Кто заинтересован в сохранении язычества — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кто заинтересован в сохранении язычества

2020-05-07 109
Кто заинтересован в сохранении язычества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В сохранении язычества заинтересованы: 1) неверующий человек, боящийся встречи со своим Создателем, Который спросит его о совершенных им и не­раскаянных грехах и подвергнет переоценке все его столь привычные и приятные ценности;

2) политическая власть, которая стремится к созданию такого имиджа, при котором ее представителям не придет­ся отвечать за свои преступления перед народом и не нужно будет бояться низвержения с властного Олимпа путем пере­избрания;

3) жреческая каста. Наиболее последовательно, ясно и откровенно пантеистическое учение изложено в знаменитом сочинении жреца и философа-неоплатоника Ямвлиха «О египетских мистериях» (начало IV в.). Любопытно, что до XIX века многие христианские философы и богословы назы­вали этого писателя «божественным».

Рассматривая монотеистическое учение о Боге, как о Творце, Который выше того, что сотворил, и потому не яв­ляется его частью, Ямвлих рассуждал:

Я не вижу, каким образом сотворяется и оформляется здешнее, если никакое божественное творение и никакая причастность божест­венным образам не простирается через весь космос в целом. <...> Во­обще это самое мнение является отрицанием жреческого служения и теургической общности богов с людьми, поскольку оно изгоняет с зем­ли лучших. Ведь оно не утверждает ничего иного, кроме того, что бо­жественное удалено от земного, что боги не имеют сообщения с людь­ми и что это место не населено ими. Стало быть, согласно этому рассуждению, даже мы, жрецы, ничему не научились от богов <...> по­скольку ничем не отличаемся от остальных людей. <...> Земное же <...> когда оказывается способным к божественному участию, непосредст­венно получает предсущих в ней богов взамен собственной сущности1.

1 Ямвлих. С. 58.

50


В приведенной цитате налицо кастовый интерес жреца, для которого важнее доказать народу, что боги ему прича-стны и доступны, нежели искать истину. «Если Бог непости­жим и недосягаем, то мы, жрецы, ничем не будем отличать­ся от остальных людей, не будем иметь власти над людьми, до­ходов и уважения» — вот подлинная причина существования философии пантеизма и самого жреческого сословия! Таким образом, пантеизм приписывает абсолютно свободному от любых ограничений (т. е. Всемогущему) Творцу реальное пребывание в сотворенных Им же Самим существах и пред­метах, ограниченных временем и пространством. Все это нужно жреческой касте лишь для того, чтобы имитировать наличие Откровения Бога через мифы о «богоявлениях» или «боговоплощениях» и утвердить исключительное право жре­цов на контакты с божеством в целях нарушения естествен­ных законов бытия и получения утилитарной пользы.

Поэтому в пантеизме очевидна преимущественная на­правленность на бытовые цели, как бы достигаемые через культ; пантеистическое сознание более обрядово и ирраци­онально, его мифология более склонна к магии, человек для него — недостойный раб, червь, винтик, ценность которого возрастает лишь в меру присутствия в нем потусторонней энергии (якобы полученной свыше «благодати» — «святос­ти»), т. е. в меру его соучастия в сверхъестественном дости­жении практических результатов. Так и рождается религи­озное понятие «шарик» — «соучастник», «сотоварищ», «по­мощник» Бога, «святой» посредник во взаимоотношениях людей с Богом.

Отсюда вполне логично, что пантеизм, наполняющий этот мир богами, противится проникновению разума в те сферы, где может быть высвечено отсутствие проповедуе­мой им потусторонней силы, поэтому пантеизм - принципи­альный противник науки и непредвзятых исследований. Так, широко известен спор Галилея с христианским церковным судом — инквизицией — относительно формы Земли.

«Ангельский доктор» Фома Аквинат, автор теории об одержимости человека бесами, оправдывавшей ритуальные сожжения на костре сотен тысяч людей, также стал симво­лом подобного отношения к науке: согласно преданию, ко­гда в ХIII веке Альберт Больштедский создал первого в Ев­ропе робота — человекоподобную говорящую и ходящую куклу; то «ангельский доктор» усмотрел в ней «деяние диа-


51


вола» и разбил ее своим недюжинным кулаком1. Он же не дал возможности создать пракомпьютер, объявив «деянием диавола» и логическую машину Раймунда Люллия, имевшую память объемом в 18 биллионов байтов (восьмизначных ком­бинаций нулей и единиц). Понятно, что при засилье церкви не могли быть реализованы и чертежи Леонардо да Винчи, согласно которым уже тогда можно было реально построить самолет и вертолет.

