Психика и строение головного мозга — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психика и строение головного мозга

2017-09-10 258
Психика и строение головного мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучая тему № 3, мы рассмотрели вопрос психики и строение мозга (рецепторы, анализаторы, ЦНС). Всю поверхность больших полушарий можно представить в виде нескольких больших частей - областей головного мозга, имеющих неодинаковые функции.

Это затылочная область - задняя часть полушарий, теменная и височная области, если идти от затылочной области вперед. И затем лобная область - наибольшая по размерам передняя область и наиболее развитая у человека.

Так, например, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры (зрительная зона коры); слуховых раздражений - в верхних отделах височной области (слуховая зона коры); осязательных раздражений и раздражений в мышечно-суставном аппарате - в передней части теменных отделов.

Большая площадь коры головного мозга (КГМ) соответствует большему раздржителю. (Например, в жизни ежа большую роль играет обоняние, поэтому в мозговой коре обонятельная зона занимает огромное место. А у человека наоборот - относительно небольшой участок занимает эта зона).

Аналогично в двигательной зоне коры большей территорией представлены органы, играющие более важную роль в жизни организма. (Например, клетки, связанные с туловищем, сконцентрированы у человека на небольшом участке двигательной зоны, а клетки, связанные с тонко дифференцируемыми у человека движениями пальцев руки, расположены на значительно большей территории. Особенно большой участок занимают клетки, связанные с большим пальцем руки, играющим очень важную роль в рабочих движениях человека. Значительную территорию КГМ занимают клетки, связанные с мышцами губ и языка - органов речи).

Ну а если говорить о работе более сложных психических процессов, то, соответственно, имеет место более сложная функциональная система. (Например, ходьба или чтение не могут быть «локализованы» в определенно ограниченном участке нервной системы. Даже относительно простое произвольное движение является сложной функциональной системой, включающей целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импульсов.

Какова же организация сложных психических процессов человеческого мозга? Принципы такой организации были разработаны видным отечественным психологом Александром Романовичем Лурия (1902-1977).

Суть: головной мозг человека, обеспечивающийприем и переработку информации, созданию программ собственных действий и контроль за их выполнением всегда работает как единое целое. В головном мозгу человека выделяют три основных блока, каждый из которых играет свою роль в обеспечении психической деятельности.

Первый блок головного мозга - блок тонуса коры, или энергетический блок мозга. Поддерживает тонус (бодрствование) корыдля того, чтобы успешно протекали как процессы получения и переработки информации, так и процессы формирования программ и конроля за их выполнением протекали успешно.

Постоянный тонус коры ГМ поддерживается, во-первых, постоянным притоком информации из внешнего мира (животное, лишенное этого притока информации засыпает; «информационный голод» у человека после длительного одиночного пребывания в темной и звуконепроницаемой камере приводит к возникновению галлюционаций – к нереальным фантастическим образам). Во-вторых, источник поддержания тонуса коры – импульсы, доходящие от внутренних обменных процессов организма.

Таким образом, первый мозга обеспечивает общий тонус (бодрствование) коры и возможность длительное время сохранять следы возбуждения.

Второй блок головного мозга связан с работой по анализу и синтезу сигналов, приносимых органами чувств из внешнего мира, то есть с приемом, переработкой и хранением получаемой человеком информации. Этот блок является системой центральных приборов, которые воспринимают зрительную, слуховую и тактильную (прикосновение) информацию, перерабатывают или «кодируют» ее и сохраняют в памяти следы полученного опыта. Аппараты этого блока могут рассматриваться как центральные (корковые) отделы воспринимающих их систем (анализаторов) – зрительного, слухового и тактильно – кинестетического, соответственно расположенных в затылочной, височной и теменной областях коры головного мозга.

Третий блок головного мозга человека осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. В него входят аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место в нем занимают лобные отделы головного мозга.

Лобные доли мозга играют существенную роль в проведении постоянного контроля над протекающей деятельностью. Больные с поражением лобных долей мозга не могут сличить результаты своих действий с исходным намерением, теряют критическое отношение к своим действиям, лишены возможности осознавать собственные ошибки и исправлять их. Таким образом, лобные доли мозга человека входят существенной составной частью в тот механизм, который играет важнейшую роль в обеспечении саморегулирующейся деятельности человека.

