Занятие 15. Что такое Паразвук, Шабда, термин Бинду, звучание Парахамсы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Занятие 15. Что такое Паразвук, Шабда, термин Бинду, звучание Парахамсы

2020-08-20 182
Занятие 15. Что такое Паразвук, Шабда, термин Бинду, звучание Парахамсы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иван: Кто хочет поделиться результатами практики предыдущей недели или вообще? Все достигли секретных результатов? И не выдают тайну Маха Самадхи? Кира, по традиции все ждут вас.

Кира: На этой неделе мне нечего сказать, что бы поделиться конкретными ощущениями, они какие-то смутные такие, что-то где-то движется, что-то меняется - объяснить не могу.

Елена: Я могу немножечко рассказать. У нас было домашнее задание: соотнести практики с лунными циклами. Не могу сказать по поводу лунного цикла, я проследила одну зависимость, когда хорошо выспишься, практики идут всегда хорошо. Если не высыпаешься - то вообще практиковать невозможно, у меня больше от этого зависит. И хочу еще добавить, что по-прежнему налаживается жизнь во многих аспектах, в которых мне хотелось, благодаря Кундалини йоге. Для меня это открытие, по-прежнему, восхищаюсь. И что у меня прибавилось, это кто-то помню из участников Кафедры говорил про какое-то то ли гудение, то ли жужжание - я его ощутила, и оно на столько сильное. Что, когда оно в голове начинается, то немножко мешает. Как-то к концу недели немножко утихло. Было несколько дней ощущение, когда едешь в метро, то из-за колес такая вибрация в теле - эта вибрация все время. Что- то действительно происходит.

Иван: Хорошо. Давайте читать текст.

 

«Восприятие зависит от различения и идентификации. В восприятии та часть ума, которая идентифицирует и различает, или познающая часть – это тонкий звук, а та часть, которая принимает очертания предмета (форма, соответствующая внешней вещи) – это тонкий Артха (объект). Восприятие объекта – такое следствие стимулирующей функции ума в его двойном аспекте, как Шабда и Артха, которое находится в нерасторжимой связи между познающим и познаваемым. Оба принадлежат тонкому телу. В творении первым проявляется Мадхьяма-звук. В этот момент нет никаких внешних Артха (объектов). Тогда космический разум проецирует этот Мадхьяма Артха в мир чувственного опыта и проявляет его в произносимой речи. Последний, Вайкхари-звук – это речь, возникающая в горле и исходящая изо рта. Это Вират-Шабда, поэтому Вайкхари-звук порождается языком и вызывается плотным объектом, который обозначается с помощью языка. Он принадлежит грубому телу Мадхьяма-звука, т.е. ментального движения или идеации в его познающем аспекте. Мадхьяма-Артха – это ментальное впечатление о грубом объекте. Внутреннее движение мысли в её аспекте Шабдартха (получившее образ) и рассматриваемое в его аспекте узнавания (Шабда) и как тонкий объект знания (Артха) принадлежат тонкому телу. Причина их обоих – это, во-первых, общее движение по направлению к особой идеации, из неподвижной причины, Пара-звука или высшей речи. Таким образом две формы внутренней или скрытой речи, причинная и тонкая, ведут к разговорному языку. Внутренняя форма идеации состоит из тонкого и произнесенного звука – грубого аспекта Мантры, которая – проявление Шабда-Брахмана. Плотный звук, называемый Вайкхари, или произнесенная речь, и плотный Артха – физический объект, выраженный в этой речи, – это проекция в мир грубого чувственного восприятия более тонких Шабда и Артха через изначальную активность Шабда-Брахмана. Поэтому в плотном физическом мире Шабда означает язык, т.е. предложения, слова и буквы – выражение идей и суть Мантры. В тонком ментальном мире Мадхьяма соответствует уму, который является и познающим и тонким ментальным объектом его познания, Артха. Это подробно состоянию сна: как Пара-звук есть причинный сон, а Вайкхари – бодрствующее состояние. Ментальный Артха – это Санскара, впечатление, отложившееся в тонком теле от прошлого опыта, которое снова проявляется, когда Джива пробуждается к миру опыта, и снова вспоминает о своем опыте, временно утерянном в космическом сне без сновидений, который и есть растворение (Маха-Пралайя). Из чего возникает эта Санскара? Как действие, она должна иметь причину. Эта причина – Шабда, тонкое или плотное имя, соответствующее этому особому Артха (образу). Когда слово "Гхата" (сосуд) произнесено, это вызывает в уме изображение самого объекта, так же, как и представление об этом объекте. В состоянии Хираньягарбха звук, как Санскара, работает, чтобы вызвать ментальные изображения. Целое – это звук и образ, имя и форма. Оба они неразлучно вместе. Нет звука без образа и образа без звука. Греческое слово "Логос" также обозначает и мысль, и слово. Так проявляется двойная линия творения – звук и образ, идея и язык вместе с их объектами. Слышимая речь или внешнее проявление звука служит для творения звука. Образ творения является внутренним или внешним объектом, видимым ментальным или физическим зрением. Из космической начальной точки творения ум исходит первым, а из него развертывается физический мир, согласно созревшим Санскарам (отпечаткам), которые ведут к существованию проявленной Вселенной. Поэтому ментальный образ предшествует физическому образу, который является эволюцией ментального образа в плотную материю. Это ментальное состояние соотносимо с состоянием сна, когда человек живет только в ментальном мире. После творения, которое соответствует пробуждению к состоянию бодрствования, для индивидуальности возникает параллелизм имён и объектов. Произнесенная речь – проявление наименования или мысли. Эта мысль – движение, одинаковое в людях всех рас.

