Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-05-07 | 184 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
До сих пор речь шла о том, кто заинтересован в появлении религиозных мифов. Теперь рассмотрим, как происходит этот процесс.
Итак, в коллективной памяти общества с годами откладывается образ идеального общественного, религиозного или политического деятеля, национального героя. Этот образ отделяется от живой личности, идеализируется и принимает черты мифического эталона. Общество ожидает от сегодняшнего кандидата на эту должность соответствия прототипу, сумевшему в свое время именно в этом статусе стать успешным исполнителем потребностей общества. Человек получает признание своего статуса в группе, обществе, государстве только тогда, когда коллектив согласится символически отождествить его с его мифическим, прототипом. В этом суть существования политической власти и ее легитимизации (признания народом).
Идеал, эталон обычно поэтизируется, и люди годами, десятилетиями, веками ждут, когда появится кто-то, достойный этого эталона. Очень часто, не дождавшись героя или чаемого события и терпя какие-нибудь бедствия, люди начинают слепо верить в нечто лишь потому, что этого им очень хочется. Так начинается процесс выдачи желаемого за действительное — отождествления образа не вполне достойного человека с мифическим прототипом. В особые периоды испытаний, в пору смертельной опасности человек склонен к тому, чтобы абсолютизировать и сам идеал, и претендента на соответствие ему. И здесь-то и проявляется соблазн придать естественному мифу религиозный характер.
Долгие и безрезультатные ожидания героя-спасителя могут породить и часто порождают у людей веру в то, что божество, принимающее участие в земных делах людей, может само явиться в облике человека. Так миф, сотворенный человеком, становится религиозным мифом, а его служитель начинает истолковывать действия человека, поведение животных, буйство природных стихий как направляемые непосредственно божеством. На самом же деле человек уподобляет действия Бога своим собственным действиям или поведению животных, в результате формируется антропоморфный (человекообразный) или зооморфный (например, в
|
виде тельца, агнца или птицы) образ Всемогущего Творца. В этом случае Тот, Кто вечен и самодостаточен, Кто сотворил мир из ничего, Кто дал этому миру жизнь и все законы, оказывается пребывающим среди людей духом, подвластным людям через культовые действия и льстивое угождение. Другим механизмом создания религиозных мифов выступает суеверие — духовное невежество людей, которые, не обладая необходимыми познаниями, готовы усматривать в каждом событии прямое вмешательство потусторонних сил. Этим силам придается такой облик, который отвечает данной ситуации: если идет речь о падеже скота, значит, должен быть бог-покровитель скота, наделяемый какой-нибудь звериной головой: быка, барана и т. п. Внешний образ и функции каждого из таких богов символически отражают реальный человеческий опыт:
Где зреет зерно, там — Деметра. Где гремит битва, там место Аре-са, где люди сгорают от любви друг к другу, там царствует Афродита, где действует практический ум или высказывается мудрый совет <...> там правит Афина. <...> Все идеальное содержание души здесь одновременно принимает материальную форму, превращается в конкретное существо и образует с материальным содержанием природы целостность, которая несет в себе при этом идеальные черты бога.
Это приводит к тому, что и раздор (Эрис), мир (Ирина), справедливость (Дике), порядок (Евномия), устав (Темис), сон (Гипнос), память (Мнемозина) представляются персонифицированно. <...> присутствие бога Гермеса заметно и в том случае, если во время званого обеда внезапно возникает тишина (которую сегодня в шутку объясняют тем, что через комнату пролетел ангел)1.
|
Яркие примеры подмены человеческих действий действиями человекообразных богов — это «Илиада» и «Одиссея» Гомера: там боги постоянно вмешиваются в ход сражения эллинов с троянцами и в ход странствий Одиссея, так что трудно различить, где художественный вымысел, а где реальная история.
Ключ к разгадке любого мифа — это знание его архетипа. Рассмотрим «Одиссею»: почему дочь бессмертного Зевса Афина помогает земному и смертному Одиссею перехитрить своего отца, навлекая на себя же его гнев?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что Афина считалась «матерью мудрости» (позднее это божест-
ХюбнерК. С. 113-114.
