментарию Бхасарарайи на "Лалита-Сахасранама" (121). Дэви называется тут Нада-рупой, "имеющей форму звука").

А "Маха-сваччандра Тантра" говорит:

"Великий Единый объявляет, что твоя блаженная форма, о владычица, проявляется в Анахате, и, будучи познанной на опыте, обращенным внутрь Благословенного Единого, чьи волосы стоят дыбом, а глаза плачут от радости" (Там же).

Это – лотос с 12 лепестками и ярко-красными буквами: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. Здесь центр Таттвы воздуха. Согласно "Шат-Чакра Нирупане" (22) область воздуха – это шестиугольник, образованный из двух треугольников, один из которых перевёрнут. Его цвет подобен дыму, потому что он окружен массами пара. Его Биджа – "ЙАМ", – сидит на белой антилопе, которая обозначает текучесть и является носителем воздуха с его способностью движения. Здесь находится Иша – высший Господь первых трех Чакр, и Шакти Какини в гирлянде из человеческих костей, "чье сердце смягчается питьём нектара", и Шакти в форме перевернутого треугольника – Трикона, в котором находится золотой Бана-лингам, "радостный от прилива желания", и Хамса, как Дживатма, подобный "неподвижному пламени свечи в безветренном месте" ("Шат-Чакра Нирупана", 22-27). Дживатма описывается так потому, что, подобно пламени, не колеблемом ветром, Атма в себе самом, не тревожимый движениями мира, также неподвижен.

В "Ананда-лахари" (17) упоминается, что богиня Вашини и другие должны почитаться в двух уже упомянутых Чакрах. Вашини и других Дэвата восемь:

Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джайини, Сарвесвари, Кали или Каулини.

Это, соответственно, богини 8 групп букв.

Другие сущности "Ананда-лахари" (17) относятся к двенадцати Йогини:

Видья-йогини, Речика, Мочика, Амрита, Дипика, Жняна, Апийяяни, Виапини, Медха, Виома-рупа, Сиддхи-рупа, Лакшми-йогини.

20 божеств (8 Вашини и 12 Йогини) должны быть почитаемы в Манипуре и Анахате. По этому случаю комментатор "Шат-Чакра-Нирупана" цитирует "Тайттирия Араньяку" и дает описание этих божеств, их почитаемые цвета, место и т.д.

В спинномозговом центре у основания горла (Кантхамула) находится Вишуддха Чакра или Бхаратистхана (Обитель богини речи) с 16 лепестками дымно-пурпурного оттенка, на которых находится 16 гласных букв с Бинду на них: Ам, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лрим, Лриим, Эм, Аим, Ом, Аум, и две с придыханием – Ам, Амх.

Согласно "Дэви Бхагавата Пурана" (7.35) этот центр так называется потому, что Джива очищается в нём посредством видения ХАМСАХ. Здесь центр белого круга Акаши или Таттвы Эфира, Биджа которого ХАМ. Акаша одет в белое и сидит на белом слоне. Его Мандала имеет форму круга.1

Здесь находится Садашива в андрогинной форме Ардхинаришвара Мурти, у которого одна половина тела белая, а другая половина золотая. Здесь белая Шакти Шакини. Её форма – свет. Здесь также находится область Луны, "Ворота великого освобождения". В этом месте Джняни видит "три формы времени" (Trikaladarshi). Так как все содержится в Атма, Джняни, реализовавший Атма, видит их ("Шат-Чакра Нирупана, 28-31). Выше Вишуддхи у корня нёба находится небольшая Чакра, называемая Лалана, а в некоторых Тантрах – Кала-Чакра, которая не упоминается в "Шат-Чакра-Нирупана". Это красный лотос с 12 лепестками, порождающий такие качества, как вера, довольство, сознавание ошибок, самоконтроль, гнев, привязанность, чистота, отрешенность, волнение, аппетит.

