Формирование у курсантов военных вузов навыков воспитательной работы в этической среде — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формирование у курсантов военных вузов навыков воспитательной работы в этической среде

2020-05-07 148
Формирование у курсантов военных вузов навыков воспитательной работы в этической среде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Х.Ш. Халифаев, курсант

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

Е.В. Рябуха, кандидат пед. наук,

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления воспитательной работы с учетом этнических особенностей военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации

Ключевые слова:воспитательная работа, этнические особенности, национальный характер, традиции

 

Рассматривая особенности воспитательной работы с военнослужащими с учетом их этнических особенностей необходимо, в первую очередь, раскрыть само понятие «этнос». В данной научной статье мы под «этносом» подразумеваем исторически сложившуюся общность людей, основанную на социальной целостности, индивидуальном своеобразии стереотипа поведения, психологических особенностей, единстве языка, культуре, территории проживания и самосознании. Синонимом греческому «этнос» в русском языке является понятие «нация, народ». Как научное понятие «этнос» было предложено русским ученым С.М. Широкогоровым в 1923 году [4]. 

Объектом исследования является воспитательная работа военнослужащих войск национальной гвардии.

Предметом исследования: особенности воспитательной работыс военнослужащими войск национальной гвардии РФ с учетом их принадлежности к различным этносам.

Цель данной работы – рассмотреть основные направления воспитательной работы с военнослужащими, основываясь на их этнических особенностях. 

При планировании и проведении воспитательной работы с военнослужащими, принадлежащими к различным этническим группам, командиру необходимо понимать, что они имеют отличия друг от друга основанные на обычаях, нравах, традициях, укладе жизни и менталитете своего народа [2].

Если рассматривать составляющую этнического портрета военнослужащего, то надо учитывать такие его элементы, как национальный характер, особенности взаимоотношений между самими представителями данного этноса и с представителями других этносов, национальный темперамент, национальные настроения, чувства, мнения и устремления.   

Зная и учитывая национально-психологические особенности представителей разных народов нашей страны командиру подразделения необходимо основываться на них при проведении воспитательной работы по формированию межнациональных отношений в своем воинской коллективе. Хотелось бы обратить внимание еще и на то, что на психолого-педагогические особенности представителей этнических групп, проходящих службу в Российской Федерации, влияют такие основные мировые религии как, православие, ислам и буддизм. Данные религиозные конфессии также формируют определенное своеобразие мышления и свои традиции поведения военнослужащих [3].

Исследования, проведенные военными учеными, обозначали ряд проблем, связанных с воспитательными воздействиями на военнослужащих и не способностью командиров в полном объеме проводить работу в многонациональных коллективах с конкретными людьми. Во многом это связано с незнанием и не учитываем традиций, национальных и психологических особенностей представителей разных этнических групп, их психологией [7]. 

 Для наиболее объемного понимания особенностей национально-психологического своеобразия различных народов нашей страны необходимо знать и учитывать специфику их национального «склада ума», выражающуюся в особенности мышления, которое имеет свою национальную специфику. А именно: представители славянской и финно-угорской культуры отличаются идеалистичностью, умозрительностью и логикой. Мыслительная деятельность тюркских и Северо-Кавказских народов, в большинстве своем, проявляется в остроумии, красноречии, практичности  и живости воображения, для представителей семитских народов характерны рационализм, критичность, аналитический склад ума, склонность к философским рассуждениям. Говоря о народностях  монгольской и тунгусо-маньчжурской группы, необходимо отметить их  сдержанность, отсутствие поспешности в принятии решения, конкретность и  всесторонняя обдуманность принятых решений [10].

Для правильности построения воспитательного процесс в подразделении, а также распределении военнослужащих по штатно-должностным позициям, необходимо учитывать их национальные особенности, а также надо понимать, что такое национальный темперамент и характер. Темперамент является предпосылкой эмоционально-экспрессивной специфики поведения и поступков представителей определенной этнической группы, а также характеризует своеобразие их активности в различных видах деятельности, в том числе проявляется и в жестах. Ученые, в том числе и военные психологи,  издавна изучают особенности национального темперамента и находят своим исследованиям практическое применение [6].

Представители национальностей, обладающих подвижным, динамичным темпераментом скорее поддаются такому воздействию, как внушение, которое влечет за собой, в относительно короткий срок, ярко выраженное воодушевление, прилив эмоций, но также и быстрый спад подобных реакций, особенно в сложной служебно-боевой обстановке. Этническим группам, отличающимся устойчивостью переживаний, свойственна  логика в мышлении и принятии решений, апелляция к разуму [9].

Если сравнивать национальный характер и темперамент, то следует знать, что характер более устойчивое и собирательное явление психики, определяющее типичный образ жизни людей и привычную манеру поведения, их отношение к трудовой деятельности, к представителям других народов, а также к своей культуре [8].

Но, учитывая различия в этнических особенностях военнослужащих проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и выполняющих служебно-боевые задачи, командиру необходимо основываться в своей воспитательной работе с личным составом на значительное сходство в хозяйственной, культурной и, соответственно, национальной составляющей граждан Российской Федерации [1].

 Таким образом, командирам подразделений при проведении воспитательной работы с военнослужащими, учитывая их этнические особенности, необходимо помнить, что все они подчиняются Конституции Российской Федерации,  выполняют служебно-боевые задачи в соответствии с требованиями общевоинских Уставов и имеют одинаковые права и обязанности. Основным критерием для функционального использования военнослужащих является не его национальность, а личные морально-психологические, деловые и нравственные качества.

 

Библиографический список

1. Зотов А.А. Модель формирования военно-профессиональных компетенций курсантов в воспитательной деятельности вуза внутренних войск // Вестник Экономической интеграции. 2014. - № 5(74). - С. 86-92.

2. Калягин В.Н. Готовность будущих офицеров к обеспечению безопасности военной службы в Росгвардии //Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 14 декабря 2016 г.) / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. Новосибирск, 2017. – 186 с.

3. Калягин В.Н. Сущность содержание и структурные элементы педагогического обеспечения безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. № 4 2015 г. С. 85-87.

4. Колпаков В.Ю. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России: Монография /Под ред. В.Ю. Новожилова. – М., 2012. – 648 с.

5. Лопатько С.В., Сочивкин М.П. Педагогический потенциал боевого наставничества// Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 4. – 164-168 с.

6. Сидорина Т.В., Зотов А.А., Тарасов Д.Ю. Подготовка курсантов Росгвардии к профессионально-воспитательной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2017. – Т. 8. - № 2-2. – С. 205-208.

7. Сидорина Т.В.Эволюция научного метода в интегративной психологии //Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014. – Т.1. – С. 3-6.                                    

8. Сочивкин М.П. Основы гражданско-нравственной активности будущих офицеров Росгвардии //Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза. Межвуз. студенч. научно-практич. конфер. - Новосибирск, 2017. – 186 с.

9. Рябуха Е.В. Содержание и основные направления воспитательной работы преподавателя военного института войск национальной гвардии // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. - Выпуск 53. Часть IV. - С. 200-207.

10. Рябуха Е.В. Реализация принципов педагогической праксиологии как условие повышения качества высшего военного образования (на примере обучения курсантов дисциплине «Военная топография»): Дис. …канд. пед. наук. Владикавказ, 2010. - 134 с.

 

 

УДК 378.01


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.