Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-05-07 | 182 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Первоединое, абсолютная субстанция («материя», «космос», «вселенная» и т. п.) не имеет сама по себе никакого личностного выражения. Это — обожествленная природа, из недр которой развивается человеческий разум, постепенно овладевающий стихиями и становящийся господином вселенной (пятиконечная звезда — пентаграмма, ставшая официальным символом и у американских масонов, и у советских коммунистов, — знак сверхчеловека, побеждающего стихии).
Если человек верит в будущий рай на этой земле, то прошлое теряет всякую ценность, и единственным критерием правильности человеческих деяний выступают ведущие в завтрашний день очевидные победы, триумфы, чудеса. При этом самоценность теряет и настоящее, поскольку в нем значимы только события, спроецированные в будущее. Человек утрачивает ценность как личность и становится лишь винтиком в машине, создающей технократический рай, или удобрением для светлого земледельческого рая. 58
Футуристическая вера вызывается к жизни скорее экстремальными условиями, нежели кем-то придуманными учениями, поэтому в религиозном виде она имеет место, как правило, в общинах-коммунах с социально-утопической направленностью или в замкнутых «тоталитарных» сектах, принимая форму фанатичной веры в очень близкий конец света, за которым последует реализация мистической утопии. Знаменитая фраза апостола Павла «<...> если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Библия, 2 Фес. 3: 10) обращена как раз к тем христианам-утопистам, которые в ожидании близкого конца света избавились от имущества, сдав деньги в общину, и прекратили всякую деятельность. Сегодня ярким образцом футуристической секты в России является «Церковь
|
Виссариона».
В обычной жизни футуристическая религия сама по себе не имеет существенного влияния, ограничиваясь лишь узкими группами радикалов или окончательно разуверившихся в жизни людей. Однако в форс-мажорных обстоятельствах, при утрате веры народа в официальную религию, футуристическая вера может стать средством материализации какого-нибудь «бродящего по Европе призрака». Всегда находятся люди, верящие в социал-романтическую утопию, в то, что общими волевыми усилиями можно «сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор». Французский поэт Беранже в песне с примечательным названием «Безумцы» написал:
Господа! Если к правде святой Мир дороги найти не умеет — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! <...>
Если б завтра земли нашей путь Осветить наше солнце забыло — Завтра ж целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь1.
Материализация утопии всегда принудительна: в отсутствие религиозных чудес вера в «светлое будущее» может быть укреплена исключительно всеобъемлющим страхом перед физической расправой за утрату такой веры. В своей светской редакции утопия имеет все признаки религиозного
1 Пер. с французского В. Курочкина.
59
мифа и культа, при этом в ней может отсутствовать представление о Боге вообще, в связи с чем в современной науке и стал использоваться термин «нетеистическая» (т. е. «безбожная») религия. Классическим примером такой религии является коммунизм, каким его представляли и реализовывали на практике во Франции и в России — с периода «богоискательства» большевиков 1905 — 1906 годов и до разоблачения культа Иосифа Сталина. В футуристической религии «будущее» присутствует в виде некой квазирелигиозной идеи, социал-романтической утопии, реализовать которую должен какой-нибудь народоводитель, сверхчеловек, пришелец-терминатор.
Самым ярким глашатаем новой футуристической нетеистической религии и «властителем дум» молодежи стал Владимир Маяковский, который «во весь голос» рапортовал о своей харизматической миссии: «Слушайте! Проповедует сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!»
|
«Новый Заратустра» выразил эсхатологическую идею последней битвы политизированного добра (коммунизма) с мировым злом вполне в иудейско-мессианском духе: «Мы разливом второго потопа перемоем миров города!» Здесь очевидным образом проглядывают не только библейские мотивы, но и совмещенный с ними миф о новых человеко-богах — очистителях авгиевых конюшен.
Квазирелигиозная сущность революции отчетливо выражена в популярнейшем «Левом марше»:
Довольно жить законом, Данным Адамом и Евой. Клячу истории загоним... Кто там шагает правой? Левой, левой, левой!
