Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-05-07 | 109 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В сохранении язычества заинтересованы: 1) неверующий человек, боящийся встречи со своим Создателем, Который спросит его о совершенных им и нераскаянных грехах и подвергнет переоценке все его столь привычные и приятные ценности;
2) политическая власть, которая стремится к созданию такого имиджа, при котором ее представителям не придется отвечать за свои преступления перед народом и не нужно будет бояться низвержения с властного Олимпа путем переизбрания;
3) жреческая каста. Наиболее последовательно, ясно и откровенно пантеистическое учение изложено в знаменитом сочинении жреца и философа-неоплатоника Ямвлиха «О египетских мистериях» (начало IV в.). Любопытно, что до XIX века многие христианские философы и богословы называли этого писателя «божественным».
Рассматривая монотеистическое учение о Боге, как о Творце, Который выше того, что сотворил, и потому не является его частью, Ямвлих рассуждал:
Я не вижу, каким образом сотворяется и оформляется здешнее, если никакое божественное творение и никакая причастность божественным образам не простирается через весь космос в целом. <...> Вообще это самое мнение является отрицанием жреческого служения и теургической общности богов с людьми, поскольку оно изгоняет с земли лучших. Ведь оно не утверждает ничего иного, кроме того, что божественное удалено от земного, что боги не имеют сообщения с людьми и что это место не населено ими. Стало быть, согласно этому рассуждению, даже мы, жрецы, ничему не научились от богов <...> поскольку ничем не отличаемся от остальных людей. <...> Земное же <...> когда оказывается способным к божественному участию, непосредственно получает предсущих в ней богов взамен собственной сущности1.
|
1 Ямвлих. С. 58.
50
В приведенной цитате налицо кастовый интерес жреца, для которого важнее доказать народу, что боги ему прича-стны и доступны, нежели искать истину. «Если Бог непостижим и недосягаем, то мы, жрецы, ничем не будем отличаться от остальных людей, не будем иметь власти над людьми, доходов и уважения» — вот подлинная причина существования философии пантеизма и самого жреческого сословия! Таким образом, пантеизм приписывает абсолютно свободному от любых ограничений (т. е. Всемогущему) Творцу реальное пребывание в сотворенных Им же Самим существах и предметах, ограниченных временем и пространством. Все это нужно жреческой касте лишь для того, чтобы имитировать наличие Откровения Бога через мифы о «богоявлениях» или «боговоплощениях» и утвердить исключительное право жрецов на контакты с божеством в целях нарушения естественных законов бытия и получения утилитарной пользы.
Поэтому в пантеизме очевидна преимущественная направленность на бытовые цели, как бы достигаемые через культ; пантеистическое сознание более обрядово и иррационально, его мифология более склонна к магии, человек для него — недостойный раб, червь, винтик, ценность которого возрастает лишь в меру присутствия в нем потусторонней энергии (якобы полученной свыше «благодати» — «святости»), т. е. в меру его соучастия в сверхъестественном достижении практических результатов. Так и рождается религиозное понятие «шарик» — «соучастник», «сотоварищ», «помощник» Бога, «святой» посредник во взаимоотношениях людей с Богом.
Отсюда вполне логично, что пантеизм, наполняющий этот мир богами, противится проникновению разума в те сферы, где может быть высвечено отсутствие проповедуемой им потусторонней силы, поэтому пантеизм - принципиальный противник науки и непредвзятых исследований. Так, широко известен спор Галилея с христианским церковным судом — инквизицией — относительно формы Земли.
|
«Ангельский доктор» Фома Аквинат, автор теории об одержимости человека бесами, оправдывавшей ритуальные сожжения на костре сотен тысяч людей, также стал символом подобного отношения к науке: согласно преданию, когда в ХIII веке Альберт Больштедский создал первого в Европе робота — человекоподобную говорящую и ходящую куклу; то «ангельский доктор» усмотрел в ней «деяние диа-
51
вола» и разбил ее своим недюжинным кулаком1. Он же не дал возможности создать пракомпьютер, объявив «деянием диавола» и логическую машину Раймунда Люллия, имевшую память объемом в 18 биллионов байтов (восьмизначных комбинаций нулей и единиц). Понятно, что при засилье церкви не могли быть реализованы и чертежи Леонардо да Винчи, согласно которым уже тогда можно было реально построить самолет и вертолет.
