Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-05-07 | 146 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Между Всемогущим Богом и человеком (обществом, народом) пролегает прямой путь, без мифов, культов и жреческой касты. Это понятие составляет сущность Единобожия и религии ислама как его высшего выражения. Ежедневно и многократно каждый мусульманин просит своего Создателя о том, чтобы Тот помог ему идти «путем прямым» (см.: Коран, сура 1 «Открывающая»), т. е. без уклонений в образопо-клонство, в кощунственные представления о своем Творце, в угождение низшему, в ущерб высшему.
Однако в реальной жизни люди в подавляющем своем большинстве не имеют ни возможности постичь все истины Откровения и премудрости богословия, ни личной решимости пожертвовать всем (как, например, Авраам) ради исполнения неведомой им воли Аллаха. Поэтому Творец по Своей милости и не вступает в прямые отношения с большинством людей — ведь если после прямого обращения Всемогущего Творца к человеку тот не сможет отказаться от своих пристрастий и целиком посвятить себя Богу, как это сделали праведные Авраам, Моисей и Мухаммад (мир им всем), то он окажется явным богоотступником и погибнет навеки, как получивший Откровение и отвергший его.
Тем не менее люди, даже уклонясь от истины, в душе ищут свое вечное предназначение и обращаются с мольбой к Богу. Чтобы не сбиться с прямого пути к Создателю, они нуждаются в персональной духовной помощи от других людей, которые имеют на это полномочия от Всевышнего. Поэтому в каждый момент истории Аллах по Своей милости и по просьбе ищущих к Нему прямой путь предоставляет каждому человеку возможность получить от Него искомую помощь при посредничестве избранных Им пророков, посланников, наставников, учителей, шейхов. Тем самым Со-
|
здатель вступает во взаимоотношения с человечеством через Своих представителей — посредников. Если миссия передачи Послания Всевышнего ко всему человечеству доверяется только пророку или посланнику, то наставническая миссия дается также и его духовным преемникам, через которых Всевышний помогает людям уяснить, как применить общее Откровение к жизни каждой отдельной и самобытной личности, как сделать свой личный путь прямым.
Кому Аллах указывает путь, Тот следует прямой стезею, Кого блуждать Он оставляет, Тому не отыскать себе
Ни покровителя и ни наставника1 [по жизни].
(Коран 18: 17)
Существует неверное понимание этих слов Всевышнего в том смысле, что наставником может быть каждый ученый мусульманин и что верующий сам может подбирать себе таких наставников. Первая, логическая, ошибка такого понимания в том, что человек де-факто ставит себя выше наставников, поскольку допускает самостоятельный выбор того, кто ему нравится. Само наличие такого произвольного выбора лишает человека объективной защиты от его же субъективизма, от следования собственным пристрастиям, своей «самости» («нафсу»), от стремления к комфортности вместо истинности. В итоге «наставником» такого человека станет не тот, кто свидетельствует Истину по воле Аллаха, а его собственное себялюбие.
Вторая, богословская, ошибка такого понимания состоит в том, что человек анализирует только прямое содержание самой фразы, но упускает из виду тот факт, что эти слова являются не человеческим мнением, а волеизъявлением Всемогущего Аллаха, Его заповедью, обязательной для всех людей. Поэтому во избежание указанных ошибок, перед тем как сделать вывод, следует рассмотреть оба положения в совокупности:
1) того, кто не ищет прямого пути, Господь лишает возможности обрести себе наставника;
2) Аллах повелевает каждому человеку, без исключения, искать прямой путь.
1 По-арабски: «муршид».
