Дебаты относительно ада разгораются — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Дебаты относительно ада разгораются

2020-05-07 147
Дебаты относительно ада разгораются 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Томас Уэлч в своем буклете «Поразительное орегонское чудо» описывает, как он побывал в аду. Он работал помощником инженера в компании Брайдл Вейл Ламбер в 30 милях к востоку от Портленда, штат Орегон. По долгу службы ему приходилось бывать на строительных подмостках, возвышающихся над плотиной на высоте 17 метров. Однажды, идя по подмосткам, он упал вниз головой на балку, расположенную на высоте 9 метров, а затем падал с одной балки на другую, пока не оказался в воде и не утонул. Фабрика была сразу остановлена, и начались поиски. Наконец, после 45—60 минут М.Д.Г. Гандерсон нашел его.

Уэлч описывает свое переживание: «Что касается этого мира, я был мертв. Но я был жив для другого мира. Не было потери времени. За один час, будучи вне тела, я узнал больше, чем когда-либо знал, находясь в этом теле. Все, что я помню, — это падение с края подмостков. Инженер локомотива видел, как я падал с самого начала до конца. В следующий сознаваемый мною момент я стоял на берегу огромного огненного океана. Я увидел то, что Библия называет в Откр. 21:8 „озером, горящим огнем и серою“. Это самое ужасное зрелище окончательного суда, которое когда-либо представало перед смертным человеком»[1301]. Он верил, что находился на краю ада.

Размышляя, почему почти во всех случаях в литературе говорится о воскрешенных, как о людях, вернувшихся из приятного состояния, Морис Роулингс замечает: «И тогда мне пришло в голову, что „приятные“ ощущения могли быть навеяны сатаной, явившемся в виде „ангела света“ (см. 2 Кор. 11:14)»[1302]. Но, очевидно, он никогда не делал вывода, что сатана мог также дать и ложное представление об аде.

Для большинства христиан ад занимает важное место в последних событиях. Мы не можем его игнорировать, если желаем помочь тем, кто верит в этот миф.

 

Связь между адом и смертью

То, как человек представляет себе смерть, определяет его позицию и в отношении ада. Для верящих во врожденное бессмертие души необходимо, чтобы существовал вечный ад, ибо добрые и злые души живут вечно. Те, кто отрицает врожденное бессмертие души, не могут принять идею вечного ада. Сторонники обоих мнений, выдвигая различные аргументы, ссылаются на одни библейские тексты. Находя тексты, говорящие о вечном наказании, они делают вывод, что такое наказание вечно либо в своем процессе (нескончаемое), либо в своих последствиях (полное и окончательное разрушение). При этом каждая сторона заявляет, что именно ее точка зрения библейская, а противоположная нет. Каждая утверждает, что именно ее толкование лучше отражает Божью справедливость и что ее взгляд предлагает лучшую мотивацию для евангелизации. Налицо два совершенно противоположных притязания. Однако совершенно ясно, что обе стороны не могут быть правы.

Важно отстраниться от дебатов и изучить этот вопрос в контексте. Защитники обоих точек зрения — искренние христиане, которые на самом деле верят, что они держатся Священного Писания, и стараются быть верными Богу. Однако все мы знаем, что можно искренно заблуждаться. Когда мы сталкиваемся с двумя противоположными взглядами, и оба притязают на то, что на их стороне Христос и Священное Писание, полезно их рассмотреть с библейской точки зрения. Прежде, чем сделать это, мы остановимся и обсудим историю доктрины об аде.

 

Противники учения об аде

В наше время бушуют дебаты об аде. Мы обратимся к семи ведущим противникам этого учения.