Небезынтересны размышления одного из вождей социалистической революции в России, Льва Троцкого:
Коммунистический быт будет слагаться не слепо, как коралловые рифы, а строиться сознательно, проверяться мыслью, направляться и исправляться. Человек взглянет на себя, как на сырой материал или, в лучшем случае, как на полуфабрикат, и скажет: «Добрался наконец до тебя, многоуважаемый хомо сапиенс, теперь возьму я тебя, любезный, в работу!»
Человек примется наконец всерьез гармонизировать себя самого. <...> Он захочет овладеть полубессознательными, а затем и бессознательными процессами в собственном организме: дыханием, кровооб-60
ращением, оплодотворением — и в необходимых пределах подчинит их контролю своей воли. Жизнь, даже чисто физиологическая, станет коллективно-экспериментальной. Человеческий род, застывший хомо сапиенс, снова поступит в радикальную переработку и станет — под собственными пальцами — объектом сложнейших методов искусственного отбора и психофизической тренировки. <...>
Повышаясь, человек производит чистку сверху вниз: сперва очищает себя от Бога, затем основы государственности от царя, затем основы хозяйственности от хаоса и конкуренции, затем внутренний мир — от бессознательности и темноты1.
Тем самым, ниша сверхчеловека готовилась большевиками для политического терминатора из завтрашнего Зазеркалья, который произведет отбор достойных жить в будущем рае и предаст колеблющихся суровому перевоспитанию огнем и мечом.
Однако отнюдь не только коммунизм является нетеистической религией, несущей человечеству ложные, утопические идеалы. Так, крупнейший ученый XX века Карл-Густав Юнг констатировал:
|
У коммунистической системы есть один большой миф. <...> Это освященная временем архетипическая мечта о «золотом веке» (или о рае), где человечество наслаждается изобилием всего и вся под великим и мудрым руководством вождя. Этому мощному архетипу <...> не суждено исчезнуть лишь по причине превосходства наших идей <...> ибо западная цивилизация охвачена той же мифологией. <...> Мы тоже верим в государство всеобщего благоденствия, во всеобщий мир, равенство, в вечные права человека, в правду и справедливость и (не заявляя об этом громогласно) в Царство Божие на земле2.
Любое деление на виды религиозной ориентации, конечно, условно, поскольку в жизни данные варианты редко встречаются в чистом виде, чаще возникают их различные переплетения и комбинации (религиозный синкретизм). Подавляющее большинство людей, не предавших себя воле Единственного Бога, живет между этими полюсами религиозной веры, прибегая в случаях индивидуальных трудностей к услугам колдунов (экстрасенсов, целителей, предсказателей и т. п.), а в целом предпочитая во избежание очевидных и потенциальных неприятностей «умилостивлять» фатум, рок, Небеса (где «что-нибудь да есть») оплатой ритуалов, совершаемых жреческой кастой, и формальным участием в их совершении.
1 Цит. по: Эткинд А. С. 85 — 86.
2 Юнг К. -Г. Человек и его символы. С. 83.
61
Общим для всех видов типов пантеистических религий является то, что они не могут существовать без мифа, который воспринимается ими как будто бы реальная история каких-либо «богоявлений» или «боговоплощений». Для язычника миф заменяет отсутствие подлинного Откровения, поскольку в мифе он ищет именно выгодное себе «откровение» какого-нибудь бога, явившего себя через людей, животных, птиц, растения, стихии или воплотившегося в них. Что же представляет собой миф на самом деле?
Глава 2 ЧТО ТАКОЕ МИФ?