100
101
Вывод из этих двух посылок очевиден: Творец обещает Свою помощь каждому ищущему прямой путь, т. е. этот человек рано или поздно, но непременно обретет себе наставника по воле Всевышнего!. Из этого вывода очевидным образом следует, что речь идет не об обычном учительстве, а о духовном наставничестве, от которого зависит вечная жизнь человека, и поэтому по милости Творца наставники у людей будут всегда, пока они сами ищут Истину.
|
Тем самым, приведенный айат Корана говорит, что отсутствие или наличие наставника в движении по прямому пути является не только результатом волеизъявления человека, но и результатом волеизъявления Самого Всемогущего Творца! А отсюда неизбежно следует, что речь идет не об академических знаниях и эрудиции наставника, не о количестве у него богословских дипломов, а о том, что человек может стать наставником других людей только по прямой воле Самого Аллаха, для Которого важна не внешность, не дипломы и ученые степени человека, а чистота его сердца.
Аллах не смотрит на ваши тела и внешний вид, Он смотрит в ваши сердца1. В чем же отличие наставника (муршида) от посланников и пророков? Пророки и посланники — это посредники Аллаха в Его отношениях с человечеством, имеющие четко очерченные границы своей миссии: глашатаи воли Всевышнего и одновременно живой пример для подражания, учителя, наставники, толкователи Божественного закона. Коран не допускает возможности придания пророку или посланнику функций божества — «сотоварища Аллаха»: посланники и пророки (мир им всем) имели миссию передать Послание Всевышнего человечеству, и, кроме этого, они сами были живыми свидетельствами и гарантами того, что это Послание — от Бога. Пророк — это живой объективный критерий правильного понимания Откровения и следования ему.
В последнем Откровении Всевышнего образцом веры называется праведный ханиф Авраам2 (мир ему), особо почи-
1 Это изречение Пророка Мухаммада сберегли для потомков ал-Буха-
ри и Муслим, наиболее авторитетные собиратели такого рода высказы
ваний.
2 В арабском чтении: Ибрахим, на арамейском диалекте без огласо
вок — Абрахам.
102
таемый также иудеями и иудеохристианами. Более полно известно о качествах последнего Пророка и Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который ныне является примером для всех верующих.
|
Однако посланники и пророки смертны, как и все люди, функции же истолкования Божественного закона применительно к проблемам текущей жизни, а тем более — к индивидуальной жизни, могут принадлежать только живущим людям. Да и сам образ Пророка Мухаммада как вечный образец для подражания должен обязательно дополняться персональным наставничеством, без чего легко впасть в заблуждение. Поэтому миссия наставника — это продолжение миссии пророков и посланников в части разъяснения Божественных посланий и законов для каждой отдельной человеческой личности.
А отсюда, в свою очередь, неизбежно следует, что должен быть объективный знак волеизъявления Аллаха относительно личности наставника! Ибо дар наставника в этом отношении аналогичен дару посланников и пророков, избираемых Самим Всевышним, т. е. и наставники, и пророки, и посланники — орудия исполнения Его воли, имеющие несколько разные поручения от Вседержителя.
Преемственность пророку в духовном наставничестве может быть:
1) либо организованной — это традиция подготовки учеников (мюридов) к тому, чтобы Сам Аллах избрал из них наиболее достойного и дал ему затем дар наставника (муршида):
Воистину, Аллах поднимает тех из вас, кто уверовал и кому даны знания, на высокие ступени.
(Коран 58: 11)
Преемственность учителей в исламе — это преемственность самой духовной традиции, т. е. использование накопленного веками молитвенного опыта и соблюдение норм Божественного закона. В суфизме1 существует преемственность соблюдения такой традиции со времени Пророка Мухаммада (мир ему). Преемник умершего учителя определя-
1 Речь идет о тарикатах, не выходящих за рамки принципов Единобожия, так как и в прошлом, и сегодня было и есть немало людей, увлеченных неоплатонизмом и пребывающих в пантеистических заблуждениях, а также и явных лжесуфиев.
