Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-05-07 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Третьей особенностью языческих ритуалов является то, что они формируют ложное и унизительное представление о самом человеке.
Поскольку даже при самом «правильном» совершении ритуала и самом активном «содействии» с того света большинство конкретных просьб верующих так и осталось в реальной истории невыполненными, то для сохранения авторитета всей жреческой корпорации (церкви) священникам понадобилось измыслить обоснование, почему человек не получил просимого. Так родилась идея изначальной людской «греховности», которая будто бы и препятствует богу или богам выполнить просимое даже при самой большой святости своих посредников-жрецов.
Наибольшего развития эта идея достигла в христианстве, где фактически был введен догмат о «первородном грехе», якобы наследуемом по природе от Адама каждым человеком, даже рожденным в законном браке. Этот догмат не вполне стыкуется с верой христиан в телесное воскрешение Христа, которое и нужно-то было для прерывания «греховной преемственности». Индивидуальная сопричастность Христу достигается, по учению церкви, через крещение и причащение. Поэтому по всей логике крещеный и воцерков-ленный человек должен бы быть свободен от действия этого наследуемого «духовного вируса». Однако в церковной практике оказалось все иначе. Уж вовсе удивительным выглядит обязательный церковный ритуал, согласно которому женщина, принявшая крещение и причастие, состоящая в церковном браке и родившая ребенка, считается после родов духовно оскверненной в течение 40 дней, так что не имеет даже права переступить порог храма. По истечении этого срока священник должен прочитать у входа в храм над ее головой следующую молитву:
|
Господи боже наш, пришедший на спасение рода человеческого, приди и на рабу твою (имя) и сподоби ее честным твоим священством входа в храм славы твоей: омой ее скверну телесную и скверну ду шевную во исполнение четыредесяти дней <...>'.
1 Требник. Ч. 1. С. 14 (текст цитируется в адаптированном нами виде). Этот ритуал относится именно к законным супругам, ибо в случае зачатия вне брака дополнительно вводятся «покаянные» процедуры.
В этом чувствуются явные отголоски гностицизма — дуалистического учения о греховности всего материального начала, которое противостоит Богу как Его антипод, как средоточие всего зла. Гностические секты, питавшиеся идеями классического зороастризма, были весьма популярны во времена распространения христианства. Некоторые христианские общины боролись с ними, другие — с ними сливались, образуя некое общее учение. Сегодня даже авторитетнейшие христианские авторы признают, что трудно установить, где пролегла черта между древнехристианским учением I — III веков и учениями различных сект гностиков того же времени. В Ш — IV веках в христианстве утвердилась практика экстремального аскетизма — отшельничества, монашества, личного и коллективного самоистязания для «победы» духа над естественными потребностями созданного Богом организма.
Так, и поныне в православной церкви переиздается упоминавшаяся нами выше «Лествица» — сочинение жившего в V веке монаха Иоанна. Более того, любой верующий, приходящий в монастырь не только для вступления в него, но и для духовного назидания, получает ее в качестве классического духовного руководства. В слове 5 этой книги автор повествует о том, как его духовный отец показал ему образец христианского ритуала покаяния — «темницу», в которую кающиеся монахи — «осужденники» — сами себя заключали для особо ревностного аскетизма:
Видел я, что одни из сих неповинных осужденников всю ночь, до самого утра, стояли на открытом воздухе, не передвигая ног, и жалким образом колебались, одолеваемые сном по нужде естества; но они не давали себе ни мало покоя, а укоряли сами себя и бесчестиями и поношениями возбуждали себя. <...> Другие сидели на земле во вретище и пепле, лицо скрывали между коленями и челом ударяли о землю. Иные непрестанно били себя в грудь, воззывая прежнее состояние души своей и невинность своей жизни. <...>
|
Видел я там, что некоторые от сильной печали находились как бы в исступлении, от многого сетования были безгласны, совершенно погружены во мрак и как бы нечувствительны ко всему касающемуся земной жизни, умом сошли в бездну смирения. <...> Другие сидели в задумчивости, поникши к земле и непрестанно колебля головами, подобно львам, рыкали и стенали из глубины сердца и утробы. Одни из них просили совершенного прощения грехов <...> другие почитали себя недостойными прощения и взывали, что они не имеют пред Богом никакого оправдания. <...>
