Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-05-07 | 111 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В периоды бедствий, когда простому человеку трудно полагаться на свои силы, большинству людей и целым народам присущи ожидания некоего легендарного, мифического «спасителя народа», героя, сверхчеловека, который поможет победить врага, освободиться из плена, который возвеличит свой народ, накормит, напоит и оденет всех нуждающихся. Разумеется, эти чаяния находили свое отражение в народных сказаниях, которые часто превращались в религиозные мифы, и слушатели начинали верить в желаемое как в потустороннюю реальность, которая может воплотиться в этой жизни. Впрочем, и сегодня в популярных фантастических фильмах мы видим тех же героев: Бэтмена, Конана, Терминатора и иже с ними, объединенных единым названием «супермен», или по-русски — «сверхчеловек».
Общим для всех эпох и цивилизаций в понятии «спаситель» было то, что в народных представлениях акцент делался всегда на вполне конкретных и материальных потребностях: спасении от беды, голода, разрухи, болезней и т. п.
Всемирно распространенный миф о герое, например, всегда описывает могучего человека или богочеловека, побеждающего зло в любых его проявлениях: в виде драконов, змей, чудовищ, демонов и т. д., и спасающего людей от разрушений и гибели1.
Коран раскрывает, как через пророка Моисея (мир ему) Бог призвал иудеев войти в Землю обетованную, не страшась врагов. Но иудеи не поверили Создателю и испугались вели-корослых противников, предложив Моисею одолеть их вдвоем с Господом. Моисей ответил, что он Господу не «повелитель» и не «сотоварищ» и, кроме брата, никого не властен
1 Юнг К.-Г. Человек и его символы. С. 76 — 77.
взять с собой. Тем самым, он отказался от роли «спасителя» в языческом понимании, т. е. от совершения спасительных подвигов супермена вроде «сына божия» Геракла. Всевышний передал через Моисея людям, что избранный народ легко победил бы любых врагов, если бы только имел веру в слова Господа. За проявленное неверие Бог и наказал «избранный» народ 40-летним скитанием по пустыне.
|
Тем самым, Коран показывает, что спасение — не от Моисея, не от какого-либо другого человека, а только от
Всевышнего, Который и есть подлинный и единственный
Спаситель и отдельно взятого человека, и каждого народа, и человечества в целом.
Пророк Иисус (мир ему) также постоянно и многократно подчеркивал, что он исполняет только волю Отца небесного.
<,„> не моя воля, но Твоя да будет (Библия, Лк. 22: 42),
и совершает всё только по Его прямому указанию:
<...> Сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и сын творит также. Ибо Отец любит сына и показывает ему всё, что творит Сам (Библия, Ин 5-10 - 20).
Даже апостол Павел ясно обозначил подчиненность Ии-суса Творцу:
<...> всякому мужу глава Христос; жене глава — муж; а Христу глава - Бог (1 Кор. 11: 3).
Пантеистическое сознание наделяет свойствами спасать других людей иного субъекта по отношению к Творцу бытия, который самостоятельно осуществляет план спасения дру-гих, Язычнику, полностью поглощенному верой в мифоло-гию, трудно возвыситься до понятия абсолютной свободы, т.е. Всемогущества Творца. Поскольку язычник с легкостью обожествляет не только людей, но и представителей фауны и флоры, то образ спасителя без труда наделяется им «бо-жественными» чертами: человек становится «сотоварищем» Аллаха. Понятие «Единственный Всемогущий Бог» подменяется понятием «божественное семейство», членам которого свойственны различные эмоции, страдания, любовь к угодничеству, борьба друг с другом и т. п., т. е. вполне чело-веческие черты поведения.
150
151
До оформления единой христианской мифологии эти многочисленные боги сражались между собой за первенство, хитрили, обманывали, распутничали, убивали, воскресали и воскрешали, рождали от земных дев сынов божиих --богочеловеков, которые, используя свою «божественную половину», совершали героические подвиги.
|
С пришествием государственного христианства в Европе на целые века утвердился такой мифический сюжет: Бог творит Свое лучшее создание — человека, чтобы тот жил в райском блаженстве. Однако Создатель оказывается не в силах реализовать Свой собственный план, уступив в споре о человеке сотворенному Им же дьяволу. После поражения в споре и отпадения от Него человека со всеми его потомками, Всемогущему Создателю приходится реализовывать Свои планы совсем уж по подобию человека (причем не самого праведного): родить от земной девы Себе «сына», отдать его на растерзание злодеям, затем телесно воскресить его и вознести к Себе же — и все это только для того, чтобы дать Самому Себе право отпускать остальным людям их грехи! Собственно, после истории с Иисусом других изменений в жизни человечества на земле не наступило: те же войны, зверства, хищения, истязания, обман, материализм.
Конечно, для людей, верующих в Единственного и потому Всемогущего Бога, такие мифологические построения являются, мягко говоря, излишними, ибо в Откровении Всевышнего сказано очень ясно:
[Господнему величию] Аллаха Не подобает сына брать Себе. Хвала Ему!