Тот же «ангельский доктор» в своем толковании на Книгу пророка Иова нашел формулу, по которой бесплотные персонажи из параллельного мира могут не просто «принимать личину», но и реально руководить не только фауной и флорой, но и телами людей — «еретиков»:
Надо признать, что с Божьего попущения бесы производят бури, возбуждают ветры и низводят молнии с неба. Что касается перемещения материи в пространстве, то телесная природа создана для того, чтобы повиноваться духовной природе. Примером этому служит человек: ведь только по приказу воли, находящейся в душе, приводятся в движение члены человеческого тела, чтобы исполнить предписанное волей. Перемещать материю в пространстве может не только доброе, но и злое начало через посредство своей природной силы, если нет препятствия со стороны Бога. Ветры, дождь и другие подобные явления в воздухе могут производиться и подымающимися с земли испарениями. Поэтому для этого достаточно и участия природной силы демона2.
Ссылка на возможное препятствие со стороны Бога представляет собой, на самом деле, лишь лукавство и ведет к прямому кощунству: Бог предстает, во-первых, пособником бесов в их зле, а во-вторых — другие существа наделяются будто бы свойствами божественных субъектов, могущих самостоятельно изменять существующий миропорядок. Бог в этой системе оказывается только верховным богом среди них, первым среди равных, обладающим лишь правом «вето».
|
С. Лозинский приводит такой пример, наглядно характеризующий специфику пантеистического сознания: в XI веке
<...> епископ города Лозанны, убедившись, что с помощью дьявола кудесники и чародеи превратили многих людей в червей, саранчу, жаб, майских жуков и т. д., кои [в свою очередь] причинили массу вреда окрестным крестьянам, трижды обращался с епископской кафедры со словами убеждения и угрозы к этим «страшным парази-
1 См.: Петрунин Ю. Ю. С. 46 - 47.
2 Цит. по: Шпренгер Я., Инститорис Г. С. 240.
52
гам», требуя, чтобы они предстали в Вифлисбурге на суд — собственной персоной или через своих представителей. Это обращение делалось епископом при звоне колоколов и в очень торжественной форме: крестьяне опускались на колени, трижды читали «Отче наш» и «Богородице, дево, радуйся» и молились о гибели саранчи и прочей
нечисти.
Саранча и черви возбудили, однако, дело против епископа; им был дан защитник, но епископ выиграл дело, и во имя Бога Отца, Сына и Святого Духа лозаннские черви были навеки прокляты. Но через год Лозанна подверглась тому же несчастью — к величайшему позору церкви, оказавшейся слабее дьявола1.
По этому поводу уместно привести слова Всевышнего:
Неужто они прочат в соучастники Ему
Таких, которые творить не могут
И сами же Другим сотворены?
Они не могут помощь оказать ни им,
И ни себе помочь не могут. <...>
Поистине, все те, кого вы призываете, помимо Бога,
Такие же рабы Ему, как вы.
(Коран 7: 191 - 192, 194)
Сегодня пантеизм выродился в откровенно прагматичное отношение к божеству. Для духовно неразвитых людей это носит характер «освящения» автомобилей, квартир, бриллиантов, благословения мафии на темные дела. Для более образованной публики это выглядит попристойнее: например, в бестселлере Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»
<...> вера в Бога и молитва рекомендуются в качестве средства, которое поможет повысить способность человека добиваться успеха. Подобно тому как современные психиатры рекомендуют служащему быть счастливым, чтобы лучше привлекать клиентов, некоторые священники рекомендуют любить Бога, чтобы добиться большего успеха. «Сделай Бога своим товарищем» означает: «сделай Бога компаньоном в бизнесе», а не «соединись с Ним в любви, справедливости и правде». Так же как братскую любовь заменила безликая деловая честность, Господь Бог превратился в далекого от нас Генерального Директора фирмы «Вселенная, Инкорпорэйтэд». Вы знаете, что Он есть, что Он — режиссер спектакля (хотя, наверное, можно было бы обойтись и без Него), вы никогда не видите Его, но признаёте Его руководство, когда «играете свою роль»2.
|
1 Там же. С. 19.
2 Цит. по: Фромм 9. Душа человека. С. 165
53
И наконец, ряд людей обращается к магии как простейшему средству быстрого достижения успеха и открывает тем самым двери своей души для различных проявлений сатанизма.
