Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-05-07 | 134 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В религии Единобожия, которую Всевышний Творец дал народу Израиля через Своего пророка и посланника Моисея (мир ему), первоначально не было никаких штатных священников: пока в народе жила вера, Господь руководил им через Своих избранников. Хотя Моисей и ввел штатные должности священников и левитов, однако те священники не были посредниками в общении с Богом — они принимали от народа жертвы, отвечали за правильность ритуала, хранили Писание.
Впоследствии же израильтяне отвергли Бога и выбрали для себя, по подобию языческих народов, монархию, о чем прямо говорится в Библии:
И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу <...> и сказали ему: <...> поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. <...> И сказал Господь Самуилу: <:..> не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (Библия, 1 Цар. 8: 4 - 7).
Наряду со штатной должностью царя у израильтян появилась затем и штатная должность первосвященника, которые в совокупности своей и явились заменой теократии — строя, при котором народ исполнял заповеди и прямые повеления Всевышнего, а контроль за исполнением принадлежал избранным Богом судьям-богословам.
Со временем, и особенно в период нахождения евреев в Вавилонском плену, где процветал пышный языческий культ, должность раввина учителя стала обрастать в их сознании функциями языческого жреца. После возвращения евреев из Вавилона в Землю обетованную они фактически создали аналог вавилонского культа на свой лад, и потому их раввины стали претендовать на тот статус, о котором мы читаем в Евангелиях. За такое нарушение воли Всевышнего
1 Вебер М. С. 99. 110
последний посланник Аллаха для Израиля Иисус Христос (мир ему) резко обличал своих соплеменников, говоря:
|
<...> на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. <...> Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их. <...> любят <„> председа-ния в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «Раввин! Раввин!» А вы не называйтесь раввинами, ибо один у вас Раввин — Христос. <...> И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на Небесах. <...> Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет (Библия, Мф. 23: 1 - 12).
Тем самым, Иисус отрицал претензии всякого штатного служителя в храме на функции посредничества между Богом и человеком, т. е. на священнослужение, жречество. Иначе говоря, «служитель» не вправе называться «священнослужителем».
Оригинал Евангелия от Матфея на арамейском языке — языке Иисуса Христа (мир ему) и его ученика Матфея — не сохранился, а в известном ныне древнейшем греческом переводе этого текста использовано арамейское слово «рабби»1 без перевода на греческий язык (что свидетельствует о том, что греки не нашли точного аналога этому термину в своем языке, хотя в нем имелись понятия и «учитель», и «священник»). Однако в славянском и русском церковных изданиях Библии это слово все-таки переведено как «учитель», что существенно искажает его смысл, так как, согласно словам Иисуса, раввин — это занимающий «Моисеево седалище» штатный храмовый священник, председательствующий в собраниях верующих и приветствуемый как духовный лидер в народных собраниях (органах власти)! Разве это идентично учительству?
Кроме того, славянский и русский переводы делают текст речи Иисуса вообще абсурдным: «А вы не называйтесь учителями» — что ж, теперь не надо вообще иметь учителей и учиться? Как раз все наоборот! Учителя-то у народа должны быть обязательно, но фарисеи и книжники, занимая должности в храме, вместо того чтобы учить людей заповедям Аллаха и нравственности, стали покушаться на полномочия пророка Моисея (мир ему) - духовного вождя народа, повелителя («Рабб») от имени Всевышнего — и пытаться пользоваться соответствующими почестями от людей.
|
' В переводе с арабского «рабб» означает «господь», «владыка».
111
Как пророк Всевышнего, Моисей получил от Него право не только возвещать Его волю, но и призывать следовать за собой хоть в пустыню, т. е. он был избран Богом для осуществления полномочий посредника между Богом и человеком1. Однако никакие люди — ни порознь, ни съехавшись на общее собрание священства — не могут своим волеизъявлением наделить подобными Божественными полномочиями кого бы то ни было, в том числе и самих себя!