103
ется по признакам верности непрерывно сохраняемой традиции, а не по внешним признакам (подобно количеству участников процедуры назначения или количеству проголосовавших за избрание). Воля Аллаха устанавливается отнюдь не плебисцитом, ибо пророки, подчас в одиночку, противостояли всему окружающему миру и были правы, ибо их вел Всемогущий и Всезнающий Творец. Так было и с Иисусом Христом (мир ему), которому противостоял весь высший орган духовной и светской власти Израиля — синедрион, приговоривший этого пророка к смерти;1
|
2) либо неорганизованной, когда верующий ищет себе духовной помощи вне традиции, рассчитывая на прямое участие Аллаха, но не будучи готовым к прямой встрече с Ним. Поиск учителя без опоры на традицию — это плавание в открытом море без компаса и карты. Конечно, Аллах милостив, но Он для того и дал человеку разум, чтобы тот сам прилагал усилия к учению, а учение — это постижение опыта миллионов верующих через общение ученика с учителем, получившим на это полномочия от Всевышнего.
К учителю верующий приходит только добровольно, какой бы статус в обществе он (т. е. верующий) ни имел, и слово наставника принимается тоже по доброй воле ученика. Поэтому
никакой муж, верующий в Аллаха и в Судный день, не может быть имамом общины без согласия самой общины!
1 В отличие от ислама, христианское учение об «апостольской преемственности» всех священнослужителей церкви опирается не на понятие преемственности духовной традиции, а на внешние признаки поставления на должность, что никак не гарантирует от модернизации, реформаторства и прочих изменений первоначальной практики. Это учение зиждется на вере в то, что со времен апостолов Иисуса Христа [мир ему) каждый новый высший священнослужитель — епископ — посвящался в свое звание не менее чем тремя епископами, имевшими такое же «правильное» посвящение. При этом решение об избрании нового высшего священнослужителя принималось арифметическим большинством голосов на соборе или синоде. Невозможно установить, насколько это правило, введенное в IV веке н. э., соблюдалось в первые три века христианства, существовавшего в условиях гонений. Кроме того, и в средние века случались разные коллизии, когда, например, на римской кафедре одновременно были три папы, или когда один из пап оказался «мамой», т. е. женщиной, что установили только после смерти этого первоиерарха.
Это изречение пророка Мухаммада [мир ему и благословение Всевышнего) исключает возможность легитимного создания в рамках ислама как жреческой касты, так и политической деспотии; и если они возникают, то причиной этого является отход от Корана и Сунны, а нередко — и отпадение от монотеизма вообще. В реальности мы можем видеть весьма пеструю картину функционирования некоторых религиозных общин, включая и постановку политической властью «мусульманских священнослужителей» с жестким подчинением верующих этим назначенцам1.
|
4.2. «СОТОВАРИЩИ» ТВОРЦА
Могут ли люди наделять сами себя правом быть последней инстанцией в понимании воли Всевышнего Творца — Его знамений, откровений и посланий? Могут ли одни люди наделять этим правом других людей, не имеющих, как и они сами, несомненного призвания Творца? Может ли арифметическое большинство на общих собраниях (например, на христианских соборах) привносить какое-либо новое качество в понимание воли Всевышнего? Тем более что истинной целью таких нововведений обычно является достижение социального и психологического комфорта.
Для того чтобы неофиту обрести себе на Олимпе более «удобного бога», ему необходимо заиметь и земного посредника в отношениях с этим божеством — священнослужителя, который будет предохранять от неприятных неожиданностей в общении со своим небесным начальником. Таким образом, жрецы, священники и иные «сотоварищи Бога» необходимы людям для того, чтобы добиваться нужного результата без риска «заполучения» неприятностей по итогам прямого общения со Всевышним, т. е. не подвергая принципиальным нравственным изменениям собственную жизнь.
Воистину, Аллах не изменяет положения людей, Пока они не изменятся внутри себя.
(Коран 13: 11)
1 Исторически суфийские тарикаты часто оказывались в духовной оппозиции правящему режиму именно вследствие сохранения ими чистоты учения ислама в части добровольности избрания себе наставников. Более того, и сегодня подлинные тарикаты продолжают блюсти чистоту ислама.