78
79
во предстало в ипостаси христианской Софии). В этом суть архетипа этого мифа — он повествует о действиях, совершаемых в земном мире «мудростью божьей», которая имеет облик человекообразного существа и поименована Афиной и о которой сочинен художественный миф. Если Афина — это самый высокий образец, архетип мудрости, то кто является «земным сыном» «матери мудрости», т. е. земным воплощением небесного образца? Достаточно узнать прозвище Одиссея — «хитроумный», и тогда все станет на свои места.
Реальный земной человек Одиссей, оказывающийся в безвыходных, казалось бы, ситуациях, проявляет и мужество и хитрость, чтобы с достоинством преодолеть всё и вернуться к своей семье на родной остров Итаку. Но препятствия столь сложны, что обычному человеку совладать с ними крайне трудно. Нужны «сверхчеловеческие» усилия и «сверхчеловеческое» хитроумие, и Одиссей героически преодолевает сам себя и побеждает несчастливое стечение обстоятельств и действие слепых стихий.
Гомер хочет описать его подвиги и от имени читателя задается вопросом: возможно ли это без сверхъестественной помощи? И отвечает: нет, боги, в которых верит большинство греков, должны здесь как-то проявить себя, а люди должны в них верить, поклоняться им. Поэтому мудрость Одиссея как бы отделена от него, спроецирована на небо в качестве небесного эталона высшей мудрости, персональным носителем которого является на Олимпе мифическая богиня Афина. Ее помощь якобы и принесла Одиссею победу, поэтому к. этой богине можно обращаться с молитвами, хотя из самой поэмы со всей очевидностью следует, что Одиссей сам перехитрил и победил всех богов, включая и Зевса, уготовившего ему совсем другой конец. По большому счету, он перехитрил и саму Афину, поскольку достиг своей цели, а богиня лишь содействовала ему как главному персонажу.
|
Присутствие мифической Афины нужно было Гомеру для того, чтобы эмоционально убедить невежественных греков почитать всех богов и их земных служителей. Каста священников, еще более заинтересованная в укреплении культа богов, разработала на основе «Одиссеи» сложнейший ритуал Элевсинских мистерий, длившихся несколько дней. Так Одиссей и стал как бы земным носителем небесной благодати великой матери Афины, которая всякий раз вступалась за своего героического «сына». В этом и состоит разгадка инте-
ресующего нас мифа — его рациональное прочтение, его демифологизация!Аналогичным образом можно расшифровать любой другой миф, хотя, разумеется, встречаются сюжеты значительно более сложные.
Применение метода демифологизации показывает, что в мифе, независимо от его структуры и сюжета, вообще отсутствует не только какая-либо мистика, но и религия как таковая. Ведь если верить в то, что Афина — реально существующее божество, становятся непонятными все отношения богов-олимпийцев между собой. Все они плетут столь коварные интриги друг против друга их переменным успехом творят друг другу такие пакости, что возникает вопрос о том, куда же подевалось все их хваленое могущество и почему в их среде отсутствует элементарный, по человеческим меркам, порядок. Более того, разумный человек может смело разрушить их козни и устроить свою судьбу — и, главное, он в силах самостоятельно сделать это! -
Таким образом, при анализе действий героев и «Одиссеи», и «Илиады» мы не усматриваем никаких иных мотивов их поступков, кроме земных: они не размышляют о Боге, о вечности, о своем назначении. Для суеверного сознания древнего грека победа над непредсказуемым роком могла быть добыта только с помощью сверхчеловеческих существ — богов, поэтому для эмоциональной убедительности Гомер и отмечал своих героев внешним знаком «богоугодности», оперируя понятиями и образами своей эпохи.
|
Миф — это всегда история в образах. Но перенесение художественных образов в божественную сферу ведет к кощунственному искажению картины бытия. Так, во всех религиозных мифологиях рождались образы и «человекобо-гов», и «богочеловеков», бывших сыновьями какого-нибудь бога и земной женщины и потому состоявших в родственных отношениях с обитателями Небес (например, богочеловек и спаситель греков Геракл — сын верховного бога Зевса и Да-наи, на которую тот сошел в виде золотого дождя).