Поскольку дать полномочия быть пророком-посредником может только и исключительно Сам Бог по Своему изволению, то Иисус (мир ему) и обвинял штатных священников из числа фарисеев и книжников в том, что они лишь в силу занимаемой ими должности по воле человеческой присваивали себе то, на что не имели никакого права. Более того, Иисус говорил, что только он сам мог быть подлинным раввином, т. е. имел право говорить от имени Всевышнего, поскольку Самому Богу было угодно избрать его для этой миссии и дать об этом несомненные свидетельства. А отсюда следует, что слово раввин применимо только к посланникам Бога, и лучше его вообще не использовать, чтобы в сознании людей не происходило слияния индивидуальной миссии пророков с функциями штатных совершителей храмовых ритуалов. Все священнослужители, претендующие на посреднические функции в общении с Богом без свидетельства об этом Самого Бога — это лжесвидетели о воле Творца, т. е. лжепророки.
Итак, Иисус (мир ему) вообще отрицал необходимость штатного священства как института посредничества с Богом, призывал всех обращаться к Богу напрямую: «Авва, Отче!» и не называть никого себе ни «отцами», ни «владыками» (Библия, Мф. 23: 1 — 12). Но вскоре его ученики и последователи стали отступать от заповедей, данных Богом через их учителя.
Всемогущий Бог устами Своего пророка и посланника Иисуса Христа (мир ему) запретил Своим рабам подражать язычникам и устанавливать у себя аналогичное вавилонянам священство. Однако апостол Павел, никогда не видевший и не слышавший Иисуса и известный тем, что первоначально сурово преследовал его очевидцев, нашел самый хитроум-
|
1 При этом сам Моисей (мир ему) никакой штатной должности не занимал!
ный способ придать воле Всевышнего прямо противоположный смысл — объявить высшим, «небесным первосвященником»... самого Иисуса!
Главное же в том, о чем мы говорим, есть то: мы имеем такого первосвященника, который воссел одесную престола величия на Небесах и есть священнодействователь святилища в скинии истинной, кото рую воздвиг Господь, а не человек. Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и сей также имел, что принести (Библия, Евр. 8: 1—3).
Тем самым, Павел трактует индивидуальную, только от Бога данную посланническую миссию Иисуса Христа как штатную должность первосвященника, т. е. приписывает Иисусу как раз то, против чего этот пророк и выступал'. Налицо слово Иисуса, перевернутое до своей прямой противоположности! Тем самым, Послание к евреям — это попытка доказать своим единоплеменникам, что жертва, принесенная Иисусом, является, во-первых, именно храмовой жертвой, а во-вторых — жертвой в храме небесном, что дало назорейским (христианским) священнослужителям — «новым раввинам по чину Мелхиседека» — несравнимо более высокие полномочия в земном храме, чем имели традиционные раввины, отвергавшие учение Павла и всей секты назореев1, — полномочия совершать от имени Бога то, что может только Сам Творец, в том числе и прощать людям в этой земной жизни их грехи!
Но Христос, первосвященник будущих благ, придя <...> не с кровью козлов и тельцов, но со своею кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов <...> освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то насколько больше кровь Христа, который духом святым принес себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел <..>! (Библия, Евр. 9: 11 — 14).
Оказывается, не Всеведущий Бог прощает наши грехи и очищает тем нашу совесть, а кровь человека, принесенного Иеговой в жертву Самому же Себе!
|
Индивидуальные чудеса — знамения, которыми Бог свидетельствовал о посланнической миссии Своего избранника Иисуса, были истолкованы Павлом как небесные священнодействия и основа штатных земных храмовых священнодействий, не отличающихся по своей сути от традиционных языческих мистерий древности. Ведь языческий культ обычно
1 Переименованной в эллинской среде в «христианскую церковь».
112
113
складывается следующим образом: какое-то одно первоначальное хорошее событие кладется в основу мифа, затем жрецы начинают его ритуально повторять, воспроизводить в тайнодействиях в надежде получить и реальное повторение первоначально хорошего результата. Место непосредственного молитвенного обращения к живому Богу занимает механический или даже магический ритуал.