У иных видны были языки воспаленные и выпущенные из уст, как у псов. Иные томили себя зноем, иные мучили себя холодом. <...>
134
135
У них видимы были колена, оцепеневшие от множества поклонов; глаза померкшие и глубоко впадшие; <...> перси, болящие от ударов, и кровавые мокроты, извергаемые от ударений в грудь. <...> Часто они умоляли сего великого судью, т. е. пастыря своего, наложить железа и оковы на руки и шеи их, а ноги их, как ноги преступников, заключить в колоды и не освобождать от них, пока не приимет их гроб. <...>
Когда сии добрые граждане страны покаяния отходили ко Господу, тогда видевший себя при конце жизни умолял и заклинал великого авву (главного духовника. —А. П.), чтобы он не сподоблял его человеческого погребения, но, как скота, повелел бы предать тело его речным струям или выбросить в поле на съедение зверям, что нередко и исполнял сей светильник рассуждения. <...>
Все, а особенно падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена, ибо скверное его учение, внушающее о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым. <...> Образом, примером, правилом и образцом покаяния да будут тебе прежде помянутые осужденники, и ты во всю жизнь не будешь иметь нужды ни в какой книге, доколе не воссияет тебе Христос, сын Божий и Бог, в воскресении истинного покаяния1.
|
Ни в каком Божественном законе — ни в данном Израилю через Моисея (мир ему), ни в данном всему человечеству через Мухаммада (мир ему) — нет и намека на необходимость самоистязаний. «Милости хочу, а не жертвы», — говорил Бог (Библия, Ос. 6: б; Мф. 9: 13). Реальный, не обоготворенный Иисус (мир ему), возможно, пророчески предвидя монастырские «темницы», сказал в знаменитой Нагорной проповеди:
<...> когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. <...> А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно (Библия, Мф. 6: 16 - 18).
Правоверные не могут считать Бога нуждающимся в человеческих страданиях для того, чтобы получить право простить людям их грехи. Бог Самодостаточен и не нуждается ни в нашей вере, ни в нашем безверии, ни в нашей праведности, ни в наших грехах. Он Всемогущ и Всеведущ: ни одна мысль, ни одно желание не могут быть скрыты от Него, и потому никакие самоистязания не могут что-либо убавить или добавить к Его знанию о нас. Напротив, если мы, вмес-
то того чтобы исполнять Божественный закон (шариат), будем пытаться подменять его сильными телесными ощущениями, если будем думать, что своими действиями мы способны изменить волю Самого Бога, то чем в таком случае мы отличаемся от шаманов и колдунов, которые впадают в транс, нередко причиняя явный вред своему здоровью? Пророк Мухаммад (мир ему) наставлял:
Не станет лучшим из вас тот, кто оставляет жизнь земную,
устремляясь к будущей,
и ни тот, кто оставляет жизнь будущую,
устремляясь только к земной,
пока не воздаст должного каждой из них.
Ведь жизнь земная — это путь к жизни будущей,
поэтому не будьте в тягость людям.
И еще:
Одна молитва с двумя поклонами, совершаемая женатым
человеком, более угодна Аллаху, чем ночные молитвы и дневной пост, совершаемые холостяком на протяжении всей жизни.
Аскетизм (от греческого слова «аскезо» — «упражняюсь», «тренируюсь») — это тренировка своей воли, своего мужества, а не самоистязание, доходящее у многих до патологического мазохизма. Достаточно 30 дней поста в году и только в светлое время суток, чтобы испытать свою волю. Если возникла потребность в большем, то это уже личное дело каждого и оно не должно афишироваться.
|
Обращение к Богу, согласно исламу, отнюдь не означает библейское облачение во вретище и сидение на пепле или же уход в монашество. Обращение своего лика к Господу Богу, Творцу нашему, Подателю всех щедрот, Производителю бесчисленных даров на нашей земле, Сделавшему ее такой податливой нашим желаниям, такой прекрасной и обильной, должно быть добровольно радостным и активно действующим. Истинная вера — не монашеский аскетизм, а добровольное, активное, радостное благодеяние по отношению к ближнему, не уход из мира, а участие, сопереживание и благочестие, —
пишет переводчик смыслов Корана на русский язык академик РАЕН Иман Валерия Порохова1.