Поэтому в религии Единобожия, Всемогущий Бог запрещает человеку во избежание заблуждений создавать образы Себя, то есть уподоблять Творца чему-либо сотворенному, ограниченному. Когда для благочестивого напоминания о Всевышнем Аарон (по-арабски: Харун; мир ему) отлил золотого тельца, народ сразу же забыл об Аллахе и стал приносить жертвы этому тельцу как богу. И Господь повелел Сво-
80
81
ему пророку Моисею {мир ему) решительно исторгнуть всякое образопоклонство и дал людям заповедь, ставшую Божественным законом1:
Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих
мужчину или женщину,
изображения какого-либо скота, который на земле,
изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное,
не прельстился и не поклонился им и не служил им <...> (Библия, Втор. 4: 15 - 19).
Через Своего последнего Пророка Мухаммада Всевышний Творец подтвердил сказанное через предыдущих пророков {мир им всем):
Господь не постижим ни умозрительно, ни зримо.
(Коран 6: 103)
Не проводите же подобий, относящихся к Аллаху. <...>
Аллах, поистине, [всё] знает,
Вам не известно [ничего].
(Коран 16: 74) Все религии, основанные на антропоморфных представлениях о Боге и поселяющие Его в доступном человеку мире, являются пантеистическими. Если крестьянин обращается к некоему существу, полагая его способным самостоятельно вызвать или устранить гром и дождь, то принципиально не важно, как он именует этого повелителя дождя — древнерусским Перуном или иудейским Илией, ибо сознание этого крестьянина обращено к повелителю дождя, который способен нарушить (изменить) законы, установленные Творцом. Имя этого повелителя — лишь знак, за которым стоит субъект, якобы способный действовать самостоятельно, помимо воли Единственного Бога. Он может мыслиться и партнером, соучастником, сотоварищем (по-арабски: «шарик»), помощ-
|
1 По-арабски: шариатом. 82
ником Бога Творца, даже Его ипостасью — прибогом, но и в этом случае он якобы имеет способность влиять на решения Бога, т. е. является субъектом принятия божественных решений! Священники изготавливают его «священный образ», и начинается культ образопоклонства, когда с просьбой: «Помоги!» обращаются не к самому Богу, а к иному субъекту. Именно на основе такого пантеистического мировосприятия и творятся все религиозные мифы и культы.
Миф — человеческое изобретение. Он хранит всю совокупную память человечества, содержит в себе критерии принятия тех или иных коллективных решений. Тем самым, миф является средством массовой коммуникации, это важнейший механизм самоорганизации общества в культуре, в национальной жизни и политике. И если рассматривать его только как продукт художественного творчества, то он займет свое достойное и почетное место в истории человеческой цивилизации. Но миф становится кощунственным «ширком», если он начинает повествовать нечто о Всемогущем Боге, соразмеряя Его с тварными вещами.
3.3. ОБЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ МИФОВ
Религиозные мифы являются художественным обобщением реальных жизненных историй и ситуаций, то есть имеют в своей основе типовые и типичные сюжеты. Так, одна и та же пьеса может разыгрываться в разных странах по-разному, что зависит от уровня актеров, зрительского менталитета, местных традиций, языка и т. Но общая идея пьесы, ее мораль остаются теми же и на другом языке, и у героев с иными именами. То же самое происходит и с религиозными мифами — они представляют собой типы различных жизненных ситуаций, облеченных в разные фольклорные одежды с некоторыми внешними видоизменениями.
Проще говоря, когда не профессиональный богослов, а обычный человек отмечает религиозный праздник, то он радуется не фактологии некой теологической теории, которой он, как правило, не владеет, а символам знакомого ему доброго события: удачному рождению ребенка, избавлению от опасностей дорогих ему людей, наступлению хорошей погоды и т. п., то есть типичной ситуации со счастливым концом. И радуется он потому, что эта добрая история дает ему надежду на аналогичные изменения в лучшую сторону и в его жизни.