Именно так и поступали раввины, севшие на «Моисеево седалище». Они совершали ритуал, внешне подражая Моисею, надеясь, словно языческие жрецы, что, благодаря самому совершению ритуала, опять упадет манна небесная или последуют иные благотворения свыше. Павел же предложил глобальную реформу иудаизма, а именно — истрактовать мифологизированную историю жизни и смерти Иисуса как вселенский космический ритуал, повторение которого в назорейском (христианском) храме будто бы ведет к отпущению всех грехов без прямого волеизъявления об этом Творца!
Это очевидное противоречие между благовестием Бога через Его пророка Иисуса Христа (мир ему) и учением Павла было замечено давно. Однако всякие сомнения на этот счет жестко пресекались христианской церковью, заинтересованной в сохранении учения Павла, якобы обосновавшего не только исключительные жреческие полномочия христианских священнослужителей в силу, так сказать, занимаемого ими положения, но и их пророческие полномочия возвещать о прощении грехов. И лишь тогда, когда у христианского духовенства, вытравлявшего всякое инакомыслие, общество отняло административную власть, стало физически возможным говорить об этом. Так, великий русский писатель и мыслитель Лев Толстой писал:
Под учение Христа было подставлено чуждое ему учение Павла. <...> Все больше меня занимает мысль выделения христианства из церковного, главное, Павловского христианства. <...> Как хорошо было бы вырвать Евангелие из Ветхого Завета и Павла. Это было бы великое дело <...> извлечь мудрость Христа из обоготворения. <...> Человечество не должно больше терпеть этого невыгодного положения Евангелия, и дело нашего века состоит в том, чтобы свести все эти писания на один общий уровень происхождения1.
Если бы Лев Толстой мог знать не искаженный перевод Корана, а подлинный текст Откровения Всевышнего, данно-
|
1 Толстой Л. Н. С. 30. 114
го через Пророка Мухаммада (мир ему), то, возможно, его поиски «одного общего уровня происхождения писаний» на этом бы завершились1, тем более, что в 1909 году он писал: «Прошу считать меня добрым магометанином», признавал Мухаммада Пророком, а Коран — пророческой книгой2. Неудивительно, что служители византийско-православного культа поспешили пропеть ему «анафему», грозившую тогда вполне земными неприятностями3.
О возможности отпущения грехов кем-то иным, кроме Бога, в Коране говорится вполне определенно:
И нет заступников других, помимо Бога. <...>
И нет пути тому,
Кого Господь блуждать [в грехах] оставит.
(Коран 42: 46)
Свободное и непредвзятое исследование текста христианского Нового Завета показывает, что ничего нового от Бога для всего человечества в нем нет, что слово Иисуса (мир ему) обращено только к «овцам погибшим4 дома Израилева» (Библия, Мф. 15: 24 — 28) и имеет цель «не нарушить» закон Моисеев, «но исполнить» (Библия, Мф. 5: 17). Новыми для пророческой традиции Единобожия можно считать только богословские рассуждения назорея Павла, попытавшегося совместить языческую жреческую мифологию и мистериальные культы со своеобразно истолкованной им историей реального пророка и посланника Иисуса (мир ему), коего сам Павел никогда не видел. Цель Павла прямо противоположна цели
1 В то время были известны переводы Корана с арабского православ
ного священника, антиисламского миссионера Г. С. Саблукова и генерала
Д. Н. Богуславского, не изменивших свое вероисповедание после знаком
ства с Откровением, что в полной мере свидетельствует о характере их пе
реводов.
2 Приведем еще одно высказывание писателя, сделанное им 13 марта
1909 года, за полтора года до смерти: «Что лучше: православие или маго
метанство? Для меня ясно, что магометанство лучше. Магометанство мне
очень помогло» [Маковицкий Д. П. С. 356).
3В определении синода от 20 — 22 февраля 1901 года, в частности, говорилось: «Известный всему миру писатель <...> посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант <...> на истребление в умах и сердцах людей <...> веры православной <...>. Б своих сочинениях и письмах <...> он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех (курсив наш. — А. П.) догматов православной церкви и самой сущности веры христианской <...>».
4 В точном переводе с греческого: «заблудшим».