104
105
Для общения с людьми творцу не нужны какие-либо представители: помощники, советники или посредники со сто роны человека — Он Всеведущ и Всемогущ, поэтому Ему известны не только любая просьба и обращение всякого человека, но и каждое его тайное желание. Если Аллах по Своей милости посчитает необходимым и полезным что-либо дать человеку, то Он сделает это как всесильный Владыка, если же Он сочтет это ненужным или вредным, то не сделает. Поэтому для того, чтобы по собственной воле стать посредником в общении людей с Творцом, т. е. иметь возможность побуждать Аллаха принимать или изменять Его решения о судьбах других людей, человеку следовало бы знать о состоянии душ и о делах других людей больше, чем знает Сам Всеведущий Творец}. Претендуя на такое положение, человек заявляет о претензиях быть «сотоварищем» (соучастником, компаньоном) Всемогущего и Всеведущего Бога в Его общении с человечеством.
Пророк Исаия, наблюдавший, как в нарушение заповедей Господа народ Израиля участвовал в языческих мистериях — якобы с целью «богопознания», с горечью вопрошал окружающих: разве может человек по собственной воле проникнуть в разум своего Всемогущего Создателя и «помочь» Ему в определении судеб других людей и народов?
Скажет ли глина горшечнику: «Что ты делаешь?» <...>
(Библия, Ис. 45: 9)
Кто уразумел дух Господа,
и был советником у Него и учил Его?
С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды,
и учит Его знанию,
и указывает Ему путь мудрости? <...>
Разве ты не знаешь <...> что вечный, Господь Бог,
сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?
Разум Его неисследим.
(Библия, Ис. 40: 13 - 15, 28)
Попытка присвоить себе полномочия стать посредником со стороны человечества в отношениях с Аллахом, т. е. попытка заявить о своем равенстве, сотовариществе, компаньонстве со Всемогущим и Единственным Творцом мироздания,
именуется арабским словом «ширк». Поэтому в религии Единобожия, последним и совершенным выражением которой является ислам, нет и не может быть никаких профессиональных «служителей Бога». Избрание с опорой на человеческие суждения священника — это подмена прямого и личного избрания Богом пророка, посланника или наставника!
И именно вера в то, что нет богов, кроме Единственного Бога, предохраняет человечество от тьмы заблуждений, когда люди приписывают Ему свои собственные желания и свои представления, выдавая их за волю Всемогущего. В исламе каждый мусульманин обращается к Богу сам, и только Всезнающий Аллах по Своему усмотрению решает участь просящего: оказывает ему помощь, дает ему наставника в хождении по прямому пути или призывает сначала исправить свою жизнь. Однако даже пророк и посланник Аллаха не вправе быть сторожем, надзирателем (по-гречески: «эпископос», епископ) за душами других людей.
Так отзовитесь вашему Владыке,
Пока не наступил тот День,
Которому у Бога нет отсрочки.
Вам нет убежища в тот День,
И [от грехов своих] вам не отречься.
Но если [ зная это,] отвратятся -
Над ними стражем Мы тебя [, о Мухаммад,] не посылали,
И на тебе - лишь передача [откровений].
(Коран 42: 47- 48)
Как мы уже показали выше (см. п. 1.2), мировоззренческой основой для оправдания существования особого института профессиональных посредников между человеком и Богом является пантеизм, когда человек дерзает представлять Творца вселенной как составную часть этой же вселенной — хотя бы и лучшую. Языческий философ Ямвлих писал, что если Бог внемирен и недосягаем для человека по воле человека, то «даже мы, жрецы, ничему не научились от богов <...> поскольку ничем не отличаемся от остальных людей»1.
Таким образом, можно выделить две системообразующие причины существования профессиональной жреческой касты:
1 Ямвлих. С. 58.
