Занятие 16. Система каналов и чакр, их название и расположение — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Занятие 16. Система каналов и чакр, их название и расположение

2020-08-20 122
Занятие 16. Система каналов и чакр, их название и расположение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иван: Кто хочет поделиться результатами практики, вдохновить остальных заниматься.

Кира: я практикую. Мне очень нравится кундалини, я стараюсь не пропускать и теперь, пока практику кундалини не сделаю, вообще не спится. Мне нравится тепло в позвоночнике или центральном канале проходят какие-то процессы, но ничего такого нового необычного, чтобы рассказать нет.

Иван: Еще кто что расскажет?

Майя: Я могу рассказать немного. Дело в том, что на прошлой неделе не получилось у меня каждый день практиковать. И вот если раз пропустишь, то оно еще ничего, но если два пропустишь, то снова начинать нужно. И я на этой неделе упорно старалась вернуть то состояние, которое было. Состояние такое же, жужжит везде, но еще поймала себя на том: сделаешь что–нибудь, походишь, ляжешь и ощущение такое потом приятное, как волна расползается по всему телу, как мурашки, кровь как будто бегает там везде.

И еще у меня вопрос, почему-то у меня были ощущения первые, что чакра находится первая ближе к позвоночнику и там толчок чувствовала один раз, но вот последнее время у меня манипура чакра, она у меня ближе к пупку и начинает жужжать тут. И причем как-то вот слева жужжит она больше, чем справа. Смешно конечно, такие смешные слова, но по-другому не знаю, как объяснить. Просто если в начале тридцать, сорок минут, сядешь в сиддхасану прямо так и спокойно сидишь. Сейчас я просто не могу, каждые десять минут я меняю положения ног. Даже знаете как бывает: нажмешь секундомер, разотрешь коленки и обратно садишься. Тяжело стало почему-то сидеть и концентрировать сознание на чакрах. Чем дальше, тем сложнеебудет? Я думала, дальше легче будет.

Иван: есть много посторонних факторов, не зависящих от йоги,с которыми тоже нужно разбираться: ваша жизненная обстановка, возможно какие-то изменения в жизни происходят, больше подвержены стрессу, напряжению в жизни, на работе. Это может сказываться на вашей гибкости, на вашей устойчивости разума. Также увеличение потока мыслей может быть связано с увеличением потока праны, или энергии, лучше сказать. Чем её больше становится, тем больше расширяется сознание, тем больше мыслей, и со временем оно отваливается. Поэтому факторов разных много, начиная от еды, заканчивая сном и нашим окружающим миром. По поводу ощущений помните, всем говорится, что направляйте внимание туда, где наиболее ярко выраженные ощущения и такое понятие, как положение чакр, центров, оно может по ощущениям меняться: выше, ниже, глубже, либо и ближе к одной стороне, к другой стороне, либо полностью трансформироваться, у кого-то чакра ощущается по вертикали, у кого-то по горизонтали, кто как представляет и уже непосредственно вживляется образ. Поэтому, где есть, там и хорошо, туда внимание и направляйте.

Майя: Еще по поводу лунного календаря можно сказать? Вот наблюдала все время, как Вы задание дали, на самом деле то, что пишут в лунном календаре: неблагоприятный день, не занимайтесь физической нагрузкой - ничего подобного. То есть на самого себя надо полагаться. Лунный календарь на самом деле не влияет, какой бы день ни был, всё у нас в голове видимо. И еще в четверг, в пятницу было тяжело. Мне по крайней мере в четверг, в пятницу тяжело медитацией заниматься, сознание отключается, это видимо из-за того, что сознание отключается, усталость накапливается, это я для себя сделала вывод. В пятницу конкретно вываливаешься, а потом просыпаешься от того, что чуть не упал.

Иван: Каждую пятницу или только эту пятницу?

Майя: Каждую пятницу, это я уже отследила для себя. Усталость, недосып и всё остальное.

Иван: Кто еще что расскажет?

Кира: Ой можно я тоже расскажу и спрошу. По поводу лунного календаря, я каждый день не смотрю, благоприятный, не благоприятный, но по нарастающей и убывающей у меня в принципе совпадает. Пик минимума где-то в новолуние, некая, депрессия, потом активность улучшается, настроение улучшается до полнолуния, в полнолуние второй пик и потом постепенное снижение, у меня в принципе совпадает. И хотела спросить. Я сейчас как-то спокойно стала относиться к кундалини. Я понимаю, что это телесные ощущения, и я понимаю, что, если я буду уходить сознанием вглубь этих ощущений, оно будет нарастать, оно будет более мощное, но этот уход в глубь себя не является ли он несколько искусственным? Это как желание от чего-то получить удовольствие. Да эта практика может дать удовольствие, может дать взрывное удовольствие. Не является ли это подменой? Поэтому стараюсь относиться более спокойно к телесным проявлениям приятным, которые происходят.