115
Иисуса — дать жреческой касте новый, более глобальный статус — статус служителей Иеговы, Который якобы сделал Своего избранника Иисуса вечным первосвященником и царем в одном лице, или, говоря иначе, дать служителям культа Христа статус наместников верховного бога на земле.
Однако забота Павла о жреческом сословии достигла своей цели в полном объеме лишь тогда, когда его учение было «дополнено» в IV веке н. э. римским императором, провозгласившим Иисуса воплотившимся верховным богом. Так, на основе учения иудейской назорейской секты о ма-шияхе (спасителе), который спасает силою Всемогущего Иеговы только израильтян, родился новый греко-римский миф о Иегове, пославшем на землю Самого Себя в человеческой плоти для физических страданий, чтобы в результате этих страданий дать Самому Себе право отпускать Своим же рабам их грехи!
Этот миф поглотил и заменил собой многочисленные разрозненные мифы и культы древности с их многочисленными спасителями — богочеловеками и человекобогами, страдавшими за народ, умиравшими и телесно воскресавшими, причащавшими верующих своей искупительной кровью под видом ритуально заменявшего кровь красного напитка. Центральной фигурой в этих культах всегда был не Бог, Которого никто и никогда не видел, а зримо изображавший его священник. Теперь священник стал олицетворять в своей персоне спасителя (машияха) не одного из народов, а спасителя (христа) всех народов Римской империи, т. е. глобального спасителя всего человечества.
Главным священником, «первосвященником», стал, разумеется, тот, ради которого всё это и делалось — сам император1, земной «наместник Христа»: здесь-то и пригодилось учение Павла о единстве в личности Иисуса функций царя иудейского и функций главного раввина! Вознесшегося к Отцу Небесному Христа Иисуса стал замещать на земле Христос Константин, затем Христос Юлиан, Христос Иоанн Грозный и т. д., так что подчинение царствующему христианскому императору — «Христу сегодня» — стало первейшей
1 Его титул стал гласить «Pontific maximus», т. е. «первосвященник», «первоверховный жрец». После занятия Древнего Рима варварами Европа раскололась, и на Западе этот титул стал носить папа Римский, боровшийся за верховную духовную власть с восточноримскими (византийскими) царями — наследниками правителей единой Римской империи.
религиозной заповедью для всех жителей империи, ибо от этого якобы зависело их спасение, их вечная жизнь. Правда, в русском языке эта игра слов утратилась, так как слово «Христос» стало употребляться русскими без перевода как второе имя (или как фамилия) Иисуса, а в применении к его земным заместителям это слово было переведено на русский язык как «помазанник Божий».
Жреческая каста стала не просто государственной, а тотальной и воцарилась в Европе на долгие века. Причем на Западе главным «наместником Христа» был объявлен первосвященник — папа (на латыни — то же, что «патриарх» на греческом языке) Римский, так что спор христианского Запада с христианским же Востоком пошел в русле выяснения, кто должен быть главным наместником: царь как светский правитель или папа как духовный правитель в земной империи Христа. Любопытно, что в XVI веке часть христиан восстала против идеи наместничества Христу, и основоположник Реформации священник Мартин Лютер написал папе Римскому, что наместник, т. е. исполняющий обязанности заместитель, может быть только у того, кто отсутствует, поэтому вся Римская церковь сама расписалась в том, что Христа в ее среде нет.
И когда в XX веке мыслители, представляющие визан-тийско-православную традицию, продолжают спорить, какой быть нашей стране — «Россией Ксеркса иль Христа», они демонстрируют очевидное непонимание самой сути римского христианства, в котором учение Иисуса (мир ему) рассматривается не само по себе, не в рамках сохранившихся высказываний Иисуса Христа, а исключительно через призму посланий апостола Павла, т. е. лишь как составная часть более общего учения, принадлежащего Павлу. Не случайно в церковной среде послания Павла принято называть «пятым Евангелием», и это не метафора: они действительно являются фундаментом церковного вероучения, так как в любом христианском богословском сочинении любой христианской конфессии в ссылках на текст Нового Завета не проводится различия: слова ли это Иисуса либо это слова его последователей, произнесенные через десятилетия после вознесения Иисуса. Более того, все ссылки на слова Иисуса и на слова его последователей, включенные в Новый Завет, абсолютно равнозначны — и это одна из главнейших особенностей христианства как религиозной системы!
