Проблемы в деятельности молодого педагога — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Проблемы в деятельности молодого педагога

2020-05-07 293
Проблемы в деятельности молодого педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К.В. Тихоновская, магистрант

Новосибирский ГАУ

Б.В.Федотов, научный руководитель, кандидат ист. наук, доцент

Новосибирский ГАУ

 

Аннотация.В статье выявлены основные проблемы в деятельности молодых педагогов. Определена роль педагогической диагностики молодых ученых. Изучены пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагог, молодой педагог, психологическая диагностика.

 

Начинающие педагоги в течение первых 5 лет всегда испытывают значительные трудности в педагогической деятельности. Ведь те знания, которые получают в институте, не всегда могут помочь в конкретной ситуации. Не хватает знаний, опыта. Кто-то быстрее адаптируется и преодолевает эти трудности, а кто-то не может справиться с данной проблемой, в результате чего может просто уйти из профессии. Проблемы в деятельности молодого педагога изучали многие исследователи, такие как С.Н. Костромина, Н.В. Кузьмина, Т.С. Полякова, Г.С. Засобина, С.Г. Вершловский, А.А. Реан, и др. До сих пор данная проблема образовательного процесса является актуальной.

Цель нашего исследования заключалась в анализе проблем, испытывающих молодыми педагогами и изучении методов их преодоления.

Объект исследования – проблемы в деятельности молодых педагогов.
   Предмет исследования – диагностика и преодоление проблем в деятельности молодого педагога.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Сделать обзор «педагогической деятельности» в трудах выдающихся представителей педагогики;
2. Изучить проблемы в педагогической деятельности молодого педагога;
3. Рассмотреть пути преодоления проблем педагогической деятельности молодого педагога.

Гипотеза данного исследования – при хорошо организованной работе молодого педагога преодоление возникающих трудностей в его педагогической деятельности протекает быстрее.

В качестве метода данного исследования стало изучение литературных источников.

Педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [1].

Нужно отметить, что данная деятельность, как сложная система, является совместной, а не индивидуальной, т.к. в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: преподаватель ‒ студент. Но эта деятельность не ограничивается только взаимодействием студента и преподавателя. Обычно студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой преподавателей. А когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной, их педагогическая активность оказывается эффективной и развивает личность учащегося. Высшим критерием такой согласованности представляется не просто взаимодействие педагогов между собой, но их взаимопомощь, направленная на достижение конечной задачи. Этой конечной задачей является не достижение методически совершенного процесса, а личность учащегося ‒ его развитие, обучение и воспитание [1]. Но если у какой-то стороны возникают проблемы, то сама педагогическая деятельность становится неэффективной.

Одним из факторов негативно влияющих на педагогическую деятельность, являются затруднения молодого педагога. Эти затруднения во многом связаны с психологическим состоянием педагога, которое характеризуется излишней напряженностью, а порой и неудовлетворенностью своей работой. Такое состояние зачастую обусловлено внешними факторами. Так, например, в первые годы работы (до 5 лет) молодой педагог обычно испытывает частые стрессы из-за неподготовленности к условиям профессиональной деятельности. Это происходит потому, что не хватает информации по специфике образовательного учреждения, коллектива, родительского социума; еще не сформированы навыки работы в статусе классного руководителя; развитие коммуникативных навыков не достигло необходимого уровня. Если молодой педагог, сталкиваясь с подобными проблемами, не решает их, то педагогический процесс перестает полноценно выполнять свои функции (образовательная, воспитательная, развивающая).

Изучив опыт молодых педагогов, исследователи выделили наиболее часто встречающиеся виды затруднений: 1) трудности профессиональной деятельности; 2) психологические барьеры; стереотипы; 3) педагогические ошибки; 4) страхи; 5) профессиональная деформация личности.

Так, Л.А. Регуш проблемы молодого учителя, вызывающие трудности в профессиональной адаптации, связывает с противоречием, которое возникает между обозначенными в стандартах профессиональной подготовки компетенциями и отсутствием у молодого учителя соответствующей компетентности. Адаптация понимается как соответствие между уровнем профессиональной подготовки выпускника, который определяется компетенциями образовательного профессионального стандарта и требованиями профессиональной деятельности, как соответствие, при котором выпускник педвуза без проблем включается в профессиональную деятельность [4]. Соответственно если вовремя преодолевать эти проблемы, профессиональная адаптация будет протекать быстрее и легче, а, следовательно, качество работы учителя будет выше.

