XIX в. – ЗОЛОТОЙ ВЕК русской культуры. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

XIX в. – ЗОЛОТОЙ ВЕК русской культуры.

2017-09-10 293
XIX в. – ЗОЛОТОЙ ВЕК русской культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Небывалый подъем культуры: - победа в войне1812 года ускорила складывание национального самосознания. - сближение с Европой. -бурные религиозные и философские искания. - возникновение общественного движения (кружки, группы). "Золотой век" российской словесности, российская литература приобретает самобытность, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.
Литература Кризис классицизма, появление сентиментализма (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»), в 20-е, расцвет романтизма под воздействием войны 1812 г. (В.А. Жуковский, сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А.С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Работы Пушкина - сказки о попе и о работнике его Балде, о царе Салтане, о рыбаке и рыбке, о мертвой царевне и о семи богатырях, о золотом петушке, «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила» и др. «Полтава». Исторические романы А.А. Бестужев-Марлинского, М.Н. Загоскина. Традиции романтизма сохранились в творчестве К.Ф.Рылеева, Одоевского, Кюхельбекер, Лермонтова, Н.М. Языкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского. В 30-40 гг. начинает утверждаться реализм (А.С.Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»). Психологический реализм (М.Ю.Лермонтов («Смерть поэта», «Бородино», «Мцыри», «Демон», «Парус») и романтическая направленность («Герой нашего времени»). Сатирическая, обличительная направленность (Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»). Мысль о необходимости перемен (И.С.Тургенев «Записки охотника»). Критический реализм, авторы "натуральной школы" – И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов, ранние произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. 2-я половина: Повышенная социальная активность критического реализма, ставшего господствующим направлением. Новые жанры – бытовая драма, демократический роман, антинигилистический роман. И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Накануне». Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», Ф.М.Достоевский «Бедные люди», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». «Бесы», М.Е.Салтыков-Шедрин «История города Глупова», «Господа Головлевы
Просвещение, наука 1803г. -преобразование системы народного просвещения. Нижняя ступень – 2-х классные приходские училища для крестьянских детей, 4-х классные уездные училища для детей мещан, в губернских городах гимназии для дворянских детей.. Центральное место в системе занимали университеты: старый Московский и в 1803 г. - новые в Петербурге, Дерпте, Казани, Харькове, гимназии и уездные училища. 1804– университетский устав (широкая автономия), Лесной институт, Строгановское училище, лицеи получили статус гуманитарных вузов (Царскосельский, Демидовский, Ришельский), гимназии. Приходские училища в уездах, чиновники д.б. учиться, повышение чина через экзамен. 1804г. – Университетский Устав,широкая автономия университетов, возможность перехода из одной ступени в другую. 1829 г. – новый школьный устав. Сословное обучение: приходские школы – низшие слои, уездные училища – недворянские городские сословия, гимназии – дети дворян и чиновников, исключенных студентов в солдаты, ликвидация автономии университетов. 1835г. – новый Университетский Устав,который свел на нет автономию 1862 г.- началась реформа образования (министр А.В.Головин):- 1863- университетская реформа- восстановление автономии. 1864 - открываются учебные заведения частными лицами и общественными организациями. 1871 - учебная реформа (м-р просвещения Д.А.Толстой). 1884 г. - реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления. 1887 г. - циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий). Наука: 1803-1806 гг. – И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский – первая кругосветная экспедиция (новые острова на Тихом и Ледовитом. Составлена карта Сахалина и Камчатки). 1819-1821 гг. - М.П.Лазарев, Ф.Ф.Беллинсгаузен – открытие Антарктиды. Бурное развитие технической мысли: Б.С.Якоби – модель электродвигателя и метод гальвинистики, Н.Н.Зинин – синтез анилина, П.П.Аносов – секрет изготовления Булатной стали, Т.Н.Грановский – курс лекций по средневековью, Мю.П.Погодин - ис ледования по русской истории, Н.И.Пирогов – метод обезболивания (наркоз). Гипсы, Н.И.Лобаческий – геометрическая система, Н.М.Карамзин «история государства Российского». Во 2-й половине: заинтересованность промышленников в науке. Технике, увеличении сырья и наука принимает прикладной характер (связь науки с производством). Д.И.Менделеев – периодическая система. А.Г.Столетов – закон фотоэффекта, А.Н.Лодыгин – электролампа накаливания с вольфрамовой нитью и угольным стержнем, П.Л.Чебышев – математшкола, теория чисел, вероятности и механизмов, И.М.Сеченов – рефлексы головного мозга. Физиология нервоной системы, физиология и психология, И.И.Мечников – теория иммунитета, А.С.Попов – радио, С.В.Ковалевская – математкурсы, А.Ф.Можайский – самолетостроение,. Яблочков – дуговая электролампу, К.Э.Циолковский – аэродинамика и ракетодинамика, Н.Н.Миклухо-Маклай – изучение о. Тихого океана, Н-Гвинеи, Микронезии, Меланезии, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев – история. В 60-х годах XIX века формируется русская материалистическая школа (М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, И.М. Сеченов). Французская и английская философия находит свой отклик в русском позитивизме (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Троицкий, Г.Н. Выробов и другие).. Оригинальная русская философия получила свое развитие и в трудах представителей так называемого русского религиозно-философского Ренессанса (отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Н.А Бердяев и т.д.).  

