Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-05-07 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Структура мифа имеет три компонента:
1) какую-либо значимую для общества историю, многократно возникавшую в общественной жизни — типичную, максимально обобщенную, ставшую архетипом всех похожих жизненных ситуаций;
2) символических героев — действующих лиц мифа, за внешними образами которых скрыто подлинное значение их качеств и свойств, характерных для всего данного типа людей;1
3) опыт, который выводится из соотнесения архетипа мифа с символикой действующих лиц по схеме: «если... то...».
При этом следует подчеркнуть и необходимое условие: миф существует только тогда, когда рассказанная в нем история значима для общества, т. е. имеет место психологическое сопереживание ей со стороны слушателей. Значимость мифической истории определяется степенью ее схожести, подобия тем жизненным ситуациям, оказавшись в которых человек сталкивается с необходимостью выработки правильного решения. Сличение ситуации сегодняшнего дня, развязка которой нам пока не известна, с историей, изложенной в мифе и известной от начала и до конца, позволяет уже сегодня предусмотреть дальнейший ход событий, т. е. предопределить конечный успех или поражение. Для этого необходимо знать или установить значения символических образов действующих лиц мифа и наложить их на архетип закодированной в мифе истории, т. е. расшифровать миф, после чего наличие или отсутствие в нем аналогии с нынешней ситуацией станет очевидным.
Цель, с которой индивид или общество обращаются к зашифрованному в мифе опыту, определяет характер прочтения этого мифа. В зависимости от цели мы выделяем следующие виды мифологий:
1) общекультурная мифология (главная цель — познание человека);
|
2) национальная мифология (главная цель — укрепление великой семьи — народа, нации);
1Символ в переводе с греческого буквально означает «присоединение», в данном случае — присоединение к первому, внешнему, смыслу образа второго, и главного, его смысла.
3) религиозная мифология (главная цель — сообщение с потусторонним миром);
4) политическая мифология (главная цель — получение, сохранение или укрепление политической власти).
Для того чтобы наглядно продемонстрировать различие между разными видами мифов, возьмем в качестве примера один из мифов в его упрощенной редакции — басню о вороне и лисице. Этот миф может быть прочитан по-разному и в зависимости от этого по-разному истолкован.
Итак, «вороне где-то Бог послал кусочек сыру», и она крепко зажала его в клюве. Лиса, решив обманом выманить сыр, по-человечески льстит и уговаривает ворону спеть «ангельским голоском». Когда та каркает, сыр выпадает из клюва и становится добычей лисы.
1) Для общекультурного восприятия этот миф — чистое иносказание, условность, смысл которой — в ее морали о вреде лести: «Если послушаешь льстеца, потеряешь то, что имеешь». Цель — нравственное поучение, как и в притче.
2) Этот же миф может рассматриваться и как национальный, если видеть в нем не поучительную историю человеческой слабости, а взаимоотношения наций. Лиса — символ одной, «нехорошей» нации, ворона — другой, богоизбранной, по доверчивой, которую «нехорошая» нация хочет лишить ее высокой исторической миссии. Лесть направлена на то, чтобы богоизбранная нация стала сама себя возвеличивать до уровня «святой» нации, «Третьего Рима» и т. п. и потеряла подлинный дар Бога.
3) Для истинного, монотеистического восприятия этот миф — притча, вымышленная, но поучительная история отношений человека с духовным миром. Например, лиса — это условное обозначение демона, шайтана и т. п., сыр — символ дара свыше. Можно условно представить эту историю как искушение злым ангелом доброго, но не устоявшего в добре человека. Цель мифа — показать духовный опыт человека, одолеваемого злыми силами.
|
4) Для языческого, магического восприятия этот миф — буквальная история, которая якобы происходила реально и буквально так, как рассказано. Лиса — всамделишная лиса, говорившая человеческим голосом. Все ее слова — канонический текст. Любое сомнение в какой-либо детали этой истории есть «преступление против веры» и карается как богоотступничество, а нетрадиционная интерпретация — ересь,
68
69
проклинаемая священнослужителями. Цель религиозного мифа — выдать сочиненную людьми историю за Откровение Бога, а хранителей и толкователей мифа — за посредников между Богом и «простыми» людьми.
5) Для политического восприятия этот миф — аллегория, обозначающая реальную историю человеческих взаимоотношений в борьбе за власть, символизируемую сыром, например, попытку скрытого врага завладеть троном через лесть. Здесь цель — показать один из практических путей захвата власти.
