История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-09-10 | 1041 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Гармония. Что такое гармония в музыке.
III. Работа по теме урока.
Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем
Сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь
Проявление некоей божественной любви,
Узнать её происхождение и установить связь
С другими силами, которыми держится Вселенная.
Птолемей
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шепот речки тихоструйный.
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей…
|
…Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Проверил
Я алгеброй гармонию.
- Я прочитала вам строки из разных стихотворений одного и того же поэта, не догадались какого? (А.С. Пушкина)
- Какое слово присутствовало во всех отрывках? (слово «гармония»)
- Что, на ваш взгляд, оно означает? (ответы детей)
- Давайте поразмышляем, в каком значении употребляется это слово в каждом из отрывков. Для этого вы поработаете «в парах».
1. Работа «в парах»:
2. Прочитайте внимательно фрагменты стихотворений, обратите внимание на слово «гармония», в каких значениях оно употребляется в каждом из фрагментов.
3. Соедините «стрелками» стихи и значения слова «гармония», в котором оно употребляется в этих стихах.
|
|
Проверка:
- И так, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил слово «гармония» поэт? (во втором, это стихотворение «Красавица»)
- А где под гармонией подразумевается поэзия? (в первом, стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»)
- Близко к этому значение и третьего отрывка (это слова Сальери из «Маленькой трагедии»). Недаром поэт далее произносит тост:
…за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.
– Только речь тут идет уже не о поэзии, а о музыке.
Сообщение темы урока:
- И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о гармонии не только в музыке, но и в искусстве, и в окружающей нас жизни.
|
Тема урока: «Гармония в мире и музыке».
– Эпиграфом к уроку будут слова известного древнего мыслителя Птолемея: «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?»
– Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческого тела. Древние греки словом «гармония» даже определяли периоды мирной жизни, свободной от войн и потрясения. И это же слово было избрано для выражения глубинного смысла музыки. Итак, гармония – это искусство музыкальной красоты.
Гармонию в музыке можно определить словами: светлая, темная, напряженная, резкая, изысканная, красочная и т.д.
«Гармония» – одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. И это же слово – такое богатое смыслами, такое многозначное – из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает её от других видов искусства.
Однако в человеке – творце языка – всегда присутствовало стремление опоэтизировать мир вещей, особенно вещей прекрасных и возвышенных. В некоторых понятиях заключена целая сказка, огромный мир образов, связующих между собой самые разные явления: стройность, порядок, небосвод, космос…
Поэтому не случайно слово «гармония», включающее в себя все эти значения, в музыке относятся к выражению её коренного и основного свойства – благополучия. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований – это и есть музыкальная гармония: не универсальная «гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты.
Подобно всякому искусству, музыка имеет свой собственный «материал»: то, из чего состоит и на чём строится её звучание. Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре – так звук в музыке есть её ядро, «первоэлемент», из которого рождается музыкальное произведение.
|
Однако наличие первоэлементов ещё не есть красота, точно так же как не является красотой любой произвольный порядок звуков. Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по законам гармонии – естественным природным законам, которым неизбежно подчиняется музыкальное произведение. Эти законы обязательны не только для музыки: ведь и в других искусствах художник непременно учитывает природные свойства каждого материала. «Лишь то ваятель создавать способен, что мрамор сам в себе таил» – эти слова великого скульптора Микеланджело в равной степени относятся к музыке, сила воздействия которой в немалой степени зависит от её подчинения законам природы и особенностям человеческого восприятия.
Когда мы говорим о мелодии, мы неоднократно сравниваем её с интонацией человеческого голоса. Красота голоса, выразительность голоса – эти свойства, воспринятые и многократно усиленные мелодией, во многом составляют секрет её очарования. Но ведь мелодия – часть гармонии! В том как она рождается и из чего состоит, можно увидеть не только воздействие речи или пения, но и подчинение её тем же законам благозвучия, которые идут из глубин самой музыки проистекают из свойств звуков и только благодаря этому воздействуют на человеческую душу.