116
117
Согласно посланиям Павла, каждый новый правитель, признающий незыблемую власть жреческой касты над душами людей и соглашающийся возглавить ее, становится одновременно в одной должности и Ксерксом, и Христом — «царем иудейским и главным раввином», и в этом весь смысл и подлинная цель римской христианской социальной доктрины.
«Добрые послания» от Матфея, Луки, Марка, Иоанна, отредактированные и перетолкованные до противоположного смысла апостолом Павлом1, а затем по-своему изъясненные иудейскими и греческими философами, не могли и не смогли стать Евангелием от Иисуса.
1 «Главным выдумщиком», как о нем отозвался 13 января 1889 года в своих «Дневниках» Лев Толстой.
Глава 5 РИТУАЛ
ПОНЯТИЕ РИТУАЛА И ЕГО ВИДЫ
Ритуал есть публичное воспроизведение общественного опыта (реальной истории, мифа, утопии) в символических действиях с целями:
• сверки своего личного опыта с общественным, коллективным опытом;
• сверки общественных взаимоотношений;
• публичного признания (легитимизации) своего нынешнего или нового социального статуса;
• морально-психологического воодушевления участников.
В ритуале происходит процесс символического отождеств ления участников ритуала с героями прошлого, настоящего или будущего. Благодаря ритуалу достигается эмоциальный эффект символического вхождения его участников в минувшую или в будущую реальность, условное единение с предыдущими поколениями.
Великие церемонии посвящения в должность лишали человека личных особенностей и облачали в мантию избранного поприща. Таким был идеал, независимо от того, являлся человек ремесленником или царем <...>'.
Тем самым, ритуал представляет собой форму обмена информацией между личностью и обществом и форму коммуникации личностей друг с другом. Ритуал — это инструмент перевода части совокупной долговременной памяти общества в оперативную память личности. Обряды суть «праздники воспоминания»2. «"Вечно настоящее прошлое''' освещало жизнь, снабжало людей прообразами и воодушевляло их устойчивостью и мужеством»3. Если ритуал совершается по строго установленным обществом правилам, то мы именуем его церемониалом.
1 Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. С. 19.
2 Элиае М. Аспекты мифа. С. 112.
3 Хюбнер К. С. 213.
119
Ритуал действенен только для той общности людей, которая едина в понимании его символов. Поэтому объективно ритуал является способом сохранения общественного единства. Или, говоря иначе, ритуал есть психологическое укрепление единства социальной группы, участвующей в его совершении. В ритуале
<...> все сообщество предстает перед самим собой как непреходящее живое единство. Поколения личностей возникают и исчезают подобно безымянным клеткам живого организма; остается лишь поддерживающая, не поддающаяся времени форма. <...> Общественные обязанности становятся продолжением урока этого праздника и в обычном, повседневном существовании, так что личность подвергается его воздействию постоянно. <...> Обряды преподают важнейший урок единства лич ности и группы1.
При этом ритуал много ближе ко всякому человеку, нежели книжный миф, поскольку не требует ни образования, ни вообще грамотности — благодаря наличию в нем символических жестов и действий он является носителем той же информации, что и книги. Его информация менее рациональна, но зато более образна и цельна, что для простых людей намного понятнее.
Ритуал обращен ко всем находящимся в распоряжении человека средствам восприятия, познания, прочувствования мира, его переживаниям — к зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу, сердцу и разуму. <...> В известной степени он мобилизует их в связи с единой целью («сверхцелью»)2.
Тем самым, ритуал — это актуализация всей коллективной памяти общества через призму его сегодняшних потребностей. И в древности, и сегодня отказ от прохождения обряда, пренебрежение к ритуалу, а тем более нарушение его, отсекали личность от общества.