Иван: Ну, мы же помним, что наслаждение - это наше истинное состояние, Вы просто приближаетесь к этому источнику изначальному. Как говорит йога, если вы к нему приблизитесь, то обратного действия уже не будет.

Кира: Знаете у меня было состояние один раз, когда я поняла как говорят голова ясная чистая мыслей нет. Когда занимаюсь йогой обычно, то ухожу в себя, и я не скажу, что у меня голова ясная чистая, просто уход внутренний в себя как медитация, хатху, как медитацию или кундалини, как на этом уровне медитацию. А один раз поймала состояние, когда голова ясная, чистая, мыслей нет - и это совсем другое. Отдельно приятно и отдельно было состояние, что я не погружена в себя. То есть нет такого состояния оторванности от мира в направление внутрь и какое-то оно совсем другое, и вот я теперь пытаюсь себя как-то поймать, не уходя в себя, а оставаясь в приятном, чистом сознании - и не получается. Вот оно как-то по- другому. Состояние медитации - оно не равно состоянию Риты, гармонии жизни, мне кажется это отрыв от жизни, как уходят люди.

Валерий: Получается, что если чистое хорошее осознание, Вам оно нравится и не можете его удержать, то что-то окружающее влияет и Вы начинаете вовлекаться. Можно практиковать невовлечение.

Иван: Просто наш страх чего – то неизведанного неоткрытого, то что у нас есть ассоциативные связи, которые нас держат и, когда они начинают разрушаться - нам становится в какой – то степени страшно, зачем туда идти мне и здесь хорошо. Возникают эти понятия отрыва: не оторвусь ли я, не уйду ли я куда-то в высшие империи, нет, лучше я на этом уровне побуду. Наподобие того, когда на кухню дверь закрыта, а там что-то готовится и очень вкусно пахнет, а вы все возле двери ходите, ходите, понюхали, а хорошо, отошли. Обратно к этой двери подошли, понюхали, отошли. Чтобы на кухню зайти попробовать это блюдо у вас не хватает решимости, смелости.

Кира: Хорошо я подумаю, спасибо.

Иван: В основном эти практики направлены на пробуждение ощущения. Ну и в той же степени, чем мы больше удерживаем степень этого ощущения, даже если это фактор наслаждения идет, тем мы, как говорится в йоге, очищаем наши каналы, чтобы пране было куда идти, когда она будет просыпаться, вернее кундалини, чтобы ей было куда подниматься, потому что тут разница между такими понятиями кундалини йоги и лайя йоги. Лайя йога связана с тем, что она прочищает тропинки, каналы, по которым энергия кундалини будет эманировать и подниматься. Чтобы не было негативных состояний, связанных непосредственно с пробуждением кундалини, когда наши каналы грязны. Когда они очищены, тогда всё спокойно проходит, тогда нет ни депрессий, ни каких-то таких метаний, то в одну сторону, то во-вторую, и такого бесконтрольного поведения, на эмоциях. Кстати об эмоциях, ВВЗ обычно любит приводить пример из Анандалахари о препятствиях поднятия кундалини. Что бы у вас не было каких–то препятствий, соскоков на эмоциях, растраты какие-то эмоциональные. Чтобы все плавненько было, чтобы постепенно увеличивать наслаждение, наслаждение в свою очередь сжигает негатив и потом всё спокойно и плавно проходит, а не резко, рывком, со всеми последствиями негативными.

Валерий: Вопрос еще. Если при практике у тебя хорошие приятные ощущения, а при следующей практике этих ощущений не появляется, надо ли стараться вернуть эти ощущения или не зацикливаться на них и просто сконцентрироваться на тех ощущениях, которые ты испытываешь на данный момент?