83
Мать, потерявшая сына, по нескольку раз пересматривает индийскую мелодраму, в которой пропавший 30 лет назад сын героини чудесно нашелся, и зрительница плачет, поскольку находит утешение либо в ожидании подобного же чуда в собственной жизни, либо от сознания, что не все в мире трагично и есть надежда на будущую встречу на том свете. Аналогично этому события развиваются в религиозной мифологии — той же драме, но с участием потустороннего мира: мать внимает религиозному мифу, в котором убитый силами ада чей-то сын воскрес, и начинает верить в подобное воскресение своего собственного ребенка, надеется на его и свою будущую блаженную жизнь. Человек склонен слушать истории про всевозможные чудеса и легко верить им, поскольку в жизни бывают счастливые случайности, а созерцание чужих чудес укрепляет надежду на то, что аналогичное может произойти и с ним.
Дж. Хендерсон так описывает ощущения, которые испытывает человек, воспитанный в христианской или языческой традиции, во время празднования Рождества и Пасхи:
В праздник Рождества наружу выплескиваются наши чувства по поводу мифологического рождения ребенка-полубога, даже если мы и не верим в непорочное зачатие Христа или вообще не являемся верующими. Сами того не подозревая, мы сталкиваемся с символикой возрождения. Это отзвук безмерно более древнего празднества солнцестояния, несущего надежду обновления задержавшегося жизненного пейзажа, обычного для северного полушария. Какие бы умудренные мы ни были, нам нравится этот символический праздник, так же как и симпатичная пасхальная традиция красить яйца и дарить подарки от имени кролика, в которой мы с удовольствием участвуем вместе с детьми.
<...> видим ли мы связь между историей рождения, смерти и воскресения Христа и народной символикой Пасхи? <...> Распятие Христа <...> вписывается <...> в ту же схему символики плодородия, которая прослеживается в обрядах, связанных с Осирисом, Таммузом, Орфеем и Бальдром, то есть тоже «спасителями» своего рода. Они также были божественного или полубожественного происхождения, процветали, погибали и возрождались. Фактически они представляли циклические религии, в которых смерть и возрождение божества — верховного правителя — были вечно повторяющимся мифом1.
Мирча Элиаде отмечал:
Для христиан всех конфессий центром религиозной жизни является драма Иисуса Христа. Имевшая место как историческое событие, эта
1 Цит. по: Юнг К.-Г. Человек и его символы. С. 106 — 107.
84
драма сделала возможным Спасение. Следовательно, имеется только один способ обрести Спасение: ритуально воспроизвести, повторить эту драму, высший ее образец, каковым является жизнь и учение Иисуса. Подобное религиозное поведение характерно для подлинно мифологического мышления <...>'.
Проиллюстрируем эту мысль выдержками из текстов египетских пирамид. Изображаемые в египетской иконографии и в ритуале по левую и правую сторону от тела умершего Осириса две жены — приснодева-богоматерь Исида и ее сестра Нефтида — поют умершему и воскресающему Осирису:
Хотя ты умер, да оживешь ты! <...>
Да пробудится бог! Да восстанет бог!
О Осирис! Восстань! <...>
Пробуждается Осирис,
Встает бог, овладевает своим телом. <...>
В преисподней сущие целуют землю,
И жители некрополя склоняются.
Предки ликуют, когда видят его,
И находящиеся там — в страхе пред ним.
Обе земли вместе восхваляют его
При приближении его величества2.
В греко-римскую эпоху культ Осириса и Исиды вышел далеко за пределы Египта — и греки и римляне
<...> при жизни участвовали в обетованиях будущей жизни при условии, что примут подобие смерти Осириса: как истинный бог, этот жив навеки, так же истинно жив будет [человек], посвященный [в его культ] после смерти своей. <...> Посвященный надевал облачение, сверкавшее, как день, подобное покрову воскресшего Осириса: это прообраз его «славного» тела, исшедшего из земной оболочки3.
Во фригийских мистериях, где популярнейший в Римской империи бог Аттис играл ту же роль, что и Осирис в ритуале Исиды, перед днем весеннего равноденствия — 24 марта — статую Аттиса хоронили в земле и объявляли всеобщую скорбь и молчание. А 25 марта жрец возглашал:
Жив Аттис, жив! Радуйся, Жених, Свет Новый, радуйся!4
1 Элиаде М. Аспекты мифа. С. 169.
2 Цит. по: Там же. С. 264.