1 Для понимания природы Вритти их проще всего сравнить с волнами на поверхности воды (сознания), создаваемых ветром (восприятие). Волны делают воду (сознание) мутной и непрозрачной.

Когда англичанин или индус думает об одном и том же объекте, изображение этого объекта у них одинаковое, вызываемое самим объектом или произнесением его имени. Может быть по этой причине читающий мысли, чей мозговой центр находится в связи с центром другого человека, может читать скрытую речь, т.е. мысль того, чью разговорную речь он не может понимать, так как хотя движение мысли одинаково у всех людей, а выражение её как Вайкхари-Шабда различно. Согласно библейской легенде, так было до смешения языков, происшедшего у Вавилонской башни. И разве это не так, если мы делаем вывод, что различие во внешней речи возникает от различия рас, проявившихся со временем? Если бы инструменты и условия, которые обнаруживают мысль в форме речи, были теми же самыми для всех людей, тогда и язык был бы один. Но в настоящее время этого нет. Различны расовые характеристики и физические условия, такие как разная природа голосовых органов, климат, наследственность и т.д. Но для каждого отдельного человека, говорящего на каком-либо языке, произнесение имени какого-либо объекта есть грубое выражение движения его внутренней мысли. Такое произнесение вызывает это движение и порождает впечатления. Оно вызывает идею, а идея – это сознание, как ментальная операция. Эта операция может быть так усилена, что и сама становится творческой. Это – Мантра Чайтанья.

Из вышесказанного понятно, что когда говорится о том, что "буквы" находятся в шести телесных центрах, то не нужно понимать это как абсурдное утверждение, что буквы имеют письменную форму или форму произнесенного звука, который слышим ухом. Буквы в грубом смысле могут проявляться только в речи и письме. Это должно быть ясно, хотя точнее изложить это довольно трудно. Вообще нет более сложной темы, чем Мантра-Видья, вне зависимости от того, рассматривать ли её в целом или в связи с каким-то отдельным конкретным вопросом. Нужно все время остерегаться, чтобы не попасть в ловушку, пытаясь предписывать это в качестве метода самопостижения в полном смысле этого слова. Сложность увеличиваются и существованием некоторых различий в текстах. Так, иногда Дэвата Муладхары – Ганеша, а в "Шат Чакра Нирупана" это Брахма. Кроме того, там же говорится, что Дакини в Муладхаре – Дэвата Асти-дхату (костной субстанции). Когда йог сидит в предписанной Асане, то кости окружают Муладхару, так как это – центр тела, и кости располагаются сверху и снизу вокруг Чакры. В другом тексте здесь помещена Дэви Шакини. Также сказано, что буквы, находящие на лепестках лотоса Муладхара – это Ва, Ша, Са и Сса.1

1 Обычно в Муладхаре указываются буквы Ва, ША, Са и Ла. Согласно другим источникам, последняя буква – Сса (Так передана буква Са с придыханием – отдельная буква в санскрите. – прим. пер.)»

 

Иван: По прочитанному всем все ясно? Как возникает идея, мысль, образ и форма: чтобы было понятно, надо еще пару раз перечитать.

Вопрос: Ничего не понятно, лучше обсудить. Смотрите, возникает что-то тонкое, до мысли, Паразвук, Шабда. Затем из этого возникает мысль. Мысль он соотносит со сном со сновидениями. Потом из мысли возникает слово, и мы переходим в состояние «как бы» бодрствования, получается? Соотнесение всего грубого тонкого и тончайшего, это такая подвязка больше аналогии. Если мы смотрим на объект и его никак не называем? Ни мысленно, ни как, но просто возникает образ без имени, то есть этот объект не может существовать, если мы его не называем?

