Текущая и Промежуточная аттестация. Фонд оценочных средств (открытая часть) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Текущая и Промежуточная аттестация. Фонд оценочных средств (открытая часть)

2017-09-28 259
Текущая и Промежуточная аттестация. Фонд оценочных средств (открытая часть) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экспериментальной психологии

Кафедра общей психологии

  УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО МГППУ Председатель УМС ФГБОУ ВО МГППУ, проректор по учебной работе _______________________ З.В. Макаровская (подпись, расшифровка подписи) Протокол № ________ от ____. _____ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Анатомия и физиология центральной нервной системы
(открытая часть)

Уровень высшего образования: Специалитет

Направление (специальность): 37.05.02 Психология служебной деятельности

Направленность (профиль) ОПОП ВО: Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях

Квалификация (степень) выпускника: Специалист

Форма обучения: Очная

Учебный план: утвержден Ученым советом МГППУ ()

Дисциплина в структуре ОПОП ВО: Блок 1 «Дисциплины (модули)» базовая часть

Тип дисциплины: Блок 1 «Дисциплины (модули)» базовая часть

Модуль № Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления)

Наличие курсовой: Нет

Курс: 1

Семестр: 1, 2

Москва, 2017

 

Рабочая программа и фонд оценочных средств (открытая часть) дисциплины Анатомия и физиология центральной нервной системы /сост. Кулагина Нина Николаевна – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.

Составители (разработчики):

____________________ Кулагина Нина Николаевна (Доцент кафедры общей психологии Института экспериментальной психологи, кандидат биологических наук)
(подпись составителя)

 

Рецензент (внешний): Марютина Т.М., доктор психологических наук, зав. кафедры дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

Рецензент (внутренний): Горбачева А.К. кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии Московского государственного психолого-педагогического Университета.

  © Кулагина Нина Николаевна, 2017
  © ФГБОУ ВО МГППУ, 2017

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ И ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ

Анатомия и физиология центральной нервной системы
(открытая часть)
Специалитет

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методической комиссией факультета Факультет "Экстремальная психология" по направлению (специальности) 37.05.02 Психология служебной деятельности
Протокол № ____ от ____.____ 2017 г.

Председатель УМК факультета _____________ /_______________/ ____.____ 2017 г.
(количество рекомендаций соответствует числу факультетов, в образовательных программах которых реализуется данная дисциплина)

Заседанием кафедры Кафедра общей психологии
Протокол № ____ от ____.____ 2017 г.

Заведующий кафедрой _____________ /_______________/ ____.____ 2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой Научных основ экстремальной психологии
_____________ /_______________/ ____.____ 2017 г.

Начальник Учебного управления
(факультет, к которому относится кафедра, разработавшая рабочую программу) (для общеуниверситетских кафедр)
_____________ /_______________/ ____.____ 2017 г.

Фундаментальная библиотека ФГБОУ ВО МГППУ,
Директор __________ /Л.Б. Кривицкая/ ____.____ 2017 г.

Управление информационных технологий ФГБОУ ВО МГППУ,
Начальник ___________ /____________/ ____.____ 2017 г.

ПРОВЕРЕНО

Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации
«Соответствует требованиям положения о рабочей программе и фонде оценочных средств дисциплины образовательной программы высшего образования в части соответствия требованиям к Рабочей программе и ФОС открытой части по структуре, объему, количеству контрольных мероприятий и техническим требованиям.

ПРИНЯТО и ЗАРЕГИСТРИРОВАНО в Репозитории программ высшего образования ФГБОУ ВО МГППУ на правах электронного учебно-методического издания
Рег. № ______________________________,
Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации
Начальник отдела _______________ /Е.В. Шпакова/ ____.____ 2017 г.