Несмотря на явные смысловые нестыковки, идея «первородного греха», судя по всему, оказалась очень удобной: если
1 Лествица Иоанна... С. 70 — 82.
1 См. комментарии в изд.: Коран. С. 759.
136
137
случилось у человека что-то хорошее, значит, Бог внял молитвам духовенства и пожертвованиям верующего на церковь, если не случилось ничего — значит, Он не выполнил просьбу из-за нашей греховности — «по грехам нашим».
По всей видимости, этот аргумент не всегда был убедителен, и церковь разделила религиозные ритуалы на два вида: таинства и обряды. По учению католической и православной церквей, в таинствах «обязательно преподается благодать» (т. е. священники даже не интересуются мнением Бога о возможности дарования Им небесной благодати), а вот в обрядах — «необязательно».
Главная задумка этого разделения в том, что христианских таинств всего 7, и направлены они лишь на общее освящение жизни или значительных ее этапов: крещение, помазание освященным благовонием — миром, покаяние, венчание, причащение телом и кровью божества, посвящение в жреческий сан, соборное врачевание смертельно больного. Результат освящения в этих ритуалах практически не установим, невидим, и упрекнуть божество или его служителей в жестокости либо в бессилии невозможно. Суждение жрецов тут предельно просто: например, в крещении и в венчании благодать людям дали, а если дальше что-то у них не сладилось, то мы тут ни при чем — «они сами согрешили». Поэтому именно эти основополагающие церковные ритуалы, знаменующие пребывание человека в церкви, заранее выведены из-под возможных сомнений в их эффективности.
Зато обряды, называемые «требами» (совершаемые по требованию граждан), направлены на вполне конкретные вещи: улучшить жилье, навредить соседу, поступить в институт, сделать какой-то правильный выбор в жизни. Здесь человеку важен результат, а не общие рассуждения о наполнении его благодатью с того света. И вот тут-то церковь предусмотрительно не гарантирует вмешательство с того света: «Плохо молился или мало денег на храм пожертвовал — вот и нет тебе никакого результата!»
|
Там, где ради сохранения своей организации официальное духовенство не дает гарантий позитивного результата, т. е. в требах, нишу заполнили колдуны — жрецы-одиночки, шаманы, не боящиеся неудач, так как на место неудовлетворенных верующих всегда придут новые искатели «чуда». И тогда мы имеем дело с явной магией.
Таким образом, языческий ритуал всегда содержит воспоминание о каких-либо необычных событиях, однако, символически повторяя эти события, он содействует при этом достижению не нравственно-очистительной, а житейской цели — получению житейской выгоды путем нарушения (изменения) законов природы. Поэтому языческий ритуал всегда носит характер театрального действа — мистерии, совершаемой с верой в полную реальность происходящего параллельно на том свете такого же богослужения в исполнении потусторонних существ. Согласно Посланию апостола Павла к евреям, главное небесное богослужение возглавляется вечным небесным первосвященником, т. е. главным раввином Иисусом Христом, что нашло выражение во всем христианском культе, характерном для католической и православной конфессий, а также первой, лютеранской, волны протестантизма.
5.3. МАГИЯ
Отсутствие веры в живого, личного и Всемогущего Бога порождает в человеке внутренний страх перед неизвестностью и осознание собственного бессилия. Суеверный человек начинает искать реальное, хотя бы и скрытое (мистическое) присутствие потусторонних, сверхъестественных сил во вполне конкретных земных вещах, предметах, существах, т. е. в своем сознании низводит божество на землю и наделяет его земными свойствами, более того — стремится подчинить его своей воле.
Суеверие — это вера в реальное присутствие божества, иных потусторонних существ или некой сверхъестественной силы (энергии) в телах людей, в животных, птицах, змеях, растениях, в природных и рукотворных предметах, включая изображения живых или умерших существ, а также вера в возможность изменения естественного хода событий посредством особых, «правильно» совершенных ритуалов.