КАК СОЗДАЮТСЯ МИФЫ
В процессе познания человек создает себе образы — модели окружающих его предметов и существ. Эти образы закрепляются в его памяти, переходя из сознания в подсознание. Но даже самый яркий образ живого существа или предмета, зафиксированный сознанием человека или запечатленный в живописи или на фотопленке, не может нести всю информацию об этом существе или предмете. Все сотворенное познается в развитии, в движении, во взаимосвязи с другими существами и предметами, отсюда и возникает необходимость показывать человека, животных, растения во взаимодействии с другими, в той или иной жизненной ситуации, в социальном, бытовом контексте.
|
Так, в сознании рождается сюжет, который облекается в форму какой-либо истории. Положительный герой борется или мирится с препятствиями, с другими персонажами, в процессе чего и обнаруживает свои подлинные качества и устанавливает свои отношения с окружающим миром. Его история становится хранителем важного жизненного опыта. Этот опыт выстраивается по схеме «если... то...» — «если поступить так-то, то будет один результат, если иначе — то другой». Вспомним знаменитого древнерусского витязя на распутье с тремя указателями!
Зафиксированный в истории опыт выражен не в сухих рациональных схемах и фразах, понятных только специалистам, а в ярких общедоступных художественных образах-символах. Для выявления хранимого в художественной форме опыта нужно методом аналогии переходить от символического образа к свойству, которое тот символически обозначает. Если в иероглифе изображен человек с сидящим у него на плече орлом, значит, это человек высокого полета — духовный, благородный. Если изображены человек,
63
вода, а затем — мертвый человек, то это символически обозначает: нельзя входить в воду, не научившись плавать.
Вот как знаменитый греческий историк Геродот описывает ответ скифских царей персидскому царю Дарию Великому в ответ на объявление им войны:
Скифские цари <...> отправили к Дарию глашатая с дарами, послав ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти дары, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. По его словам, персы достаточно умны, должны сами понять значение этих даров. Услышав это, персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и приносят ему в знак покорности землю и воду, так как-де мышь живет в земле, питаясь, как и человек, ее плодами; лягушка обитает в воде, птица же больше всего похожа по быстроте на коня, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Такое мнение высказал Дарий. Против этого выступил Гобрий (один из семи мужей, которые низвергли мага). Он объяснил смысл даров так: «Если вы, персы, как птицы, не улетите, в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами»1.
|
Любая история станет близкой и убедительной для массового сознания только тогда, когда в ней не будет условных и безымянных персонажей — каждое действующее лицо должно быть узнаваемо, иметь конкретное имя и нечто родственное в происхождении, культуре, языке, традициях. «Всеволод, сын Володимира и Лады, не умел плавать, но, не послушав родителей, пошел вброд через реку Прут и утонул» — в таком виде эта история легко запоминается и будет доступной даже для полностью неграмотного человека.
Словом «миф» в Древней Греции как раз и назвали вымышленную иносказательную историю в лицах, сюжет которой художественно повествует о реальном опыте, об успехе или о трагедии. Миф (в русском языке ему близки сказ, былина) — это всегда «героический» язык. Упрощенные мифы, сведенные к одной прямой морали, именуются притчами (с назидательной целью), баснями (с оттенком иронии) и сказками (для детей).
1 Геродот. С. 131 - 132. 64
2.2. МИФ - ЭТО ОБОБЩЕННЫЙ ЖИТЕЙСКИЙ ОПЫТ
В жизни каждого человека, народа, государства случается великое множество историй, но почти всегда они напоминают или повторяют нечто уже известное. Если сопоставить схожие истории, то можно вычленить в них общий сюжет и общие типы персонажей, а затем увидеть и единую логику их поведения в схожих ситуациях. В произведениях искусства образ героя ближе к читателю или зрителю тогда, когда он менее случаен и более похож на всякого человека такого типа. То же относится и к истории, в которую попадает герой, — это должна быть типичная история, близкая всем людям, сталкивавшимся с подобными жизненными ситуациями или наблюдавшими нечто подобное у других. Поэтому, как правило, популярность приобретает именно тот артист, лицо которого выражает определенный тип человека, вспомним хотя бы так называемых «характерных актеров».