 

Нельс Ферри

В своей книге «Христианское понимание Бога» (1951) Нельс Ферри сказал: «Естественно, что вечного ада не существует, так как он несовместим ни со справедливостью, ни с любовью. Сама идея вечного ада чудовищна и является надругательством над идеей всего вечного в других религиях, не говоря уже о христианской доктрине Божьей великой любви. Такая доктрина сделала бы Бога тираном, людей вроде Гитлера — святыми третьей степени, а концентрационные лагеря, этот сгусток человеческих мучений, — царским развлечением. То, что такое учение было принято, уже не говоря о том, что ему поверили, показывает, как много людей были когда-то далеки вообще от какого-либо понимания Божьей любви и как далеки, к сожалению, они от него и теперь!»[1303].

 

Г.С. Беркувер

Г.С. Беркувер в своей книге «Возвращение Христа» (1972) отмечает: «Возможно, в Новом Завете нет ни единого слова, которое так сильно возбуждало бы воображение или вызывало так много противоречивых откликов, как слово „геенна“. Ад — это перевод слова геена. Со временем оно стало «оторванным от связей, с которыми неизменно употреблялось в Священном Писании, и многие стали относиться к нему как к жестокой угрозе, выражению крайней бессердечности, в которой исчезли все чувства сострадания. Когда это произошло, важная связь в Новом Завете между геенной и приглашением, любовью, заветом Божьими была утеряна»[1304]. Итак, автор отвергает любую концепцию ада, которая игнорирует правильный контекст в Евангелии.

 

Уильям Баркли

Уильям Баркли в своей «Духовной автобиографии» (1975) выходит за границы понимания Бога как Судьи и Царя и говорит о Нем как об Отце. Фактически, он делает вывод, что «Бог действительно является Отцом более, чем кто-либо другой». Поэтому он утверждает: «Ни один отец не был бы счастлив, если бы члены его семьи беспрестанно страдали». Но он также верит, что ни один отец не нашел бы счастья в «уничтожении» членов Его семьи. Баркли верит в универсализм, о котором мы поговорим позднее, но, учитывая поставленную нами цель, следует сказать, что он не представляет себе, как Бог Отец мог бы быть счастлив, если бы Его дети вечно страдали в аду[1305].

 

Эдвард У. Фудж

Эдвард Уильям Фудж в своем труде «Поглощающий огонь» (1982) излагает мнение о том, что «страдания Иисуса Христа показали уникальный способ, которым Бог осуждает грех, подлинно открыли, что ожидает в конце мира тех, кто отвергает Христа теперь». Как Христос был «совершенно оставлен Богом», так будут в полной мере наказаны нечестивые[1306].

Два года спустя Фудж утверждал, что большинство христиан не понимает новозаветного выражения «огонь неугасимый», не сознавая, что оно имеет в Ветхом Завете свои корни, где слово «гашение» означает «разрушение, которое не может быть восстановлено». В псалме 117:12 говорится о врагах псалмопевца: «Окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их». Здесь «гасить» и «разрушать» являются синонимами. Фудж обращается к пророку Исаии 66:24 как источнику фразы: «Червь их не умирает» (Мк. 9:48). Он отмечает, что это образное выражение. Выражения «неумирающий червь» и «неугасимый огонь» используются для обозначения трупов нечестивых. «[Праведные] видят их разрушение, а не их мучения… Последняя картина — это картина позора, а не мучений»[1307].

Фудж отмечает, что выражение «скрежет зубов» также восходит к Ветхому Завету: Иов 16:9; Пс. 34:16; 36:12; Плач Иер. 2:16 и выражает гнев, как мы видим также в Деян. 7:54, проявляемый врагами Стефана. В Пс. 111:10 сказано: «Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет». Здесь Священное Писание связывает скрежет зубов с гибелью, а не с вечным несением наказания. Выражение «и дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр. 14:11) встречается в Ис. 34:10, где говорится, что огонь земли Едома «не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее». Фудж прав, говоря: «Последующие стихи описывают безлюдную землю, где нашли приют звери пустыни. Осознаваемая боль там закончилась, но „вечно будет восходить дым“ — уничтожение вечное»[1308].