На бытовом уровне суеверие может выразиться даже в том, что человек побоится идти по улице, если перед ним перебежала дорогу черная кошка. Или посчитает, что лучше сдаст экзамен, если встанет «с той ноги» да еще подложит монетку себе под пятку в башмак. Или же решит, что этой же цели будет способствовать ритуальное зажжение свечи в честь какого-либо духа или легендарного человека.
138
139
Магия — это вид культа, основанный на суеверии и совершаемый изначально с целью исполнения желания заказчика путем принуждения потусторонних существ подчиниться воле совершителя ритуала - медиума, мага, колдуна, священника. Специфика магии — в принудительном характере обретения сверхъестественной силы.
Таким образом, в отличие от обычной языческой практики, магия воспринимает ритуал не только как мистерию, в которой сверхъестественные силы упрашиваются благодатно вмешаться в естественный ход событий, а как ритуал, в котором сверхъестественным образом обязательно1 нарушаются законы природы и общества и получается позитивный для заказчика результат. При условии «правильного» посвящения в сан жреца, священника, мага и точного выполнения ими всех деталей ритуала боги как бы принуждаются к совершению чуда.
Тот, кто <...> способен применить «правильные» средства, — сильнее бога и может заставить его подчиниться своей воле. Тогда религиозное действие превращается из «служения богу» в «принуждение бога», а обращение к богу превращается из молитвы в формулу, —
пишет Макс Вебер2.
Языческий бог оказывается слабее своего священника, а просьба, моление богу подменяется заклинанием, гарантирующим совершение чуда уже без конкретной санкции богов! Например, в одной из насильственно христианизированных общин племени майя в Мексике история Иисуса Христа излагалась следующим образом:
Когда много лет назад был создан мир, Священный Отец прогуливался. Он сотворил скалы и море, маис и деревья — все, что есть на земле. Когда его стали преследовать дьяволы, он побежал. <...> Он обежал всю землю и <...> спрятался под банановыми деревьями. <...> Сорока была там. Тогда она была человеком. «Вы ищете Отца Нашего? — спросила она. - Он здесь. Хватайте его!» Они схватили Отца Нашего. Они заставили его нести крест. Наш Отец согнулся до земли. Они повесили его на крест. Он плакал. Он истекал кровью. «Пойдемте есть. Он уже мертв», — сказали дьяволы. <..>
Петух сел на поперечину креста. «Скажи мне, когда они будут возвращаться, — сказал Наш Отец. — Я тотчас заберусь обратно на
крест. У меня еще много работы» <...> — «Кукареку!» Наш Отец быстро взобрался на крест. «Где дьяволы?» — спросил он. «Нигде, они не идут», — ответил петух. «На что ты тогда годишься? — спросил Наш Отец. — Только вот на что!» Он свернул петуху шею.
Прилетел воробей. «Ты прочирикаешь мне, — сказал Наш Отец. — Я собираюсь немного поработать». Наш Отец сошел с креста. Он нашел голубой камень. Он бросил его в воздух. Появилось небо. Воробей зачирикал. Наш Отец взобрался на крест. Появились дьяволы. <...> «Давайте похороним его...» — «Они думают, что я умер, — сказал Наш Отец. — Но я воскресну через три дня». Живой, он поднялся на Небеса. Здесь, на земле, он оставил замену.
«От петуха1 нет пользы. Его можно принести в жертву», — сказал Наш Отец. <...> Он поднялся к правой руке Судьи2.
В приведенном мифе наглядно показано, как обосновывается культ принесения в жертву петуха — «замены» вознесшегося божества. Отрицательное воздействие потусторонних сил священник якобы может перенести на жертву и тем облегчить возможность позитивного результата.
Жертва может быть также магическим средством, с помощью которого гнев Бога, вызванный определенными действиями, переносится на другой объект, будь то «козел отпущения» или человеческая жертва3.
Суеверное сознание боится даже малейшего изменения в ритуале, если от этого ритуала для верующих была какая-то польза. Они полагают, что тогда этот ритуал утратит свою магическую силу — станет «безблагодатным».