Присутствие гармонии ощутимо в любом произведении. В самых высших, в самых гармоничных своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором, несомненно, присутствует отблеск неземной, божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии. Есть у многих композиторов – и у Баха и у Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия. Это не означает, конечно, что в них отсутствует драматическое развитие, не ощущается горячий пульс жизни. В музыке вообще редко возникают абсолютно безмятежные состояния. Выдающийся пианист В. Сафроницкий верно заметил: «Настоящее великое искусство – это раскалённая, кипящая лава, а сверху – семь броней». В его словах заключена мысль о том, что в подлинном искусстве покой и равновесие свидетельствуют скорее о присутствии духа, о могучей сдерживающей воле, чем о неомрачённой безмятежности. И всё же музыке известны гармоничные просветлённые состояния, далёкие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений – Прелюдия до мажор И.С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир».
|
Вслушайтесь в звучание Прелюдии до мажор.
Вопросы:
- Отчего музыка прелюдии кажется такой светлой, такой умиротворённой, отрешённой от всего мелкого, суетного?
- Каков характер произведения?
- Каков ритм?
- Какова фактура произведения?
- Какова гармония? Только ли мажорные созвучия слышны?
Наверное, прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения – ни ритм, равномерно пульсирующий от начала до конца произведения, ни фактура, столь же неуклонно «распевающая» каждый аккорд по звукам… И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, вновь умиротворяясь. В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемнённого, зыбкого и твёрдого, печального и радостного.
Гармония как единство противоположных начал заложено ещё в мифологии. В одном древнегреческом мифе рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса – бога войны и раздора и Афродиты – богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и всеобъемлющей силы вечно юности, жизни и любви – такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией. Поэтому гармония в музыке – искусстве временном, движущемся – почти никогда не предстаёт в своём законченном виде, а, наоборот, достигается в развитии, борьбе становлении.
Наверное, противоречивая природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласованным звучанием противостоит диссонансу с его угловатой напряжённостью; неустойчивое созвучие к разрешению в устойчивое – таков вечно напряжённый, динамичный и изменчивый мир музыкальной гармонии.
Произведений, подобных Прелюдии до мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья – всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как, например, в живописи, где самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством.
|
Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему выразительному значению. Существование двух огромных эмоционально-образных сфер музыки порождено её разделением на мажор и минор, основные аккорды которые отличаются друг от друга одним-единственным звуком!
Вокально-хоровая работа
¾ Разучивание песни Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка.
– исполнение партии хора на два голоса.
Разучивание песни по партиям.
IV. Итог урока.
Гармония – слово греческого происхождения, которое означает «стройность», «соразмерность», «пропорциональность», «созвучность». В русском языке для соответствующих понятий существует слово «лад». Сегодня на уроке мы рассмотрели это понятие, имеющее несколько значений.
V. Домашнее задание: Выучить текст песни Г. Струве «Музыка».
Урок 21
Тема: Два начала гармонии
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть (слушание).
Ø Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Два начала гармонии
III. Работа по теме урока.
«Моё убеждение таково, – писал великий немецкий писатель и мыслитель И. В. Гёте, – мажорный лад пробуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает всё невыразимое и томительное».
В этой противоположности выражения, заложен секрет не только естественности и искренности музыкальных звучаний, но и их способности быть всегда динамичными, непредсказуемыми, волнующими.
Выразительное противопоставление мажора и минора непременно присутствовало в крупных классических композициях – симфониях, сонатах, концертах. Ведь произведение значительной протяжённости должно быть особенно динамичным. Увлекательным, многообразным. Поэтому ладовый контраст использовался при чередовании крупных частей и их внутренних разделов, при сопоставлении главной и побочной партий.
Противоположность мажора и минора важна не только для организации крупной музыкальной формы. С наименьшей яркостью обнаруживает она себя и в миниатюрах – прелюдиях, ноктюрнах, вокальных сочинениях.
Вспомните симфонии Моцарта – одного из самых гармоничных композиторов: как естественно в них гармоническое дыхание, соотношение «света» и «тени», как органично переплетение мажора и минора в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!