Иван: У любого объекта или формы есть имя, у любого имени есть объект. Но можно в каком-то определенном состоянии сознания смотреть на объект и не называть его никак, просто смотреть.

Вопрос: Но он же существует, имя у него есть?

Вопрос: Вопрос в том, что есть у него имя или нет вопрос спорный. Если мы находимся в состоянии бодрствования, мы все называем. По-другому быть не может, ум так думает, он называет все словами. Если находимся в другом состоянии и можем не называть все словами?

Иван: Он говорит: было названо в моменте творения, когда это было создано, как бы изначально присущее имя, которое является не разрывным со своим объектом. Т.е. без названия творение не существует, пока мы не назовем - этого нет. Соответствующий момент творения - соответствующая Мантра и соответствующий предмет, форма и объект. Как мы говорим: как Вселенная сотворилась из Мантры «Ом». Вначале была предпосылка сама эта звуковая вибрация, и можно сказать появился объект, то, что символизирует имя «Ом», звук «Ом». Он собой символизирует объект, и тогда пошло творение: «Хрим»… потом дальше, дальше…

Елена: Получается, что когда мы медитируем с Мантрой «Ям», сначала за один подход: три вида мантры, громко тихо и про себя, получается так?

Иван: Хотя бы, как - нибудь, лучше начинать с громкого произнесения, но плюс, произнося звук мы задействуем определённые наши центры, отвечающие за каналы.

Елена: Произносить тихо, а тихо - это шепотом или, не громко?

Иван: Обычно говорится, чтобы не слышал сосед.

Елена: Т.е. шепотом получается?

Иван: Да.

Елена: Так, чтобы ни слышал сосед или если он сидит далеко, то можно говорить не шепотом, но что бы он не услышал?

Иван: Можно так.

Кира: Хорошо, если Джива не пробуждается к миру опыта и находится в состоянии Махапралайи, у неё нет звуковых вибраций, форм, образов, и так далее? Т.е. состояние Махапралайи здесь, в человеческой форме, сродни какому-то просветленному или сверхлогичному состоянию?

Иван: Да, здесь есть понятие, что это слияние с Абсолютом, что с нами это происходит каждую ночь, когда мы пребывает во сне без сновидений. Почему йога сновидений считается быстрыми методом? Потому что, если мы осознаем себя во сне без сновидений, то это состояние сродни Самадхи с объектом, потом переходящее в Самадхи без объекта.

Антон: Я это предложение, которое прочитал, понял, как ссылку на реинкарнацию, что здесь говорится, что время утеряно в космическом сне без сновидений, который и есть растворение. Я его понял, как процесс.

Кира: И у меня был тоже вопрос: если у ребенка нет опыта ещё, у него нет мира форм, он живёт вне мира форм?

Олег: Опыт у него есть как у Дживы, когда он познает, то с чем он сталкивался раньше в прошлых жизнях, как бы интуитивно это вспоминая, т.е. познание как припоминание. Как у древних греков была подобная идея (у Платона), здесь мне кажется про вот это. Если даже на уровне памяти просто не помнишь, то если ты где-то когда-то в прошлых жизнях сталкивался, оно припоминается легче.

Иван: Этот абзац можно разобрать с двух позиций. Здесь скорей всего было, как Кира описывает, что нет различия: когда мы пребываем, когда мы умираем. Когда мы принимаем, что сон со сновидениями - это тонкое тело, а сон без сновидений - это причинное тело. Если мы осознаем себя в момент причинного тела и можем находиться какое-то время в этом состоянии -и там уже и Просветление, слияние с Абсолютом. Те же самые алгоритмы во время смерти. Просто во сне со сновидениями он более короткий, а в момент умирания он немножко более длинный. Если мы не можем осознать себя во сне, у нас нет такой практики во сне без сновидений, то соответственно и в йогах умирания ни у кого, никакого результата и не будет, туда не стоит гнаться. Йога сновидений непосредственно работает с состоянием сна со сновидениями, а йога сна работает непосредственно с состоянием сна без сновидений. Тяжело найти какой-то материал, практики тем более. Так понятно немножко? Что нет как бы этих границ разницы, умерли мы или мы во сне со сновидениями находимся.

Кира: Еще раз разобраться, пока мы не осознаем, пока мы не выделяем или не называем объект, в каком бы мы состоянии не находились, например, состоянии сна со сновидениями, он как бы не существует, не проявляется?

Иван: Он проявляется. Мы можем не называть, только в том случае, если просветлены и вышли из закона неведения.

Кира: Я про это и спрашиваю.

