Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-05-07 | 126 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сравнительное изучение «разнообразных мифов о героях выявляет ряд единообразных черт на типичном фоне, который может служить основой для построения стандартного сказания», — пишет Отто Ранк1. Речь идет об архетипе спасителя народа, сверхчеловека, героя во внутренней динамике формирования его мифического образа. Общие, типические компоненты этого образа имеют ключевое значение для массового сознания: только при их наличии обыкновен-
ный человек может быть воспринят в качестве личности, имеющей «право свыше» на реализацию плана спасения народа.
Такой план построения представляет собой нечто вроде идеального человеческого скелета, который с незначительными отклонениями неизменно наблюдается при просвечивании человеческих фигур, внешне отличающихся друг от друга. Индивидуальные нюансы некоторых мифов и, особенно, грубые отклонения от прототипа можно объяснить лишь при толковании данного мифа, —
продолжает Ранк1.
Общественное сознание, привлеченное к какой-то одной животрепещущей проблеме, акцентирует внимание только на том, что связано с этой проблемой, и потому компоненты архетипической истории, выходящие за рамки данного интереса, уходят в тень, на задний план, как бы «проглатываются»; при этом компоненты мифа, вошедшие в круг проблемы, детализируются, разворачиваются во всей широте и многоцветье.
Сопоставление типических мифов и вполне реальных, но мифологизированных впоследствии историй о герое позволяет сформулировать их общий архетип:
1) До зачатия или рождения героя имеет место некое предзнаменование, символическое совпадение имен, мест, событий или религиозное пророчество о спасительной миссии героя и нежелательности его рождения для его же земного отца или лица, незаконно занимающего или узурпирующего его место.
|
Примеры:
При рождении Осирис издал громкий крик, по которому все пророчески узнали его великое предназначение. Царю Астиагу приснился вещий сон о губительном для него рождении персидского спасителя Кира. Маги предсказали персидскому царю губительное для него рождение пророка Зо-роастра. Оракул предсказал царю Акрисию смерть от руки его внука Персея, а Эдипу — убийство им царствующего родного отца.
Согласно иудейскому тайнознанию, на груди младенца Мелхиседека, рожденного сразу в трехлетнем возрасте облаченным в царскую одежду, Ной и Нир увидели печать первосвященства — цепь с ключами от Царства Небесного.
Ранк О. С. 216.
1 Там же.
162
163
Согласно христианской мифологии, толкователи Священного Писания предсказали царю Ироду его замену подлинным царем Израиля — новорожденным спасителем.
Ульянов-Ленин получил имя Владимир — «владеющий миром», так же как и первый революционер-реформатор киевский князь Владимир Красное Солнышко.
2) Спаситель является сыном Неба, что выражается в таинственности или неизвестности его подлинного происхождения. Его рождению предшествуют физические трудности: бесплодие или девство матери, различные опасности. Само рождение носит сверхъестественный характер. «Формула отречения царя от земных родителей в пользу божественных <...> стала почти стереотипом для Вавилонии и позднее для Ассирии»1.
Примеры:
Саргон (точнее: Шарру-Кину — «полноправный царь») — основатель первой на земле могущественной империи Шумера и Аккады (примерно 2350 лет до н. э.), ставшей затем великой Вавилонией.
Моя мать была высокой жрицей (очевидно, игравшей ритуальную роль Инанны — Царицы Небесной. —А. П.), своего отца я не знал. Моя мать зачала и носила меня втайне. Она положила меня в плетеную корзину, смолой запечатала крышку. Она бросила меня в реку, волны которой не залили меня2.
|
Гильгамеш, на две трети бог и на треть человек, зачат втайне вопреки воле деда-царя и строжайшему надзору за матерью.
Я — Ашшурбанипал <...> владыка венца царского, нарекли [меня] на владычество в древние дни, создали меня в утробе матери моей для пастырства над Ассирией3.
Осирис зачат вопреки воле бога отца Ра богиней Нут от бога Небес Геба в «чудесные пять дней», а в следующей плеяде богов Гор сверхъестественно зачат Исидой как бы от мертвого Осириса. Карна («Махабхарата») зачат девой. О Мелхиседеке:
<...> Мелхиседек <...> царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну божию, пребывает священником навсегда (Библия, Евр. 7: 1 — 3).