Далее Фудж рассматривает наказание нечестивых в 14-й главе Книги Откровение: «И будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (ст. 10, 11). Он отмечает, что горящая сера разрушила Содом и Гоморру (см. Быт. 19:23—28). Библия использует слова «огонь и сера» (горящая сера) для обозначения полного разрушения не только Содома и Гоморры (Втор. 29:23; Иов 18:15—17; Ис. 30:27—33; 34:9—11; Иез. 38:22, 23). «Чаша Божьего гнева в Откр. 14:9—11 — это изображение Божьего наказания в Ветхом и Новом Заветах (см. Иов 21:20; Пс. 59:5; 74:9; Ис. 51:17, 22; Иер. 25:27, 28; Авд. 16; Мф. 26:39)»[1309].

Дьявол будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). Фудж считает, что этот текст «касается уничтожения всякого зла, является самым загадочным текстом во всей Библии», но напоминает читателям о герменевтическом принципе интерпретации непонятного в свете более ясного[1310].

Однако участь сатаны, описанная в Иез. 28:18, предлагает лучшее решение. Рассказав о «помазанном херувиме» (ст. 14), который был низвержен с неба (ст. 16) на землю (ст. 17) и который находился в Едеме (ст. 13), отрывок показывает будущее наказание сатаны в прошедшем времени, подчеркивая его определенность. «Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя» (ст. 18). Здесь «пепел» определяет конец мучений день и ночь во веки веков (см. Откр. 20:10). Процесс мучений заканчивается пеплом, где вечен не процесс, а результат.

Павел делает акцент на полном уничтожении: «Нечестивые, — предостерегает он, — умрут (Рим. 6:21, 23), погибнут (2:12), будут уничтожены (Гал. 6:8; 1 Кор. 3:17; 2 Фес. 1:9; Флп. 1:28; 3:19; см. также Иуд. 10)». Они никогда не возвратятся, потому что эта гибель «вечная» (2 Фес. 1:9). Фудж напоминает нам, что слово «вечный», используемое по отношению к спасению, является результатом. Ибо «мы не ищем вечного процесса спасения»[1311]. Так же в Священном Писании используется слово «вечный» для объяснения Божьего наказания.

 

Ганс Кюнг

Ганс Кюнг в своем труде «Вечная жизнь: жизнь после смерти как медицинская, философская и богословская проблема» (1984) отвечает на общепринятую точку зрения, что Бог бросает людей в ад в отместку за их восстание против Него, а потом держит их там вечно, потому что Его гнев никогда не утоляется. «Что бы вы подумали о человеке, который так безжалостно и ненасытно удовлетворял бы свою жажду мести?»[1312].

 

Джон Стотт

В книге «Основные положения протестантизма» (1988) Давид Эдвардс и Джон Стотт обсуждают различные темы, в том числе и ад. «Я чувствую потребность отвергнуть со всей силой, на которую я только способен, ту бойкость, которая превратилась почти в ликование, то злорадство, с которым некоторые евангеликалы говорят об аде. Это ужасная болезнь ума и души». Обращая внимание на тот факт, что Иисус и Его апостолы использовали выражения «озеро огненное, тьма внешняя, вторая смерть», он говорит, что мы не можем толковать их буквально, «поскольку огонь и тьма взаимоисключающи»[1313].

Стотт считает, что Священное Писание говорит о полном уничтожении, а учение о вечных муках — просто традиция. Он полагает, что Священное Писание подтверждает это своим языком, речевыми образами, обоснованностью и универсализмом. Что касается языка, он приводит греческий глагол apolumi (уничтожать) и существительное apoleia (уничтожение). В Мф. 10:28 сказано: «Бойтесь более Того [Бога], Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Затем он объясняет: «Если погубить означает лишить тело жизни, то геенна, видимо, лишит физической и духовной жизни, то есть уничтожит человеческое существо»[1314].