 

· АННОТАЦИЯ

· 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

o 1.1 Сокращения

o 1.2 Цели и задачи

o 1.3 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

o 1.4 Входные требования

o 1.5 Выходные требования

· 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

o 2.1. Структура и трудоемкость дисциплины

o 2.2. Содержание дисциплины

§ 2.2.1. Тематический план лекционных занятий

§ 2.2.2. Тематический план семинарских занятий

§ 2.2.3. Тематический план практических занятий

§ 2.2.4. Тематический план лабораторных занятий

§ 2.2.5. Курсовое проектирование (курсовая проект/работа)

· 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

o 3.1. Основная литература

o 3.2. Дополнительная литература

o 3.3. Периодические издания

o 3.4. Электронные ресурсы и базы

· 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

· 5. ТЕКУЩАЯ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ОТКРЫТАЯ ЧАСТЬ)

o 5.1. Текущая аттестация. Фонд оценочных средств образовательных результатов

§ 5.1.1. Фонд оценочных средств по самостоятельной работе обучающихся и содержанию лекционных занятий

§ 5.1.2. Фонд оценочных средств по содержанию семинарских занятий

§ 5.1.3. Фонд оценочных средств по содержанию практических занятий

§ 5.1.4. Фонд оценочных средств по содержанию лабораторных занятий

§ 5.1.5. Фонд оценочных средств курсового проектирования (выполнения курсовой работы/проекта)

o 5.2. Промежуточная аттестация. Фонд оценочных средств и критерии оценивания

§ 5.2.1. Вопросы для экзамена / Вопросы для зачета (самоконтроль)

§ 5.2.2. Критерии оценки образовательных результатов обучающихся по дисциплине

§ 5.2.3. Критерии оценки образовательных результатов обучающихся по курсовому проектированию (курсовая работа/проект)

· 6. КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

o 6.1. Входной контроль

o 6.2. Выходной контроль

· 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

o 7.1. Организация образовательного процесса по дисциплине

o 7.2. Методические рекомендации обучающимся по изучению дисциплины

· 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

o 8.1. Методические указания по использованию образовательных технологий

o 8.2. Методические указания по формированию компетенций

 

 

АННОТАЦИЯ

Дисциплина Анатомия и физиология центральной нервной системы Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования направления подготовки (специальности) 37.05.02 Психология служебной деятельности (направленность программы Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях) реализуется в модуле Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления) и составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 37.05.02 Психология служебной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации От 19.12.2016 г. №1613 и профессионального стандарта.

Дисциплина Анатомия и физиология центральной нервной системы относится к Блок 1 «Дисциплины (модули)» базовая часть части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

Цель дисциплины – формирование компетенций у обучаемых, обеспечивающих четкое представление о неразрывной связи структуры и функции, сформировать общие представления о структурно-функциональных особенностях нервных клеток и синапсов, специфике биоэлектрической активности мозга, структуре функциональных систем, обеспечивающих регуляцию функциональных состояний, эмоционально-мотивационной сферы, когнитивных процессов (внимание, обучение, память).

Задачи дисциплины:
– Познакомить с современными представлениями о строении и функции клеток нервной ткани - нейронов и нейроглии, включая современные данные о биологии, биохимии и генетике; основами морфофункциональной организации головного и спинного мозга; современными представлениями о морфофункциональной организации соматической и вегетативной нервной системы; современными представлениями о роли структур нервной системы в формировании и реализации психических процессов.,
– Сформировать представление об основных интегративных системах мозга: сенсорных, двигательных, лимбической, ассоциативных; представление о рефлекторном принципе работы нервной системы; представление о нервной системе как о многоуровневой системе, организованной по иерархическому принципу;,
– Развить навыки соотносить различные психические реакции человека с функционированием конкретных анатомических структур нервной системы..

За дисциплиной закреплены компетенции:

5 способностью применять специальные знания для психологической подготовки персонала в экстремальных условиях деятельности
6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния
1 способностью применять закономерности и методы наук в решении профессиональных наук

Общая трудоемкость дисциплины Анатомия и физиология центральной нервной системы по Учебному плану составляет 5 зачётных единиц (180 часов), период обучения – 1, 2 семестр(ы), продолжительность обучения – Один семестр.