Иван: Понятие Дживы не раздельно с понятием времени и кармы, из-за семян нашей кармы у нас порождается, определённые впечатления и создаются эти объекты, соответственно с семенами, автоматически все творится, пока мы не выйдем за круговорот этот. Когда мы выше этого уровня подымаемся, когда мы уже первопричины творения, тогда мы существуем в состоянии наподобие «Закона Ноль», которое никто не может описать, потому что там просто оно не выразимо: как бы имя есть, форма есть, но она не выразима. Его нельзя назвать, поэтому можно сказать, что и нет имени и формы.

Кира: Т.е. для того, чтобы из этого состояния нам как-то обозначится в нормальном мире, нам нужно каким-то образом из него выходить? Да, на уровень там сна со сновидениями и бодрствования? Тогда мы можем назвать предметы и оперировать ими в этом мире. Правильно?

Иван: Мы можем и, ментальными оперировать, просто не в более тонкой форме, до какого-то уровня, но мы говорим: состояние проявленное и не проявленное. Почему оно не проявленное? Потому что у него нет ни имени, ни формы, но он есть. Тут ещё аспект, если мы оперирует аспектами сознания и энергии. Откуда возникают объекты? Что нужно для того, чтобы был объект? Нужна сама сила, которая будет воссоздавать этот объект, и тот наблюдатель, который будет, как бы его осознавать, соответственно: Энергия и Сознание. Сознание высвечивает Энергию. А, если мы поднимается на уровень выше, когда Энергия сливается с Сознанием, то получается Парабрахман.

Текст:

 

«Сложность увеличиваются и существованием некоторых различий в текстах. Так, иногда Дэвата Муладхары – Ганеша, а в "Шат Чакра Нирупана" это Брахма. Кроме того, там же говорится, что Дакини в Муладхаре – Дэвата Асти-дхату (костной субстанции). Когда йог сидит в предписанной Асане, то кости окружают Муладхару, так как это – центр тела, и кости располагаются сверху и снизу вокруг Чакры. В другом тексте здесь помещена Дэви Шакини. Также сказано, что буквы, находящие на лепестках лотоса Муладхара – это Ва, Ша, Са и Сса.1 Почему именно они там? По этому вопросу мне были даны разные объяснения. Так как различные буквы запечатлены в различных видах материи, то кажется очевидным предположить, что буквы, соответствующие стихии Земли должны быть в центре Земли. Но изучение этого вопроса не подтверждает это. Кроме того, говорится, что буквы имеют цвет, и что буквы определенного цвета распределены по лотосам того же цвета. Но "Шат Чакра Нирупана" не подтверждает это. Еще утверждается, что разные буквы исходят от соответствующих Дэват. Но буквы, произведенные Дэвата – это образы Мантры, как звука. Мне говорили и то, что буквы размещаются согласно их положению в произношении. Но отмечалось и то, что Муладхара – общий источник их всех. Кроме того, говорится, что буквы на лепестках – это Биджа или семя Мантр всей активности, связанной с Таттвой того или иного центра. Все сущности Таттвы земли (Притхиви) могут быть созерцаемы в Муладхаре. Поэтому здесь имеются органы действия ходьбы (ноги), ощущения запаха, качества Притхиви. Нивритти-Кала и Брахма (Господин Таттвы). Но мне также говорили и то, что буквы Ва, Ша, Са и Сса – это Атма и Биджу четырех Вед, четырех Юг, четырех океанов, и поэтому они называются Чатурварнатмака, сущностью четырёх букв. Это верно, что четыре Веды находятся там и истекают из Пара-Звука, местопребывание которого Муладхара, ибо Веды в своём первоначальном смысле – это идея мира в уме творческого Брахмана, части которой открылись Риши (Пророкам) и воплотились в четырёх Ведах. Но почему Ва – это семя Ригведы, Ша – Яджурведы, и т.д.? Ритуальное объяснение можно найти в "Рудраямала-Тантре" (14-73, 15-2, 16-1, 16-2.) Лепесток Ва – это Брахма (Раджас Гуна) и Биджа слога "Rk"; Са – это Рудра (Тамас-Гуна) и Биджа слога "Са". Сса – это Биджа Атхарва, т.е. Биджа Шакти. Эти четыре буквы пребывают в Паразвуке в Муладхаре. Мне кажется (насколько мне позволяет моё знание Шастр) что детали описания центров бывают двух родов. Во-первых, есть некоторые факты объективной реальности. Это, например, наличие центров в позвоночнике. Или то, что принцип твердости (Притхиви) находится в самом нижнем из этих центров, который, как центр тела, содержит статическую потенциальную энергию, называемую Кундалини-Шакти. Этот центр-лотос имеет 4 лепестка, потому что таково распределение в нем Йога-Нади.2 Твердость удачно символизируется кубом, который является Янтрой этого центра. Дэвата этого центра тоже удачно восседает на слоне – символе массивности, соответствующей твердости "земли". Силы, создающие твердую, плотную материю йогин воспринимается жёлтыми. Возможно, особые субстанции тела и особые качества связаны с особыми центрами.