В средневековой Европе роль ритуала была существенно заужена и сведена к потребностям жреческой касты — церкви, т. е. допускался только церковный ритуал. Сегодня общество вернулось к более широкому пониманию ритуала. Ведь не только сугубо религиозные христианские формулы типа: «я венчаю», но и как бы светские формулы: «я назначаю», «я приглашаю тебя», «я уполномочиваю тебя», «я не согласен с тобой», «я приказываю», «я прошу» и т. п. — являются, по
1 Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. С. 286.
2 В. Топоров. — Цит. по: Почепцов Г. С. ПО.
сути, ритуальными формулами, поскольку устанавливают строго определенные рамки отношений и социальный статус индивида.
Общество решает, какую одежду считать модной или приемлемой в данном контексте, и потому ношение определенной одежды само по себе уже есть ритуал. То же касается «стандартных» приветствий, поздравлений, выражений сочувствия, официальных обращений и т. п. Собственно личностные моменты в социальных отношениях интересуют лишь близких людей и занимают в социуме весьма скромное место. Тем самым, вся социальная жизнь в самом широком смысле проходит по определенному ритуалу.
Виды ритуала соответствуют целям его совершения.
Бытовой и профессиональный ритуалы совершаются с целью установления отношений личности с окружающими людьми и окружающей средой, определения статуса субъекта в профессиональном коллективе.
Национальный ритуал совершается с целью усиления этнического единства.
Религиозный ритуал совершается с целью взаимодействия с потусторонним миром.
Политический ритуал совершается с целью укрепления единства и суверенитета нации.
Государственный ритуал совершается с целью укрепления политической самоорганизации общества — институтов регулирования, принуждения и суда.
Мы не относим к ритуалам молитву — личное обращение человека к Богу, поскольку живое общение личности со своим Создателем зависит не от каких-либо человеческих установлений, а от искренности человека и воли Всевышнего. В исламе религиозный ритуал основывается не на мифической истории, а на Откровении Аллаха, ниспосланном в Достохвальном Коране и развитом в Сунне. Цель религиозного ритуала в исламе — это личное и коллективное воспоминание о Всемогущем и Милостивом Аллахе и Его прославление, а также свидетельство верующими своей веры. Мусульманский ритуал никогда не может преследовать цели воздействовать на Аллаха так, чтобы вызвать Его из того мира в этот и принудить нарушить (изменить) установленные Им же Самим законы природы. Цель ритуала в исламе — воспоминание о Творце и оживление своей веры! Наиболее близки к исламу с этой точки зрения иудей-
120
121
ские и протестантские евангелические молитвенные собрания, где имеют место только молитва и напоминание о благодеяниях Всевышнего.
Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и привет ствует) говорил:
Ислам состоит в том, что ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Пророк Его; совершать намаз; выплачивать закят; поститься в месяц рамадан; совершить хадж, если сможешь.
В целом мусульманский ритуал представляет собой практическую реализацию этих пяти столпов ислама, а также включает в себя благочестивые ритуалы, конкретизирующие, развивающие и выражающие на языке местных традиций общие истины ислама. Он подробно описан в литературе, и мы не будем на нем останавливаться.
5.2. ТАИНСТВА И БОГОСЛУЖЕНИЯ
Здесь мы рассмотрим лишь те ритуалы, которые основаны на религиозных мифах, обращены в потусторонний мир и призывают себе оттуда сверхъестественных существ в качестве заступников — т. е. далее речь пойдет о языческих ритуалах. Эти ритуалы присущи пантеистическому мировоззрению, для которого нет никакой принципиальной разницы между языческим божеством и человеком: бог поселяется или воплощается в человеке, либо человек мистически соединяется с каким-либо богом, становясь его носителем или частью, или же сам становится богом. Идея богочеловечества или чело- векобожия лежит в основе любой пантеистической системы1.
Все языческие ритуалы основаны на мифах, воспроизводят их содержание и имеют целью возбуждение веры участников в то, что потусторонние герои мифа — боги, духи и им подобные существа — будто бы:
• реально, но невидимо присутствуют здесь и сейчас;
• будучи невидимыми, они видимым образом замещаются служителями культа, ритуальными животными и растениями, ритуальными пищей и питием, «освященными» предметами культа: образами богов и «святых» людей, амулетами, реликвиями, магическими знаками и т. п.;
1 Глобальное учение о богочеловечестве сформировалось, например, в римско-византийском христианстве.