3МорэА. С. 72.
4 Цит. по: Торчинов Е. А. С. 115.
85
Могила Аттиса отверзалась, статую бога, «восставшего из мертвых», поднимали на всеобщее обозрение, а жрец помазывал уста скорбящих елеем. Этот день праздновался как день воскресения бога, проходил как карнавал и назывался «праздником радости». По улицам шли торжественные шествия («крестные ходы»), священнослужители, облаченные в светлые сверкающие одежды, возглашали «Аттис воскрес!», а певцы пели:
Исполнитесь доверия, о новообращенные!
Ибо спасен бог, и для вас из испытаний ваших так же произойдет
спасение1.
Не менее впечатляюще выглядели ритуалы оплакивания умершего и воспевания воскресшего бога Адониса, распространенные в Элладе, Сирии и Финикии.
В православном христианстве и сегодня накануне Пасхи — «воскресения Христа из мертвых» — священники провозглашают день всеобщей скорби и молчания и поют:
Во гробе полагается бессмертный, как смертный. <...>
Да молчит всякая плоть человеческая <...>
ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит
на заклание,
чтобы дать себя в пищу верующим! <...>
сия суббота есть преблагословенная,
ибо Христос, уснув в нее, воскреснет на третий день2.
В самый день воскрешения «сына Божьего» православные священнослужители достают из гроба изображение Христа и совершают торжественные шествия в светлых сверкающих облачениях, возглашая: «Христос воскрес!», и поют гимны, весьма схожие с теми, что приведены выше.
А вот текст молитвы деве богоматери античного периода:
О, святейшая человеческого рода вечная заступница,
смертных постоянная охранительница,
что являешь себя несчастным в бедах нежной матерью! <...>
На море и на суше ты людям покровительствуешь,
в жизненных бурях простираешь десницу спасительную. <..>
И я для воздания похвал тебе — нищий разумом,
для жертв благодарственных — бедный имуществом,
нет у меня слов, чтобы выразить,
что я в твоем величии чувствую.
1 Цит. по: МорэА. С. 151.
2 Цит. по: Булгаков С. В. С. 553.
Ведь тысячи уст не хватило бы для этого <...>
то единственное,
что в состоянии сделать неимущий благочестивец,
то и сделаю:
лик твой небесный и божественность святейшую
в глубине моего сердца запечатлею на веки вечные1.
Современному человеку может показаться, что это отрывок из христианской молитвы богородице — Деве Марии (историческим прототипом которой является праведная иудейка Марйам). Однако мы процитировали не христианский молитвослов, а сочинение знаменитого античного автора Апулея «Золотой осел, или Метаморфозы», и приведенная в нем молитва обращена к другой, более древней пресвятой деве богоматери, которую миллионы людей в течение нескольких тысячелетий называли Исидой и изображали склоненной с богомладенцем Гором — спасителем человечества — на руках. Характер текста говорит о явном влиянии греческой культуры на культ Осириса—Исиды.
Можно сказать, что во все эпохи верующий язычник воспевал и воспевает обобщенные черты идеального, эталонного существа, существующего в его подсознании, именуя это существо в соответствии со сложившимися в том или ином обществе традициями: Иштар (в переводе с аккадского на русский: «Царицей Небесной»), Кибелой, Исидой, Марией и т. д.
Приведенные выше гимны наглядно показывают внутреннее (а во многом и внешнее) сходство египетского ритуала с ритуалами иных религий. В основе наиболее популярных в древних Афинах, наиболее значимых Элевсинских мистерий лежал тот же самый цикл: ритуально проигрывалась ситуация страдающего, умирающего, сходящего в ад и воскресающего божества — разумеется, с другими именами, фольклорными подробностями и особенностями. Так, сошедший в ад и воскресший греческий бог Орфей сумел «пройти» сквозь затворенные двери средневековой инквизиции и по сей день оживает в мистериях театра. Общим остается сам архетип спасителя-богочеловека, облекаемый в фольклорные одежды, насыщаемый национальными именами, географическими подробностями и вероучительными деталями и проигрываемый в культовой мистерии.
1 Цит. по: РановичА. Б. С. 151 - 152.