1 Религии Древнего Востока. С. 59.
2 Цит. по: Шумер: Города Эдема. С. 121.
3 Цит. по: Религии Древнего Востока. С. 59.
164
В тайных иудейских дохристианских книгах эта история дополнена тем, что «Мелхиседек <...> родился видимым образом от матери, рождение его сверхъестественно; оно есть результат бессеменного зачатия. Бог непосредственно образовал его в ложеснах Софанимы, и Мелхиседек родился на свет в виде трехлетнего младенца» (С. Н. Трубецкой)'. Иисус Христос, согласно апостолу Павлу, при здравствующем официальном первосвященнике также «сделался первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Библия, Евр. 6: 20), т. е. приобрел откровенно мифические черты.
О Моисее:
Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила ему сына и <...> скрывала его три месяца. Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника <...> и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки (Библия, Исх. 2: 1—3).
Спаситель мира в зороастрийской редакции («Саошй-ант») зачинается девой при купании в воде озера, чудесно хранящей «семя великого пророка».
Телеф (сын Геракла и Авги) зачат вопреки воле царя, благодаря чудесной победе Геракла. Персей зачинается Да-наей вопреки воле ее отца от верховного бога — Зевса, сошедшего в виде золотого дождя. Эдип зачат вопреки воле и предосторожностям отца. Ромул и Рем зачаты от бога Марса.
Популярнейший в Риме бог Аттис зачат нимфой, положившей себе за пазуху ветку миндального дерева, выросшего из капель крови андрогина, рожденного самим Зевсом.
|
Ульянов отказывается от своей отцовской фамилии и становится Лениным, духовный отец которого — Карл Маркс, а мать — коммунистическая революция. Иосиф Джугашвили становится Сталиным и «Лениным сегодня».
3) Младенца хотят убить оружием, с помощью диких зверей или утопить, но его чудесным образом спасает либо мать (если она мать не только по телу, но и по духу), либо ее духовная символическая замена (мачеха либо звериная самка), при этом он как бы заново рождается из лона реки, моря, пещеры, сада, леса и т. п. Примеры:
Саргона в корзине бросают в реку, его спасает водонос; Саргон проводит детство в саду. Гильгамеша сбрасывают с
1 Цит. по: Гностики. С. 63 — 64.
165
акрополя, но его подхватывает на лету и спасает орел; Гиль-гамеш проводит детство в саду. Осириса сбрасывают в сундуке в реку, впоследствии еще и разрубают на части, но он воскресает с помощью всемогущего ока Ра. Гор в детстве укушен змеей и скорпионом; чудесно спасен Богоматерью.
Мелхиседек спасается от вод великого потопа архангелом Михаилом, который возносит его на Небо. Моисея бросают в корзине в реку, его спасает служанка дочери фараона. Карну бросают в реку в корзине. Париса относят на вершину горы, но его не съедает, а вскармливает медведица. Ромул и Рем брошены в реку в бочонке, спасены волчицей и дятлом; братьев-близнецов вскармливает волчица. Кира повелели бросить диким зверям, но его спасает жена пастуха по имени Спако («собака», «сука»).
Персея вместе с матерью бросают в сундуке в море. Эдипа повелевают бросить в реку (по другой версии — в корзине в море). Зороастра пытались убить несколько раз, но он был чудесно спасен и выкормлен коровой. Бог Митра рожден в пещере рядом с животными. Зигфрид брошен в стеклянном сосуде в реку, но спасен и вскормлен ланью.
Семья евангельского Иисуса спасается от гнева Ирода и бежит в Египет; по пути в пещере, рядом с овцами, рождается спаситель Израиля.
Ленин преодолевает линию германо-российского фронта в запломбированном вагоне (символ девственно-материнского лона) и чудесно спасается от врагов в шалаше на берегу Финского залива.
|
4) Предназначение спасителя остается некоторое вре
мя тайной и обнаруживается лишь пророчески и иносказа
тельно. По достижении некоего символического возраста
происходит тайное посвящение через пророка, церковь, ора
кула и т. п. на его высокую миссию.