Входной контроль: Тестирование.

Выходной контроль: Тестирование и кейс-задание.

Промежуточная аттестация проводится в форме Экзамен.

Экзамен по дисциплине Анатомия и физиология центральной нервной системы может проводится как в традиционной форме, так и в форме тестирования, в том числе в объеме итогового контроля модуля Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления), в котором реализуется данная дисциплина.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

Сокращения

ГК – групповая консультация
Д: – дополнительное учебно-методическое обеспечение (дополнительная литература)
ДЕ – дидактическая единица
ДОК – дополнительная общекультурные компетенции
ДОПК –дополнительная общепрофессиональная компетенция
ДПК – дополнительная профессиональная компетенция
Зач. Ед. – зачетная единица (1 зачетная единица равна 36 академическим часам)
ИР – индивидуальная работа с обучающимися
Л – лекция
ЛР – лабораторная работа
О: – основное учебно-методическое обеспечение (основная литература)
ОК – общекультурная компетенция
ОПК – общепрофессиональная компетенция
ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования
П: – периодические издания из числа учебно-методического обеспечения
ПЗ – практическое занятие

ПК – профессиональная компетенция
РПД – рабочая программа дисциплины
С – семинар
СР – самостоятельная работа обучающегося
ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
ФГБОУ ВО МГППУ – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Э: – электронные ресурсы и базы из числа учебно-методического обеспечения.

Цели и задачи

Цель дисциплины

формирование компетенций у обучаемых, обеспечивающих четкое представление о неразрывной связи структуры и функции, сформировать общие представления о структурно-функциональных особенностях нервных клеток и синапсов, специфике биоэлектрической активности мозга, структуре функциональных систем, обеспечивающих регуляцию функциональных состояний, эмоционально-мотивационной сферы, когнитивных процессов (внимание, обучение, память).

Задачи дисциплины:
- Познакомить с современными представлениями о строении и функции клеток нервной ткани - нейронов и нейроглии, включая современные данные о биологии, биохимии и генетике; основами морфофункциональной организации головного и спинного мозга; современными представлениями о морфофункциональной организации соматической и вегетативной нервной системы; современными представлениями о роли структур нервной системы в формировании и реализации психических процессов.,
- Сформировать представление об основных интегративных системах мозга: сенсорных, двигательных, лимбической, ассоциативных; представление о рефлекторном принципе работы нервной системы; представление о нервной системе как о многоуровневой системе, организованной по иерархическому принципу;,
- Развить навыки соотносить различные психические реакции человека с функционированием конкретных анатомических структур нервной системы..

1.3 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина Анатомия и физиология центральной нервной системы в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее – ОПОП ВО) по направлению подготовки 37.05.02 Психология служебной деятельности (направленность программы Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях) относится к Базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана и реализуется в объеме модуля Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления).

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО определено с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 37.05.02 Психология служебной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации От 19.12.2016 г. №1613 и профессионального стандарта.

Обязательным условием реализации дисциплины в структуре ОПОП ВО является предшествующее изучение дисциплин (модулей): Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне школьного образования..

Дисциплина в структуре ОПОП ВО является основой для изучения последующих дисциплин (модулей): Нейрофизиология и физиология сенсорных систем, Психофизиология, Психогенетика.

1.4 Входные требования

Дисциплина Анатомия и физиология центральной нервной системы предусматривает/не предусматривает наличие у обучающихся входных требований в части базовых знаний, умений и компетенций в области (перечислить), что предполагает реализацию входного контроля в форме тестирования (см. пункт 5 настоящей программы).