Иван: Тут тоже такой момент, что не всегда стоит пытаться возобновить ощущения, потому что как показывает опыт людей, которые занимаются, что эти ощущения всё равно меняются, трансформируются. Ну, нет сегодня, в особенности, если это начальная практика, вы год практикуете как-то, у вас одни ощущения, они как- то меняются. На следующий год у вас ощущения какие-то другие, и как бы сами ощущения трансформируются. Общие тенденции там есть, фактор наслаждения - это приятно, но оно постоянно меняется. Это наподобие нашей крия йоги, если вы её постоянно практикуете, то каждый год что–то происходит, что–то меняется, трансформируется с вашим разумом, с вашим телом. Это не всегда критерий, что у вас там лучше получается. Там, например, лучше иногда тяжелее делать, иногда тело наоборот скатывается, но какие-то внутренние ощущения себя по-другому проявляют. Подобно этому и в практике, когда мы затрагиваем тоже пример еще, как вот этот клубок представляем перемешанных ниток, мы начинаем тянуть одну, мы ее вроде бы вытягиваем, и начинаем цеплять что-то другое и тянуть тоже это, и в нас начинаются какие–то другие ощущения, когда-то позитивные, когда-то негативные. И так на протяжении всей жизни, мы что-то делаем, пока не получаем определенный опыт, конечный скажем так. Но как бы основные критерии для каждого центра, чакры - они более-менее есть, общие ощущения, это связано с эмоциями. В основном, контроль над такими эмоциями, как страх, гнев, ревность. Общие моменты есть, но как мы говорим, коридор достаточно большой. У кого-то тепло, жжение, покалывание, зуд, у кого-то просто визуализация, словно видит эти каналы, глаза закрывает, и во внутреннем пространстве видит, и ему легче представлять. Вот он соотносит с физическим телом и уже манипулирует, словно потоки праны проходят, энергии. А кто-то вообще ничего не видит, у него какие-то ощущения тепла, жжения, он ощущает каналы левый и центральный, чакры, у кого-то звуком проявляются. Закрывает уши: тут жужжит, тут звенит, тут гудит… поэтому факторов восприятия достаточно много.

По поводу луны. С чем связана луна и наше тело. Все мы знаем, что цикл луны отвечает за поведение воды на нашей планете, в том числе и в нашем теле. Даже не воды, а жидкости, так скажем. Соответственно все эти приливы и отливы так же связаны с фазами луны. Ну, в основном считаются пиковые моменты, почему более яркие моменты бывают в переходящие моменты, это либо в полнолуние, либо это новолуние. И на переходных моментах, как мы говорим, легче всего уловить состояние гармонии. Когда полнолуние, есть эти мифические ощущения, которые связаны с нашими внутренними жидкостями, то что называется белая капля, красная капля, тогда просто легче почувствовать какие-то ощущения. И еще говорится, что на восходящую луну нам легче заниматься физической активностью, у нас получается подъем сил, когда луна убывает, то наоборот идет тенденция к уменьшению какой-то физической активности и ее становится делать тяжелее. Просто постарайтесь отследить у себя это в жизни. Это еще больше связано с женщинами. Вот у женщин я говорил отследить месячный цикл и лунный цикл. Обычно хорошим критерием считается, не знаю кто его установил, чтобы месячные протекали во время полнолуния. Постараться выйти на этот уровень, подобно лунному циклу, выходите на этот цикл. А мужчинам просто отслеживать потерю, где легче удержать, а на каких фазах луны наоборот тяжелее удержать, и соответственно из этого строить график практик. Ну, это уже больше связано с такими сексуальными йогами. Ну и непосредственно с теми йогами, которые управляют жидкостями в нашем организме.

Так, ну, это все моменты, которые нужно непосредственно проверять, для чего я вас попросил, чтобы вы могли как бы общим этим ментальным полем как бы выявить, относится оно к этому не относится. Действительно это какие –то рабочие моменты. Либо наоборот это всё от лукавого. Вадим Валерьевич это упоминал, у нас на курсах даже есть плагин по фазам луны, что бы могли отследить эти моменты. Есть определённые практики, которые делаются по фазам, непосредственно в эту фазу одна практика начинается и так вот дальше, дальше в течении всех фаз луны делается определённые практики. Но мы их делать не будем, мы просто отслеживаем ощущения, где нам легче, где нам наоборот тяжелее делать. Поэтому для девушек говорю не только фазу луны отследить, но и отследить месячный цикл, как он у вас протекает и на какие моменты он у вас попадает, и соответственно соорганизовать это всё в своём теле, потому что, когда идут месячные, непосредственно большой выброс эманаций кундалини на обновление тела. Как там говорят: роды мира, так что в эти моменты нужно стремиться практиковать практики медитации, где мы эту энергию можем направлять на внутреннюю трансформацию. Эта работа идёт индивидуально, без каких-то либо предпосылок, рекомендаций, мы просто делаем и отслеживаем. Проще сделать Хатха йогу, проще сделать Крия йогу и получить какой-то явный результат, чем оперировать этими всеми тонкими моментами, медитировать непонятно над чем, и непонятно - это результат или это просто какая–то галлюцинация или просто стечение обстоятельств. Но вы же уже йоги и должны переоткрывать йогу в себе.