1 Обычно в Муладхаре указываются буквы Ва, ША, Са и Ла. Согласно другим источникам, последняя буква – Сса (Так передана буква Са с придыханием – отдельная буква в санскрите. – прим. пер.)

2 Термин "нерв" употребляется здесь за отсутствием другого эквивалента. Эти Йога-Нади не являются, как физиологические нервы, плотными объектами, но лишь тонкими каналами, по которым жизненная сила движется в теле.

Однако есть и другая группа вещей, которые, возможно, имеют только символическую реальность и которые даются Садхаку лишь для облегчения понимания инструкций и как объект для медитации. Буквы, связанные с внешней речью, проявляются только после того, как возникли в горле. Поэтому они, как таковые, не могут существовать в Чакрах. Да и не говорится, что они там в буквальном виде – они присутствуют в Чакрах в тонкой и причинной форме. Такая тонкая форма называется Матрика. Но, будучи такой формой, она – Шабда, идеация и причина движения. Сознание само по себе (Сварупа) беззвучно (Них-Шабда) в своей высшей форме (Пара-Шабда).

Сознание принимает общее недифференцированное движение, так же как и дифференциированное движение, проявляющееся в виде произносимой речи. Внутреннее движение имеет внешнее соотношение с тем звуком, который исходит из губ. Это путь Мантры – сознание движется, как Шакти, и проявляется, во-первых, как субъект и объект в тонкой форме ума и его содержимого, порождаемого отпечатками (Санскарами) и, во-вторых, в грубой форме речи, как выражение идей и физических объектов (Артха), которые творчество космического ума проецирует в мир чувственного опыта, чтобы они были источником впечатлений индивидуального опыта внутри его. Верно, что в этом смысле буквы, как скрытая речь или семя внешней речи, содержатся в Чакрах, но назначение отдельных букв и их размещение в Чакрах, – это та тема (если это, конечно, есть в действительности, а не только символизм), которой я уже касался в своей книге "Шакти и Шакта".

В каждой из Чакр есть также Биджа (семя) Мантра каждой из Таттв. Они – семя Таттвы, выходят из неё и возвращаются в неё. Естественное имя чего-либо – это звук, который производится действием движения сил, составляющих его. Поэтому говорится: кто мысленно или устно произнесет с творческой силой природное имя чего-либо, тот приносит в бытие вещь, которая породила это имя. Так, "РАМ" – Биджа Огня в Манипура-чакре. Это Мантра "РАМ", – выражение в грубой форме тонкого звука, производимого силами, создающими огонь. То же самое объяснение дается и насчет "ЛАМ" в Муладхаре и других Бидж в других Чакрах. Простое произнесение "РАМ" или любой другой Мантры – это, действительно, всего лишь движение губ. Но если сила Мантры пробуждена, тогда это – Мантра-сознание, и тогда Садхак может сделать Мантру действенной. Так и Вайкхари-Шабда со своим носителем Дхвани – это тело силы сознания, которое способно сделать произносящего Мантру владыкой стихии Огня. Однако в любом случае в этом должна быть творческая мысль, которая оживляет произносимый звук, и он начинает работать в малой человеческой магии, так же как он сначала работал в великой магической игре создателя мира. Его мысль была соединена с творческой силой всех мыслей. Каждый человек – это Шива, и он может достичь его силы по мере своей способности сознательно реализовывать себя как такового. Дэвата вызываются для различных целей. Дэвата – это Шабда и Артха (звук и образ) Первое – имя (Мантра-субъект) и второе – тот Дэвата, чье это имя. Практикой (Джапа) Мантр достигается присутствие вызываемого Дэвата. Джапа, повторение Мантр, сравнивается с деятельностью человека, трясущего спящего, чтобы разбудить его. Две губы – это Шива и Шакти. Их движение – это их совокупление (Майтхуна). Шабда, происходящий из них, имеет природу семени (Бинду). Производимый этим Дэвата – сын Садхаки. Это не высший Дэвата, который остается бездеятельным, а эманация, производимая Садхаком для своих целей. Так, при почитании Шивы появляется мальчик Шива (Бала-Шива), затем он становится большим благодаря питанию, которое Садхак дает своему творению.