1.5 Выходные требования

Выходные требования к результатам освоения дисциплины обучающимся определяются компетенциями, закрепленными за дисциплиной соответствующей ОПОП ВО (Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях, принятой Учёным советом ФГБОУ ВО МГППУ, утвержденной ректором ФГБОУ ВО МГППУ), а также дополнительными общекультурными / общепрофессиональными / профессиональными компетенциями (в соответствии с ОПОП ВО), сформулированными с учётом целей и задач реализуемой ОПОП ВО, профессионального стандарта.

Образовательные результаты освоения дисциплины обучающимся, представлены в таблице 1.

Оценка освоения содержания дисциплины и закрепленных за ней компетенций в рамках промежуточной аттестаций осуществляется в форме Экзамен.

Экзамен по дисциплине Анатомия и физиология центральной нервной системы может проводится как в традиционной форме, так и в форме тестирования, в том числе в объеме итогового контроля модуля Модуль 5. "Естественнонаучные основы психологии" (базовый, общий для направления), в котором реализуется данная дисциплина. Тестирование осуществляет Центр мониторинга качества профессионального образования.


Таблица 1. Компетенции, степень их реализации в дисциплине и образовательные результаты освоения компетенций обучающимися

Код и наименование компетенции Степень реализации (в соответствие с ОПОП ВО) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть
гр.1 гр.2 гр.3 гр.4 гр.5
В соответствии с ФГОС ВО
Общекультурные:
ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния в части, связанной с методами эмоциональной и когнитивной регуляции - роль физиологических процессов в обеспечении психической деятельности; - анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности человека в фило-, онто- и социогенезе; - оценивать основные физиологические показатели организма человека в целом и отдельных его систем; - навыками использования представлений о строении и функциях структур нервной системы в психологических исследованиях;
Общепрофессиональные:
ОПК-1 способностью применять закономерности и методы наук в решении профессиональных наук полностью -строение и функции основных отделов нервной системы; - особенности строения клеток нервной ткани, лежащие в основе функционирования нервной системы; - молекулярно-клеточные основы работы нервной системы и протекания психических процессов; - закономерности распространения и передачи сигнала в нервных сетях; - использовать естественно-научный подход при анализе психических процессов и психических состояний; - применять полученные знания при изучении и анализе проблем, существующих не только в рамках анатомии и физиологии ЦНС, но и в смежных дисциплинах психологии, включенных в систему подготовки психологов: психофизиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, общей и возрастной психологии; -современной терминологией анатомии (Пражская анатомическая номенклатура), которая необходима для понимания литературы по нейрофизиологии психофизиологиинейропсихологии и т.д. - навыками организации и проведения научного исследования: постановки задач, выбора адекватных методов исследования, анализа и интерпретации полученных результатов; - навыками поиска научной информации в учебной и научной литературе;
Профессиональные:
ПСК-5 способностью применять специальные знания для психологической подготовки персонала в экстремальных условиях деятельности полностью - организацию и деятельность коры больших полушарий как анатомического субстрата высших психических функций - на основе знаний основных закономерностей онтогенеза нервной системы человека интерпретировать и прогнозировать возрастные особенности поведения и психических процессов; - оценивать основные физиологические показатели организма человека в целом и отдельных его систем; - владеть культурой научного мышления, способностью осуществлять устную и письменную коммуникации на руссом языке, логически верно, аргументированно и грамотно строить устную и письменную речь и вести полемику и дискуссии.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура и трудоемкость дисциплины

Структура и трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий и разделам представлена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Структура и трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий

Виды учебных занятий Трудоемкость
Зач. Ед. час. в семестре №1 в семестре №2
гр.1 гр.2 гр.3 гр.4 гр.5
ОБЩАЯ трудоемкость по учебному плану        
Контактные часы x      
Лекции (Л)        
Семинары (С)        
Практические занятия (ПЗ)        
Лабораторные работы (ЛР)        
Групповые консультации (ГК) и (или) индивидуальная работа с обучающимся (ИР), предусмотренные учебным планом подготовки        
Промежуточная аттестация (Экзамен)        
Самостоятельная работа (СР) x      