Ну и еще одна рекомендация. Старайтесь кундалини не отделять от чего-то, помните, что все йоги - это кундалини йога, поэтому старайтесь, когда делаете хатха йогу, пранаяма йогу, мантра йогу, отслеживать резонанс центров, каналов. Или даже так, если вы идете, где-то там в городе, места какие-то меняете - тоже отслеживайте эти ощущения, потому что они проявляются не обязательно во время практики, а каким-то эхом еще могут нас преследовать. Ну и основные моменты, едите вы в машине, в автобусе, и просто начинает трясти машину, и вы в резонанс с этим входите.

Ладненько мы еще посмотрим, подумаем над этим. Вопросы? Ну, давайте мы попрактикуем сейчас с биджами на анахату, подышим немножко и перейдем непосредственно к пятой главе, непосредственно к чакрам, к центрам, как их еще называют лотосами, колесами. Кто ещё слышал вариации, кто расскажет? Как называют чакры? Что-то все не активные сегодня.

Валерий: Водовороты.

Иван: Вихри, воронки. Хорошо, попрактикуем.

Садимся прямо в любую удобную позу, закрываем глаза, стараемся выпрямить, спину, шею, голову, если комфортно, то средний и указательный палец располагаем в районе межбровья и делаем попеременное дыхание, вдох через одну, а выдох через другую, если дискомфортно, то руки лежат в джнана мудре либо в любой другой мудре. Направляем внимание в центр груди, стараемся себе представить лотос на столько на сколько получается и начинаем про себя произносить биджу лепестков и саму биджу чакры.

Ну, давайте. КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НЬЯ, ТА,ТХА, ЯМ,ОМ, КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ,ТХАМ, ЯМ,ОМ, КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ,ТХАМ, ЯМ,ОМ, КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ,ТХАМ, ЯМ,ОМ, КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ,ТХАМ, ЯМ,ОМ, КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ,ТХАМ, ЯМ,ОМ, КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ,ТХАМ, ЯМ,ОМ, КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ,ТХАМ, ЯМ,ОМ, КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НЬЯМ, ТАМ, ТХАМ, ЯМ, ОМ.

Глубокий вдох, задержка на столько на сколько комфортно, наблюдаем за ощущениями.

Замечательно. Читаем Авалона.

Глава 5. ЦЕНТРЫ ИЛИ ЛОТОСЫ. ЧАКРЫ. ПАДМЫ

«Здесь нам пора перейти к рассмотрению Чакр, тонких центров в теле, где действуют Шакти (Силы) различных Таттв, – принципов, составляющих телесные оболочки. Пять низших центров от Муладхары и до Вишуддхи – это центры Бхута, пяти форм чувствующей материи. Аджня и другой центр в области между Аджной и Сахасрарой, – центры Таттв, составляющих ментальные оболочки, в то время как Сахасрара – тысячелепестковый лотос на вершине мозга – это полная блаженства обитель Парама-Шивы-Шакти, состояния чистого сознания.

Описание Чакр можно делать, во-первых, на основании западной анатомии и физиологии центральной и симпатической (периферической) нервной системы, во вторых на основании тантрического учения о строении нервной системы и её центров; и, наконец, с соотнесением, по мере возможности, этих двух систем на основе действительной анатомии и физиологии, что как раз и свойственно тантрическому оккультизму.