Таким образом, в мифе важна не столько сама история, сочиненная людьми, сколько мораль, выводимая из этой истории и умышленно зашифрованная в художественной форме для того, чтобы лучше и точнее донести ее до людей с разным уровнем образования, знания языка и т. п.
Следует заметить, что любой миф требует сопереживания самой истории, которую он воспроизводит, В отсутствие такого сопереживания слушатель перестает интересоваться содержанием мифа, он ни о чем не говорит человеку — остается только пустая выдумка, лишенная всякого смысла, и миф умирает.
С другой стороны, если у рассказчика появляется ирония в отношении самого мифа, то она мгновенно убивает его, поскольку насмешка уничтожает уверенность в подлинной поучительности мифической истории. Поговорка «От великого до смешного один шаг» как нельзя кстати подходит к данной ситуации — миф существует, пока есть хотя бы частица веры в его внутреннее, скрытое за иносказанием соответствие жизни, а с ней и личное сопереживание описываемым в нем событиям. Как только появляется «смешное», исчезает сопереживание, вера в соответствие мифа хотя бы какой-то реальности жизни, а значит, мифа больше нет — остается лишь анекдот, как бы миф-перевертыш, антимиф.
|
Например, известный современный поэт Дмитрий Пригов с помощью иронии уничтожает миф о «добром дяде» — советском милиционере.
В цикле стихов о милиционере Пригов использует советскую поэтическую мифологию, созданную в 20-е, годы и в сталинское время, начиная от прославления милиции в поэме Маяковского «Хорошо» до кит-чевой детской поэмы Сергея Михалкова «Дядя Степа — милиционер».
<...> фигура милиционера описывается как фигура Христа, соединяющая Небо и землю, закон и реальность, Божественную и земную волю:
Когда здесь на посту стоит Милицианер
Ему до Внукова простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер —
И пустота за ними открывается <...>
Отвсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
И с юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
Из-под земли <...>
Да он и не скрывается1.
Своей иронией последняя строка наносит «сокрушительный удар» по величественности образа милиционера — «спасителя человечества». Стихотворение Пригова успешно выполняет роль антимифа — анекдота. Не случайно в разные эпохи, перед тем как совершить революцию или свергнуть какого-нибудь деспота, его оппозиция вполне сознательно распространяла в народе анекдоты, разрушавшие его «богоугодный» имидж и выставлявшие его на посмешище.
Когда художественное произведение сугубо личностно и отражает лишь индивидуальные переживания автора, оно обратно пропорционально мифу. Но чем более оно стремится найти нечто общее с переживаниями других людей, чем более оно отображает обобщенную, типичную ситуацию, тем ближе оно к архетипичности, а значит, и к мифу. Выходя за рамки частного и индивидуального, художник начинает «угадывать» архетипы общества, народа и как бы моделирует различные варианты социального опыта.
Так, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина своим возвышенным строем, точностью символических деталей и типизацией сюжета до уровня истории, значимой не только для Олега, но и для всякого человека, становится практически мифом. Также мифом, переложенным для детского восприятия, стала поэма «Руслан и Людмила», а «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о попе и работнике его Балде» успешно выполняют роль басен для вполне взрослого читателя.
|
Сказки, более известные сегодня благодаря мультипликации и комиксам, являются важным средством воспитания детей. Поскольку, в отличие от взрослых, дети всерьез сопереживают сказочным историям, то налицо классическое
1 Гройс Б. С. 88.
70
71
мифологическое познание действительности, лишь адаптированное для детского сознания.
Подведем основные итоги этой главы. Миф — это художественная история, повествующая о реальном человеческом опыте в разных областях жизни: культуре, национальных отношениях, политике. Мифы в виде притч, сказок, легенд бывают полезны и нужны для того, чтобы люди с разным уровнем развития, живущие в разные эпохи, примерно одинаково понимали зафиксированный в мифах жизненный опыт. Мифы могут быть и ложными, когда они созданы с целью намеренно ввести кого-то в заблуждение. Наихудшими из ложных мифов являются религиозные мифы, так как они выдают историю, придуманную человеком, за Откровение Всевышнего Творца.
Глава 3
РЕЛИГИОЗНЫЕ
(ЯЗЫЧЕСКИЕ) МИФЫ
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!