Поскольку миф хранит жизненно важный опыт целых поколений людей и играет роль моста памяти между поколениями, то образ героя мифа отшлифовывается веками, освящается историей и выступает прототипом (прообразом, образцом) для всякого ныне живущего человека, который претендует на схожий с героем мифа статус в обществе. А история, послужившая основой сюжета мифа, оказывается архетипом (высшим образцом, парадигмой) всякой истории, от которой общество ожидает сегодня такого же результата, что и в мифе.
Скажем, Александр Суворов после своих громких побед над Наполеоном обрел в народном сознании мифологические черты, его имя стало нарицательным, ему приписывалось даже то, к чему он не имел никакого отношения, — например, отеческая забота о простом народе, в то время как именно Суворов разбил Пугачева, привез его в столицу заточенным в клетке и отнюдь не щадил его соратников.
65 |
Когда в 1812 году российская армия стала отступать под напором войск Наполеона, общественное сознание востребовало заменить талантливого и расчетливого полководца шотландца М. Д. Барклая де-Толли на куда менее искусного в военном деле Михаила Кутузова, но который был учеником и сподвижником легендарного Суворова. Кутузов, не привнеся ничего нового в военном отношении и лишь доведя до кон-
3 Л. В. Полосин
ца план де-Толли, сумел возбудить героический дух широких слоев населения только тем, что стал для него «новым Суворовым», уже побеждавшим Наполеона. Массовое сознание отождествило его с образом Суворова и с позитивным опытом победы над французами, поэтому публичный имидж фельдмаршала Кутузова «работал сам по себе» (что прекрасно показал Лев Толстой в «Войне и мире»), а реальному человеку Кутузову оставалось лишь внешне поддерживать этот имидж.
И в обычной ситуации, когда люди обсуждают меж собой, кого бы они хотели видеть на той или иной должности, в том или ином качестве, они невольно сравнивают обсуждаемого человека с прототипом, образом-идеалом, и решают, можно ли отождествить образ обсуждаемого человека с его прототипом или нет.
Если такое отождествление произойдет, публичный имидж начнет существовать в общественном сознании уже как бы сам по себе и вне зависимости от его носителя. Религиозный деятель, военачальник, глава государства, популярный артист или писатель перестает восприниматься как обычный человек и становится почти «потусторонним» персонажем, вызывающим совершенно особое к себе отношение: перед ним заискивают, ищут его расположения, у него просят автограф и т. д.
Одновременно и сюжеты, в которых мифический герой-прототип проявляет свои лучшие качества, могут выступать эталоном-архетипом для возникающих сегодня ситуаций. Например, стихотворение Александра Пушкина «Пророк» описывает пророческую миссию и показывает, как Бог призывает человека к полному самоотвержению ради возвещения Истины:
|
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами, легкими как сон, Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход,
66
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую воздвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Само стихотворение — миф о неведомом пророке, к коему явился шестикрылый ангел и призвал к пророческому служению. Однако основой для этого стихотворения стала книга реального человека — пророка Исаии (мир ему):
Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него [был] горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу <...> (Библия, Ис. 6: 1 - 9).
Пушкин обобщает приведенный текст, распространяя его
на всех верующих и делая его иносказательным. Рождается
вымышленный собирательный образ, смысл которого —
донесение до читателя истины, что человек, погруженный
в свои субъективные переживания и интересы, не может
стать послушным исполнителем воли Всевышнего. Чтобы
нести людям правду, человек должен, подражая пророку,
вверить (предать) все свои органы чувств, свой разум, всего
себя — Богу (что как раз и соответствует смыслу арабского
слова «ислам» — «преданность Богу»). Тем самым, мифиче
ский пушкинский «пророк» — это, с одной стороны, собира
тельный образ всякого подлинного пророка, а с другой — об
разец поведения для любого верующего (по-арабски: «вали»).
Чтобы стать мусульманином, необходимо предать себя Един
ственному и Всемогущему Богу так же, как это сделал пуш
кинский пророк.
з * 67
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!