Когда задумано творенье Им, Он молвит: «Будь!» — и есть оно. (Коран 19: 35)
Кому и зачем необходимо культивирование в общественном сознании языческого образа «спасителя народа»?
Образ такого «спасителя» — доброго пастуха, пастыря, который собирает свое стадо, охраняет его от хищников, обеспечивает кормом — родился в Древнем Египте в народной среде. Этот образ стал символическим, мифическим, и тогда египетские фараоны и жрецы провели важную имидж-мейкерскую акцию: стремясь к тому, чтобы царь и «спаситель народа» воспринимались подданными как одно лицо,
152
посох «доброго пастыря» был объявлен официальным знаком царской власти. А для вящей убедительности жрецы стали провозглашать земного правителя просто «богом».
В царствах Междуречья образ «спасителя народа» обрел более воинственный характер:
На рельефах Персеполя и на многочисленных [ахеменидских] печатях встречается как бы удвоенное изображение: в кольце, символизирующем целокупность мира, пребывает Ахура-Мазда с простертой в жесте всемогущества десницей. Ниже — царь царей [Дарий], также в мировом круге, иконографически идентичный Ахура-Мазде, простирает в подобном Богу жесте свою правую руку1. <...> сущность данного символа: «земной царь — образ верховного Бога» <...> однако идентичность изображения была призвана <...> свести два образа в одно лицо, не сливая, но всецело уподобляя человеческую природу природе божественной2.
|
В зороастризме спаситель мира («Саошйант») выступает скорее как сверхчеловек, верховный воин — победитель всемирного онтологического (в том числе воплощенного) зла, т. е. ассоциируется с военно-аристократической элитой, подчиняющей себе жреческую.
Зороастр предчувствовал, что конец мира неизбежен, и именно ему Ахура-Мазда поручил возвестить Истину и поднять людей на решающее сражение. <...> Зороастр учил, что после него придет Саошйант — «пра-ведный человек благого происхождения». <...> Он и поведет людей в последний бой против зла. Последователи Зороастра <...> верили, что Саошйант родится от семени пророка, чудесным образом сохраняющегося в глубине вод одного озера. <...> Когда приблизится конец времен, в нем искупается девушка и зачнет от пророка. В назначенный срок она родит сына по имени Астват-Эрета («Воплощающий праведность, истину»). <...> Несмотря на свое чудесное зачатие, грядущий спаситель мира будет человеком, сыном людей. <...> Саошйанту будет сопутствовать <...> Божественная благодать. <...>
Подобно тому как в представлении о грядущем спасителе появлялись элементы чуда, так же и личность самого пророка с течением времени все более и более возвеличивалась. В текстах «Младшей Авесты» Зороастр никогда не обожествлялся, но превозносился как «первый священнослужитель <...> владыка и судья мира» (Яшт 13, 89, 91), как тот, при рождении которого «возрадовались воды и растения <...> и все существа благого творения» (Яшт 13, 99)3.
1 Этот жест был перенят затем римлянами, а в XX веке стал исполь
зоваться в нацистской Германии, что сильно дискредитировало его в обще
ственном сознании.
|
2 Религии Древнего Востока. С. 76.
3 Боше М. С. 56 - 57.
153
Различие монотеистического и пантеистического мировоззрений в том, что верующий в Единого и Всемогущего Бога верит в Его милость, называя Его Милостивым и Милосердным. Аллах спасает людей не только для вечной жизни, Он может сохранить человека от бедствий и в этой временной жизни, если это необходимо, чтобы человек сделал правильный окончательный выбор. Аллах направляет к людям со специальной миссией своих посланников, но спасение исходит только и исключительно от Самого Аллаха, и все посланники всегда свидетельствовали об этом. Согласно пророку Исаии,
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий. <...> Он будет веселиться пред Тобою, <...> как радуются при разделе добычи. <...> Ибо младенец родился нам; сын дан нам. <...>
Умножению владычества его и мира нет предела. <.,.>
Ревность Господа Саваофа сделает это. (Библия, Ис. 9:2-7)
Даже и в отредактированных текстах Евангелий пророк Иисус (мир ему) на вопрос своих учеников: «Кто же может спастись?» отвечает:
<...> человекам это невозможно, Богу же все возможно! (Библия, Мф. 19: 25)
Спасение от бед дается только Всевышним и только в случае очищения людей от греха и порока, ставших причиной этих бед. Как мы уже писали выше, само имя Иисус, по-арамейски «Иошуа», означает: «Иегова спасает». Таким образом, для монотеистов очевидна истина: есть только один Спаситель — Сам Всемогущий Бог. Но земным орудием спасения может быть посланник Аллаха, точно исполняющий Его волю и полностью предающий себя Богу. Его миссия — это научение Истине и увещевание от зла, которое является первопричиной всех земных бедствий:
О люди Книги!
От Нас пришел посланник к вам,
Чтоб разъяснить вам [истину Господню],
Чтоб не сказали вы: не приходили к нам
Ни вестник доброго, ни увещатель [от дурного].
Теперь пришел к вам благовестник И увещатель [против злого]. Поистине, Бог властен надо всем! (Коран 5: 19)
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!