История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-05-07 | 382 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ю.Е.Ударцева, студентка
Новосибирский ГАУ
Б.В.Федотов, научный руководитель, кандидат ист. наук, доцент
Новосибирский ГАУ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость широкого применения математических методов в педагогическом исследовании, приводятся примеры использования метода корреляции.
Ключевые слова: математическая статистика, понятие корреляции, корреляционная связь, коэффициент Пирсона, коэффициент Спирмена.
Актуальность темы исследования. Непрерывное и быстрое расширение областей исследования, в которых удается эффективно использовать математические методы, составляет одну из характерных черт развития современной науки. Математические методы исследования сложных социально-психологических процессов и систем основаны на современном развитии теории вероятностей, математической статистики, теории информации и связи, кибернетики, теории исследования операций и программирования, а также средств вычислительной и моделирующей техники. Эти методы педагогического исследования открывают перед педагогикой широкие перспективы. Их изучение необходимо, так как они помогают оценить результаты эксперимента, дают основания для теоретических обобщений и повышают надежность выводов.
Цель исследования – определение понятий корреляция, рассмотрение видов корреляционных связей, основных коэффициентов и способов их применения.
Объект исследования – изучение педагогической действительности с помощью математических методов.
Предмет исследования – способы применения корреляционного метода педагогического исследования.
Методы исследования – теоретический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы, изучение педагогического опыта, работа с источниками интернета и электронными ресурсами, систематизация данных, корреляционный метод.
|
Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические, теоретические и математические. В данной работе будет рассмотрен метод корреляций, который относится к математическим.
Корреляция ‒ это взаимосвязь между двумя переменными, выраженная в количественной форме, которая показывает, как изменяется один фактор относительно другого. То есть, когда возникает необходимость выявить зависимости и установить закономерности, характерные для исследуемого процесса в данных условиях его протекания, используется метод корреляций.
Корреляционные связи различаются по форме, направлению и силе. По форме корреляционная связь может быть прямолинейной и криволинейной, по направлению она бывает положительной и отрицательной. По степени взаимосвязи может быть сильной и слабой.
Значения коэффициента корреляции находится в пределах от -1 до +1. Близкое к 1 значение модуля коэффициента говорит о высоком уровне связи между переменными. Если значение коэффициента близко к 0, то переменные меняются независимо друг от друга.
Подсчитать коэффициент корреляции можно с помощью коэффициента Пирсона (используется для переменных, принадлежащих к порядковой шкале) и коэффициента Спирмена (используется для переменных порядковой шкалы).
Формулы расчета коэффициентов:
|
Практическая часть. В исследовании приняли участие 10 выпускников 11 класса Лицея №200 г. Новосибирска, которые сдали ЕГЭ по математике и физике. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по физике и математике
Ученик | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ЕГЭ, физика | 95 | 90 | 86 | 82 | 75 | 75 | 64 | 60 | 57 | 50 |
ЕГЭ, математика | 92 | 94 | 83 | 80 | 55 | 60 | 45 | 72 | 61 | 70 |
|
Для определения характера и силы связи между результатами ЕГЭ по математике и физике был использован метод корреляций. Для этого были проранжированы имеющиеся данные в порядке их убывания и найдены квадраты разностей соответствующих рангов (таблица 2)
Таблица 2
Ранги по физике и математике
Физика, ранг | 1 | 2 | 3 | 4 | 5,5 | 5,5 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Математика, ранг | 2 | 1 | 3 | 4 | 9 | 8 | 10 | 5 | 7 | 6 |
d2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 12,25 | 6,25 | 9 | 9 | 4 | 16 |
N=10, так как 10 учеников.
|
|
|
|
Коэффициент корреляции равен примерно 0,65. Это говорит о том, что имеет место прямая связь средней силы. То есть зависимость между результатами ЕГЭ по математике и ЕГЭ по физике присутствует, но не имеет высокой степени.
Таким образом, с помощью метода корреляций можно находить взаимосвязь между переменными, которые кажутся не связанными друг с другом, и наоборот, убеждаться в том, что нет связи, которая казалась существующей на первый взгляд.
Библиографический список
1. Алимов Ю.И. Альтернатива методу математической статистики. –М.: Знание, 1986. –64 с.
2. Михеев В.Н. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. –М.: УДН, 1986. –84 с.
3. Пустыльник Е.Н. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. –М.: Наука. 1968. –185 с.
4. Толстова Ю.Н. Логика математического анализ социологических данных. –М.: Наука, 1991. – 112 с.
УДК 316.61
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!