Примеры:
Саргона полюбила богиня Иштар (она же — Инанна, букв.: «Царица Небесная») и сделала его царем-триумфатором, первым императором на земле. Гора вдохновляет на битву его божественная мать Исида; знаком посвящения стало вручение ею сыну всевидящего ока Ра. Давида тайно помазал на царство пророк Самуил, сообщив ему тем самым благодать свыше.
5) Выросший герой находит своих знатных родителей
или тех, кто занял их место, и мстит им: либо родному
отцу-предателю, либо псевдоотцу-узурпатору и, в конце концов, занимает (телесно или духовно) их место в новом качестве и получает признание как спаситель.
Об этом говорится во всех вышеперечисленных мифах без исключения. Ленин мстит за казнь любимого старшего брата (духовного отца) расстрелом всех членов царской семьи, включая женщин и детей.
6) Спаситель терпит страдания и погибает за правду
либо физически, либо символически. В случае физической
гибели герой сходит в ад.
Примеры:
В шумерской мифологии Думузи (в Вавилоне — Таммуз) гибнет и сходит в ад. Бог солнца Ра, путешествуя по ночному Нилу, на закате солнца сходит в ад; его преемник, богочеловек Осирис, также погибает; сын божий Гор в сражении с узурпатором власти Сетом терпит поражение и теряет «всевидящее око». Давида пытается убить царь Саул, и только Сам Бог его спасает. Орфей гибнет и спускается в ад. О схождении в ад распятого за людей Иисуса Христа Библия ничего не говорит, но народное сознание восполнило этот пробел в церковном предании и иконописи.
Ленина поражают пули эсерки Каплан.
7) Герой чудесно или символически воскресает в этой
жизни (сам или через своего преемника) и довершает свою
спасительную миссию.
Примеры:
Думузи-Таммуз торжественно воскресает, воскрешая природу и оживотворяя жизнь. Его богочеловеческое посредничество между Небом и землей выражается в том, что половину времени он правит на земле, другую половину — в царстве мертвых и воплощается в каждом новом сверхчеловеке-царе.
Бог Ра побеждает змея Апопа под Древом жизни и воскресает в образе солнца; Осирис торжественно воскресает, но уже целиком уходит в царство мертвых, оставляя вместо себя для царствования в актуальном бытии свою здравствующую «половину» — сына Гора, посредника между богом и народом, соединяющегося с каждым новым фараоном. Бог Митра, сидя на коне, копьем поражает драконообразного быка. Торжественно воскресают Аттис и Адонис.
Царю Давиду не дозволяется строить храм самому — он должен уйти в царство мертвых, оставив вместо себя сына
|
166
167
Соломона. Орфей чудесно воскресает из мертвых. Иисус Христос силою Отца воскресает из мертвых, но уходит из актуального бытия в небесный мир.
Ленин ненадолго воскресает в сознании людей, чтобы передать свои полномочия своему «сыну» Иосифу — «Ленину сегодня».
Для мифологического сознания важно, чтобы образ спасителя был дополняем всеми основными компонентами его триадической структуры, условно названной «отец — мать — сын», ибо без отца или без матери нет и сына, а значит, нет и не будет спасителя. Более того, отсутствие у героя мифического обоготворенного «отца» выводит его за рамки преемственности истории и превращает в самозванца! Предельно просто это выражено в Евангелии в его позднейшей христианской интерпретации: «<...> Отец во мне, и я в Нем» (Библия, Ин. 10: 38), «<...> сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего» (Библия, Ин. 5: 19).
Роль матери спасителя в мифе — это ритуальное свидетельство о подлинности ее «сына» и о его преемственности «отцу», находящемуся на Небе. Во всех новозаветных источниках, например, Евангелии от Матфея, об Иисусе, как о первородном сыне, свидетельствует «дух». На арамейском языке это «руах», слово женского рода, так что при описании священного омовения Иисуса в реке Иордан «дух», летавший над ним в виде голубя, выполнял роль великой «небесной матери», свидетельствовавшей, что это — ее сын. Однако при переводе Евангелия от Матфея, как и остальных новозаветных арамейских текстов, на греческий язык, где слово «дух» («pneumaа» — «пневма») имеет средний род, возникли смысловые трудности.