Таблица 3. Трудоёмкость дисциплины по разделам с распределением по видам учебных занятий по семестру(ам)

№ раздела Наименование разделов Количество часов
Всего Контактные часы (аудиторная работа) СР
Л С ПЗ ГК/ИК
гр.1 гр.2 гр.3 гр.4 гр.5 гр.6 гр.7 гр.8
Семестр №1
  Клетка-структурно-функциональная единица многоклеточного организма            
  Нейроцитология            
  Онтогенез нервной системы            
  Спинной мозг            
  Головной мозг            
  Варолиев мозг, средний мозг, мозжечок            
  Промежуточный мозг            
Всего              
Промежуточная аттестация Контрольная работа  
Семестр №2
  Конечный мозг            
  Вегетативная нервная система            
  Электрофизиологические процессы на мембране нейрона            
  Строение и разнообразие синапсов. Понятие о нейронных сетях            
  Медиаторы и их жизненный цикл            
  Основные группы нейромедиаторов: АХ,моноамины, аминокислоты, нейропептиды, пурины            
  Эндокринная система и деятельность ЦНС            
Всего              
Промежуточная аттестация Экзамен  
ИТОГО              

 

 

2.2. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по разделам представлено в таблице 4.

Таблица 4. Содержание дисциплины по разделам

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Кол-во часов
гр.1 гр.2 гр.3 гр.4
  Клетка-структурно-функциональная единица многоклеточного организма Общий план строения клетки. Клеточные органеллы и их функции. Строение биологической мембраны. Клеточная теория Т.Шванна-М.Шлейдена. Ретикулярная теория и нейронная доктрина  
  Нейроцитология Общий план строения нервной клетки (сома, дендриты аксоны). Классификации нейронов. Нейроглия. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Миелинизация нервных волокон и её роль в обеспечении функций нейронов  
  Онтогенез нервной системы Основные этапы онтогенеза. Образование нервной трубки и основных отделов нервной системы. Формирование отделов головного мозга. Нервный гребешок и его производные.  
  Спинной мозг Спинной мозг, внешнее строение. Сегменты спинного мозга и его основные отделы. Корешки спинномозговых нервов. Внутреннее строение спинного мозга. Морфофункциональная организация серого и белого вещества спинного мозга. Основные функции спинного мозга (рефлекторная и проводящая). Основные проводящие пути (восходящие и нисходящие)  
  Головной мозг Общий план строения головного мозга. Основные отделы. Мозговой ствол. Ретикулярная формация и её морфофункциональная организация. Продолговатый мозг (внешнее и внутреннее строение) Крыша, покрышка, основание продолговатого мозга. Классификация ядер и их функции (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные ядра, собственные ядра)  
  Варолиев мозг, средний мозг, мозжечок Внешнее и внутреннее строение моста. Классификация и функции его ядер (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные, собственные ядра). Средний мозг. Крыша среднего мозга: морфофункциональная организация холмиков четверохолмия. Сильвиев водопровод- полость среднего мозга. Ножки мозга: покрышка и основание, распределение серого и белого вещества. Мозжечок. Внешнее и внутреннее строение. Кора, ядра и ножки мозжечка. Строение коры мозжечка. Моховидные(мшистые) и лиановидные (лазающие) волокна.  
  Промежуточный мозг Отделы промежуточного мозга. Таламический мозг (таламус, метаталамус, субталамус, эпиталамус) и гипоталамус. Специфические, неспецифические и ассоциативные ядра таламуса. Основные ядра гипоталамуса и их функции. Гипофиз, его строение и функции. Гипоталамо-гипофизарная система как основной компонент нейрогуморальной регуляции.  
  Вегетативная нервная система Общий план строения конечного мозга. Плащ, базальные ядра, обонятельный мозг. Доли, борозды и извилины. Древняя, старая и новая кора. Стратификация коры. Нейронные модули. Поля по Бродману. Первичные, вторичные, третичные поля. Понятие о локализации функций в коре: сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры. Понятие о лимбической системе. Основные структуры среднего, промежуточного и конечного мозга, входящие в лимбическую систему. Круг Пейпетца.  
  Вегетативная нервная система Функции вегетативной нервной системы (ВНС). Отличия ВНС от соматической нервной системы. Морфофункциональная организация симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС. Симпатические и парасимпатические ганглии. Пре-и постганглионарные волокна. Вегетативная рефлекторная дуга и её отличия от соматической.  
  Электрофизиологические процессы на мембране нейрона Транспорт низко- и высокомолекулярных веществ через мембрану. Диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз. Ионные каналы. Ионный состав клеточной и внеклеточной среды. Потенциал покоя. Равновесный ионный потенциал. Уравнение Нернста. Потенциал действия. Потенциалчувствительные ионные каналы. Условия генерации ПД. Закон «всё или ничего» Локальные потенциалы. Возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП). Суммация ВПСП и ТПСП (временная и пространственная)  
  Строение и разнообразие синапсов. Понятие о нейронных сетях Структура синапса. Классификация синапсов. Основные механизмы передачи сигнала в нервных сетях: дивергенция и конвергенция. Принцип «общего конечного пути» как универсальный принцип интегративной деятельности центральной нервной системы.  
  Медиаторы и их жизненный цикл Медиаторы нервных клеток. Синтез, транспорт и выброс из пресинаптического окончания. Клеточный рецептор и механизм его взаимодействия с медиатором. Типы рецепторов (ионотропные и метаботропные). Вторичные посредники. Инактивация медиатора как завершающий этап его жизненного цикла. Агонисты и антагонисты медиаторов. Основные группы медиаторов нервной системы  
  Основные группы нейромедиаторов: АХ,моноамины, аминокислоты, нейропептиды, пурины Основные характеристики, распространение и функции. Места синтеза и расположение рецепторов к нейромедиаторам. Пре- и постсинаптические рецепторы.  
  Эндокринная система и деятельность ЦНС Современные представления о гормонах и их свойствах. Основные принципы гуморальной регуляции функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринные железы, их гормоны и физиологическая роль.  
Всего  