 

 

Живопись Естественность и свобода чувств человека, демократические тенденции в работах В.А.Тропинина, И.И.Моркова – «Кружевница», портрет А.С.Пушкина, «Старик - нищий», «Пряха». Упрочивается романтическое восприятие мира (О.А.Кипренский, портреты Пушкина и Жуковского), представление романтиков о человеке как герое исторической драмы воплотилось в полотнах К.П. Брюллова ("Последний день Помпеи",«Наездница», «Автопортрет»), бытовой жанр - А.Венецианов «Спящий пастушок», «На гумне», «На пашне»). 1830-1840гг. – постепенное становление реализма, вершина – жанровые картины П.А.Федотова – «Завтрак аристократа», «Вдовушка». «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», А.А.Иванов – «Явление Христа народу», «Явление Христа Марии Магдалене». Бытовая картина, крестьянский мир: А.Г.Венецианов «Спящий пастушок», «Гумно», «На пашне», «Весна», «На жатве». «Лето», К.П.Брюллов – «Последний день Помпеи», итальянский жанр («Итальянское утро», «Итальянский полдень»), парадные портреты: О.А.Кипренский – портреты участников Отечественной войны 1812г., «Портрет А.С.Пушкина» В 1863 г. – художники передвижники (группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии, против академизма, помощь художникам). Лидер - портретист И.Н. Крамской (п-ы Некрасова, Толстого. «Неизвестная»). Вошли: Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов («Тройка», «Сельский крестный ход на пасху»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.И. Левитан «Весна». «Март», «Тихая обитель»), В.Д. Поленов, В.И. Суриков («Боярина Морозова», «Меншиков в Березове», «Утро стрелецкой казни»), позднее И.Е. Репин («Иван Грозный», «Запорожцы пищут письмо султану», «Не ждали»), И.И. Шишкин («Утро в сосновом бору», «Рожь»), Васнецов («Аленушка», «Богатыри»), Куинджи («Лунная ночь на Днепре»). Третьяковская галерея. Русский музей.
Архитектура, скульптура. В первой трети XIX в. свои позиции сохранял классицизм, вершина - ампир: А.Н. Воронихин, О.Монферран, А.Д. Захаров, К.И. и Ж.Томан. В конце 30-х гг. возникает эклектичный русско-византийский стиль – Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя К.А.Тона. Л.фон. Кленце - Эрмитаж (1784-1864). А.Н.Воронихин – Строгановский дворец (1793). Строгановская дача (1795—1796), колоннад Петергофа (1800), собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге (1801), дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях. К.И. Росси – Михайловский дворец, Государственный Русский музей, Александринский театр, Дворцовая площадь, арка Главного штаба. О.И.Бове – Красная площадь (1814), Театральная площадь (1816), Большой театр (1825), Манеж (1817), план первой Градской больницы, Александровский сад у Кремлевской стены, триумфальная ворота у Тверской заставы(1834). Е.С.Назаров и Дж. Кваренги – Странноприимный дом. Д.И.Жилярди – здание Опекунского совета на Солянке (ныне Академия медицинских наук России), реконструированное после пожара здание Московского университета, К.А.Тон – Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, здание Оружейной палаты Московского Кремля. В.П.Стасов – здание провиантских складов. О.Монферран -. Исаакиевский собор (1818г- 1858), Александровская колонна (1834), посвященный победе над Наполеоном (вес 660 т., высота 25.6 м.). Скульптор И.П.Мартос – памятник К.Минину и Д.Пожарскому.\ Б.И.Орловский – скульптура ангела Александровской колонны, статуи М.И.Кутузова и М.Б.Барклая-де-Толли, проект здания Горного кадетского корпуса.Микешин – «Тысячелетие России» (Новгород), «Памятник Екатерине II» Опекушин – памятник Пушкину.
Театр, музыка Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры. 1824 г. - Большой и Малый театры. В Санкт-Петербурге ведущим театром был Александринский. Романтические пьесы. - П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, В.А.Каратыгин. М.С. Щепкин - становление реалистической школы актерского искусства в России. В сер. XIX в.на драматургии Островского- талантливые актеры – П.М. Садовский, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова. В конце XIX в. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской, "театральная революция" (отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки). К.С. Станиславский и В.И. Немировича-Данченко, в 1898 г.создали Московский Художественный Театр. Музыка. Зарождается национальная музыкальная школа. Основателем стал М.И. Глинка, оперы ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), А.Н.Верестовский – основоположник оперы – водевиль «Аскольдова могила». А.С.Даргомыжский - народно-бытовая психологическая драма («Русалка»), А.А.Алябьев, А.В.Варламов, А.Л.Гурилев – родоначальники русского романса.  