Более того, авторами и тех новозаветных текстов, которые написаны сразу на греческом языке, являлись этнические иудеи, изъяснявшиеся согласно правилам, свойственным их родному языку. И поэтому, когда в новозаветных текстах говорится о «рождении от духа», следует помнить о женском роде арамейского слова. Так, христианский святой Иероним, переводчик Библии на латынь, приводит фрагмент сохранившегося в греческом переводе неканонического Евангелия евреев об омовении Иисуса в Иордане, где говорится о сынов-стве пророка Иисуса (мир ему) не небесному отцу, а именно
168
духу: «Дух святой сошел и наполнил его, и покоился в нем, и сказал ему: "Мой сын, из всех пророков я ждал тебя. <...> Ты — мой сын первородный и ты будешь править вечно"». Учитель церкви епископ Ориген в комментариях к описанию перенесения Иисуса духом святым на гору Фавор уже не мог обойтись без иудейского оригинала, где все расставлено по своим местам: «Так сделала мо я мать, дух святой <...> перенесла меня на гору Фавор»1.
В нетеистических религиях вера в воскресение выражается в вере пребывания «вечно живого» вождя в его преемнике и его последователях: «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой, Ленин в наших сердцах!». «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» — эта сакральная по своей сути формула многократно скандировалась толпами во время главных коммунистических ритуалов.
Аналогом божественной египетской пары: бога отца Осириса, судьи всех людей в царстве мертвых, и его жены сестры Исиды — в Советском Союзе становится пара: Ленин и партия.
Партия и Ленин —
близнецы-братья <...>. Мы говорим — Ленин,
подразумеваем —
партия, мы говорим —
партия,
подразумеваем —
Ленин. (В. Маяковский)
Ушедший в иной мир Ленин становится для советского народа «отцом» и судьей своих преемников, который вмес-те с партией (Исидой) «рождает по духу» каждого нового «верного ленинца» и «сына партии» (примечательно, что этот религиозный термин органично вошел и в коммунистическое словоупотребление) — аналога древнеегипетского богочеловека-спасителя Гора.
В Древнем Египте новый фараон при своем посвящении подходил к мумии своего отца, а жрецы читали следующую молитву (например, о царе Птолемее):
1 Цит. по: Свещицкая И. С. Апокрифические Евангелия. С. 86.
169
Приходит к тебе царь, о Осирис,
Это — Гор, защитник своего отца. <...>
Приходит к тебе Птолемей. <...>
Да дашь ты ему процветать
В качестве царя Египта на троне Гора вечно1.
Иосиф Сталин, бывший православный семинарист, санкционировал строительство на Красной площади, казалось бы, фантастического для научного материализма культового сооружения — мавзолея типа древнеегипетской пирамиды фараона Джосера — и ввел ритуалы оплакивания и бальзамирования, а также обязательного посещения мумии «отца». Так, вполне в соответствии с оккультными учениями древних и новых религий о святой троице, народу был дан «вечно живой», но потусторонний «бог отец» Ленин, от имени которого «великая мать» — партия — ритуально засвидетельствовала о духовном рождении от него своего «сына» Иосифа, продолжателя дела и «защитника его отца», публично провозгласив «наследника» «Лениным сегодня», т. е. актуальным воплощением Ленина в ипостаси нового вождя.
«Лениным сегодня» должен был стать и каждый последующий вождь, однако разоблачение Хрущевым «культа личности» Сталина создало 30-летний пробел в духовной и идеологической истории СССР и разрушило мифологическую основу советского политического ритуала, предопределив недолговечность его существования. Зато в Китае, где мифология власти была сохранена, власть матери-партии сохраняется и поныне, и о каждом новом вожде партия свидетельствует, что он — истинный сын и спаситель «Поднебесной». Итак, между монотеизмом и языческой верой в земных богочеловеков-спасителей и безбожных вождей имеется принципиальное отличие, которое четко выражено в словах Всевышнего Аллаха:
Лишь у Аллаха, истинного Бога, Ищи защиты и спасения себе! (Коран 18: 44)
1 Цит. по: Матъе М. С. 203.