Мистик сможет понять весь этот символизм в том смысле, что Дэвата – это форма сознания Садхака, которую он пробуждает и укрепляет. Это его сознание становится сначала мальчиком Шивой, а потом, когда окрепнет, становится вполне зрелой Божественной Силой. Все Мантры находятся в теле как формы сознания. Когда Мантра практикуется, она оживляет Санскары (отпечатки), и Артха (образ) появляется в уме. Поэтому Мантры – это форма Санскара Дживы, чей образ становится проявлением сознания, готового постичь его. Сущность всего этого – концентрация мысли и силы воли. Но для такой цели необходим метод соответствующий искомому результату, – такой, как речь и определенные виды практики. Так учит Мантра-Видья, объясняющая что есть Мантра.

Причинное состояние звука называется Шабда Брахман, т.е. Брахман как причина звука и образа. Непроявленная (Авьякта) сила или звук, которые – причина проявленного звука и образа, возникает из дифференциации Высшего Бинду от Пракрити в форме Бинду через преобладание Крийя Шакти.1 Авьякта Рава или Шабда (непроявленный звук) – принцип звука, как такового (Нада-Мантра). Это – недифференцированный звук, не проявленный в форме букв, а выражающийся через творческую активность. Он – причина проявления звука и образа. Это – Брахман, рассматриваемый как всепроникающий звук, неделимый и непроявленный, чья субстанция – Нада и Бинду, ближайший творческий импульс в Пара-Шиве и ближайшая причина проявленного звука и образа. Это – вечный и лишенный частей Спхота,2 в котором звук и образ не разделены и являются силой, посредством которой существуют и могут быть познанными и звук и образ. Таким образом, Шабда Брахман – это кинетический недифференцированный аспект идеи недифференцированного Высшего Сознания философии или Сагуна-Брахмана религии. Чит-Шакти, носителем которой является недифференцированная Пракрити-Шакти, – это творческий аспект Брахмана, трансцендентного и бесформенного (Ниргуна) и в то же время имманентного, имеющего форму (Сагуна). Как говорит Хатха-йога Прадипика (4. 101-102.) "Всё, что слышимо в форме звука – это Шакти. Поглощенное состояние (Лайя) Таттв (в которых эволюционирует Пракрити) – это то, в чем не существует форм. До тех пор, пока есть Эфир, до тех пор есть и звук. Беззвучие – это Пара-Брахман или Параматман". Шабда-Брахман с целью творения проецирует самого себя в двух формах движения, во-первых, как Шабда (с ментальной вибрацией познания), который, проходя через вокальные органы, становится произносимым звуком; и во-вторых Артха – движения, обозначаемого звуком в форме всех вещей, оставляющих содержание ума и объективного мира. Оба они – эманации из сознания активности Шакти, которая – весь этот мир (Вак или Логос) и, по сути, они – одно и то же. Между ними есть постоянная связь. В высшем смысле это нужно понимать так, что Вселенная состоит из букв. Это 50 букв санскритского алфавита, которые изображаются в виде гирлянды отрезанных человеческих голов, которые несет мать Кали, нагая и темная, как грозовая туча, стоящая среди костей и трупов животных и птиц на выжженной земле, на белом теле Шивы, лежащем подобно трупу (Шаварупа). Это она забирает в себя все формы речи и все объекты во время всеобщего растворения (Маха-Пралайя).

1"Шарада Тилака" (12) говорит о том, что когда в сознании возникает творческая активность, то это то состояние, в котором – причина существования субъекта и объекта, ума и материи.

2 Спхота – от корня "спхут" – "раскрываться, как почка" – это то, чем раскрывается частное значение слов. Буквы, как по отдельности, так и в комбинациях, не значат сами по себе ничего. Слово – это не сама вещь, но через слово, когда оно произносится, обозначается знание вещи. То, что обозначает вещь, это раскрытие – Спхота, и это не то, что представляют собой сами буквы. Этот Спхота – вечный Шабда.

Шабда-Брахман – это сознание во всех существах, и оно принимает на себя форму Кундалини и обитает в теле всех дышащих существ в форме Праны, проявляющее себя через буквы в прозе и стихах. В сексуальном символизме Шакта-Тантр Бинду – семя1 истекает из перевернутого соединения2 Махакала и Махакали. Это семя, созрев в Йони Пракрити, истекает как Кундалини в форме букв. Кундалини как Махаматрика-Сундари имеет 51 кольцо, и эти кольца – Матрики или тонкие формы грубых букв (Варна), которые – Вайкхари, форма Шабда (звука) в Чакрах. Кундали с одним кольцом – Бинду, с двумя – Пракрити-Пуруша, с тремя – Шакти (в форме Воли, Знания и Действия) и три Гуны (Саттва, Раджас и Тамас), а свернутая в три с половиной оборота она тогда, когда она актуально – творческая, с Викрити; с четырьмя оборотами – она Дэви Экаджата и т.д. до Шриматрикот Патисундари с 51 кольцом. Непроявленный Пара-Шабда в теле – это тот, который первым истекает из Кундалини Шакти в нижней Чакре и устремляется вверх как Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари Шабда.3 Когда Шакти впервые становится "видимой", она – Парама Кала в форме Матери (Амбикарупа), которая – высшая речь и высший мир. Она "видит" проявленного из Пашьянтик Вайкхари. Пашьянти – это то состояние Шабда, в котором сила воли в форме острия заставляет развертываться Вселенную в форме семени(Биджа). Это Шакти Вама, Мадхьяма Вак, которая есть Джняна (знание) и в форме прямой линии есть Джиестха Шакти. Здесь в особом виде движения происходит первое принятие на себя формы (Матрика). Состояние Вайкхари – это состояние Крийя Шакти, или Дэви Раудри, чья форма – треугольник, и форма Вселенной.