• могут по воле или по ходатайству священников вступать в реальное общение с участниками ритуала и оказывать сверхъестественное воздействие в их пользу — как в части успокоения совести, так и в части удовлетворения бытовых нужд;
• могут воплощаться, становясь богочеловеками, или допускать до своего уровня человека, который в этом случае превращается в человекобога.
Поскольку сами боги и духи невидимы, у язычников естественным образом возникает необходимость в понятиях «таинство», «тайнодействие» — это точный перевод на русский язык греческого слова «мистерия». Мистерия, таинство — это такой ритуал, в котором, по убеждению его участников, материально видимые действия священнослужителей являются символическим отражением телесно невидимых, но реально и одновременно совершаемых действий духовных существ в параллельном мире (на «том свете»).
Так, на православной литургии преждеосвященных даров хор поет:
Ныне силы небесные с нами невидимо служат: ибо вот, входит Царь славы, вот жертва, освященная тайно, на носилках приносится. Верою и любовью приступим, да причастники жизни вечной будем1.
Молитвы священников и верующих обращены, как правило, ко многим субъектам — «силам небесным», участникам потустороннего богослужения, которые по аналогии с прошлыми мифическими событиями могут якобы вмешаться в ход нынешних событий и даже нарушить установленный Богом естественный порядок.
Священники призывают участников ритуала верить не во Всемогущего Бога, свободного от необходимости пользоваться материальными средствами, а в божество, реально присутствующее в жрецах и даже в ритуальных «священных предметах»: живописных и скульптурных образах богов, ангелов и людей, реликвиях, амулетах, особых знаках, культовой воде, вещах, бывших в пользовании «святых угодников» божества, и т. п.
Они призывают верить в то, что совершаемый ими ритуал является реальным «отображением» ритуала, параллель-
1 Служебник. Ч. 2. С. 449 (текст цитируется в адаптированном виде).
122
123
но происходящего в потустороннем мире, и ключом к двери в сам потусторонний мир. Опишем как эта схема выглядела в школе неоплатоников.
От божества исходит свет, падающий в первую очередь на обитателей Небес: ангелов, «святых угодников» из числа умерших людей и т. д. Наиболее «святые» люди на земле, т. е. жрецы, монахи, аскеты и т. п., духовно видят происходящее на Небесах и могут изобразить здесь в символических ритуальных действиях происходящее там.
Отсюда появились такие богословские понятия как небесный «первообраз» (по-гречески: «типос»), прототип, и его земное «отображение» (по-гречески: «антитипос»). Поэтому богослужение воспринимается уже не как обряд воспоминания, а как тень-отображение поступков богов и прочих существ, якобы реально и параллельно действующих в небесном мире. Например, в самый важный момент православной литургии священники и хор поют: «Тайно изображая собой херувимов <...> всякое ныне житейское отложим попечение». «Святые» города и целые страны — это тоже отображение своих «небесных» первообразов: «небесного Египта», «небесного Вавилона», «небесного Иерусалима», «небесного Кремля», «святой Руси» и т. п.
Тайнодейственность, величавость, эпичность, архаичность — все эти средства нужны для того, чтобы эмоционально убедить участников ритуала в эпифании или в теофании — в реальном присутствии или в воплощении невидимых богов и духов в ритуальных заменах, а равно и в возможности верующего причаститься их божественной природы или хотя бы сверхъестественной энергии.
Ритуал и его совершители
Первой особенностью языческих ритуалов является то, что их совершители — профессиональные служители культа — являются посредниками между человеком и иным миром и без них недопустимо совершать культ ни при каких обстоя тельствах!. Ни одного из языческих богов человечество никогда не видело — несмотря на их такую, казалось бы, феноменальную доступность. Эти боги всегда «действуют» исключительно через своих представителей — посредников, которым для вящей убедительности приходится как-то имитировать невидимое «божественное присутствие». Так рождается идея
замещения божества в пантеистическом богослужении его служителем-посредником и «освященными» предметами культа. Священник сам изображает собой бога в символических ритуальных действиях, надевая соответствующие облачения и зачитывая присущие моменту тексты.