Глава 7 СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ
МИФ И КОМПЬЮТЕР
Почти всю историю человечества ритуалы носили характер театрального действа, приобретая в религиозном обрамлении черты тайнодействия — мистерии. В силу естественной ограниченности органов человеческого восприятия участниками ритуала могли быть только те, кто находился в зоне досягаемости зрения и слуха. Даже самые торжественные церемонии, совершавшиеся в столицах на огромных площадях или в гигантских соборных храмах, оказывались доступными лишь нескольким десяткам тысяч человек, а непосредственное эмоциональное воздействие от созерцания ритуала обычно испытывали несколько десятков или сотен человек. По этой причине большинство граждан не могли даже раз в жизни увидеть правителя своей страны или верховного жреца, «богоугодный» имидж которых формировался лишь путем устного внушения и слепой веры.
Однако XX век ознаменовался качественным, по сути — революционным, изменением в технологии формирования общественного мнения, в средствах воздействия на общественное сознание. Новое качество появилось благодаря открытию «движущегося изображения» — кинематографа. Называемый поначалу «иллюзионом», он постепенно, с открытием звукового кино, а затем цвета, стал синтезировать все остальные виды искусства: театр, живопись, анимацию, музыку, почти воссоздавая реальность — за вычетом объема (стереоскопическое изображение — лишь его имитация) и запаха. Реальность персонажей в плоскостном изображении — сродни религиозной живописи: иероглифам, иконам. Абстрагирование на экране от силы земного притяжения, от власти времени, от иных законов материального мира превращает экранных героев в мифических персонажей: они поражают врагов сотнями, летают по воздуху и парят в космосе, спасают народы и вселенную, демонстрируют рыцарство и
171
благородство. Кроме того, кино не элитарно, а демократично — оно формирует общественное сознание по всему земному шару.
Свободно перенося зрителя из одного времени в другое, как это присуще мифу, кино создало новый тип героя древнеегипетского или вавилонского измерения: величественные образы Ленина, Сталина, Гитлера, Муссолини зажили уже совершенно отдельно от своих земных носителей. Эти образы можно было приукрашивать, наделять их сверхчеловеческими качествами. В художественных фильмах вождей играли актеры, преподносившие народу то, чего он ждал от них, а не то, что было на самом деле.
Однако кино — это созерцание вовне, в нем есть эмоциональное соучастие, доводящее до глубоких мистериальных переживаний, пафоса (экстаз при выступлениях сверхчеловека и всеобщий трагизм при его смерти), но все же нет еще личной вовлеченности в эту историю; есть созерцание мира вовне, как бы без моего «я»: где-то на заэкранном Олимпе активно действует героическая элита, а ей сопереживает в «нижнем мире» отделенный от нее массовый зритель. Отсюда сопереживание имело неустойчивый характер: стоило человеку покинуть кинотеатр, как его чувства постепенно ослабевали. Личное участие в мистерии давало, конечно, значительно более стабильный и долговременный эффект.
Вторым революционным шагом было появление во второй половине XX века телевидения, а с ним и еще одного качественно нового явления — мировой видеокультуры. Телевидение, вошедшее в каждый дом, стало демонстрировать объект в контексте всего мироздания, заглядывало во все уголки земного шара, воспроизводило всю человеческую историю и мифологию. Оно помогло простому человеку выйти за рамки телесной ограниченности, экран электронной трубки превратился в магическую дверь — зеркало, с помощью которого человек выходил из этого мира в Зазеркалье, своего рода антимир.
Видеокультура стала в определенном смысле новой формой познания бытия, созерцанием «во мгновение ока» всего мироздания, хотя еще по-прежнему вовне, без творческой вовлеченности «я» отдельного индивидуума. Видеомагнитофон открыл возможность уже по собственной воле путешествовать по различным временам и пространствам, что существенно приблизило зрителя к ощущению мифологичности.
Третьим революционным шагом стало широкое распространение с 1976 года домашних персональных компьютеров. Компьютер — технически усиленное средство познания мира в единстве со своим «я». Рационализм компьютера, доведенный до апогея, требует сжатия колоссальной информации и кодирования ее в виде символов; такого рода обработка информации подразумевает ее систематизацию и присваивание определенным ее блокам индивидуальных названий-имен, выходящих за терминологические рамки операционных систем самого компьютера. Эти имена-символы являются по своей сути иероглифами, но перемещаемыми по воле человека и представляющими, символизирующими огромный объем информации, хранящейся не в сознании одного отдельно взятого ученого, а в электронной, легко копируемой памяти. «Повелители» этих новых иероглифов становятся «самураями компьютерных сетей».