1 Термин Бинду также означает "капля", ассоциируясь с каплей семени.

2Випарита-Майтхуна, Шакти находится на Шиве, и движется при совокуплении с ним, потому что Она – активность, а Он – инертное сознание.

3Считается, что последовательно проявляющиеся звуки Нада являются признаком поднимающейся Кундалини Шакти. В разных Чакрах слышен разный звук, возникающий при прохождении Кундалини через эти Чакры. – прим. пер.

Как первая Шакти производит тонкие буквы Матрика, которые – Васана, так последняя – это Шакти грубых букв, из которых состоит слова и их объекты. Эти буквы – гирлянда Матери, истекающая из неё в форме Кундалини Шакти и поглощаемая обратно ею в процессе описываемой здесь Кундалини йоги.»

 

Иван: Про звучание: беззвучие - это Парабрахман или Параатман. Пока мы не просветлились, для нас все существует. Про Биджа, что к чему относится, понятно? Образы в основном все даются для для конкретной практики. Лишь что бы подтолкнуть человека к какому-то переоткрытию своему.

Кира: Я в продолжение хотела сказать, что, наверное, не обязательно следовать этим образам, если он тебе не близок? Прямо копировать один в один, что там слон? Что там Дэвата какие-то, целый список, в какой-то чакре? Если это тебе не близко - это можно представлять, как представляется?

Иван: В первом приближении, чтобы за что-то было зацепится. Можно рисовать эти картины, построения, на основе «Шатчакранирупаны». Но это, если вы вообще ничего не знаете, вообще ничего не чувствуете. Даётся такой метод, которым кто-то уже прошёл и достиг результата, и предлагает вам. И, по принципам построения янтр, с определенными символами. Если у нас определённые ассоциации есть, они поднимают в нас какие-то там крючочки, цепляют в нас что-то и вытягивают. Возможно, тут есть предпосылка к этому, в Индии все видели крокодила, все видели слона и с этими видами животных у всех есть определенная ассоциация, и непосредственно в тех условиях, легче было передать образы именно вот в такой форме. Помните, что определённые тексты писались под своих людей, что жили в то время в каком-то конкретном месте, где этот текст писался. Наша же роль - пере открыть это все, основываясь на том опыте, который был у них, и самое сложное - это адаптировать практики под современную жизнь, чтобы было доступно и понятно непосредственно сейчас. Какие-то общие, теоретические моменты, они-то остались, фундамент, на котором все строится, принципы. А, образы - это какие-то такие привязки, мясо на этот скелет, и если вы в этом понимаете, то оперируя этими понятиями, можете создавать все свои практики, какие-то оживлять, так сказать. Так, понятно что - нибудь?

Кира: Понятно, что очень сложно быть Преподавателем йоги и давать практики так, чтобы люди сами свое чувствовали, а не навязывать свои ощущения. В этом смысле конечно, грамотное у нас обучение, мне нравится. Все время все навязывают свои визуализации, когда дают свои образы, свой лес, там море, надо как-то по- другому.

Иван: Это более быстрый метод. Если вы идете чьим-то путём, то в начале вы идете им достигая, какого-то результата, пока понимаете, что у вас что-то по-другому, какая-то другая картинка, и вы начинаете опять нарабатывать уже какую-то новую картинку, тем самым тратите время, чтобы с одной картинки переключится на другую. Помните, что йога не просто даёт какой-то такой не достижимый результат. Йога говорит: есть конкретные персонажи, которые делали это, это, и достигли такого-то результата, другие делали это, это достигли такого же результата, третьи делали там тоже это и это и достигли этого же результата, все получили от конкретных практик конкретный результат.