106
107
1) стремление малодушных людей прибегнуть к покровительству высших сил, лишь бы сохранить в собственной жизни «все как есть», т. е. без каких-либо перемен;
2) стремление самих священников качественно возвысить себя над остальными людьми, приписав себе исключительные полномочия на общение с потусторонним миром и на провозглашение воли божества.
Наряду с этими двумя причинами немалую роль играет воля политических деспотических элит иметь послушный имиджмейкерский институт, призванный формировать у населения образ «богоугодной» власти.
Но если священник публично возглашает от имени Бога, например, об отпущении человеку его грехов, лично не получив об этом извещения непосредственно от Самого Бога, то не есть ли это лжепророчество? Как сказано в Коране:
И человеку не дано, Чтобы Аллах с ним говорил Иначе, как чрез Откровенье, Иль чрез завесу, Или послав посланника к нему, Кто с изволения Господня Ему откроет Его волю. Ведь Он - велик и мудр [безмерно]! (Коран 42: 51)
4.3. КАК ВОЗНИКЛА КАСТА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
Еще в Древнем Шумере (5-6 тысячелетий назад) ослепленный духовным невежеством человек, поклонявшийся множеству различных, придуманных им самим богов, пришел к мысли, что невозможно совместить постоянное угождение всем богам одновременно с необходимостью работать, воевать, вести семейную жизнь и проч. И тогда он решил создать свои каменные изображения, начертать на них свои имена и выставить их в храме в качестве собственных представителей — полномочных посредников и молитвенников за изображаемого ими человека, т. е. в качестве ритуальной замены их хозяина.
Нетрудно вообразить, как развивалась потом эта система отношений: место каменных «представителей» и посредни-
ков в общении с богами заняли живые «предстоятели за народ» — профессиональные священники, жрецы. Чтобы верующая паства доверяла им общение с богами, был изобретен особый ритуал — обряд посвящения в сан священника, целью которого являлось подтверждение как бы свыше наличия у этого священника особых полномочий от богов быть представителем и посредником во взаимоотношениях богов с людьми и людей с богами. Как писал Макс Вебер,
<...> откровение и меч <...> вводили новые отношения. Однако <...> после смерти пророка или военного предводителя возникал вопрос о преемнике. Решался ли этот вопрос посредством <...> избрания по харизме, посредством <...> назначения наследника рукоположением <...> или по наследственной харизме, с этого момента всегда начиналось в том или ином виде господство правил. <...> Начинается процесс господства традиционализма. <..._> Окружающие харизматического властителя <...> ученики, апостолы, последователи становятся священниками, вассалами, и прежде всего — должностными лицами1.
Священники, как бы облеченные эксклюзивными полномочиями на особые контакты с божеством, претендуют на высшие судейские права в оценках всей жизни общества и отдельных лиц. Тем самым, жреческая каста, в силу своего кланового интереса, пытается регулировать поведение всего общества, ссылаясь на реальность присутствия божества в предметах и существах этого мира. По этой же причине во все века жреческая каста противилась процессам просвещения и образования широких масс населения, способствовавшим развитию рациональной науки. Запрет под угрозой смерти на развитие наук о душе — например, психологии, психоанализа — закреплял иллюзию незаменимости жреческой касты во всем, что касалось души человека, и политическая власть, особенно монархическая, заинтересованная в социальном смирении большинства неграмотного населения, вынужденно соглашалась с этим.
Можно определить «священнослужителей» и как функционеров регулярно действующего, организованного предприятия по оказанию влияния на богов, в отличие от индивидуальных действий колдунов, происходящих от случая к случаю. Между крайними типами этой противоположности существует скользящая шкала переходов, но в своих «чистых» типах <...> признаком священства можно считать на-
1 Вебер М. С. 69.
108
109
личие каких-либо постоянных мест культа в сочетании с определенным аппаратом культа. Решающим для понятия «священнослужитель» можно считать то, что эти функционеры состоят <...> на службе обоб ществленного социального объединения, следовательно, являются его служащими и действуют исключительно в интересах его членов, а не как колдуны, свободные в своих действиях1.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!