Тантрическая теория рассматривает Чакры и Сахасрару преимущественно в физиологическом аспекте (Бхогаятия), соотнося их со спинным мозгом и головным мозгом. Нужно отметить, что так же как есть пять центров, которые будут описаны дальше, спинной хребет разделяется на пять частей. Нижняя область, называемая коссагиальной,1 состоящая из четырех неполных позвонков, часто соединяющихся в форме одной кости; сакрум, поясничная область, состоящая из пяти позвонков; спинная область, расположенная сзади тела и состоящая из 12 позвонков, и затылочная область или область шеи, состоящая из 7 позвонков. Как показывают срезы ствола спинного мозга, разные области его имеют разные характеристики. Грубо говоря, они соотносятся с областями, которые контролируют Муладхара, Свадхиштхана, Манипура, Анахата и Вишуддха Чакры или Лотосы (Падмы). Центральная нервная система связана с периферической через 31 спинной и 12 черепных нервов, которые одновременно и эфферентны, и афферентны, чувствительны и моторны. Из черепных нервов последние шесть возникают из спинной луковицы (медуллы), а другие шесть (исключая обонятельный и оптический нервы), – из части мозга расположенной прямо перед луковицей. Авторы йогических и тантрических текстов употребляют термин Нади преимущественно для самих нервов. Как уже отмечалось, говоря о Ширах, они подразумевают черепные нервы, никогда не называя так артерии. Однако нужно заметить, что Йога-Нади – это конечно же не обычные материальные нервы, но более тонкие каналы, по которым движется жизненная сила. К спинным нервам, после того, как они входят в межпозвоночные отверстия, присоединяются ганглиальные шнуры симпатической нервной системы, которая лежит на каждой стороне позвоночного столба. Спинной мозг у человека вытягивается от верхней границы атласа внизу мозжечка, проходит в медуллу и окончательно открывается в четвертом выходном отверстии мозга, опускаясь ко второму поясничному позвонку, где в конце суживается до точки, называемой Filus terminale. Я уже говорил, что микроскопические исследования доктора Куннингэма обнаружило существование высокочувствительного серого вещества в Filus terminale, которое считалось прежде просто волокнистым шнуром. Это имеет значение, потому что именно в этом месте помещается Муладхара и Змеиная Сила. Это образование продолжается на некоторую длину, величина которой изменчива, и слепо заканчивается. Внутри кости, покрывающей этот нервный шнур, который является смесью серого и белого вещества мозга, серое вещество расположено внутри. Шнур разделяется на две симметричные половины, которые связаны между собой комиссурой, в середине которой есть небольшой канал, называемый центральным спинным каналом, в котором находится Брахма-Нади, и который является тем остатком, из которого развился и шнур и сам спинной мозг. Этот канал содержит в себе спинномозговую жидкость. Серое вещество, образует неоднородный стержень, вытягивающийся на всю длину шнура. В поясничной и затылочной областях есть специальные расширения, которые происходят главным образом от увеличения количества серого вещества в этих местах. И хотя в целом весь шнур серого вещества утолщается в местах соединения со спинными нервами, так что можно видеть образование напоминающее ожерелье, более всего это заметно в низких позвонках, связанных с брюшной ганглиозной цепью. Белое вещество состоит из областей или столбиков нервных волокон. На верхней границе атласа или первого мозгового позвонка спинной шнур переходит в медуллу – продолговатость ниже мозжечка. Центральный канал открывается в четвертый желудочек мозга. Мозжечок – это позднее образование, развившееся из самого заднего из трёх первичных расширений церебро-спинального тела эмбриона, и это четвертый желудочек, состоящий из остатка первоначальной полости. Выше него находится мозг, который с частями внизу его есть расширенная и очень сильно измененная верхняя часть церебро-спинальной нервной оси. Спинальный шнур – это не просто проводник между периферическими нервами и центрами ощущений и желаний, но также и независимый центр или группа центров. Есть различные центры в позвоночном столбе, которые имеют значительную автономность, но связаны с высшими центрами через ассоциирующие и продольные области позвоночного столба. Все функции, которые первоначально были приписаны низшим центрам, принадлежат также в окончательном смысле и мозговым центрам. Подобно этому все буквы, которые существуют на лепестках лотосов, существуют и в Сахасраре. Центры влияют не только на сокращение мышц и на произвольные движения, но также и на функции сосудистых иннерваций, секреций и т.д., которые тоже имеют свои центры в первую очередь в позвоночнике. Мозговые центры, однако, контролируют эти функции только в связи с проявлением воли, чувств, эмоций, в то время как спинные центры с подчиненной им симпатической системой представляют собой механизмы бессознательной адаптации в согласии с различными условиями стимулов, которые являются самым существенным для продолжения существования организма. В то же время медулла – это способ связи между высшими центрами и периферией, и в то же время, это независимый центр, регулирующий функции самого высшего значения во всей нервной системе. Нужно отметить, что нервные волокна, передающие двигательные импульсы и спускающиеся из головного мозга к спинному, дальше на своем пути через спинную луковицу (медулла) внезапно переходят с одной стороны на другую – этот факт был отмечен Тантрами в описании Мукта Тривени, связанной многочисленными афферентными и эфферентными нервами с мозжечком и мозговыми ганглиями. Выше мозжечка находится сам мозг, активность которого обычно ассоциируется с сознанием, волей, идеацией и прохождением волевых движений. Понятие сознания, которое интроспективно содержится в психологии, не должно, однако, смешиваться с понятием о физической функции. Поэтому нет органа сознания, так как сознание – это не органическое явление, и у него нет ничего общего с физиологической концепцией энергии, чью внутреннюю интроспективную идею оно представляет. Сознание само по себе – это Атма. Ум и тело – а мозг это часть тела, – вуалирует проявление сознания, которое поэтому в материальных формах приобретает видимость бессознательного. Живой мозг образован грубой чувствующей материей (Махабхута), возбуждаемой Праной или жизненным принципом. Его материал изменяется так, чтобы можно было создать подходящее промежуточное звено для выражения сознания в форме ума (Антахкарана). И если сознание – это отнюдь не свойство тела, то оно тем более и не свойство мозга, и мозг необходим лишь для проявления сознания, и это вовсе не значит, что сознание присуще мозгу и является его свойством.»