Собственно, всё мифологическое построение и весь культ направлены в конечном счете на весьма земные цели: излечение от болезней, освящение жилищ и сельского хозяйства. Очевидно, причащение кровью божества в ортодоксальной христианской церкви не приносило индейцам желаемого практического эффекта, и они вернулись к жертвоприношению петуха, сохранив основную канву иудеохристианского мифа. Теперь каждое жертвоприношение петуха как бы реально воспроизводит описанное в мифе, а его кровь может быть легко использована для «освящения» природы магическим способом, чего ортодоксальная церковь не могла допустить. Отсутствие во плоти божества стало заменяться кровью птицы, т. е. зооморфным образом.
1 В средневековой церкви для обозначения этого механизма ввели
латинский термин «ех ореге орегаtо», буквально: «в силу совершенного
действия».
2 Вебер М. С. 96.
140
1 Речь идет уже о другом петухе, а не о том, которому была сверну
та шея.
2 Религиозные традиции мира. Т. 1. С. 212 — 213.
3 Вебер М. С. 97.
141
Даже на подсознательном уровне магия не обращена к Творцу вселенной и ищет себе покровителя в нижестоящих силах, что открывает широкий путь к демонизму, сатанизму, т. е. к сознательному общению с дьяволом, если человек верит в его способность принести какую-то практическую пользу. Сатанизм — это разновидность магии, в которой человек вполне осознанно отвергает веру в Бога и изъявляет покорность потусторонним силам, которые заведомо ассоциируются с богоборчеством и человеконенавистничеством.
Поскольку ни один маг не в состоянии на самом деле сотворить ничего нового и хотя бы как-то изменить установленные Творцом законы бытия, поэтому он может лишь создавать видимость присутствия потусторонних сил в реальных земных существах или же «священных предметах», которые выполняют функции видимого замещения этих сил. Для этого используются три основных типа средств массового внушения, которые весьма лаконично и точно сформулировал Ф. М. Достоевский в легенде о Великом инквизиторе (см. роман «Братья Карамазовы»): чудо, тайна и авторитет.
Чудо
Высокопрофессиональная техника иллюзионизма (фокусничество) призвана создать у простых людей видимость сверхъестественного вмешательства. Древнеегипетские священники были в состоянии продолжительное время парить в воздухе на глазах изумленного народа. Очевидно, в те времена Дэвид Копперфильд мог бы стать самым влиятельным жрецом, поскольку современные прозрачные синтетические нити, незамечаемые обычным зрением, куда совершеннее их архаичных естественных аналогов.
Издревле суеверные люди считали, что ритуальное уподобление другому человеку или животному — например, в танце или путем надевания его одежды или шкуры — может придать человеку свойства этого субъекта. Возникала иллюзия соединения жреца или молящегося с духом или энергией потустороннего существа. В Восточно-Римской империи времен перенесения христианства на Русь существовал такой ритуал (по свидетельству византийской императрицы Анны Комнин): православные ромейские воины варили в котлах новорожденных турецких младенцев, отобранных у взятых в плен матерей, и окропляли этой водой правую руку, что,
по их понятиям, должно было прибавить им силы непорочных детей1.
Знание времени разливов Нила, засух, начала солнечных затмений — всё это также использовалось духовенством для поддержания иллюзии того, что именно оно с помощью магического ритуала контролирует эти процессы и повелевает ими.
С помощью наркотических средств и гипноза маг мог внушить целому коллективу, что вода в реке течет вспять. Во все века использовались и используются различные фокусы с «чудесным» самовозгоранием огня — якобы по воле богов; из «священных реликвий» время от времени сочится благовонное масло; фарфоровые слоны, являющиеся священными предметами индуистского ритуала, и сегодня пьют молоко. Послы из Западной Европы описывают, как на приеме у православного византийского императора в Константинополе после совершения ими земного поклона (и, очевидно, вдыхания какого-нибудь сильнодействующего вещества, рассыпанного по полу) им представилось, как трон вместе с ва-силевсом поднялся в воздух и завис под сводами дворца2.
