Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-05-07 | 124 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Миф — это плод человеческого творчества, это реальный посюсторонний человеческий опыт, художественно отраженный в заведомо вымышленных, ярких, аллегорических образах, символах и метафорах. В мифе нет и не может быть ничего потустороннего! Внешнюю загадочность мифа несведущий человек часто принимает за мистику, но тот смысл, что хранится за внешней оболочкой мифа, рационален и рукотворен. Более того, при всей кажущейся иррациональности всякий миф создан по земным законам, и по ним же законам можно расшифровать любые его символы и ясно пересказать их содержание.
В прошлом мифотворчество относили к исключительной компетенции жреческой касты. На глазах изумленной толпы священники воспаряли в воздух, подобно современному американскому иллюзионисту Дэвиду Копперфильду, повелевали Нилу разлиться, дождю идти или прекратиться, ико-нам светиться или плакать, крестам летать по небу, а трупам вышагивать по улицам. «Подвижники», причисленные грешными священниками к лику святых, переносились по воздуху верхом на черте в другие страны, часами слонялись по го-роду, держа в руках свою голову, отрубленную «врагами народа». И даже одни только сомнения в этих чудесах приравнивались к государственным преступлениям и карались ж естокой смертью на протяжении свыше 1000 лет европей-ской истории. И когда в нынешней России министры и депу-таты вместе со служителями культа всерьез обсуждают, не содержат ли ИНН (индивидуальные налоговые номера) в на-логовых декларациях сатанинские символы и число 666, ос-тается только дивиться, почему российская прокуратура еще не взялась за расследование дел о «порче», «сглазе» и т. п. химерах?
|
73
Зададимся вопросом: почему политической власти всегда было выгодно поддерживать веру в разнообразные мифы и мифические чудеса, равно как и хранившую их жреческую касту? Причина проста: жрецы выполняли роль профессиональных имиджмейкеров власти, их главной задачей было создание в глазах простого народа имиджа правителей как «помазанников Небес», поскольку там, где «помазанник Небес», там и «священное государство»: «Небесный Египет», «Небесный Вавилон», «Поднебесная империя», «Небесный Иерусалим», «Священная Римская империя», «Святая Русь» и т. д. Правда, жизнь общества и отдельной личности в этих «священных государствах», возглавляемых «богоносными» диктаторами, не становилась лучше вне зависимости от исторической эпохи — наоборот, недоумки, оказавшиеся у власти по наследованию, сами порождали цепь дворцовых переворотов и общую нестабильность, а их режимы подавляли свободу личности, свободу мысли и творчества, на долгие века тормозили развитие науки и искусств, обрекали поколения людей на нищету, бесправие, безнадежность.
Веками правящие политические режимы прибегали к услугам жрецов, чтобы избежать неминуемой ответственности перед народом за свои ошибки, не говоря уже о преступлениях, и тем самым предотвратить свою замену на более профессиональных руководителей. Достаточно вспомнить яркие примеры из российской истории: царь Василий Шуйский причислил к «лику святых» эпилептика царевича Димитрия, дабы не допустить посажения на трон более талантливых, нежели он сам (т. е. Василий Шуйский), конкурентов с имиджем «чудесно спасшегося» царевича, а царь Николай II повелел зачислить в пантеон «святых» аскета Серафима Саровского, который будто бы напророчил ему счастливую вторую половину царствования.
Однако сегодня видеокамеры проникли в пустыни и пещеры, где раньше обывателям мерещились злокозненные духи, наука открыла физическую природу многих «чудес», с помощью которых формировался имидж того или иного вождя, суеверия оказались на обочине общественной жизни. Средневековая иррациональная вера в чудесные знамения питалась массовой неграмотностью, ныне же, в условиях всеобщего образования, она перестала давать позитивный результат, значимый для общественного большинства. Жрецы сохранили свой статус только как исполнители официально-
|
го ритуала, а в качестве имиджмейкеров современной власти они пользуются доверием лишь у невлиятельного контингента суеверных граждан.
Созданием мифов, способных изменить государственный строй, обрушить правительство, привести к власти новых лидеров, стали заниматься светские профессионалы, вооруженные познаниями в социологии, психологии, политологии, рекламе. Церковь, огорченная собственным бессилием, проклинает научно-технический прогресс, вздыхая о «золотом веке» всеобщей неграмотности, когда с помощью немудреного обещания отправить после смерти либо в рай, либо в геенну огненную можно было заставить толпу отказаться от праведного гнева на оскотинившихся «богоносных» правителей. В последние десятилетия бурное развитие получило современное мифотворчество — торговая и политическая реклама, в том числе политическое имиджмейкерство. Появился новый культ — современные избирательные технологии, способные за несколько месяцев придать никому не известной личности публичный имидж «спасителя Отечества». Это изменение общественных ролей обозначило к концу века острую потребность в качественно новом, рациональном, научном осмыслении самого процесса мифотворчества, его связи с религией и политикой.