Алексей: Понравилась идея о неразрывности имени и формы, о том, что в процессе творения, мы говорили, расходилось Сознание от Энерги. И, Вишудха чакра получается эфир, с момента возникновения эфира с одной стороны становится возможным существование звука, потому что звук должен, где-то распространятся в какой-то среде, с другой стороны, если мы говорим про вещи физические, то нужен эфир как вместилище этих вещей. Получается единая точка, которая позволяет существование, с моментом создания этой точки, то возможно существование, как имени, так и форм.

Иван: Именно с этой позиции мы можем начинать говорить о таком понятии, как существование времени и других аспектов. Еще такая подвязка, что все Мантры можно сказать Мантры имени. Когда мы разбиваем: Мантры имени, Мантры сознания, Мантры энергии, можно сказать, что все Мантры - это по сути имя чего-то или кого-то.

Алексей: Не обязательно имя Божества.

Иван: Имя, какого-то проявления, объекта, явления. Мы немножко в другом ключе интерпретируем, чтобы было легче понять. Еще очень интересно про Мантру говорится, что мы повторяем грубо, словно растим ее в начале, мы начинаем повторять, появляется маленький Шива, чем больше мы повторяем, тем он больше начинает расти и расти, и расти…

Кира: Интересно у Шивы не было детства, он все время был взрослым, получается?

Иван: Он становится проявленным.

Кира: А тут мальчик, так интересно…

Иван: Как это? Мы просто не знаем, что там было.

Кира: У него получается мама и папа есть? Получается, дальше откладывается абсолютность Абсолюта.

Иван: Смотря, под каким аспектом понимать Шиву, там же их всех кто-то создал: Вишну, Брахму и Шиву. В каждых текстах там кто-то кого-то создал.

Кира: Они друг друга все по-создавали.

Иван: Из этого абзаца, из этой главы, можно вынести понятие, почему работают какие-то звуковые практики. Мантра йога, это ладно, что там у нас распространено: гонги, чаши и т.д… Эти практики - попытки воссоздания внутренней вибрации, у нас в теле, можно сказать, все звучит, просто мы не слышим Каким-то внешним звуком мы пытаемся воссоздать такую же вибрацию, и тем самым резонанс откликается в нашем теле, должен по идее откликаться. Или, когда мы делаем Нада йогу, мы наоборот стараемся услышать эти тонкие звуки, звучащие в нашем теле.

Елена: Иван, а что конкретно происходит, когда гонг звучит?

Иван: Идет отражение, воссоздается определенная вибрация, определенный звук, который есть в нашем теле. Звук гонга словно резонирует в нашем теле и дает отражение, либо усиление этого звука и нам легче уловить его моменты всем телом. После того как мы вибрацию в теле распознали, мы её можем как-то контролировать, ее куда-то направлять, очищать структуры нашего тела.

Елена: Оздоравливают?

Иван: Оздоравливают или очищают, подобно тому, как мы произносим Биджу, очищаем определенный центр, можно это соотнести так.

Елена: Получается, что гонг делается каким-то особым образом?

Иван: Необходимо воссоздать определённые звуковые вибрации. Необязательно нужны гонг, какая-то чаша, можете банки жестяные поставить, по ним лупить, попытался воссоздать определённый звук. Почему кому-то музыка нравится, кому-то музыка не нравится? Зависит от всех структур, от того отклика, ассоциаций, которые резонируют в нашем теле. Поэтому это все более индивидуально. Как правило, с теми, с кем я встречался, кто практикуют, играет на чашах, на гонгах, они теорию сильно не разбирают. Теорию не понимают, им практики дали, как правильно стучать, создавать определённый звук и все - и каждый уже стучит, пытаясь воссоздать эту определённую тональность. Музыкальный слух тоже в этой сфере должен быть. Сейчас же появляются много разных музыкальных инструментов, таких своеобразных: бубнелки, звенелки, трещалки разные... Просто направленные на то, чтобы дать возможность пере открыть свои центры, каналы или просто поработать с ними из вне. Это похоже на эффект массажа, когда мы что-то сами делаем, а когда с нами начинает делать другой человек. Тогда эффект все равно есть. Каналы работают, чистка идёт. Можно искать для себя какие-то свои музыкальные инструменты. Взять крышку, взять черпак - и все, нарисовать на нем «Ом», сказать, что он заколдованный, и попытаться воссоздать вибрацию, которая будет нравиться всем или хотя бы большинству.

Иван: Давайте, немного попрактикуем и на этом завершим наше занятие.

 

Садимся в любую удобную позу, делаем вдох, запрокидываем голову вверх, делаем задержку на сколько комфортно, после этого с выдохом опускаем голову в центральное положение, вдох выдох, и вновь поднимаем голову вверх, делая вдох. И в таком варианте мы дышим и начинаем концентрироваться в центре груди и произносить Мантру «Ям».

Хорош<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.