В Древнем Египте, где ежегодно велись записи о времени и границах разлива Нила и все было заранее известно, фараон тем не менее каждый год совершал обряд приношения жертв этой великой реке как раз перед тем, как она должна была разлиться. К жертвоприношениям присовокуплялся весьма характерный документ — приказ фараона Нилу разлиться. Тем самым, фараон приобретал в глазах темного населения, во-первых, имидж священника, посредника с Небесами, способного на великие чудеса, а во-вторых — имидж спасителя народа от засухи. Естественно, что в глазах обывателей и сама вода приобретала чудодейственные свойства.
Новообращенный прежде всего получает крещение, которое смывает с его души и тела всякие скверны. Святая вода Нила делает его тем, чем она делает всякого умершего египтянина, который подвергся этому обряду, — равным Осирису: подобно богу, он умер для земных дел, но возрождается для загробной жизни1.
Христианские апологеты II века противопоставляли омовению водой Нила в таинствах Исиды омовение (по-русски почему-то: «крещение») водой израильской реки Иордан, которая, по их мнению, обладала более чудодейственной силой: «Тщетно думаешь ты, что вода, которую ты чтишь, может спасти тебя. Иная вода дает людям возрождение и обновление»2.
Приведем теперь текст молитвы, которая читается сегодня православными священниками с целью подчинения им водной стихии:
Ибо ты (т. е. Иисус Христос. — А. П.), бог наш, на землю явился и с человеками жил. Ты воды Иордана освятил, с Небес ниспослав святого твоего духа, и главы гнездящихся там змеев сокрушил. Так при-иди и ныне, о человеколюбивый царь, и наитием святого твоего духа освяти эту воду. И дай ей благодать избавления, благословения Иордана: претвори ее в источник нетления, дар освящения, грехов отпущение, недугов исцеление, демонов полную погибель; исполни ее ангельской силы и сделай ее неприступной для врагов. Пусть убегут от нее
1 Морэ А. С. 148 - 149.
2 Цит. по: Там же. С. 149.
124
125
препятствующие созданию твоему: ибо имя твое, господи, призвал дивное и славное и страшное для врагов1.
Анализ приведенного ритуального текста со всей очевидностью показывает следующее. Сначала утверждается главный догмат христианства, согласно которому Иисус [да благословит его Аллах) является богом, а затем поясняется, для чего этот догмат был придуман. Как и во всех пантеистических ритуалах, за основу берется некое первоначальное мифическое событие, — в данном случае — история священного омовения пророка Иисуса пророком Иоанном2 [мир им) в реке Иордан, описанная во всех Евангелиях3. Поскольку человек Иисус провозглашается богом, то омовение его человеческого тела приводит к чуду: от соприкосновения с телом богочеловека воды реки «освятились» настолько, что погибли даже обитавшие в них змеи (возможно, имеются в виду черти).
Далее утверждается, что через совершаемый культ священник будто бы может чудесным образом перенести действенность того события на сегодняшнюю обычную воду, так что она получит силу нарушать (изменять) установленные Всемогущим и Всеведущим Творцом законы бытия: давать нетление тленным вещам, исцелять болезни без устранения их причин и телесного вмешательства, уничтожать демонов и других врагов и даже отпускать грехи!
Причем священник обращается с просьбой совершить эти сверхъестественные деяния не непосредственно к Законодателю бытия, а к Его «сотоварищу» — «воплощенному сыну», и более того — просит этого «воплощенного сына» не самому совершить чудо, а наделить не просто чудодейственными, а, по сути, всемогущими свойствами слепую материальную стихию — воду. Божество должно как бы войти в материальный состав самой воды и передать ей свои собственные свойства. Интерес священника тут понятен: этой стихией далее
1 Пер. на русский язык наш.
2 По-арамейски: «Иохананом» («благодать Иеговы»), по-арабски:
«Яхьей».
3 Грече
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!