Творческая активность курсантов военных вузов в процессе профессиональной адаптации — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Творческая активность курсантов военных вузов в процессе профессиональной адаптации

2020-05-07 120
Творческая активность курсантов военных вузов в процессе профессиональной адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.В. Черноиванов, адъюнкт, Г.В. Руфф, адъюнкт

 Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются компоненты модели профессиональной адаптации, которые положены в основу ее структуры, позволяющей построить процесс адаптации будущих офицеров к службе в подразделениях специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: модель, профессиональная адаптация, структура, процесс.

Так как современный общевойсковой бой характеризуется высокой напряженностью, скоротечностью и неповторяемостью, то это потребует от будущих офицеров нестереотипных действий, а быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, а также творческого подхода к решению проблем. Поэтому очевидно, что творческие способности становятся существенной частью интеллекта, а задача их развития - одной из важнейших задач в подготовке офицерских кадров.

Объектом исследования является профессиональная подготовка курсантов военных вузов, а предметом - педагогические пути развития творческих способностей к познавательной деятельности у курсантов военных вузов. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить основы развития творческих способностей к познавательной деятельности у курсантов военных вузов.

Изучению творческих способностей студентов и курсантов военных вузов посвятили О.В. Еремчев, И.Л. Железняк, И.Н. Зайнулин, Т.Ю. Зыбин, К.П. Леонтьев, Н.В. Степанов, И.Г. Ступак, Б.М. Теплов, С.А. Тишин и др. Авторы подчеркивают, что творчество перестает быть только интеллектуальной деятельностью. Его эффективность определяется не столько ценностью результата работы, сколько развитием неформального мышления, формирующего способность показать социальную компетентность, просчитать, спрогнозировать, адекватно оценить последствия способа решения проблемы. Индивид, ориентированный на такую реальность действует уже не только в рамках инструмента-шаблона, а укореняется винных способах реализации основ профессиональной культуры и понимании ценностей общества [2]. 

Изучая биографии выдающихся ученых и изобретателей, А.Н. Лук выделил такие творческие способности, как умение увидеть проблему и пути ее решения, обобщать мыслительные операции, сокращая малоемкие из них, видеть действительность как систему, а также выбирать альтернативу, генерировать идеи, дорабатывать детали и компоненты процесса [3]. Тогда, вслед за О.Г. Поздняковым мы принимаем классификацию творческих способностей по А.И. Луку, позволяющую выявить структуру сформированности творческих способностей курсантов в военном вузе, выделяя несколько групп таких способностей:

- Первый (низший) уровень: наполнение личной информационной базы, осуществление междисциплинарных связей, первичная систематизация информации; задача этого уровня, - достичь необходимого минимум профессиональных знаний для их дальнейшей интеллектуализации;

- Второй (средний) уровень: опора на сформированную систему первичных знаний и умений, самостоятельные поиски в решении известных проблем; задача этого уровня, - уметь собрать и проанализировать необходимую информацию, и применить известные алгоритмы принятия решений.

- Третий (высокий) уровень: субъективный подход к обучению, выход на достаточный уровень обученности военно-профессиональным знаниям, поиск своих вариантов в решении известных проблем, а также выявлении проблем и предложение вариантов их решений; задача этого уровня, - выработка своего оптимального подхода к генерированию проблем и их решению [5]. 

Структура творчества зависит от уровня сложности этой деятельности. Так, самая простая структура творчества включает два  этапа, - постановку проблемы и ее решение. По мнению В.И. Белозерцева серьезный творческий процесс содержит пять этапов, среди которых:

- Первый этап – это формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творчества, формулировки определенных технических задач.

- Второй этап — это появление технических идей (принципа работы и др.).

- Третий этап – это раз работка некой идеальной модели.

- Четвертый этап – это этап конструирования в моделях и чертежах.

- Пятый этап – это предметное воплощение изобретения в новом техническом объекте  [1].

Таким образом, одним из важных педагогических путей развития творческих способностей к познавательной деятельности у курсантов военных вузов выступает использование индивидуального и коллективного творческого потенциала курсантских подразделений.

Библиографический список

1. Белозерцев В. И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. – Ульяновск, 1970. -350 с.

2. Зотов А.А., Сидорина Т.В., Юров А.А. Образовательная среда как условие развития курсантов // Глобализация науки: Проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 61-64.

3. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 636с. 

4. Олейникова О.Д., Сидорина Т.В., Чечулин А.А. Худорожко Л.А. Введение в психологию и технологию научно-исследовательской деятельности. Учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 1999. - 220 с.

5. Поздняков О.Г. Педагогические пути развития творческих способностей к познавательной деятельности у курсантов военных вузов. Автореф. дисс… к. пед. наук. – М., 2015. – 23 с.  

6. Сидорина Т.В. Алгоритмы образовательного процесса в формировании профессионализма выпускников // Развитие и продвижение туристско-краеведческих ресурсов региона. Матер. Ш научно-практ. Конференции. Новосибирск: НГУЭУ, 2012. - С. 176-181.

7. Сидорина Т.В., Зотов А.А., Черноиванов А.В. Основы профессиональных деформаций в процессе адаптации будущих офицеров в подразделениях специального назначения // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал), 2017. - Т. 8. № 2-2. - С. 209-212.

8. Сидорина Т.В., Лаптева О.И., Никоненко Д.В., Парфенова И.Ю., Федотов Б.В. Социально-психологические проблемы формирования гражданской активности личности // В мире научных открытий, 2015. - № 11.5(71). - С. 1712-1721.

9. Черноиванов А.А., Сидорина Т.В. Общие компоненты системы адаптации офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к служебно-боевой деятельности // Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории. Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский, 2016. – С.221-224.

 

 

УДК 378.01

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.