Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-05-07 | 196 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Л.Ю. Смоленская, магистрант
Новосибирский ГАУ
Т.В. Сидорина, доктор пед. наук, профессор
Аннотация. В статье описываются понятия методологии и методологии педагогики, уровни методологического знания. Рассматривается связь методологии педагогической науки и методологии педагогического знания.
Ключевые слова. Методология, методология педагогики, методология педагогической науки, методология педагогической деятельности
Наука может развиваться в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. Для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования, которые зависят от методологии.
Предмет исследования: Методология в педагогике
Объект исследования: Методы исследования в науках
Цель работы: Рассмотреть понятие методологии.
Рассмотрим общие энциклопедические определения методологии, чтобы понять, что такое «методология»:
• Методология (от метод и логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности[5]
• Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. [6]
Методология – это учение о методах
Методология – это наука о познании
Юдин Э. Г. в структуре методологического знания выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. [7]
· Первый уровень – философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.
· Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
|
· Третий уровень — конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
· Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. Но философское знание работает в конкретном научном исследовании не само по себе, а в тесной взаимосвязи с другими уровнями. Каждый уровень методологии педагогики образует сложную систему, в которой между ними существует определенная взаимосвязь. [2]
Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть о педагогическом познании. По мнению Загвязинского В.И. методология педагогики включает в себя:
1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;
2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения, теории, концепции, гипотезы, имеющие методологический смысл;
3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова)». [1]
По мнению Сластенина В.А., педагогическая методология включает в себя два аспекта:
1) методологию педагогической науки (научно-педагогического исследования)
2) методологию педагогической деятельности (практической деятельности педагога: учителя, преподавателя, воспитателя).[4]
Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.
|
Наличие собственной методологии является условием развития любой науки, поскольку «двигателем» этого развития как раз и являются научные исследования, которые обогащают науку новыми знаниями и расширяют сферу её применения
Методологию педагогической деятельности - совокупность принципов построения педагогической деятельности, оптимизации способов и средств её осуществления.
Методологии педагогической науки и педагогической деятельности неразрывно связаны друг с другом общностью охватываемых ими предметов и явлений. [3]
Библиографический список
1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001. С.250.
2. Образцов И.П. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб. 2004. 268с.
3. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика, раздел Педагогическая методология / С.В. Сидоров // ФГОБУ ВПО "ШГПИ", 2013. С.158.
4. Сидорина Т.В.Эволюция научного метода в интегративной психологии //Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014. – Т.1. – С. 3-6.
5. Сидорина Т.В.Экспертирование образовательных систем // В мире научных открытий, 2010. - № 4-8. - С. 72-74.
6. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2002. С.357.
7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1998.
8. Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1983.
9. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. / Э.Г.Юдин // М.,Эдиториал УРСС, 1997.С.444.
10. Sidorinа T.V., Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. Р. 31-35.
УДК 37.013
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!