Попытки создать «искусственный интеллект», расширяющий возможности обычного мозга человека до невероятных размеров, предпринимались и в прошлом. Идея «искусственного интеллекта» сформировалась в арабской суфийской традиции X — XII веков и была подхвачена в XIII веке католическим монахом Раймундом Люллием (предположительно — тайным членом суфийского тариката), создавшим «логическую машину». Проф. Юрий Петрунин заметил:
Особенность арабского языка состоит в том, что при письме употребляются только согласные буквы. Это свойство часто использовалось для зашифровки смысла литературных произведений, особенно в мистической традиции суфизма. <...> Проникновение в скрытый смысл текста достигается простым комбинированием гласных букв в различных сочетаниях с начертанными на бумаге согласными. Отдаленно это напоминает основную идею логической машины: истина получается и в том, и в другом случае механическим перебором всех возможных вариантов (своего рода карточной игре — комбинаторике). <...> Благодаря почти что алгебраическому методу образования слов из трехбуквенных корней, арабский язык отличается очень большой простотой. <...> Для определенных целей их вполне можно удовлетворительно передать средствами латинского алфавита1.
Изучив арабский язык и труды исламских философов, Раймунд Люллий сконструировал машину, запоминавшую около 18 биллионов байтов!2 Тем самым, рационализм, до-
1 Петрунин Ю. Ю. С. 59 - 60.
2 См.: Там же. С. 59.
172
173
веденный до своего предела в среде ученых исламской традиции (ибн-Рошд, аль-Араби и др.), был подхвачен в еще не пробудившейся от средневекового варварства христианской Европе. Но господствовавшая там жреческая каста выжгла вместе с «еретиками» и ученых: «ангельский доктор» католической церкви Томас (Фома) Аквинат назвал логическую машину «дьявольским изобретением», и Европе пришлось еще несколько столетий топтаться на пороге научно-технического прогресса.
В XX веке, на новом витке исторической спирали, сознание европейца вновь соприкоснулось с образными средствами массовой коммуникации — «электронными иероглифами». Создав зеркальный антимир, сознание человека обрело способность к собственному волевому действию — к повелениям, адресованным блокам гигантской информации, заключающим в себе рационализированный опыт человечества за всю историю.
Компьютер освобождает человека от необходимости огромных и многолетних затрат на техническое освоение знаний и мастерства, упрощая процесс обучения. Он как бы продолжает рассудок, превращая его в сверхрассудок, и восполняет память, превращая ее в суперпамять, что многократно превышает природные возможности одного, даже самого гениального человека. И потому человек за компьютером — не Дон Кихот, сражающийся с воображаемыми врагами, а реальный субъект действия, способный изменять ход реальных дел в бизнесе и политике.
Компьютерные игры стали орудием воспитания с детства духа свободного человека, воина-победителя, героя, сверхчеловека — того, что соответствует монотеистическим представлениям о воспитании мужчины. И это — одна из причин процесса активного возрождения ислама в современном мире: научно-технический прогресс и религия находят друг друга и ищут объединения, поскольку без религиозной нравственности героика сверхчеловека может привести мир лишь к глобальному самоуничтожению.
Соответствующие изменения произошли и в видеокультуре. Фильмы-действия («асаоп») вытеснили психологические фильмы; «униженного и оскорбленного», «маленького человека» (архетип многих героев Гоголя и Достоевского, типажи кино итальянского неореализма), а равно и шута из наро-
да, для которого средством выживания было сохранение частички социального оптимизма (архетип Чарли Чаплина), сменил «бессмертный» Горец, Рембо, Конан-Варвар, Киборг, Терминатор, Бэтмен, Найтмен, победители «звездных войн». Символами современной видео- и компьютерной культуры стали супермены — сверхчеловеки, воплощающие в себе «пятый элемент» бытия и, соответственно, символизируемые пентаграммой — пятиконечной звездой — символом владычества героя над стихиями. Рекорды популярности среди детских компьютерных игр бьют игры о вполне правдоподобном создании всемирной империи, предполагающие правильный выбор советов в сферах экономики, права, политики, идеологии. Дети, которые сегодня еще только играют в эти игры, скоро станут взрослыми.