5.3.2. Тайна
Когда господствуют голод, нищета, болезни, народ начинает требовать настоящего чуда — прекращения напастей и ниспослания пищи с Небес, и в таких условиях жреческие чудеса, создающие только иллюзию, утрачивают свое влияние на массовое сознание, фокусы перестают убеждать народ. Тогда жрецы прибегают к технике психического внушения веры в то, что причина, в силу которой не происходит чудо, кроется в «греховности» самой же паствы, причем главным грехом провозглашается непослушание жреческой касте.
Психическое внушение необходимо, в первую очередь, для того, чтобы убедить народ в том, что жрецы или посвященные монархи скрытым, таинственным (мистическим) образом по-прежнему связаны с божеством и потому — в случае подчинения им верующих — могут сменить гнев на милость и совершить желанное чудо. Иллюзия связи с божеством создается именно через ритуал.
' См.: Литаврин Г. Г. С. 133. 2 См.: Канетти Э. С. 429.
142
143
Чтобы стать одной плоти с богами <...> жрец или жрица вступали с божеством в отношения супружеской близости <...> при этом в отношении к человеку — участнику мистерии — земные и божественные имена намеренно смешивались1.
Роль бога или богини играл другой жрец или жрица либо кто-то из верующих. Так, в праздники, посвященные богине любви, в древних царствах было предписано всем женщинам предлагать свое тело первому встречному, направляющемуся в храм этой богини: такое действие считалось жертвой богине и якобы способствовало мистическому соединению с ней.
Царь также получал освящение свыше на свою должность через официальный государственный ритуал бракосочетания с главной богиней — Великой матерью, а в реальности — с замещавшей ее жрицей (которую потом приносили в жертву). В Древнем Шумере главная богиня называлась Инанной (в переводе на русский: «Царица Небесная», «Владычица Небес»), в Вавилоне — Иштар. Она выполняла роль женской ипостаси божества, покровительницы любви, брака и рождения. На языке мифических символов сакральный брак означал вхождение царя в священную должность, его обожение2, соединение с божеством.
Символика небесного брака при посвящении царя на должность сохранилась в условном варианте и доныне через христианство. В III веке христианский епископ Киприан Карфагенский, причисленный к святым, изрек знаменитую формулу: «Кому церковь — не мать, тому Бог — не отец»! Отсюда необычайная схожесть «венчания на царство» и «венчания на брак»: и сегодня в православной церкви при посвящении в сан священника посвящаемый снимает с руки обручальное кольцо и кладет его на престол, как при заключении брака, т. е. как бы вступает в брак с церковью. Смысл этого брака, недоступный рациональному осмыслению, объявлялся тайной, в которую все были обязаны верить (неверие рассматривалось как ересь и влекло потерю человеком всех гражданских прав, физические истязания и казнь).
В Древнем Египте ритуал передачи верховной власти фараона его преемнику по своей внутренней логике напоми-
нал современные церемонии занятия высшей государственной должности. Все начиналось с того, что новый фараон должен был бежать к статуе своего умершего предшественника.
Ритуальный бег фараона <...> символизировал спешное приближение к божеству. Подбегая к божеству, царь подносил жезлы с символами жизни, благоденствия, процветания, или весло, или сосуды со свежей водой. <...> Приношение свежей воды Нила было, очевидно, обусловлено ритуалом «оживления» Осириса. <...> Бегущий царь, одетый в обычное царское одеяние, явно изображал уже «нового», полного сил правителя, тогда как статуя в павильоне изображала его же в виде умершего предшественника. <...> царь хотел получить или уже получил эмблемы своей власти как бы от статуи умершего царя, точно так же, как при своем настоящем восшествии на престол он получал царские атрибуты как бы от мумии своего предшественника, <...> При коронационных мистериях новый царь играл роль Гора, а мумия его предшественника изображала Осириса, причем возложение на нового царя одеяний, уборов и вручение ему жезлов — словом, вся передача власти происходила как бы от отца к сыну.
Важность обряда передачи символов власти от мумии предшественника к преемнику объясняет его живучесть. По-видимому, он же повлиял на своеобразный обряд в ритуале посвящения Александрийского патриарха, когда новый патриарх получал посох св. Марка из рук своего скончавшегося предшественника, причем правая рука мертвого патриарха клалась на голову нового, как бы благословляя его1.