86
87
Выдающийся собиратель и исследователь русских и славянских мифов А. Н. Афанасьев отмечал:
Как Илья-пророк сменил в народных поверьях и мифических сказаниях Перуна, так точно древнее поклонение языческой богине весенних гроз и земного плодородия — Фрее, или Ладе, — было перенесено на Пречистую Деву Марию. Поэтому сербы называют богородицу «Огненной Марией» и в песнях говорят о ней как о «сестре Ильи Гро-мовитого». <„.>
[Налицо] сближение языческого мифа о возжжении Перуном солнца, вновь нарождающегося при зимнем повороте, с рождеством «праведного солнца» Христа от Пресвятой Девы Марии1.
Мы видим, что, несмотря на различия имен богов, фигурирующих в разных религиозных мифологиях, всем этим персонажам присущи одни и те же функции. Если бы эти боги существовали, мы могли бы сказать, что у них есть некий общий прототип, называемый у разных народов разными именами. Однако языческие боги присутствуют только в сознании человека. Чем же тогда объяснить такое явное сходство богов и духов, населяющих, казалось бы, внешне самобытные мифологии?
Объясняется это тем, что индивидуальное человеческое сознание подчиняется общим законам, и поэтому в зависимости от реальной потребности творит схожих мифических субъектов, дает им имена, характерные для данного этноса, и придает им образы, рожденные народной культурой, облекает в фольклорные одежды. Чем больше религиозных мифов, рожденных народами, когда-либо населявшими землю, удается сопоставить, тем с большей очевидностью становится ясным, что в разных религиях налицо одни и те же истории и очень похожие персонажи, выполняющие одни и те же функции. Это значит, что пантеизм, будучи религией художественного вымысла, рождает по единым законам человеческого сознания разные по внешности, но типовые по содержанию религиозные мифы и типовых (архетипических) мифических героев!
Культы Осириса (Египет), Орфея (Греция), Аттиса (Рим), Зороастра и Митры (Персия — Рим) и многие другие строились по одной и той же схеме боговоплощения: чудесное рождение богомладенца (как правило, от девы) —> страдания за людей и смерть —> схождение в ад —> телесное воскрешение.
1 Афанасьев А. Н. С. 245. 88
Разумеется, имело место и прямое заимствование более поздними культами предшествующих форм (религиозный синкретизм). Часто в существующие молитвы и гимны просто подставлялись новые имена. В современном православном богослужении Христос многократно называется «солнцем», что свидетельствует об определенной взаимосвязи элементов нынешнего ритуала с древнейшими культами бога солнца, родившегося в день зимнего солнцеворота — примерно 25 декабря.
Заимствовались не только сюжеты мифов, но и конкретные символические детали. Так, древние египтяне считали, что душа умершего фараона отправляется на небесной ладье в параллельный, «горний» мир, находящийся на Орионе:
О фараон, ты — Великая звезда, собрат Ориона, которая пересекает небо с Орионом, которая правит Дуатом (миром небытия. — А. П.) с Осирисом <,..>.
Небесные тростниковые лодки поданы мне, и с их помощью я могу отправиться к Ра (поднимающемуся солнцу), к горизонту. Я правлю лодкой на восточной стороне неба <...>'.
Образ ладьи, корабля, плывущего в иной мир, был заимствован жрецами более поздних религий и сделался также и их символом. В христианскую эпоху он вознесся на вершины храмовых куполов, при этом парус принял форму креста — как средства, будто бы дарующего вечность, а ладья фараона обрела форму, напоминающую полумесяц. И даже через несколько тысячелетий, в 1997 году н. э., православный архимандрит Амвросий Юрасов пишет: Все храмы символизируют собой корабли.
Идет храм-корабль в житейском море, а пристань — потусторонний
мир2.
Поэтому еще в древности ученые вполне рационально подходили к наличию различных мифических пантеонов и с холодным расчетом вычисляли соответствие друг другу всевозможных богов, богинь, демонов и духов по их «небесным» функциям. «Отец истории» Геродот говорит достаточно прямо:
Гесиод и Гомер <..> установили для эллинов генеалогическое древо богов, дали им имена и прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образы3.