Создание Интернета — всемирной компьютерной сети («паутины») — и включение в нее жизненно важных институтов общества и государства позволили осуществить «стыковку» повседневного мира с его зазеркальным, виртуальным антимиром, перенеся в последний общественное сознание со всеми его законами и оставив повседневному миру лишь его материальность. На новом витке развития человек преодолел все национальные, политические и географические границы, инициировал процессы мировой глобализации.
Религия Единобожия ислам в силу отсутствия в нем религиозной мифологии идеально восприимчива к новой электронной культуре. Мусульманин не обожествляет человека и предметы, он не видит в символах компьютера чего-то «дьявольского», более того — компьютер дает возможность лучше реализовать заповеди Всевышнего Аллаха о необходимости получения новых знаний. Учение, рациональное познание, освоение техники — это прямое повеление Творца для каждого мусульманина, и потому эта истинная религия дает возможность религиозно стимулировать научно-технический прогресс и обращать его на пользу человеку в его вечном предназначении, установленном Всемогущим Аллахом. Новые возможности владычества над природой, которыми стало обладать человечество, в отсутствие нравственных ограничителей грозят земной цивилизации полным самоистреблением. Милостью Аллаха человечеству дан нравственный закон — Достохвальный Коран, в котором — прямой путь к подлинному и счастливому вечному бытию.
174
175
7.2. СОВРЕМЕННАЯ РЕКЛАМА - НОВЫЕ МИФЫ И РИТУАЛЫ
Электронные технологии родили новое направление мифотворчества — торговую и социально-политическую рекламу, однако в основе рекламы лежат все те же законы мифологического сознания, о которых выше шла речь. Более того, именно через законы создания классической мифологии возможно понимание и овладение средствами современной рекламы.
В рекламе мы имеем ту же структуру, что и в мифе;
1) какая-либо значимая для общества история, многократно возникавшая в общественной жизни, ставшая архетипом жизненных ситуаций;
2) символические герои - действующие лица мифа, за внешними образами которых скрыто подлинное значение их качеств и свойств, характерных для всего данного типа людей1;
3) опыт, который выводится из соотнесения архети
па мифа с символикой действующих лиц по схеме: «если...,
то...». Однако налицо и качественное отличие мифа от рек
ламы, вытекающее из произвольности, субъективности ее со
здания.
В мифе психологическое сопереживание созерцаемой истории заложено изначально, оно является «повивальной бабкой» при его рождении, оно есть необходимое условие веры в соответствие мифической истории с уже известным из нее результатом и реально возникшей жизненной ситуации, оказавшись в которой человек сталкивается с проблемой выбора правильного решения. Сами образы мифа рождаются лишь при условии наличия такого сопереживания у большинства членов общества. Реклама же изначально строится не на проверенном обществом опыте, а на чьем-то частном, субъективном интересе, т. е. у других членов общества изначально отсутствует сопереживание этому опыту. Поэтому главной целью рекламы является не воспроизведение достоверного, признанного обществом опыта, а вызывание чувства сопереживания показанной в ней истории с целью побуждения принять участие в ритуале «причащения» того опыта, который предложен автором рекламы!
'Символ в переводе с греческого буквально означает «присоединение», в данном случае -- присоединение к первому, внешнему, смыслу образа второго, и главного, его смысла.
176
Если такое сопереживание возникнет, то человек поверит показанной ему истории и примет участие в предложенном ему соответствующем ритуале (голосовании за нужного кандидата или покупке товара). Поэтому в большинстве своем реклама является лжемифом и предлагает ритуал, основанный на не признанном обществом опыте.
Французский философ Ролан Барт отмечал:
Когда в рекламе <...> говорится, что стиральный порошок «Омо» чистит белье на всю глубину, то тем самым предполагается, что белье обладает глубиной. Нам такое никогда не приходило в голову, а вещам это придает особое достоинство, делает их неясными, отзывающимися на заключенную в теле каждого человека смутную тягу к ласкам. Что же касается пены, то она <...> является знаком роскоши. <...> В выделяющемся ее веществе нам чудится некий мощный зачаток, могучая и здоровая основа <...> богатство скрытых и кипучих сил. <...> Пена вызывает в душе потребителя приятный образ «воздушной материи» <...> даже может быть знаком некой духовности, ведь дух способен извлечь все из ничего1.