По такой же символике в СССР проходило избрание генерального секретаря «руководящей и направляющей» партии, требовавшее ритуального посещения тела вождя отца Ленина (Гор символически приходил к Осирису). Иосиф Сталин был назван «Лениным сегодня», т. е. живой ипостасью «бога отца» — в точности, как Гор соотносился с Осирисом. Массовое признание легитимности нового вождя ритуально происходило на парадах в честь Матери-революции (Исиды), когда новый вождь (Гор) стоял над нетленным телом своего «божественного отца» на пирамиде с его именем, т. е. в мифическом образе «Ленина сегодня», принимая почести от воевод и народных масс. Именно политическая магия — «тайна», окутывавшая происхождение власти вождя и передачи этой власти следующему вождю, способствовала живучести его авторитета в народе даже при явной слабости его правления.
1 Религии Древнего Востока. С. 61.
2Обожение — официальный термин христианского богословия, по-гречески: «9еощС», «теосис».
144
'МатъеМ.С. 118, 132. 6 А. В. Полосин
5.3.3. Авторитет
Последним средством сохранения власти жреческой касты над массовым сознанием является технология повышения и поддержания авторитета или, как говорят сегодня, создание положительного имиджа правителя или вождя, т. е. собственно имиджмейкерская деятельность, бывшая всегда главной обязанностью жреческой касты перед государственной властью.
Так, например, на древнеегипетских изображениях фараон Рамзес II молится статуе сокологлавого бога, имеющей надпись: «Рамзес, великий бог, Царь Неба», т. е. самому себе. В Древнем Риме сенат, не устоявший перед деспотизмом императора Калигулы, официально провозгласил его богом.
В Восточно-Римской империи (Византии)
уподобление богу было первейшей обязанностью государя. Во время приемов император восседал на двухместном троне: в будни — на правой его стороне, по воскресным и другим праздничным дням — на левой, оставляя место для Иисуса Христа, присутствие которого символизировал положенный на сиденье крест. Василевса (царя) рассматривали как космическое явление, уподобляя его солнцу. Во время церемоний государь, словно статуя, пребывал между колоннами или в нише; он никогда не стоял на полу, но всегда на особом возвышении1.
Император выступал актуальной заменой Христа, а уподобление императора солнцу, равно как и его стояние в качестве живой статуи, идола, явно указывало на дохристианское происхождение этого ритуала. Так называемая «симфония» церкви и государства в этой стране была нужна василевсу для свидетельства со стороны церкви в пользу «божественного» статуса, при котором он был полностью безответственен перед народом за любые преступления (в чем эти цари весьма преуспели). Признание церковью заменяло собой признание (легитимизацию) его права народом, перед которым в последнем случае пришлось бы нести полную меру ответственности; «отвечать» же перед церковью правящему «Христу Господню» было несопоставимо легче.
Выступая на Большом московском соборе Российской православной церкви 1666 года, митрополит Константинопольского вселенского патриархата Паисий Лигарид
сказал о православном понимании должности царя следующее:
Наречется новым Константином. Будет царь и вместе архиерей, как и преданный вере Христовой великий Константин восхваляется у нас на великой вечерне — иереем и царем. Да и у римлян, как и у егип тян, царь соединял в себе власть священства и царства. <...> По сим и подобным причинам царь именуется богом. И ты, богоподобный Алексей Михайлович, имеешь право на богоименование»1.
Тем самым, православный архиерей, выступление которого было поддержано церковным собором, сам признал глубокую внутреннюю связь между византийско-христиан-ским учением о царе как о «помазаннике Божием» и мифологиями древних восточных деспотий, констатировал тождество христианского царя и древнеегипетского обожествленного фараона.
Цель создания в средневековье христианского учения о монархии - в сохранении абсолютной и безответственной политиче ской власти правителя над людьми! Это блестяще показал Ф. М. Достоевский в легенде о Великом инквизиторе из романа «Братья Карамазовы»: порок древнего христианства Великий инквизитор увидел в том, что Иисус проповедовал всего лишь духовную свободу и не принял порфиры и меча кесаря. Этот «недостаток» древнего христианства жреческая каста исправила в IV веке, породив вместе с императором-язычником новый тип тотальной государственной религии.