 

Как известно, все формы работы мозга построены по типу рефлексов, которые распадаются на две большие группы: безусловные (врожденные) и условные рефлексы.

Благодаря безусловным рефлексам приспособление организма к внешнему миру достигается лишь в узких пределах.

При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение.

Рассмотрим подробнее прохождение внешней информации и процессы, происходящие в коре головного мозга.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в виде афферентных импульсов в первичные проекционные зоны коры головного мозга (КГМ). Эти зоны представляют собой конечные корковые структуры анализатора.

Так, проективная зона зрительного анализатора располагается в затылочных отделах больших полушарий, а проективная зона слуховых анализаторов – в верхних участках височных долей.

 

Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений. Если разрушить какую-либо зону, то человек может потерять способность воспринимать определенный вид информации (так, если разрушить зону   Нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира в ЦНС, входят в первую группу и называются афферентными. Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии, входят в другую группу и называются эфферентными.  

зрительных ощущений, то человек слепнет). Таким образом, ощущения человека зависят не только от уровня развития и целостности органа чувств (в данном случае – зрения), но и от целостности проводящих путей (нервных волокон) и первичной проективной зоны коры головного мозга.

Кроме сенсорных полей, существуют и другие первичные поля, например, первичные двигательные поля, связанные с мышцами тела и отвечающие за определенные движения.

Первичные поля занимают относительно небольшую площадь КГМ – не более 1/3 части. Большую площадь занимают вторичные поля, которые чаще всего называют ассоциативными, или интегративными.

Вторичные поля коры представляют собой как бы «надстройку» над первичными. Их функции заключаются в синтезе или интегрировании отдельных элементов информации в целостную картину. Так, элементарные ощущения в сенсорных интегративных полях (или перцептивных полях) складываются в целостное восприятие, а отдельные движения, благодаря двигательным интегративным полям, формируются в целостный двигательный акт.

Вторичные поля играют исключительно важную роль в обеспечении функционирования как психики человека, так и самого организма. Если на эти поля воздействовать электрическим током, например, на вторичные поля зрительного анализатора, то у человека можно вызвать целостные зрительные образы, а их разрушение приводит к распаду зрительного восприятия предметов, хотя отдельные ощущения и остаются.

Среди интегративных полей КГМ человека необходимо выделить дифференцированные только у человека центры речи (центр слухового восприятия речи и двигательный центр речи). Наличие этих дифференцированных центров речи свидетельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека. Однако существуют и другие центры. Так, сознание, мышление, формирование поведения, волевой контроль связаны с деятельностью лобных долей, так называемых профронтальной и промоторной зон.

Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического или абстрактного мышления, других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

Левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерны высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость, то есть правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта. Левое полушарие функционирует на основе аналитического подхода, заключающегося в последовательном переборе элементов образа, то есть левое полушарие осуществляет отображение предмета, формируя отдельные части психического образа. В восприятии внешнего мира задействованы оба полушария. Нарушение деятельности любого из полушарий может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью. Специализация полушарий происходит в процессе индивидуального развития человека. Максимальная специализация отмечается при достижении человеком периода зрелости, а затем, к старости, эта специализация вновь утрачивается.

Мы должны остановиться на рассмотрении еще одной мозговой структуры – ретикулярной формации, которая играет особую роль в регуляции многих психических процессов и свойств. Такое название – ретикулярная, или сетевидная, – она получила из-за своего строения, так как представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге.

Нарушение деятельности ретикулярной формации вызывает нарушение биоритмов организма, нарушение сна – человек не может заснуть, или, наоборот, приводит к длительному сну.

Таким образом, как отмечает А.Г.Маклаков, нервная система человека выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, то есть успешно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды [1].

Но интересно знать, а как же происходит передача информации от рецептора в мозг? Человек ощущает и воспринимает объективный мир благодаря мозгу, с которым связаны все органы чувств, которые, в свою очередь, реагируют на определенные раздражители (органы зрения – на световое воздействие, органы слуха и осязания – на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния – на химическое). Однако сам мозг эти воздействия не воспринимает – он реагирует на электрические сигналы, которые создают рецепторы. А рецептор – это специализированная нервная клетка, или нейрон, будучи возбужденной, она посылает электрический сигнал промежуточным нейронам. Так, зрительные рецепторы расположены тонким слоем на внутренней стороне глаза; в каждом зрительном рецепторе есть химическое, реагирующее на свет, и эта реакция запускает ряд событий, в результате которых возникает нервный импульс. Слуховые рецепторы представляют собой тонкие волосяные клетки, расположенные глубоко в ухе; вибрации воздуха, являющиеся звуковым стимулом, изгибают эти волосяные клетки, в результате чего и возникает нервный импульс.

