Организация и проведение эксперимента — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация и проведение эксперимента

2017-09-28 219
Организация и проведение эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ № 5 г. Вятские Поляны Кировской области. В исследование приняли участие 42 ученика 10-11 классов.

При исследовании были использованы следующие методики:

«Кинетический рисунок семьи» – направлен на изучение семейного климата, на изучение степени комфортности ребенка в семье, на выявление неосознаваемых аспектов личности (Р.Бернс, С.Кауфман).

Опрос на выявление оценки школьниками каждого родителя как образца для подражания.

Чтобы выявить атмосферу в семье школьников была проведена методика «Кинетический рисунок семьи».

Рис. 1. Результаты проведения методики «Кинетический рисунок семьи».

 

В полном взаимопонимании со своими родителями находятся 31% школьников, 35% детей находятся в близких отношениях с одним из родителей (в большинстве своем родителем является мать) и 35% детей находятся в неблагоприятных отношениях с родителями.

Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как образца для подражания.

Рис. 3. Результаты опроса оценки школьниками каждого родителя как образца для подражания

По исследованиям видно, что, не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детей выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 подростков отвергает обоих родителей как пример для подражания, из чего можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Конфликты между детьми и родителями обусловлены, как это ни удивительно, полом ребенка. Главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

2.2. Разработка психолого-педагогических рекомендаций

На основе изученных методических материалов и полученных в опросах результатов, можно указать следующие рекомендации по взаимодействию родителей с детьми и укреплению семьи в социализации школьников.

Основным тезисом предлагается выделить следующий: в основе взаимоотношений в семье должна лежать любовь родителей к детям и детей к родителям как необходимое условие полноценного развития ребенка.

В воспитании детей родителям необходимо руководствоваться следующими принципами:

· личность родителей – это идеальная модель для подражания детей;

· для эффективного осуществления процесса воспитания необходима атмосфера любви, доброжелательности и счастья;

· воспитательные воздействия должны строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей;

· в общении с ребенком нужно соблюдать единство уважения к личности и высокой требовательности к ним;

· воспитание должно строится с опорой на положительное в растущем человеке;

· родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

· нужно помнить, что трудности возраста – это временное явление, и они скоро пройдут, но запомнятся в памяти ребенка надолго;

· следует внимательно относиться к суждениям и убеждениям ребенка, стараться их понять и принимать;

· приказное и назидательное поведение родителей малоэффективно в подростковом возрасте, поэтому следует не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе в ребенком возможные последствия его действий;

· следует подумать о том, все ли запреты для ребенка обоснованы, и нельзя ли дать ему больше самостоятельности и свободы.

Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

· родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

· власть используется лишь в меру необходимости;

· в ребенке цениться как послушание, так и независимость;

· родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

· он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Если у родителей есть подозрения, что ребенок находится в состоянии депрессии или же у него появилось несвойственное поведение, необходимо найти время, чтобы внимательно выслушать его. Следует помнить, что любая, даже кажущаяся самой незначительной проблема, может быть очень серьезной для того, кто еще растет и развивается. Очень важно поддерживать открытую связь, даже если ребенок этого (как ему кажется) не хочет.

Больше подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Конечно, не существует универсальной технологии воспитания детей и невозможно получить советы на все случаи жизни, независимо от количества накопленных психолого-педагогических знаний о семье и взаимодействии родителей с детьми. Поэтому необходимо помнить и использовать важное преимущество семейного воспитания – родители имеют возможность хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально индивидуализировать процесс воспитания, обеспечить благоприятное протекание социализации своего ребенка.

Заключение

Изучив литературу по данной теме и проведя эксперимент, мы выяснили, что социализация школьников – это сложный и непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором школьник адаптируется к общественным потребностям.

Семья вносит решающий вклад в дело социализации школьников, в формировании у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становление характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Именно в семье у школьников зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии, имеет важное значение в процессе овладения ребенком социальных норм - это все влияет на учебную деятельность ребенка, на его поведение.

Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза была подтверждена.


 

Библиографический список

1. Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко // Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 264 с.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 195-206 с.

3. Бардиан, А.Н. Воспитание детей в семье [Текст] / А.Н. Бардиан // Психол. – пед. очерки. – М.: Наука, 1972. – 236 с.

4. Белинская, Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива [Текст]: монография. / Е.П. Белинская. – М.: Прометей, 2005. – 319 с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пос. для вузов. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 480 с.

6. Выготский, Л.С. Проблемы возраста [Текст]: учеб. пос. для вузов. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

7. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление [Текст]: учеб. пос. для вузов. / Н.Ф. Голованова, С.Ю. Буренина. – М., 1998. – 400 с.

8. Дементьева, Н.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников [Текст] / Н.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 1995. – №6. – С. 130-140.

9. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина // Возрастные особенности психического развития детей в детских учреждениях закрытого типа: сборник научных трудов. – М.: АПН СССР, 1982. – с. 3-18.

10. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи // Пер. с англ. Н.М. Никольской. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.

11. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 192 с.

12. Костяк, Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков [Электронный ресурс] / Т.В. Костяк // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 8.05.2017).

13. Марунич, Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями [Текст] / Е. Марунич // Воспитание школьников. – 2002. – №5. – С. 56-57.

14. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик // Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

15. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов / Р.С. Немов. – М., 1990. – 640 с.

16. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.

17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – М.: Просвещение, 2000. – 812 с.

18. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Л.Б. Шнейдер. – М., 1992. – 512 с.

 

 

Приложение 1

Этот тест представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого школьника. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывают, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен и на будущее, так как при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент психолог может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможности лучшей адаптации ребенка в своей семье.

Для теста КРС также была разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация,

2) тревожность,

3) конфликтность в семье,

4) чувство неполноценности,

5) враждебность в семейной ситуации.

Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»

Симптомокомплекс С и м п т о м Балл
1.Благопритная семейная ситуация   Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линий Отсутствие показателей враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
2.Тревожность   Штриховка Линия основания – пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей Другие возможные признаки 0,1,2,3 0,1 0,1 0,1 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1
3.Конфликтность в семье   Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствия вербального описания и рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке некоторых членов Семьи 0,2 0,1,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
4.Чувство неполноценности в семейной ситуации   Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная в сравнении с другими фигура автора Отсутствие автора Автор стоит спиной Другие возможные признаки 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
5.Враждебность в Семейной ситуации   Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачеркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные, подчеркнутые Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1

 

Приложение 2

«Опрос на выявление оценки школьниками каждого родителя как образца для подражания»

Этот тест представляет информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого школьника. Он помогает выявить отношения школьника к своим родителям и его оценку по отношению к каждому родителю как образца для подражания.

Школьникам был выдан следующий тест. Необходимо было отметить наиболее подходящий вариант.

Желание быть похожим …  
На мать  
На отца  
На обоих родителей в равной степени  
Ни на кого  

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.