Кроме того, в рамках текущего контроля предусмотрен рубежный контроль знаний на контрольной неделе семестра.

 

2.2.1. Тематический план лекционных занятий

Тематический план лекционных занятий представлен в таблице 5.1.

Таблица 5.1. Темы и трудоемкость лекционных занятий

№ занятия № раздела Темы лекционных занятий Кол-во часов
гр.1 гр.2 гр.3 гр.4
    Клетка-структурно-функциональная единица многоклеточного организма  
    Нейроцитология  
    Онтогенез нервной системы  
    Спинной мозг  
    Внешнее строение. Сегменты спинного мозга и его основные отделы. Корешки спинномозговых нервов. Внутреннее строение спинного мозга. Морфофункциональная организация серого и белого вещества спинного мозга. Основные функции спинного мозга (рефлекторная и проводящая). Основные проводящие пути (восходящие и нисходящие)  
    Общий план строения головного мозга. Основные отделы  
    Мозговой ствол. Ретикулярная формация и её морфофункциональная организация. Продолговатый мозг (внешнее и внутреннее строение) Крыша, покрышка, основание продолговатого мозга. Классификация ядер и их функции (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные ядра, собственные ядра)  
    Внешнее и внутреннее строение моста. Классификация и функции его ядер (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные, собственные ядра). Средний мозг. Крыша среднего мозга: морфофункциональная организация холмиков четверохолмия. Сильвиев водопровод- полость среднего мозга. Ножки мозга: покрышка и основание, распределение серого и белого вещества. Мозжечок. Внешнее и внутреннее строение. Кора, ядра и ножки мозжечка. Строение коры мозжечка. Моховидные(мшистые) и лиановидные (лазающие) волокна.  
    Промежуточный мозг  
    Вегетативная нервная система  
    Функции вегетативной нервной системы (ВНС). Отличия ВНС от соматической нервной системы. Морфофункциональная организация симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС. Симпатические и парасимпатические ганглии. Пре-и постганглионарные волокна.  
    Вегетативная рефлекторная дуга и её отличия от соматической.  
    Электрофизиологические процессы на мембране нейрона  
    Строение и разнообразие синапсов. Понятие о нейронных сетях  
    Медиаторы и их жизненный цикл  
    Основные группы нейромедиаторов: АХ,моноамины, аминокислоты, нейропептиды, пурины  
    Эндокринная система и деятельность ЦНС  
    Эндокринные железы, их гормоны и физиологическая роль.  
Всего  