Каждый день перед молодым педагогом возникают практические вопросы, которые приходится решать их самому. Из-за своей недостаточной компетентности у молодого специалиста возникают проблемы в профессиональной деятельности, потому что ему не хватает педагогического мастерства, опыта и профессиональной интуиции. Помочь выявлению и предотвращению подобных трудностей у молодого педагога способно диагностирование. Педагогическая диагностика ‒ это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения. Как неотъемлемая часть образовательной деятельности, диагностика направлена на эффективное управление всем учебным процессом. При диагностике можно изучить профессиональный опыт молодого педагога и выявить затруднения. Диагностика также способна помочь найти оптимальные пути их преодоления. Вместе с тем диагностирование позволяет выявить сильные стороны педагога и найти способы их дальнейшего развития.

Изучив исследования по проблемам молодых педагогов, важно отметить, что главным звеном в организации помощи начинающему специалисту является предварительная работа с ним. Либо руководство образовательного учреждения, либо, опытный коллега, в качестве педагога-наставника, должен помогать в первое время практическими советами в ходе педагогического процесса. Такой наставник должен: познакомить с нормативными документами, диагностировать имеющиеся затруднения, помочь организовать профессиональные коммуникации, а также мотивировать на самообразование, профессиональное становление, формирование творческой индивидуальности, развитие профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям.

Таким образом, можно подтвердить, что молодые педагоги в своей педагогической деятельности обычно сталкиваются с типичными проблемами, которые необходимо решать незамедлительно и коллективно, с привлечением администрации. В каждом образовательном учреждении должны быть разработаны диагностирующий материал и программа по адаптации и самореализации молодого педагога. И как только в педагогическом коллективе появляется молодой педагог, администрация должна назначить ему наставника. Только с помощью научно-методического сопровождения и интенсивного саморазвития становление молодого педагога благоприятно протекает. При таких условиях молодой специалист быстрее преодолевает трудности в такой сложно организованной и важной деятельности, как педагогическая.

 

Библиографический список:

1.Бордовская Н.В., Реан А.А.  Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство “Питер”, 2000. - 304 с.

2.Поляков, С. Д. Технология воспитания / С.Д. Поляков. - М.: Владос, 2003. - 144 с.

3.Психолого-педагогический практикум: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 224с.

4.Регуш Л.А. Проблемы выпускника педвуза в период профессиональной адаптации // Вестник Герценовского университета, 2008, №4, с. 23-27.

 

 

УДК 37.02

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЕРУЮЩИИМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

 

М.П. Сочивкин,  старший преподаватель, С.В. Борисов преподаватель

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема воспитания верующих военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: воспитательная работа, военнослужащие, религия, религиозные организации.

 

Работа с верующими военнослужащими оказывает положительное влияние на поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности войск, их эффективному служебно-боевому применению в различных регионах Российской Федерации [8].

Объект исследования: процесс воспитания курсантов военных вузах.

Предмет исследования: воспитание верующих военнослужащих. 

Цель данной работы изучить возможности использования религиозной составляющей в воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.

Приоритетными направлениями, исследуемыми в данной работе, являются процесс сохранения жизни и здоровья военнослужащих, повышение эффективности мероприятий по недопущению суицидальных происшествий, профилактика насильственных преступлений[6].

История и анализ практики свидетельствуют, что воспитание военнослужащих различных национальностей невозможно без организации эффективного взаимодействия всех социальных институтов. Поэтому построение системы взаимодействия с общественностью (политическими партиями, движениями, союзами, национальными диаспорами, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации и другими различными социальными общностями), должностными лицами частей и подразделений различных видов является одним из путей повышения эффективности педагогического процесса[7]. Важность и необходимость данного сотрудничества заключаются в том, что все мировые религии в сущности своей созидательны, их духовные ценности гуманистичны и позитивны, а значит и верующий человек, придерживающийся данных ценностей, конструктивен. Поэтому основной задачей потенциала религиозных организаций в области воспитания является использование их конструктивности в сплочении многонациональных коллективов, поддержание здорового морально-психологического климата, опираясь на духовные ценности тех религиозных конфессий, представителями которых они выступают[1].

При осуществлении взаимодействия с религиозными организациями целесообразно определиться, что такое религиозные организации. Религиозные организации - это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа. Иначе говоря, это система учреждений и форм деятельности, призванных регламентировать, контролировать поведение верующих данной конфессии, а также удовлетворять их религиозные потребности. Такие организации являются связующим звеном между Богом и верующими[4].

При организации взаимодействия, в целях воспитания военнослужащих различных национальностей, необходимо учитывать весь спектр данной работы. Религиозная составляющая воспитания тесно связана с семьёй, поскольку именно там, чаще всего, формируется представление о необходимости принятия религии.