Например, когда в местечке Фатима или в Черных горах бывшей Югославии несколько детей-католиков слышат свыше как бы некое откровение, которое остается недоступным окружающим, а миллионы верующих доверчиво внимают этим детям — это сфера религии. Но если дети начинают заявлять, что Дева Мария вручит Россию под попечительство Римского папы, а правительство государства Ватикан подхватывает такое «откровение», то речь идет уже о политическом мифотворчестве, и в принципе даже не важно — действительно ли эти дети что-то слышали или нет и какова физическая и медицинская природа данного явления. Просто определенные силы общества хотят добиться заданного политического результата, для чего по старинке отрабатывают посильные для себя средневековые технологии, в основе которых всегда лежит несложная идеологема: «Небеса открыли посредством чуда, недоступного разуму, что такой-то политик является "богопомазанным" и потому нужно поддержать во власти и его самого, и его планы осчастливливания такого-то народа». Так в средние века выгля-
|
75
74
дела общая схема возбуждения массовой веры в чудо и в «богоносность» тех, на кого это чудо укажет.
Нынешние российские идеологи стараются подражать коллегам-католикам и по тем же технологиям пытаются воссоздать средневековую мифологию и ритуалы, только византийского образца: вместо патриарха Древнего Рима предлагается патриарх «Третьего Рима». Православную церковь вновь стремятся наделить функциями имиджмейкер-ского института, призванного «от имени Небес» легитимизировать передел собственности 90-х годов XX века, а заодно и освятить давший на это «добро» политический режим. Человек как свободная творческая личность, как наместник Аллаха на земле, сотворенный для владычества над миром, занимающий активную жизненную позицию, этих идеологов не интересует. Поэтому вновь и вновь воссоздается церковный миф о человеке как о «грешнике по природе от Адама», «черве дрожащем» и «псе смердящем»1, униженно вымаливающем у особо приближенных к божеству его «угодников» и церковных фаворитов всевозможные чудеса, призванные компенсировать провалы государства в социальной сфере. Собственная социальная активность человека как бы отделяется от него, объявляется для него «греховной», выносится в массовом сознании за пределы этого мира и фокусируется в собирательном образе «Санта-Клауса», которого нужно слезно умолять, не забывая об отчислениях на нужды жрецов.
Таким образом, во все эпохи в большинстве государств, где не было теократии, созданной по законам Творца, религиозное мифотворчество стимулировалось политиками и создавалось по следующей схеме.
Политическая власть хотела быть безответственной и безотчетной перед народом, для этого ей был нужен имидж «богоносности», который бы избавлял от необходимости отчета за свои дела и от возможных перевыборов. Правители давали социальный заказ священникам, и те, прибегая к культу и проповеди, провозглашали власть «ниспосланной свыше», «угодной Богу», «помазанной свыше на царство» и т. п. Народу говорили, что, если кто с этим не согласен, он — еретик и ему уготован вечный ад в будущем и мучительная казнь в настоящем. Здесь власть и жрецы быстро находили общий язык:
|
весьма характерно, что православная церковь ввела даже специальную анафему за неверие в то, что на царя через ритуал помазания на царство нисходит свыше благодать. Вплоть до конца XVIII века государство сжигало в деревянной клетке всех, кто подпадал под эту анафему (после отмены в 1740 году смертной казни осужденный передавался монахам для поса-жения в земляную яму на цепь — «до раскаяния»).
С 1722 по 1917 год все священники православной церкви России были обязаны доносить в полицию об оппозиционных настроениях, выявленных на «тайной» исповеди, а государство, в свою очередь, карало за «неисполнение гражданином христианского долга»1 — т. е. неявку на эту самую тайную исповедь. С 1721 года все епископы приносили присягу «на верность государеву интересу». Большевики, вначале отменив этот порядок, с 1922 года вернулись к той же схеме, правда, неофициально и применительно только к верующим.
Для поддержания в массах такой веры, которая очевидным образом контрастировала с реальным положением вещей, народ держался в неграмотности, а жрецами создавались всевозможные фантастические мифы («сакральные мыльные сериалы»), которые должны были убедить население в правдоподобности вечной кары за ослушание правителя и жрецов.
Сам социальный заказ — обожествление в глазах непросвещенных граждан таких же земных людей, но занимавших пост правителей — диктовал исключительно языческий подход к религиозным вопросам; истинная же религия, как известно, не допускает обожествления человека ни под каким видом.
Поэтому созданные язычниками мифы представляют собой лишь историю человеческого греха в представлениях о Божественном, художественную летопись ширка. Главным заказчиком религиозных мифов всегда была политическая власть, кровно заинтересованная в эксплуатации суеверий, присущих большинству населения. Профессиональным же исполнителем политического заказа, не менее заинтересованным в результате, т. е. главным мифотворцем, была и остается жреческая каста.
1 Цитаты почерпнуты из обязательных ежедневных молитв православного верующего.
1 Термины почерпнуты из уголовного законодательства Российской империи.
76
77
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!