Иван: Передохните немножко. Тут одна из попыток Авалона соотнести наши тонкие структуры с нашим тонким телом, так как мы помним, что от обратного всегда легче выстраивать какие-то логические цепи, но на сколько это подтверждается сегодняшней медициной в связке с нахождением чакр? Как вы понимаете - это бабушка на двое сказала, но так как было написано - должно быть прочтено и для вас в будущем, чтобы вы тоже могли оперировать какими-то терминами и понимать, о чем идет речь, хотя бы о каком-то приближенном строение тела. Основной момент, на который хотел обратить внимание, даже Авалон на это указывает, словно выделяя Сахасрару в отдельную категорию - сверхцентр. Хорошо, давайте дальше.

Текст:

«На каждой стороне позвоночного столба есть цепь ганглий, связанных с нервными волокнами, называемая симпатическим нервным стволом (Ида и Пингала), и протянувшаяся на всем протяжении от черепа до основания позвоночника. Она связана с позвоночником, и было отмечено, что в горловой и поясничной областях есть ганглии, через которые эта цепь регулярно сообщается с каждым спинным нервом, хотя в затылочной области многие из этих нервов появляются, чтобы затем бесследно исчезнуть. Эти широкие разветвления нервной структуры находятся в области сердца, желудка и легких, – в областях, управляемых Анахатой, Манипурой и Вишуддхой, т.е. в трех верхних из пяти описываемых далее Чакр. Из симпатической цепи на каждой стороне нервные волокна проходят к висцеральной брюшной области и к горлу. От них нервы снова проходят назад, в спинные нервы и в другие, переходящие в черепные нервы и в распределяющиеся по кровеносным сосудам конечностей и других частей тела, к которым идут спинные или черепные нервы. Симпатические нервы главным образом несут импульсы, которые управляют висцеральными мышечными тканями и мышечной оболочкой мелких артерий в различных тканях. Через симпатическую нервную систему поддерживается тонус кровеносных сосудов воздействием вазомоторных центров в спинной луковице. Однако симпатическая система получает те импульсы, которые она распределяет, из центральной нервной системы, и они отнюдь не возникают в самой симпатической системе. Импульсы, исходящие из спинного мозга, через предыдущие корни спинных нервов по коротким ветвям проходят в симпатические цепи. Работа симпатической системы контролирует циркуляцию крови, пищеварение и дыхание. Анатомическое устройство центральной нервной системы чрезвычайно запутано, и до сих пор точно не известны все возможные случаи, которые могут происходить в этой путанице нервных клеток, волокон и волоконцев. Поскольку всё это описано в физиологии центральной нервной системы, то вряд ли мы сможет сделать что-либо большее, чем отыскать пути, по которым импульсы проходят из одной части системы в другую, и из анатомических связей вывести с большей или меньшей вероятностью природу физиологических связей, которые эти части формируют с каждой другой частью и с остальным телом. В общем можно предположить, что есть нервные центры, такие как генитально-спинальный центр, физиологические функции которых связаны с определенными участками спинного мозга. Тонкий аспект таких центров, как проявления сознания, (Чайтанья) воплощенного в различных формах Майя-шакти, здесь мы называем Чакрами. Они имеют связь через определенных проводников с плотными органами размножения, питания, пищеварения, сердечной деятельности и дыхания, и в этом смысле их можно соотносить с Муладхарой, Свадхиштханой, Манипурой, Анахатой и Вишуддхой соответственно. Как области, предназначенные для высших центров, они находятся в особой, даже исключительной связи с различными процессами восприятия, волеизъявления и идеации.

1 Здесь и далее физиологические термины, употребляемые автором, не всегда могут совпадать с терминами, принятыми в современной медицинской литературе на русском языке. – прим. пер.