Относительно библейских образов речи Стотт говорит, что «главная функция огня — не причинять боль, а вызывать уничтожение… Сам огонь назван „вечным“ и „неугасимым“, но будет очень странно, если что-то, брошенное в него, окажется неразрушимым». В Мф. 25:46 сравнение между «вечной жизнью» и «вечным наказанием» «противопоставляет две судьбы: чем больше они не похожи, тем лучше»[1315]. Стотт сомневается, справедливо ли вечно наказывать за грехи, совершенные во времени, «разве только (как уже было сказано) нераскаянность погибших также продолжается вечно». Он не соглашается с универсализмом, но не может представить себе, что часть Божьего творения продолжает мучиться и находиться в восставшем состоянии, тогда как Священное Писание говорит, что «Христос привлекает всех людей к Себе» (Ин. 12:32), Бог соединяет все под главой Христом (Еф. 1:10), примиряет все с Собою через Христа (Кол. 1:20) и ведет к тому, что каждое колено склонится перед Христом и каждый язык исповедует его власть (Флп. 2:10, 11), так что в конце Бог будет „все во всем“ или „все для всех“ (1 Кор. 15:28)»[1316].

 

Кларк Пиннок

В «Крисуэл Теолоджикал Ревью» (1990) Кларк Г. Пиннок написал статью «Уничтожение нераскаявшихся раз и навсегда». Как видно из заголовка, статья делает акцент на том, что нераскаявшихся постигнет гибель, а не вечное наказание. «Я считаю концепцию ада, или бесконечных мучений тела и ума, возмутительным учением, теологической и нравственной чудовищностью, скверным учением традиции, которое нуждается в исправлении». Для него такая доктрина «больше олицетворяет сатану, чем Бога». Он задает важный вопрос: «Намерен ли Тот, Кто велел нам любить наших врагов, давать волю мщению Своим собственным врагам всю вечность?»[1317].

Пиннок напоминает нам, что «Библия неоднократно использует слова „смерть“, „разрушение“, „уничтожение“, „гибель“, когда говорит о судьбе нечестивых. Она использует образ огня пожирающего (не терзающего) для описания того, что в него бросают». Затем он касается главной предпосылки учения о вечном аде — бессмертия души[1318]. Он считает, что ад «превращает Бога в кровожадное чудовище, которое держит вечный Аушвиц для жертв, даже не позволяя им умереть». Пиннок также думает, на «какие преступления способны люди, поверившие в Бога, Который мучит Своих врагов». Ведь «какую цель преследовал бы Бог, бесконечно мучая нечестивых, кроме как совершать отмщение и кару?»[1319]

Затем в своей книге «Широта Божьей милости» (1992) Кларк Пиннок одобрительно цитирует Элтона Трублада. «Что это за Бог, Который посылает мужчин, женщин и детей на вечные муки, несмотря на то, что у них не было даже слабой возможности познать спасающую истину? Какой Бог мог в любви сотворить мужчин и женщин только затем, чтобы нелепо наказывать подавляющее их число? Бог, Который играет в любимчиков со своими детьми, осуждая одних на вечное разделение с Собой и принимая других, причем делая различие между ними в основном на основе исторических или географических случайностей, над которыми они не имели власти, — такой Бог был бы больше дьяволом, чем Богом. В любом случае Он не имел бы сходства с Иисусом Христом, и, следовательно, противоречие существовало бы в самом сердце системы»[1320].

Вышеприведенное обсуждение показало, что многие ведущие богословы сомневаются в учении об аде, как и в бессмертии души. Мы продолжим обсуждение этого вопроса в следующей главе.


 

Глава 24

Доводы за и против ада

 

Давайте рассмотрим аргументы относительно реальности ада. Одни факты кажутся доводом в пользу ада, другие — против. Вначале рассмотрим доводы в пользу существования ада.