1 Цит. по: Бъювэл Р., Джилберт 9. С. 88, 100.
2 Радонеж. 1997. № 2. У хлыстов это образ общины и ее название.
3 Геродот. С. 97.
89
Характеризуя пантеон скифов, Геродот замечает:
Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего — Гес-тию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса). <..> На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс <...> — Папей, Гея — Апи, Аполлон — Гойтосир, Афродита Небесная — Аргимпаса, Посейдон — Фагимасад1.
На основании схожести функций античный историк установил соответствие друг другу языческих богов из разных национальных мифологий.
Если полного тождества не достигалось и новое имя бога отрицало предыдущее как ложное, то бог со старым именем приобретал в восприятии язычника имидж врага, злой силы, антибога.
В процессе исторического развития <..'.> при подавлении какого-нибудь культа светской или церковной властью и утверждении новой религии древние боги продолжали существовать в виде «демонов», —
констатирует Макс Вебер2.
Например, когда киевский князь Владимир привел в Землю русскую византийских миссионеров с проповедью римского христианства, на Руси были популярны образы Триглавы. Русская Триглава являлась символом национальной идентичности русского народа и конечно же не соответствовала греческому философскому мифу о «святой троице», которая была символом национальной идентичности совсем другого народа — жителей Римской империи, но внешне напоминала ее. И потому иностранные миссионеры объявили русскую троицу «сатанинской», велев своим русским подданным изображать ее в виде огнедышащего трехглавого змея, дракона, побеждаемого христианским богатырем. Этот негативный, демонизированный образ вошел в разрешенные цензурой былины, а затем и в официальные сказки для детей и жития христианских святых.
Для последователей пантеистических религий их мифы представляются им уникальными и присущими только их религии. Явная схожесть с другими религиозными мифами и культами объясняется ими обычно либо как еретическая пародия на них более поздних религий, либо как «предзре-ние» предшествующими религиями истины, во всей полноте открывшейся только им одним.
Например, Ахтулей перечисляет в «Метаморфозах» основные этапы событий в Элевсинских мистериях:
<...> «крещение, смерть, возрождение, нисхождение в ад, преображение в солнце». <...> Новообращенный прежде всего получает крещение, которое смывает с его души и тела всякие скверны. Святая вода Нила делает его тем, чем она делает всякого умершего египтянина, который подвергся этому обряду, — равным Осирису: подобно богу, он умер для земных дел, но возрождается для загробной жизни'.
Реальное историческое христианство, нисколько не отвергая саму логику этих мистерий и свойства «чудотворной» воды, пыталось лишь переименовать их на свой лад, подстроив под свой миф о «священной истории» Израиля и о его духовном преемнике — христианской церкви. А сходство своего, христианского, крещения с древнеегипетским крещением оставалось только объяснять «происками дьявола» и «мировым заговором». Христианский святой Иустин-мученик так раскрыл причину явной внешней и внутренней схожести дохристианских языческих и христианских ритуалов рождества богочеловека:
<...> бесы, узнав через иудейских пророков о скором пришествии Госпо да, поспешили изобрести басню о боге Дионисе, чтобы распространить ее среди эллинов и других народов2.
Другой знаменитый христианский апологет Тертуллиан заявлял по поводу всенародного празднования в Риме воскресения бога Аттиса: «Так-то подражает дьявол воскрешению Господа»3. Однако поднаторевший в софистических спорах теолог-примитивист так и не смог ответить на вопрос, от кого же дьявол и бесы могли узнать наперед о воскресении Христа? Ведь ритуалы воскресения господа и спасителя Осириса совершались в Древнем Египте за полторы-две тысячи лет до рождения Иисуса (мир ему), когда иудейские пророки еще даже не родились! Может быть, бесы, по мнению христианских апологетов, еще более всеведущи, чем Сам Всеведущий Бог?
В Римской империи II — IV веков повсюду красовались статуи пресвятой девы богородицы Исиды с богомладенцем Гором на руках. Из исторических документов известно, что христианские священники наказывали верующих, которые
1 Геродот. С. 201.
2 Вебер М. С. 98.
90
1 Цит. по: Морэ А. С. 148 - 149.