Прежде чем суммировать предшествующее описание, надо заметить здесь, что Каликарана, комментатор "Шат-Чакра-Нирупана", пишет, что принцип этой Йоги состоит в том, что более плотное поглощается более тонким. Более плотное в теле является более низким, чем более тонкое. Плотное, которое находится в Муладхаре, или связанное с ней, это: 1) Притхиви Танматра, 2) Притхиви Маха-бхута, 3) ноздри с их чувством запаха, который – самое грубое из Индрий познания и является качеством Притхиви Танматры, 4) Ноги, которые самые грубые из Индрий действия, и "имеют землю – Притхиви, – своей поддержкой". Здесь ноздри квалифицируется как грубейший из органов познания потому, что-то чувство в них, которое улавливает качество запаха, из которой происходит Притхиви-Стхула-Бхута. Такое познание имеет соотношение с Танматрами через их Гуны, для восприятия которых эти чувства и существуют. Однако в случае Индрий действия кажется не существует такого соотношения между ними и Танматрами. И в процессе поглощения (Лайя) ноги оказываются относящимися к тому же уровню, что и Земля, руки к тому же уровню, что и Вода, анус к тому же уровню, что и Огонь, пенис к тому же, что и Воздух, и рот к тому же уровню, что и Эфир. Это не значит, что есть прямое соотношение между Землей и ногами, Водой и руками, Огнем и анусом и т.д., но что эти органы находятся в таком же порядке возрастания тонкости, как Земля, Вода, Огонь и т.д. Считается что руки – более "тонкие" органы, чем ноги, анус более "тонкий" орган, чем руки и т.д. В таком же порядке эти органы расположены и в теле: руки считаются вторичными, потому что их кисти расположены между ногами и анусом, когда они свисают вертикально вдоль тела. В связи с этим нужно помнить, что Тантра-шастра следует здесь за Санкхьей и устанавливает схему творения, (которую можно найти и в Пуранах), согласно которой знание, "чувство действия" и Танматры исходят из разных аспектов триединого Ахамкара. В сотворенном Дживе есть зависимость между чувствами и Танматрами. Согласно Веданте, чувства относятся к Танматрам, но порядок проявления чувств дается не такой, как здесь. Согласно ведантической схеме Земля относится к запаху и пенису, Вода – к вкусу и анусу, Огонь – к зрению и к ногам; Воздух – к осязанию и к рукам, и Эфир – к чувству слуха и ко рту. Есть и другое объяснение, которое кажется несколько искусственным: ноги ассоциируются с Землей, потому что Земля поддерживает и ноги касаются её. Вода ассоциируется с руками потому что руки употребляются для питья Воды. Слово "Пани", обозначающее "руки", происходит от корня "Па" – пить. Огонь ассоциируется с анусом, потому что съеденная пища сжигается огнем в желудке, отходы выходят через анус и тело очищается. Воздух ассоциируется с пенисом, потому что при зачатии Дживатмы Прана-Вайю выходит наружу через пенис. Шрути говорят об этом: "Сам Атман возрождается в сыне". Эфир ассоциируется со ртом, потому что ртом произносится звук, который – качество эфира».

Иван: Мы прочитали описание чакр с их деватами. Авалон упоминает традиции, из которых он брал описание. В некоторых можно найти различие в том, как выстраивается ассоциативный ряд с теми или иными центрами или органами действия. Мы привыкли к тем знаниям, которые до нас дошли, к которым мы привыкли, и которые интерпретируют по наиболее распространенным текстам. В большинстве случаев, мы берем описание чакр непосредственно из трактата Авалона и «Шат-Чакра–Нирупаны». Их определенное количество, они имеют столько-то лепестков, они специфического цвета и т.д. Но вы можете встретить и тексты с другим описанием центров и их значений с другим ассоциативным рядом. То, что их будет объединять, это какие-то основные биджы или мантра. Мантра йога должна быть одной из основных, которая будет присутствовать в вашей практике. Для себя же постарайтесь уловить тот ассоциативный ряд, который попытался привести Авалон, определить, какой элемент соответствует какому органу действия или восприятия. Это нужно для того чтобы в дальнейшем вы могли оперировать этими терминами и понимали, что с чем связано, и как взаимодействует наше грубое тело с тонким, а также улавливали эти связки.

Если у вас сильно развита визуализация, можете использовать этот текст, этот визуализационный ряд, рассчитывая на то, что если кто-то протоптал тропинку, использовал эти знания и достиг реализации, то вы можете воспользоваться этой же дорогой. И медитации эти будут на вас работать, если вы будете их практиковать. Также есть еще одно положение Янтра йоги, которое Авалон упоминает в описании центров, лепестков, привязывая к ним описание богов и богинь, которым можно поклоняться в том или ином центре, совершая ритуалы поклонения и подношения. Если вы захотите этим заняться, в интернете можно найти, как проводить те или иные ритуалы, поклонения, совершать пуджи или арати, к тем или иным центрам. Берется янтра, она разбивается на лепестки, на центры, в каждом лепестке помещается Богиня или Шакти и делается определенное ритуальное действие - восхваление этого центра. Далее ожидается, что внешний лотос раскроется, Янтра срезонирует, и мы тем самым откроем внутренний центр или лотос. Это достаточно интересные практики, если вы найдете живых носителей этой традиции или тех, кто это выполняет. В настоящее время это больше практикуется в виде Шри Янтры, на нее написано больше всего комментариев, сохранено больше практик. Если найдете кого-то, кто делает подобные практики, можете поприсутствовать на данном мероприятии, чтобы посмотреть на внутренний отклик на всё это действие.