Мифом о рукотворном рае можно, например, считать и рекламу мебели и сантехники.
Весьма остроумным является описание Бартом природных свойств пластмассы, символика которой позволяет ей выйти за рамки повседневного восприятия и достичь уровня мифа:
Хотя пластмассы <...> и носят имена древнегреческих пастухов (Полистирен, Пенопласт, Поливинил, Полиэтилен), по сути, это субстанция алхимическая. Для изготовления пластмассы необходимо преображение материи.
<...> на одном конце машины — сырая, землистая материя, на другом — безукоризненно очеловеченный предмет; в промежутке же между этими предельными состояниями нет ничего, одно лишь перемещение вещества, за которым вполглаза следит <...> полубог-полуробот.
Таким образом, пластмасса есть не столько вещество, сколько сама идея его бесконечных трансформаций; <...> она насквозь пропитана нашей удивленностью чудом. <...> Отсюда наше постоянное мечтательное изумление перед бесконечной многоликостью материи, когда внезапно обнаруживаются связи между единичностью причины и множественностью следствий, ибо числом трансформаций человек меряет собственное могущество и, следя за превращениями пластмассы, он тем самым как бы ликующе скользит по поверхности Природы2.
1 Барт Р. С. 84.
2 Там же. С. 212 - 213.
177 |
7 А. В. Полосин
Религиозно-мифологический тип поведения выражается также и в чрезвычайном пристрастии к «культу священной колесницы» — современного автомобиля.
Гностик не ждал с большим нетерпением откровения оракула, чем поклонник автомобиля ожидает первых сообщений о новых моделях. <...> Достаточно посетить ежегодный автосалон, чтобы понять — это настоящий религиозный ритуал. Цвета, освещение, музыка, почтение восхищенных посетителей, присутствие храмовых жриц (манекенщиц), блеск и роскошь, расточительство, множество народа — всё это в иной культуре можно было бы назвать настоящей литургической службой1.
То же самое можно сказать о показах высоких мод и о конкурсах красоты с той лишь разницей, что они проходят под знаком женского божества.
Аналогично дело обстоит и в политической рекламе, только там для приобретения предлагается другой товар. Современные теоретики политического имиджмейкерства учат:
Думайте о своем имидже как о рекламе: картинка снаружи, которая рекламирует то, что внутри. Это также и обещание. Обещание того, что внешний имидж предоставит рекламируемые учения, компетенцию и достоинства. Установите для себя точно, что именно вы хотите рассказать людям. Самоимидж предопределяется прошлым опытом и является отражением уровня нашей сегодняшней символики2.
В целом же рекламные мифы заняли свою нишу б массовом сознании благодаря ощущению свободы выбора, давая каждому покупателю возможность почувствовать себя полностью свободным, то есть почти героем.
Тем не менее,
если человек, желающий оказать влияние на общественное мнение, злоупотребляет с этой целью символами <...> невозможно знать наперед, будет или нет подсознание масс эмоционально захвачено. Здесь поведение его совершенно иррационально. Ни один продюсер, например, не может сказать заранее, станет ли песня хитом, даже если она навевает популярные образы и мелодии. Никакие преднамеренные попытки оказать влияние на подсознание пока не принесли существенных результатов. Похоже, что коллективное подсознание сохраняет свою автономность в той же мере, что и индивидуальное, —
пишет Карл-Густав Юнг3.
1 Элиаде М. Аспекты мифа. С. 185.
2 Sampson Е. The image factor, 1994. — Цит. по: Почепцов Г. Г.
С. 315.
3 Юнг К.-Г. Человек и его символы. С. 219.
178
Современная реклама может быть мифом только в том случае, если это социальная или просто добросовестная реклама, автор которой — как поэт или художник — делится с обществом своим выстраданным опытом, стараясь в меру собственного таланта типизировать его. Если же автор охвачен простой, утилитарной цель
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!