Магия, распространенная на сферу рациональной политики, быстро приводит к ошибочным решениям, к политическим и военным поражениям. В 1905 году православный царь Николай II, уверовавший, что он и на самом деле есть «помазанник Божий», через которого благодать Божия обильно изливается на его верноподданных, развязал совершенно не нужную России войну с Японией. Перед отправкой войск на фронт император в течение нескольких часов лично вручал иконки солдатам в убеждении, что теперь-то они станут непобедимыми. Увы! Россию ждало горькое и позорное поражение, а фронтовики гибли без счета и цели.
Вот, например, образец советов «святой» православной императрицы Александры Федоровны своему «святому» супругу:
1 Цареубийства. С. 67. 146
1 Цит. по: Богданов А. П. С. 273.
147
Не забудь перед заседанием Комитета министров подержать в руке образок и несколько раз расчесать волосы Его (Распутина. — А. П.) гребнем1.
Незадолго до февральской революции «святая» императрица обратилась к Николаю II со следующим советом, который после недавнего причисления всей семьи Романовых к лику православных святых, очевидно, следовало бы считать «святоотеческим» тестом:
В Думе все дураки, в Синоде одни только животные, министры — мерзавцы. Разгони Думу. Покажи, что ты — хозяин. Мы, слава Богу, не конституционное государство и не смеем им быть, наш император — самодержец. Будь Петром Великим, Иваном Грозным, Павлом Первым, сокруши их всех2.
Удивляет лишь неосведомленность императрицы о судьбе Павла Первого, судьбу которого Николай во многом как раз и повторил.
Слушая советы Александры Федоровны и Григория Распутина, держа образок и ритуально расчесывая волосы «Его» расческой, Николай на заседаниях Комитета министров диктовал, вопреки воле министров и экспертов, иррациональные решения, ведшие к краху государственности и военным поражениям. Миллионы людей были принесены в жертву в результате сходного с магическим воздействия на самодержца старца-авантюриста, а после гибели последнего — под влиянием замещавшей его «святой реликвии» — расчески.
Николай советовался с Распутиным, «правильно ли попы отлучили от церкви» Льва Толстого, начинать или не начинать войну. А когда действительность развеивала фантазии, «наместник Христа» впадал в депрессию и вместо руководства страной палил целыми днями по воронам.
Под влиянием супруги и Распутина царь, проигнорировав мнение министров, самовластно провозгласил себя верховным главнокомандующим, что в условиях военного времени означало сосредоточение в его руках абсолютной власти — власти пророка-народоводителя. Он как бы занял «Моисеево седалище» (см.: Библия, Мф. 23: 1 — 2). В результате все военные неудачи и трудности тыла народ поставил в вину лично Николаю и тем православным образкам, которыми тот вдохновлялся на свои гибельные решения. Результат
всей этой вакханалии был логичен — народ, вполне в духе закона Моисея, казнил самодержавного лжепророка и отрекся от его христианских богов.
Магическая вера клерикализирует культуру, мистифицирует историю и обесценивает настоящее: зачем учиться человеческому опыту — «земной премудрости», когда через культ можно получить все и сразу? Магия - торжество социа льной пассивности и невежества, якобы благословленное Небесами.
Магия способна породить и порождает мистификации во всех сферах жизни: идолов — в религиозном культе, кумиров — в искусстве и науке, принудительные утопии — в идеологии, военизированную диктатуру — в управлении обществом, тотальное администрирование — в экономике, «святые», «богоизбранные» нации с «непогрешимыми» вождями — в политике. Поэтому во все века религия Единобожия относила магию к одному из тягчайших грехов перед Всевышним и преступлений перед людьми.
Таким образом, языческие ритуалы нужны:
1) духовно непросвещенным людям в надежде заполучить от мифических богов и духов какую-либо практическую пользу;
2) священнослужителям — для сохранения власти над людьми;
3) колдунам-одиночкам — для получения дохода;
4) политическим властям, регулирующим деятельность священнослужителей, — для влияния через них на народ в нужном властям направлении.
148
1 Цит. по: Цареубийства. С. 493 — 494.
2 Там же.
Глава 6 МИФЫ О СПАСИТЕЛЕ
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!