ВИДЫ И ТИПЫ ПАНТЕИЗМА
С учетом сказанного выше, пантеистическими можно назвать три типа религий:
• естественно сложившиеся, «природные» религиозные мифы и культы («язычество», «демонизм»);
• эклектические, синкретические религии, искусственно созданные жреческой элитой путем компиляции различных компонентов языческих религий и философий;
• футуристические и нетеистические религии (например, коммунизм), искусственно создаваемые с целью радикального обновления кадрового состава жреческой касты или политической власти.
В целом же пантеизм любого типа можно подразделить на четыре основных вида, которые будут рассмотрены ниже.
Многобожие, политеизм
Многобожие, политеизм, в обиходе — собственно язычество, народные верования. Единое разделяется на множество субъектов и пребывает во множестве богов, демонов, духов и т. п., обладающих самостоятельностью в принятии решений. Верховное божество является лишь первым среди равных.
В простонародных верованиях нижестоящие проявления верховного божества мыслятся отдельно от него как самостоятельные существа — субъекты. Их всегда очень много — в силу специфики бытовых потребностей.
Таковы религии большинства цивилизаций древнего мира, сегодня же они сохранились в Центральной Африке, части Латинской Америки и Индии. В том или ином виде элементы многобожия присутствуют и в среде монотеистических религий у духовно необразованных людей, прибегающих в практических целях к поклонению каким-либо иным субъектам божественной воли — «соучастникам» Аллаха, при этом Сам Единственный и Всемогущий Бог, по сути, игнорируется. Язычество — это не столько официальная религиоз-
54
ная система, сколько состояние души человека, пребывающего в духовном помрачении:
И говорят они: «Взял Милосердный сына на Себя».
И этим выразили, гнусность, от которой
Готовы расколоться небеса,
Разверзнуться земля,
|
Пасть прахом горы - оттого,
Что приписали они сына Милосердному Аллаху.
[Господнему величию] Аллаха
Не подобает сына брать Себе.
И всяк, кто на земле и в небе пребывает,
Приходит к Милосердному, как раб.
(Коран 19: 88 - 92)
Языческое восприятие не имеет ничего против обращения к магии как средству принуждения богов или демонов, в том числе и к черной магии — сатанизму.
1.5.2. Языческий монизм
Языческий монизм присущ развитым религиям. Наиболее разработан он в школе неоплатоников и в тех ветвях христианства, на которые она существенно повлияла. Согласно этим взглядам, у мироздания нет личного Творца, оно происходит из вечного источника — Единого, Начала или Первоединого, по сути — безличной субстанции. На вершине иерархической пирамиды бытия пребывает одно верховное божество — «отец», «начало бытия». Ему подчинены нижестоящие боги, лишь частично самостоятельные: при-боги, ангелы, демоны, «святые» души умерших людей и живые священники. Все они выступают посредниками между верховным божеством и человеком и от верховного «отеческого» бога низводят благодать на все живущее в нижестоящем мире.
Например, конституция Чингисхана начиналась со слов: «Повелеваем всем веровать во Единого Бога, Творца неба и земли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти по Его воле, обладающего всемогуществом во всех делах»1.
На Руси Род выступал Единым началом, а роль «небесно-
1 Цит по: Хара-Дован 9. С. 134.
55
го отца» играл Сварог. В мирное время вторая ипостась единого божества именовалась Дажьбогом — солнечным богом (аналогом греческого Аполлона или египетского Ра), но во время войны или грозы с богом происходила некая метаморфоза, поскольку он являлся людям уже в лике Перуна (аналога греческого Ареса, римского Марса или египетского Гора), разъезжавшего по небу на огненной колеснице. После насильственного внедрения на Руси христианства «бог отец» Сварог был переименован в «бога отца небесного», изображавшегося в виде «старца Саваофа», Дажьбог был вытеснен Хорсом, слившимся в единый образ с Христом, а «громовая» ипостась божества была переименована в самостоятельно действующего Илью-пророка, мчавшегося по небу все на той же колеснице, символизировавшей действие божественного духа.