После этого краткого введения в терминах западной физиологии и анатомии я перехожу к описанию Чакр и Нади, стараясь найти соответствия между обеими системами.

Проводниками пранической или жизненной силы являются нервы, называемые Нади, которых в теле тысячи. "Как в листке дерева Ашваддха (Ficus Religiosa) есть множество мельчайших волокон, так и по телу распространены нервы Нади" (как говорится во 2 шлоке "Шат-Чакра-Нирупаны"). Слово Нади происходит от корня "Над" – "движение". Через них движется Прана, жизненный принцип. "Бхуташуддхи Тантра" говорит о 72.000, "Прапанчасара Тантра" о 300.000 и "Шива Самхита" – о 350.000, но из них только ограниченное количество имеет значение. Некоторые грубые, физиологические нервы, вены и артерии известны медицинской науке, но и они имеют не только эти грубые формы, но и аспект Йога-Нади. Последние могут быть описаны как тонкие каналы Праны или жизненной энергии. По Нади – каналам Праны, – текут солнечный и лунный потоки. Если мы бы могли их видеть, то тело представляло бы для нас зрелище, напоминающее карту, с отмеченными на ней различными океанскими течениями. Это те пути, по которым идет Прана-Шакти. Поэтому они, как жизненные элементы, относятся к науке о жизни, а не к медицинской Шастре (Вайдья-Шастра). Отсюда и значение Садханы, которая состоит в физическом очищении тела и его Нади. Для того чтобы чистота ума – в том пространном смысле, который вкладывают в это индусы, – была достигнута, необходима чистота тела. Очищение Нади – это, быть может, главнейший фактор в предварительных стадиях Йоги, потому что их нечистота препятствует подъёму Кундалини Шакти, а их чистота, наоборот, облегчает это. Это – задача Пранаямы. Главных из этих Нади – 14, а из этих 14 Ида, Пингала и Сушумна самые важные. Из этих трех, опять таки, самая важная это Сушумна, а ей подчинены все остальные, потому что силой Йоги Прана идет через них, и, проходя через Чакры, покидает тогда тело через Брахма Рандхра. Сушумна расположена внутри спинномозгового столба (Меруданда), там, где обычно помещается внутренний канал, и идёт из основного сплетения Таттвического центра, называемого Муладхара, к 12-лепестковому лотосу в околоплоднике Сахасрара-падмы или тысячелепесткового лотоса. Внутри огненно-красной тамасической Сушумны есть сияющая раджасовая Ваджрини-нади, а внутри неё – бледная, подобная нектару саттвическая Читра или Читрини-нади. Внутри неё – Брахма-нади. Первая подобна Огню, вторая Солнцу, третья – Луне.1 Таков тройственный аспект Шабда-Брахмана. Отверстие в нижнем конце Читрини-нади называется Брахма-двара. "вратами Брахмы", и через него восходит Дэви Кундалини. Вдоль этой Нади, называемой Кула-марга, и "Царская дорога" (Раджа-марга) идет Кундалини при том процессе, который будет дальше описан.»

Иван: Хорошо. Ну, собственно здесь уже идет строение сушумны, описывается строение каналов, поэтому больше внимания и давайте дальше.

Текст:

«Поэтому в "Лалита-Сахасранама" (106) она называется "Muladhara bujarudha". Огонь, Солнце и Луна – это аспекты тройственной дифференциации Парабинду или Камакала. Об этом см. дальше.

Солнце символизирует яд, а луна – нектар бессмертия ("Шандилья Упанишада, гл. 1). И яд и нектар были получены богами при "пахании" океана, и они символизируют созидательное и разрушительное начала мира.