 

 

1833г. – поэт В.А.Жуковский и композитор А.Ф.Львов – Государственный гимн Российской империи. Второе название гимна «Молитва русского народа».Н.А.Римский-Корсаков «Садко». «Снегурочка», «Псковитянка». «Царская невеста», «майская ночь», «Ночь перед Рождестовм», М.П.Мусоргский «Боис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». А.П.Бородин «Князь Игорь»,П.И. Чайковского симфонические поэмы., балет опера, романсы -"Лебединое озеро", "Спящая красавица, «Ромео и Джульетта», «Буря», «франческо да Рамини», «Времена года», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Чародейка». «Орлеанская дева». «Могучая кучка» - развитие русской национальной музыки (Балакирев – руководитель, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин).
Академизм – классицизм в живописи. Ампир - Классицизм – идея служения Отечеству. Материализм – восприятие окружающего мира без учета его духовной стороны. Сугубо прямолинейное восприятие окружающей действительности. Масонство – религиозно-этическое движение, возникшее в нач. XVIII в. с целью создания тайной всемирной организации – религиозного братского союза. «Могучая кучка» - творческий союз русских композиторов, образовавшийся в 60- гг., которые в своей музыке утверждали русские национальные начала, широко использовали народную тематику. Неорусский псевдорусский - Пассаж – в архитектуре – тип торгового здания, в котором магазины и конторские помещения располагались ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным перекрытием. . Передвижники» - художники, входящие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в Петербурге в противовес официальному центру искусства – Академии художеств. Обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны и ее природы, ездили по всей стране с выставками. Публицистика – общественно-политическая литература (статьи, очерк, фельетоны…) на злободневные темы. Реализм – в литературе и искусстве – правдивое изображение действительности в художественных образах. Романтизм – идейное и художественное направление, основанное на широком использовании исторических и героико-поэтических тем, пристальном интересе к сильной личности, устремленной к безграничной свободе духа. Циркуляр – письменное распоряжение Эклектика – смешение, соединение различных стилей. Сентиментализм – направление, характеризующееся повышенным интересом к внутреннему миру человека и его чувствам.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.