Дуализм
Здесь «первоединое», «богоотеческое», начало, или «вечная» субстанция (материя), разделяется на два взаимоисключающих и антагонистических начала, обладающих почти полной самостоятельностью, — на два как бы божественных субъекта («почти» — так как они не создавали друг друга и потому не могут друг друга уничтожить). Над ними либо полностью безличный «бог отец», давший им начало, но никак не вмешивающийся в их действия, либо вовсе нет никакого вышестоящего божества. Развитие бытия происходит вследствие их вечной борьбы друг с другом с переменным успехом.
Каков механизм рождения религиозного дуализма? Дуализм возникает тогда, когда внутреннее, нравственное разделение на добро и зло проецируется вовне, и не только на всю природу, но даже и на Божественный мир, который становится от этого человекообразным, антропоморфным. Человек создает себе вымышленный мир, в котором разворачивается борьба примерно равных по силе (т. е. не всемогущих) богов добра и зла: в египетской мифологии Осириса—Гора — против Сета, в зороастризме Ахура-Мазды — против Арима-на, в иудеохристианстве — богочеловека Иисуса и дьявола, в коммунизме — «сынов света» с «темными силами» и т. п.
Это радикальное противостояние равных по силе «божественных» начал извращает психику человека, побуждая его видеть везде и во всем проявления злого бога, над которым
будто бы нет никакого повелителя свыше. Дуализм получил особое развитие в зороастризме, откуда учение о войне добра и зла перешло в иудаизм эпохи Иисуса Христа, а затем и в христианское учение. В представлении дуалистов Бог является не Всемогущим, а подобным человеку страстным борцом со злом, которое Он не может окончательно победить. Процитируем книгу «Лествица» (т. е. «лестница»), являющуюся и сегодня настольной во всех монастырях, у многих священников и верующих и написанную в V веке монахом Иоанном, причтенным церковью к лику особо почитаемых святых наставников:
Любовь Божия угашает любовь к родителям, а кто говорит, что он имеет и ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: «Никто не может двум господам работать <„>» (Библия, Мф. 6: 24 и сл.). «Я пришел не мир низвести на землю (т. е. мир между родителями и их сынами и братьями, желающими мне работать. — Иоанн Лествичник), но меч» (Библия, Мф. 10: 34) и брань, чтобы боголюбивых отлучить от миролюбивых, вещественных от невещественных (плотских от духовных), славолюбивых от смиренномудрых; ибо Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему.
Берегись, берегись, чтобы за пристрастие к возлюбленным тобой родственникам всё у тебя не явилось как бы объятым водами и чтобы ты не погиб в потопе миролюбия. Не склоняйся на слезы родителей и друзей; в противном случае будешь вечно плакать. Когда родственники окружают тебя, как пчелы или, лучше сказать, как осы, оплакивая тебя, тогда немедленно обрати душевные твои очи на смерть и на дела твои, чтобы тебе можно было отразить одну скорбь другою. <...> Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от всех своих родственников'.
Авраам (мир ему), соглашаясь принести в жертву своего единственного сына Исмаила, отнюдь не веселился по этому поводу, но выполнял волю Всевышнего, потому что верил в Его Всемогущество, Всезнание и Милость. В приведенном выше фрагменте тот, кого Иоанн Лествичник почитал богом, нуждается не только в самопожертвовании своих слуг, но даже в их помощи для полной победы над заклятым врагом. Бог этого игумена не самодостаточен и не всемогущ. Он либо бессилен перед богом зла, не желающим ему уступать, либо вообще не может обойтись без зла для осуществления своего собственного плана развития человечества.
' Лествица Иоанна... С. 29 — 30.
57
56
Иное дело в монотеизме. Здесь считается, что зло становится для человека внутренней реальностью лишь после того, как человек сам начинает ему следовать. В Коране сказано, что сатана
Власть имеет лишь над теми, Кто избирает, покровителем его И соучастников Аллаху прочит. (Коран 16: 99 - 100)
Поэтому духовный носитель зла — шайтан - противостоит не Всемогущему Богу, а только человеку как враг его свободы и его веры. Достаточно избрать своим покровителем Бога Единственного и выполнять заповеди, данные Им в Откровении, и никакой враг не будет иметь силы над человеком.
Обязанность почитать родителей была установлена Аллахом еще в Моисеевом законе. Ислам категорически запрещает проявлять к своим домашним ненависть или вражду и разрывать с ними отношения. Так, Пророк Мухаммад [мир ему) сказал: «Разрывающий отношения со своими родственниками не войдет в рай!»
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!