Алексей: Здесь было два интересных момента. Один о том, что для почитания личного Божества, когда мы визуализируем его в грудном центре - это Анахата, а на самом деле это должно быть ниже Анахаты немножко. Встречал в других местах, что личное Божество, которому мы поклоняемся и посвящаем мантры, нужно представлять и медитировать в центре груди. Я всегда думал, что это про Анахату. А здесь сказано, что это отдельный центр.

Иван: Да, это то, о чем я вам говорил. Описание встречаются разные, и Авалон берет их из разных традиций. В дальнейшем будут описаны определенные центры, он туда же вносит корень языка. Выше к небу еще один центр находится, с которого мы делаем Кхечари мудру, с которой пьем нектар, стимулируя эти центры. Это уже тонкие моменты и аспекты, у которых нет привязки к тексту, они где-то упоминаются, где-то встречаются срезы, комментарии. Основные трактаты либо не раскрыты в наше время, либо ещё не дошли и упоминаются в комментариях. Он где-то это читал, ему кто-то что-то рассказал, он это знает и к этому центру делает дополнительные привязки. Также по тексту, он к Анахате привязывает понятие Омкары или нахождение Брахмана. Иногда в практиках классических текстов, таких как Шива Самхита, Гхеранда Самхита, вы встретите практику познания своего высшего Я, познания Абсолюта. Для этого нужно медитировать на сердечный центр, потому что это место пребывания нашего Я или Абсолюта. Почему нужно медитировать именно на сердечный центр, а не на Сахасрару? Тут идут небольшие отсылки к понятиям грубого, тонкого и тончайшего, и говорится, что эти методы тоже работают. Авалон пытается логичным языком всё это объяснить, но из-за того, что он упоминает тексты, о которых мы не слыхивали и не читали (часть из них вряд ли переведена на русский), нам они кажутся непонятными. Поэтому мы оперируем комментариями и теми знаниями, которые мы уже получили, и теми, которые есть в тексте. Пока воспринимаем это просто как информацию, потом, возможно, воплотим ее в действие. Помните, всё в наше время достигается через практику. Практикуем, переоткрываем и адаптируем эти практики под внешний уровень жизни, под наше восприятие.

Ещё вопросы?

Кира: Мне тоже показалось интересным, что Садашиву он поместил в сердце. И, по-моему, у него тоже было, что сердце индусы считали также и центром мыслей. Подразумевалось, что думаем мы не головой, как сейчас привыкли, а сердцем в районе Анахаты.

Иван: Такое будет встречаться. Тяжело сейчас размышлять, что это понятие проявленного или непроявленного Абсолюта, плюс сочетание, как он говорит, тройственного. То, что у нас есть Манас, Будхи, Читта, все эти органы, индрии и то, как они привязаны, где находятся и на что медитировать понять тяжело. Такие упоминания есть, здесь находятся некоторые из этих вариантов, со ссылками на определенные тексты. Мы дочитаем до конца и потом поразмышляем, чтобы вырисовать для себя какую-то структуру и выбрать тот набор практик, который вы будете практиковать. Встречаются в текстах разногласия, но, как правило, если мы берем текст и практикуем по нему, то мы получаем результат. Самое интересное в йоге, что всё работает.

Кира: Я читала буддийскую традицию про 12 центров. А еще есть описания семи центров ниже Муладхары и семи центров выше. У них какие-то свои медитации, совершенно другой подход и он, получается, работает. Там более подробно все описано.

Иван: Относительно буддистов нужно сказать, что у них тоже есть разные традиции. У некоторых больше чакр, у некоторых меньше, цвета разные. В некоторых индуистских традициях также считаются семь нижних и семь высших центров, не считая тех семи центров, которые мы разбираем. Якобы, когда мы живем в теле животных, у нас работает семь низших центров, в теле человека работают наших семь центров. А когда мы достигаем какой-то реализации, у нас появляются еще семь центров выше Сахасрары. Насколько все это подвязано к какому-то действию, никто, из достигших просветления, ничего об этом не пишет. Практически нереально выловить какого-то человека - носителя традиции, который достиг просветления, и который смог бы вам логическим языком, сухо, технически объяснить все это. Никто ничего не может объяснить. Ни у кого ничего нет. Все больше говорят какими-то общими понятиями.

Алексей: Хотел сказать, что буддисты очень любят всё классифицировать. Кто читал буддийские тексты, там везде буквально говорится примерно так: существует 5 того-то, оно подразделяется на 7 того-то, а здесь 21 того-то. То есть, не важно, о чем они говорят, зато есть склонность к классификации и распределению, раскладыванию по полочкам.

Иван: У них ещё есть такое интересное описание того, что будет, если вы будете читать буддийские мантры. В индуизме сказано, читая Гаятри, достигнешь 4 цели жизни. Прочитай их 2 миллиарда раз, например. А в буддизме дается мантра и говорится, что, прочитав ее 100 тысяч раз, получишь такой-то эффект, прочитав 200 тысяч раз, пол


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.