По сторонам Сушумны есть два других нерва – бледная Ида или Шаши (Луна) и красная Пингала или Михира (Солнце), которые связаны с последовательным дыханием то через одну, то через другую ноздрю. Ида – женское начало и воплощение нектара, она находится слева, а Пингала – мужское начало и воплощение природы Рудры, находится справа. Оба они оказывают время (Кала), а Сушумна устраняет Кала. Тот, кто вступает на этот путь, становится вне времени. Иду, Пингалу и Сушумну также называют еще Гангой, Ямуной и Сарасвати по названиям трех священных рек Индии. Муладхара – это место встречи трех рек, и поэтому она называется Юкта-тривени. Начинаясь от Адхара-лотоса, эти три Нади справа налево и слева направо обвивают все лотосы. Согласно же другому мнению, они располагаются просто по сторонам спинного хребта. Один мой друг, индийский медик, говорил мне по этому поводу, что здесь нет противоречия, и что всё зависит от того, считать ли Иду и Пингалу существующими вне или внутри спинного хребта. Когда они достигают места между бровями, известного как Аджня-чакра, они входят в Сушумну, образуя тройной узел, называемый Мукта-тривени. Три "реки", которые текли раздельно, соединяются в этой точке, и поэтому Аджня-чакра называется Мукта-тривени. Те Нади, которые начинаются в правом яичке, идут к левой ноздре, а те Нади, которые начинаются в левом яичке, идут к правой ноздре. Поэтому и говорится, что различие, делаемое между согревающим Солнцем и охлаждающей Луной – это то различие, которое существует между положительной и отрицательной фазами одного и того же явления и объекта, где в любой форме активности можно найти положительный и отрицательный полюс. Пингала, согласно этой точке зрения – проводник позитивного, солнечного потока, а Ида – негативного, лунного потока. Огненная Сушумна – это внутренний солнечно-лунный нерв, в котором оба потока встречаются.1 Это частные проявления общей космической материи, каждая часть которой состоит из трех Гун и тройственных Бинду, которые – Солнце, Луна и Огонь.

1 Это три Нади, которым в Латасадхане поклоняются как Чандра, Саури, Агни (Солнце, Луна и Огонь) в Маданагара (синоним Йони).

Рассматривая нервные стволы и волокна, черепные и спинные нервы и связанные с ними симпатические нервы, доктор Броджендранатх Сил писал:

"Согласно авторам йогических текстов, все Шира и Дамани, как проводники жизненных токов, продуктов метаболизма, лимфы или крови – это черепные нервы, и идущие из сердца через спинной хребет к черепу. Эти черепные нервы делятся на пары для гортани и языка, для понимания и употребления речи, для поднимания и опускания век, для слез, для особых ощущений, и т.п., – в этой классификация Сушрута сейчас уже трудно разобраться. На перечисление спинных нервов со связанной симпатической сетью и ганглиями – явная модернизация идей старых анатомов" (Prof. Sarkar. "Positive Background of Hindu Sociology").

Потом он продолжает

"Сушумна – центральный ствол позвоночного столба (Брахма-данда или Меру) находится в этом. Две цепи симпатических ганглий налево и направо называются Ида и Пингала. Симпатические нервы имеют свои главные связи с Сушумной в солнечном сплетении (Набхи-чакра). Из 700 нервных стволов симпатической нервной системы 14 самых важных.

Сушумна – в центральном канале спинного хребта.

Ида – левая симпатическая цепь, вытягивающаяся из левой ноздри по направлению под левую почку в форме изогнутого лука.

Пингала – соответствующая цепь справа.

Куху – пудический нерв священного сплетения, слева от спинного хребта.

Гандхари – позади левой симпатической цепи; предполагается, что она вытягивается из-под нижнего угла левого глаза к левой ноге. Вероятно, что некоторые нервы затылочного сплетения идут вниз через спинной хребет и соединяются в седалищном нерве сакрального сплетения.

Хастиджихва напротив левой симпатической цепи вытягивается из-под нижнего угла левого глаза к большому пальцу левой ноги. Патологические медицинские факты заставили поверить утверждению, что существует специальный нерв для связи между глазами и большими пальцами.

Сарасвати – справа от Сушумны, вытянута вверх к языку (гипоглоссальные нервы затылочного шейного сплетения).

Пуша – позади правой симпатической цепи, вытягивается из под нижнего угла правого глаза к животу (связывающая цепь затылочного и поясничного нерва).

Пайяшвини – между Пуша и Сарасвати, левая ушная ветвь затылочного сплетения.

Шанкхини – между Гандхари и Сарасвати, левая ушная ветвь затылочного сплетения.

Яшашвини – впереди правой симпатической цепи, вытягивается из правого большого пальца к левой ноге (лучевой нерв бронхиального сплетения, продолжающийся на некоторых ветках большого седалищного нерва).

Варуна – нервы священного сплетения между Куху и Яшашвини, разветвляющиеся над нижней частью туловища и конечностями.

Вишводара – нервы поясничного сплетения между Куху и Хастиджихва, разветвляющейся над нижней частью туловища и конечностями.

Аламбуша – нервы, происходящие из сакрального сплетения и идущие к мочеполовым органам.1

1 Описание взято из "Сангатаратнакара" (144-156). Подробнее об этом – "Йогарнава Тантра".

Таттвы в теле, пропитанном Праной, имеют некото<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.