 

Ссылки на Священное Писание

Многие богословы утверждают, что они верят ясному свидетельству Священного Писания относительно ада[1321]. Вот почему Кларк Пиннок справедливо говорит, что «большинство консервативных теологов» поддерживают это учение[1322]. Уэйн Грудем считает, что учение об аде «скорее всего является одним из первых учений людей, которые удалились от убеждения, что Библия абсолютно верна во всем, что она утверждает»[1323]. В своей книге «Четыре точи зрения относительно ада», которая рассматривает буквальный, метафорический, чистилищный и условный взгляды, Джон Волвурд предполагает, что «люди, отрицающие безошибочность Библии, естественно, не имеют проблем, поддерживая идею, что вечного наказания не существует»[1324]. Он заявляет, что «сомнение в вопросе вечного наказания делает необходимым сомнение в Слове Божьем, либо отрицание его буквального, нормального толкования»[1325]. Ясно, что многие ссылаются на само Священное Писание как на причину своей веры в вечно горящий ад.

 

Ссылки на Христа

Если бы мы могли обосновать концепцию ада Священным Писанием и учением Христа, то довод в пользу ада был бы неопровержимым. Богословы верят, что ад представлен не только Священным Писанием, но что Христос также был главным выразителем этого учения. Например, Августин спросил: кто не устрашится ада, «о котором так выразительно сказал Сам Господь?»[1326]. Чарльз Ходж заметил, что Христос Сам произнес «самые серьезные и недвусмысленные слова о вечном мучении нечестивых, записанные в Священных Писаниях»[1327]. Уильям Г.Т. Шедд заявляет, что «самой сильной поддержкой учения о нескончаемом наказании является учение Христа, Искупителя человека»[1328]. Фактически, Шедд говорит: «Иисус Христос является Личностью, Которая ответственна за учение о вечных муках. Именно с Ним находятся в конфликте все противники этого теологического догмата. Его авторами не являются ни христианская церковь, ни христианское служение»[1329].

Гордон Р. Льюис и Брюс А. Демарест одобрительно цитируют Гарри Бьюса: «Знание об аде исходит исключительно из учения Христа, Который выразительно говорил на эту тему во множестве случаев»[1330]. Гарри Бьюс утверждает, что Христос «больше говорил об аде, чем о другой теме в Библии»[1331]. Джон Волвурд соглашается, заявляя: «Один из самых важных аспектов учения о вечном наказании является тот факт, что Иисус Сам выделил его более конкретно и в большем числе случаев, чем любой новозаветный пророк. Все упоминания о геенне, за исключением Иак. 3:6, исходят из уст Христа»[1332]. Дональд Гатри добавляет: «Невозможно не прийти к выводу, что Иисус твердо принимал то, что было уготовано небом для осужденных перед Богом»[1333].

Перед нами встает важный вопрос: если Иисус учил о существовании ада более, чем любая другая личность в Священном Писании, тогда он должен играть для христианина важную роль в последних событиях. Но если это не так, то учение об аде, подобно спиритизму, харизматическому движению и движению «Новый век», встает между христианином и Христом, чтобы скрыть из вида Христа.

 

Примеры, якобы подтверждающие учение об аде

Многие богословы отмечают, что Священное Писание говорит о вечной жизни и вечном аде. Если слово «вечный» (по-гречески aionios) означает вечность для одной участи, то, по их мнению, другая участь также является вечной. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Слово «вечный» не раз появляется в связи с адом. Например, Христос говорит нечестивым: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст. 41). Книга Откровение утверждает, что нечестивые «будут пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будут мучимы в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:10, 11). В отрывке ясно говорится о продолжительности наказания.

Богословы ссылаются на озеро огненное, упомянутое в начале и в конце тысячелетнего царства. Зверь и лжепророк «живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19:20) перед тысячелетним царством, а затем после тысячелетнего царства «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). Следовательно, они считают, что озеро огненное будет гореть тысячу лет, после чего дьявол присоединится к остальным, и все будут гореть вечно.

 

Довод против ада

Много споров относительно того, вечен ад или нет, решается основной исходной предпосылкой, вносимой в рассмотрение библейских текстов. Выше мы видели, что в приведенных текстах ясно говорится о вечном аде. Но это не единственные тексты, где Священное Писание описывает будущее нечестивых. Многие тексты говорят об их гибели, акцентируя внимание на вечных результатах наказания, а не на вечности процесса.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.