Привлечение к воспитанию родителей военнослужащих различных национальностей целесообразно потому, что семья является основным субъектом воспитания, семейные ценности практически неизменны, именно на традициях семейной этнопедагогики воспитывается гуманное отношение к людям, прививается любовь к родному языку, культуре. Семейная дружба между представителями разных этносов духовно сближает и обучает межнациональному общению. При обсуждении вопроса роли религии в воспитании военнослужащих, нельзя обойти стороной и диаспоры - устойчивые совокупности людей на иноэтнической территории со своими социальными институтами.

Национальные диаспоры институционализируются в национально-культурные организации землячеств и отличаются культурнопросветительским характером, отсутствием религиозного экстремизма, пророссийской ориентацией, этнической лояльностью. Имея городские, региональные, краевые общины, представители практически всех этнических групп инициируют прежде всего гуманитарную, благотворительную деятельность. Методика организации и совместной работы с национальными диаспорами проводится в той же последовательности, что и методика организации взаимодействия с религиозными организациями, поскольку, как правило, все этнические землячества объединяются на национально-религиозной основе.

Затрагивая вопрос межрелигиозной интеграции военнослужащих (сотрудников), необходимо особое внимание уделить представителям мусульманского сообщества. Именно различие религиозных и национальных ценностей, при отсутствии необходимого уровня правовой и социальной культуры, чаще всего, предопределяет развитие конфликтных ситуаций[2].

Организация воспитательной работы в ходе повседневной деятельности частей и подразделений по сплочению многонациональных коллективов требует от командиров (начальников) специальных знаний национальных особенностей военнослужащих, исторического прошлого, традиций, культуры, религии, современной общественно-политической жизни того или иного народа, чьи представители проходят службу в воинских коллективах[3].

При работе с военнослужащими различных национальностей командиры (начальники), офицеры структур по работе с личным составом могут оказаться в самых неожиданных, а порой очень сложных ситуациях, поэтому дать рекомендации на все случаи жизни невозможно. В своей деятельности необходимо ориентироваться такие правила служебной этики, как гуманизм и вежливость, уважение национального достоинства подчиненных, верность данному слову, ровный и справедливый подход ко всем подчиненным[5].

Таким образом, каждый военнослужащий обязан стремиться к тому, чтобы данные правила стали неотъемлемыми чертами его поведения, а его общение в многонациональном коллективе служило эталоном высокой культуры человеческих взаимоотношений.

      

Библиографический список:

1. Анцупов А.Я., Замай И.В., Прошанов С.Л. Оценка некоторых особенностей межэтнического восприятия молодых воинов методом опроса. М.: ГА ВС, 1992. – 50 с.

2. Арбузов А.И. Процесс формирования правовой культуры и отношений между военнослужащими по контракту войск национальной гвардии Российской Федерации // Сборник статей: лучшая студенческая статья 2017 сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса: в двух частях. 2017. с. 161 – 165.

3. Борисов С.В., Лагутин А.Г. К вопросу педагогического проектирования в военных институтах (по материалам военных институтов войск национальной гвардии России) // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. VIII Межвузовская научно-практич. конференция с междунар. участием. 2017. С. 138-140.

4. Калягин В.Н. Воинский коллектив как воспитатель военнослужащих войск национальной гвардии // Лучшая студенческая статья 2017: сборник статей VIII Международного научно- практического конкурса. В 2 ч. Ч. 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. с.208 – 211.

5. Князев А.Б., Федак Е.И. Культура межнационального общения в СССР (историко-педагогический анализ) // Мир образования - образование в мире. 2013. № 1. С. 42-47.

6. Лопатько С.В., Сочивкин М.П. Педагогический потенциал боевого наставничества: Образование. Наука. Научные кадры. 2017. №4. – С.164–168.

7. Рябуха Е.В. Реализация принципов педагогической праксикологии как условие повышения качества высшего военного образования. Автореф. дисс… канд. пед. наук. - Карачаевск, 2009.

8. Сочивкин М.П. Проблема личностного роста и гражданско-нравственной активности курсантов военных вузов // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 14 декабря 2016 г.) // Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин–т. Новосибирск, 2017. – с.154 – 156.

9. Сидорина Т.В. Основы управленческого консультирования. Учебн. пособие. – Новосибирск: СИУ, 2014. – 215 с

10. Сочивкин М.П. Основы гражданско-нравственной активности будущих офицеров Росгвардии // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 14 декабря 2016 г.) // Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. Новосибирск, 2017. – с.153-154.

 

УДК 37.012.4

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.