2 Цит. по: Торчите Е. А. С. 129.
3 тт т
Цит. по: 1ам же.
91
воздавали поклонение этому образу богородицы Исиды, принимая ее за иудейско-христианскую богородицу Марию. После придания христианству государственного статуса и истребления всех икон и истуканов предшествовавших культов можно было легко подогнать популярный в народе образ пресвятой девы под господствующую мифологию, дав деве другое имя и жестко узаконив ее новое житие.
Довольно яркую картину этих процессов нарисовал Мирна Элиаде. Во время нахождения евреев в вавилонском плену
иудаизм «историзовал» некоторые сезонные праздники и космические символы, соотнеся их с важнейшими событиями истории израильского народа (праздник дарохранения, Пасха, Ханука...). Отцы церкви пошли по этому же пути: они «христианизировали» символы, ритуалы и мифы Азии и Средиземноморья, связав их со «священной историей», которая, естественно, выходила за рамки Ветхого Завета и включала теперь Новый Завет <...> и жития святых. Какое-то число космических символов — вода, дерево, виноградная лоза, плуг, топор, корабль, колесница и т. д. — были уже ассимилированы иудаизмом и легко могли быть интегрированы в теорию и практику церкви. <...>
Космическое христианство жителей сельских областей исполнено ностальгии по природе, освященной присутствием Иисуса, ностальгии по раю, желания обрести природу неуязвимой и преображенной, защищенной от постоянных потрясений, завоеваний, войн, разорений. Налицо выражение «идеала» земледельческих народов, постоянно разоряемых воинственными ордами кочевников и эксплуатируемых различными «хозяевами». Это также и форма пассивного протеста против трагедии и несправедливости истории, против того, что зло не выступает только как следствие индивидуальной воли и индивидуального решения, а оказывается сверхличной структурой исторического мира. <...>
Когда христианские миссионеры столкнулись с живыми народными религиями, им волей-неволей пришлось «христианизировать» личности богов и «языческие» мифы, никак не поддававшиеся искоренению. Множество богов и героев, убивавших драконов, превратилось в Георгиев-победоносцев, боги грозы обрели черты святого Ильи, многочисленные богини плодородия были приравнены к Богородице или святым. <...> Христос, не переставая быть Вседержителем (Пантокра-тором), спустился на землю и посетил земледельцев, подобно тому как поступало в мифах первобытных народов Верховное Существо до того, как оно превратилось в бога отдыхающего. Это не «исторический» Христос, так как народное сознание не интересуют ни хронология, ни достоверность событий, ни подлинность исторических персонажей1.
1 Элиаде М. Аспекты мифа. С. 168 - 173.
92
Современной иллюстрацией на тему религиозного синкретизма являются рассуждения православного протоиерея и профессора богословия Сергия Булгакова:
Язычество имеет предчувствия о всех трех божеских ипостасях. Бесспорно, оно знает отчую ипостась, которую чтит под разными ликами (Мардука, Амона-Ра, Зевса, Юпитера и др.). Вне всякого сомнения, оно знает и ипостась сына под образом страждущего, умирающего и воскресающего бога (Осирис, Атгис, Адонис — Таммуз, Эсмун, Дионис). Язычество предощущает — именно в силу своего пантеистического натурализма — излияние в мир благодати св. духа. <...>
Если теперь <...> находят соблазнительную близость между Иси-дой, плачущей над Осирисом, и Богоматерью, склоненной над телом Спасителя, то нас исполняет удивлением, граничащим с благоговением, это языческое предчувствие Богоматери1.
В этом тексте особенно ценно признание известным богословом самого факта явной общности христианской мифологии с более древними мифами. Непредвзятый взгляд увидит в этой общности лишь поступательное развитие человеческого сознания, придумывающего новые мифы на фундаменте старых.
Итак, налицо единство законов человеческого сознания, творящего художественный вымысел — миф — в разных частях света, у разных народов и в разных цивилизациях по единому сюжету, с общими функциями персонажей, облаченных в разные фольклорные одежды. Налицо и религиозный синкретизм — прямое или косвенное заимствование жреческой кастой сюжетов и компонентов мифов и культов народов прошлого.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!