Тот же «ангельский доктор» в своем толковании на Книгу пророка Иова нашел формулу, по которой бесплотные пер­сонажи из параллельного мира могут не просто «принимать личину», но и реально руководить не только фауной и фло­рой, но и телами людей — «еретиков»:

Надо признать, что с Божьего попущения бесы производят бури, возбуждают ветры и низводят молнии с неба. Что касается перемеще­ния материи в пространстве, то телесная природа создана для того, чтобы повиноваться духовной природе. Примером этому служит чело­век: ведь только по приказу воли, находящейся в душе, приводятся в движение члены человеческого тела, чтобы исполнить предписанное волей. Перемещать материю в пространстве может не только доброе, но и злое начало через посредство своей природной силы, если нет препятствия со стороны Бога. Ветры, дождь и другие подобные явле­ния в воздухе могут производиться и подымающимися с земли испа­рениями. Поэтому для этого достаточно и участия природной силы демона2.

Ссылка на возможное препятствие со стороны Бога пред­ставляет собой, на самом деле, лишь лукавство и ведет к пря­мому кощунству: Бог предстает, во-первых, пособником бесов в их зле, а во-вторых — другие существа наделяются будто бы свойствами божественных субъектов, могущих самостоятель­но изменять существующий миропорядок. Бог в этой систе­ме оказывается только верховным богом среди них, первым среди равных, обладающим лишь правом «вето».

С. Лозинский приводит такой пример, наглядно характе­ризующий специфику пантеистического сознания: в XI веке

<...> епископ города Лозанны, убедившись, что с помощью дьявола кудесники и чародеи превратили многих людей в червей, саранчу, жаб, майских жуков и т. д., кои [в свою очередь] причинили массу вреда окрестным крестьянам, трижды обращался с епископской ка­федры со словами убеждения и угрозы к этим «страшным парази-

1 См.: Петрунин Ю. Ю. С. 46 - 47.

2 Цит. по: Шпренгер Я., Инститорис Г. С. 240.

52


гам», требуя, чтобы они предстали в Вифлисбурге на суд — собствен­ной персоной или через своих представителей. Это обращение дела­лось епископом при звоне колоколов и в очень торжественной фор­ме: крестьяне опускались на колени, трижды читали «Отче наш» и «Богородице, дево, радуйся» и молились о гибели саранчи и прочей

нечисти.

Саранча и черви возбудили, однако, дело против епископа; им был дан защитник, но епископ выиграл дело, и во имя Бога Отца, Сына и Святого Духа лозаннские черви были навеки прокляты. Но через год Лозанна подверглась тому же несчастью — к величайшему позору церкви, оказавшейся слабее дьявола1.

По этому поводу уместно привести слова Всевышнего:

Неужто они прочат в соучастники Ему

Таких, которые творить не могут

И сами же Другим сотворены?

Они не могут помощь оказать ни им,

И ни себе помочь не могут. <...>

Поистине, все те, кого вы призываете, помимо Бога,

Такие же рабы Ему, как вы.

(Коран 7: 191 - 192, 194)

Сегодня пантеизм выродился в откровенно прагматичное отношение к божеству. Для духовно неразвитых людей это носит характер «освящения» автомобилей, квартир, брилли­антов, благословения мафии на темные дела. Для более об­разованной публики это выглядит попристойнее: например, в бестселлере Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказы­вать влияние на людей»

<...> вера в Бога и молитва рекомендуются в качестве средства, кото­рое поможет повысить способность человека добиваться успеха. По­добно тому как современные психиатры рекомендуют служащему быть счастливым, чтобы лучше привлекать клиентов, некоторые свя­щенники рекомендуют любить Бога, чтобы добиться большего успеха. «Сделай Бога своим товарищем» означает: «сделай Бога компаньоном в бизнесе», а не «соединись с Ним в любви, справедливости и правде». Так же как братскую любовь заменила безликая деловая честность, Господь Бог превратился в далекого от нас Генерального Директора фирмы «Вселенная, Инкорпорэйтэд». Вы знаете, что Он есть, что Он — режиссер спектакля (хотя, наверное, можно было бы обойтись и без Него), вы никогда не видите Его, но признаёте Его руководство, когда «играете свою роль»2.

1 Там же. С. 19.

2 Цит. по: Фромм 9. Душа человека. С. 165

53


И наконец, ряд людей обращается к магии как простей­шему средству быстрого достижения успеха и открывает тем самым двери своей души для различных проявлений сата­низма.