2.2.2. Тематический план семинарских занятий

Тематический план семинарских занятий представлен в таблице 5.2.

Таблица 5.2. Темы и трудоемкость семинарских занятий

№ занятия № раздела Темы семинарских занятий Кол-во часов
гр.1 гр.2 гр.3 гр.4
    Общий план строения клетки. Клеточные органеллы и их функции. Строение биологической мембраны. Клеточная теория Т.Шванна-М.Шлейдена. Ретикулярная теория и нейронная доктрина  
    Общий план строения нервной клетки (сома, дендриты аксоны). Классификации нейронов. Нейроглия. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Миелинизация нервных волокон и её роль в обеспечении функций нейронов  
    Основные этапы онтогенеза. Образование нервной трубки и основных отделов нервной системы. Формирование отделов головного мозга. Нервный гребешок и его производные.  
    Спинной мозг, внешнее строение. Сегменты спинного мозга и его основные отделы. Корешки спинномозговых нервов. Внутреннее строение спинного мозга. Морфофункциональная организация серого и белого вещества спинного мозга. Основные функции спинного мозга (рефлекторная и проводящая). Основные проводящие пути (восходящие и нисходящие)  
    Общий план строения головного мозга. Основные отделы. Мозговой ствол.  
    Ретикулярная формация и её морфофункциональная организация. Продолговатый мозг (внешнее и внутреннее строение) Крыша, покрышка, основание продолговатого мозга. Классификация ядер и их функции (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные ядра, собственные ядра)  
    Внешнее и внутреннее строение моста. Классификация и функции его ядер (ядра черепномозговых нервов, ретикулярные, собственные ядра). Средний мозг. Крыша среднего мозга: морфофункциональная организация холмиков четверохолмия. Сильвиев водопровод- полость среднего мозга. Ножки мозга: покрышка и основание, распределение серого и белого вещества. Мозжечок. Внешнее и внутреннее строение. Кора, ядра и ножки мозжечка. Строение коры мозжечка. Моховидные(мшистые) и лиановидные (лазающие) волокна.  
    Отделы промежуточного мозга.  
    Таламический мозг (таламус, метаталамус, субталамус, эпиталамус) и гипоталамус. Специфические, неспецифические и ассоциативные ядра таламуса. Основные ядра гипоталамуса и их функции. Гипофиз, его строение и функции. Гипоталамо-гипофизарная система как основной компонент нейрогуморальной регуляции.  
    Общий план строения конечного мозга.  
    Плащ, базальные ядра, обонятельный мозг. Доли, борозды и извилины. Древняя, старая и новая кора. Стратификация коры. Нейронные модули. Поля по Бродману. Первичные, вторичные, третичные поля. Понятие о локализации функций в коре: сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры. Понятие о лимбической системе. Основные структуры среднего, промежуточного и конечного мозга, входящие в лимбическую систему. Круг Пейпетца.  
    Функции вегетативной нервной системы (ВНС). Отличия ВНС от соматической нервной системы. Морфофункциональная организация симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов ВНС. Симпатические и парасимпатические ганглии. Пре-и постганглионарные волокна. Вегетативная рефлекторная дуга и её отличия от соматической.  
    Тран

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.