Где-то в мозге этот электрический сигнал вызывает осознанное переживание ощущения, но это ощущение «происходит» не на коже, а в мозге; аналогично, ощущение горького вкуса рождается не на языке, а в мозге. Но мозг воспринимает не только воздействие раздражителя – он также воспринимает и интенсивность воздействия. Следовательно, рецепторы обладают способностью кодировать как интенсивность, так и качественные параметры раздражителя. Экспериментально установлено, что основной способ кодирования интенсивности раздражителя – это число нервных импульсов в единицу времени, то есть частота нервных импульсов.

Так, если кто-то вашей руки слегка коснется, то в нервных волокнах появится ряд электрических импульсов. Если давление увеличивается, величина импульсов остается той же, но их число в единицу времени возрастает. Это пример на осязание (прикосновение), но аналогично этому и с другими модальностями (слух, зрение и т.д.).

Есть и другие способы кодирования интенсивности стимула: в виде временного следования импульсов или в виде абсолютного числа активированных нейронов (чем больше интенсивность стимула, тем больше вовлеченных нейронов).

Кодирование качества стимула более сложное. Как мозг отличает красный цвет от зеленого (зрение), сладкое от кислого (вкус)? В этом вопросе этот процесс до конца не изучен. Или кодирование связано со специфическими нейронами (по «сладким» волокнам передается в основном информация от рецепторов сладкого, по «кислым» волокнам – от рецепторов кислого). Возможны и другие принципы кодирования, то есть одно нервное волокно максимально реагирует, скажем, на сладкое, слабее – на горькое и еще слабее – на соленое [2].

 

В ходе рассмотрения первого вопроса попытаемся понять: как и в чем проявляется взаимосвязь психики и мозга человека?

 

Идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга, поддерживали многие ученые древности (в частности, Гиппократ). Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась вместе с развитием психологических знаний, и как результат в начале XX века сформировались две науки: физиология высшей нервной деятельности (изучает процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции) и психофизиология (изучает анатомо-физиологические основы психики).

В понимание и развитие взаимосвязи мозга человека и психики, психических явлений и поведения внесли большой вклад И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Сеченов полагал, что психические явления имеют место в любом поведенческом акте и сами представляют сложные рефлексы, то есть физиологические явления. Павлов считал, что поведение складывается из сложных условных рефлексов, образованных в процессе научения.

Наряду с их работами, существуют и другие работы. Н.А.Бернштейн даже самое простое приобретенное движение, не говоря о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. Американский ученый К.Халл рассматривал живой организм как саморегулируемую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-биологической регуляции.

Петр Кузьмич Анохин (1898-1974), известный отечественный физиолог, предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Эта концепция широко известна как модель функциональной системы.

 

Модель функциональной системы. ( Организация и регуляция поведенческого акта по модели П.К. Анохина).

 

Суть данной концепции заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов внешней среды, которое Анохин назвал обстановочной афферентацией. Причем одни воздействия могут быть для человека несущественными (неосознаваемыми), а другие – необычными, вызывающими у человека ответную реакцию, которая носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности.

Итак, человек, оказавшийся в той или иной ситуации, подвергается совокупности разнообразных воздействий, которые должны быть восприняты, т.е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятия. Их взаимодействие с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.

Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.

В центральной нервной системе (ЦНС) ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели – акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия.

С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля и информация о действии передается в ЦНС, сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают сведения о параметрах результата уже выполненного действия.

Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.

Таким образом, теория функциональных систем П.К.Анохин а получила широкое распространение вследствие того, что она позволяет приблизиться к решению вопроса о взаимосвязи физиологических и психических процессов, которые играют важную роль в регуляции поведения. Поведение в принципе невозможно без одновременного участия психических и физиологических процессов.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.