ВИДЫ И ТИПЫ ПАНТЕИЗМА

С учетом сказанного выше, пантеистическими можно назвать три типа религий:

• естественно сложившиеся, «природные» религиозные мифы и культы («язычество», «демонизм»);

• эклектические, синкретические религии, искусственно созданные жреческой элитой путем компиляции различных компонентов языческих религий и философий;

• футуристические и нетеистические религии (например, коммунизм), искусственно создаваемые с целью радикально­го обновления кадрового состава жреческой касты или поли­тической власти.

В целом же пантеизм любого типа можно подразделить на четыре основных вида, которые будут рассмотрены ниже.

Многобожие, политеизм

Многобожие, политеизм, в обиходе — собственно языче­ство, народные верования. Единое разделяется на множество субъектов и пребывает во множестве богов, демонов, духов и т. п., обладающих самостоятельностью в принятии реше­ний. Верховное божество является лишь первым среди рав­ных.

В простонародных верованиях нижестоящие проявления верховного божества мыслятся отдельно от него как само­стоятельные существа — субъекты. Их всегда очень много — в силу специфики бытовых потребностей.

Таковы религии большинства цивилизаций древнего мира, сегодня же они сохранились в Центральной Африке, части Латинской Америки и Индии. В том или ином виде элементы многобожия присутствуют и в среде монотеисти­ческих религий у духовно необразованных людей, прибега­ющих в практических целях к поклонению каким-либо иным субъектам божественной воли — «соучастникам» Аллаха, при этом Сам Единственный и Всемогущий Бог, по сути, игнори­руется. Язычество — это не столько официальная религиоз-

54


ная система, сколько состояние души человека, пребывающе­го в духовном помрачении:

И говорят они: «Взял Милосердный сына на Себя».

И этим выразили, гнусность, от которой

Готовы расколоться небеса,

Разверзнуться земля,

Пасть прахом горы - оттого,

Что приписали они сына Милосердному Аллаху.

[Господнему величию] Аллаха

Не подобает сына брать Себе.

И всяк, кто на земле и в небе пребывает,

Приходит к Милосердному, как раб.

(Коран 19: 88 - 92)

Языческое восприятие не имеет ничего против обраще­ния к магии как средству принуждения богов или демонов, в том числе и к черной магии — сатанизму.

1.5.2. Языческий монизм

Языческий монизм присущ развитым религиям. Наибо­лее разработан он в школе неоплатоников и в тех ветвях христианства, на которые она существенно повлияла. Соглас­но этим взглядам, у мироздания нет личного Творца, оно происходит из вечного источника — Единого, Начала или Первоединого, по сути — безличной субстанции. На верши­не иерархической пирамиды бытия пребывает одно верхов­ное божество — «отец», «начало бытия». Ему подчинены нижестоящие боги, лишь частично самостоятельные: при-боги, ангелы, демоны, «святые» души умерших людей и живые священники. Все они выступают посредниками меж­ду верховным божеством и человеком и от верховного «оте­ческого» бога низводят благодать на все живущее в нижесто­ящем мире.

Например, конституция Чингисхана начиналась со слов: «Повелеваем всем веровать во Единого Бога, Творца неба и зем­ли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти по Его воле, обладающего всемогуществом во всех делах»1.

На Руси Род выступал Единым началом, а роль «небесно-

1 Цит по: Хара-Дован 9. С. 134.

55


го отца» играл Сварог. В мирное время вторая ипостась еди­ного божества именовалась Дажьбогом — солнечным богом (аналогом греческого Аполлона или египетского Ра), но во время войны или грозы с богом происходила некая метамор­фоза, поскольку он являлся людям уже в лике Перуна (ана­лога греческого Ареса, римского Марса или египетского Гора), разъезжавшего по небу на огненной колеснице. После насильственного внедрения на Руси христианства «бог отец» Сварог был переименован в «бога отца небесного», изобра­жавшегося в виде «старца Саваофа», Дажьбог был вытеснен Хорсом, слившимся в единый образ с Христом, а «громовая» ипостась божества была переименована в самостоятельно дей­ствующего Илью-пророка, мчавшегося по небу все на той же колеснице, символизировавшей действие божественного духа.

Дуализм

Здесь «первоединое», «богоотеческое», начало, или «веч­ная» субстанция (материя), разделяется на два взаимоисклю­чающих и антагонистических начала, обладающих почти полной самостоятельностью, — на два как бы божественных субъекта («почти» — так как они не создавали друг друга и потому не могут друг друга уничтожить). Над ними либо полностью безличный «бог отец», давший им начало, но ни­как не вмешивающийся в их действия, либо вовсе нет ника­кого вышестоящего божества. Развитие бытия происходит вследствие их вечной борьбы друг с другом с переменным успехом.

Каков механизм рождения религиозного дуализма? Дуа­лизм возникает тогда, когда внутреннее, нравственное разде­ление на добро и зло проецируется вовне, и не только на всю природу, но даже и на Божественный мир, который становит­ся от этого человекообразным, антропоморфным. Человек создает себе вымышленный мир, в котором разворачивается борьба примерно равных по силе (т. е. не всемогущих) бо­гов добра и зла: в египетской мифологии Осириса—Гора — против Сета, в зороастризме Ахура-Мазды — против Арима-на, в иудеохристианстве — богочеловека Иисуса и дьявола, в коммунизме — «сынов света» с «темными силами» и т. п.

Это радикальное противостояние равных по силе «боже­ственных» начал извращает психику человека, побуждая его видеть везде и во всем проявления злого бога, над которым


будто бы нет никакого повелителя свыше. Дуализм получил особое развитие в зороастризме, откуда учение о войне до­бра и зла перешло в иудаизм эпохи Иисуса Христа, а затем и в христианское учение. В представлении дуалистов Бог является не Всемогущим, а подобным человеку страстным борцом со злом, которое Он не может окончательно побе­дить. Процитируем книгу «Лествица» (т. е. «лестница»), яв­ляющуюся и сегодня настольной во всех монастырях, у мно­гих священников и верующих и написанную в V веке мона­хом Иоанном, причтенным церковью к лику особо почита­емых святых наставников:

Любовь Божия угашает любовь к родителям, а кто говорит, что он имеет и ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: «Никто не может двум господам работать <„>» (Библия, Мф. 6: 24 и сл.). «Я при­шел не мир низвести на землю (т. е. мир между родителями и их сы­нами и братьями, желающими мне работать. — Иоанн Лествичник), но меч» (Библия, Мф. 10: 34) и брань, чтобы боголюбивых отлучить от миролюбивых, вещественных от невещественных (плотских от духов­ных), славолюбивых от смиренномудрых; ибо Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему.

Берегись, берегись, чтобы за пристрастие к возлюбленным тобой родственникам всё у тебя не явилось как бы объятым водами и чтобы ты не погиб в потопе миролюбия. Не склоняйся на слезы родителей и друзей; в противном случае будешь вечно плакать. Когда родственни­ки окружают тебя, как пчелы или, лучше сказать, как осы, оплакивая тебя, тогда немедленно обрати душевные твои очи на смерть и на дела твои, чтобы тебе можно было отразить одну скорбь другою. <...> Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от всех своих родст­венников'.

Авраам (мир ему), соглашаясь принести в жертву своего единственного сына Исмаила, отнюдь не веселился по этому поводу, но выполнял волю Всевышнего, потому что верил в Его Всемогущество, Всезнание и Милость. В приведенном выше фрагменте тот, кого Иоанн Лествичник почитал бо­гом, нуждается не только в самопожертвовании своих слуг, но даже в их помощи для полной победы над заклятым вра­гом. Бог этого игумена не самодостаточен и не всемогущ. Он либо бессилен перед богом зла, не желающим ему уступать, либо вообще не может обойтись без зла для осуществления своего собственного плана развития человечества.

' Лествица Иоанна... С. 29 — 30.

57


56


Иное дело в монотеизме. Здесь считается, что зло стано­вится для человека внутренней реальностью лишь после того, как человек сам начинает ему следовать. В Коране ска­зано, что сатана

Власть имеет лишь над теми, Кто избирает, покровителем его И соучастников Аллаху прочит. (Коран 16: 99 - 100)

Поэтому духовный носитель зла — шайтан - противосто­ит не Всемогущему Богу, а только человеку как враг его свобо­ды и его веры. Достаточно избрать своим покровителем Бога Единственного и выполнять заповеди, данные Им в Откро­вении, и никакой враг не будет иметь силы над человеком.

Обязанность почитать родителей была установлена Алла­хом еще в Моисеевом законе. Ислам категорически запреща­ет проявлять к своим домашним ненависть или вражду и разрывать с ними отношения. Так, Пророк Мухаммад [мир ему) сказал: «Разрывающий отношения со своими родст­венниками не войдет в рай!»


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.