Представления о психике в философским учениях. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Представления о психике в философским учениях.

2017-08-24 1175
Представления о психике в философским учениях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли внесли открытия механики. ЕЕ понятия и объяснительные принципы создали геометро-механическую (Галилей) и динамическую (Ньютон) картины природы.

Французский философ Р. Декарт (1596-1650) одним из первых попытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозгу человека. Он ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования организма на внешнее воздействие. Тело может только двигаться, душа только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс, души- рефлексия? С помощью этого понятия он объяснял поведения душевным явлением. Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем (В XVIII и XIX вв.) внутренний мир человека изучался чаще всего именно интроспективным методом. Начиная с Р, Декарта понятие «душа» постепенно отождествляется с разумом: «Я мыслю, следовательно, я существую..».

Одним из первых оппонентов Р. Декарта стал Б. Спиноза (1632-1677). Он не разделял взглядов на организм как на машинообразное устройство, считал, что механический детерминизм ограничивает объяснение психических явлений. Учение о человеке как целостном телесно-духовном существе было развито в его главном труде – «Этика». В многообразии чувств (аффектов) он видит многообразие побудительных сил, влияющих на поведение человека. Спиноза выделяет три главные побудительные силы: а) влечение, б) радость, в) печаль. Он отмечает, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает, то есть состояние души влияет на телесные действия.

Т. Гоббс (1588 - 1679) считал психику движением материальных субстанций, в основе которых лежат законы ассоциаций. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психический образ вызывает у человека именно такое представление, а не другое, было известно со времен Платона и Аристотеля. «Глядя на лиру, вспоминают сыгравшего на ней возлюбленного», - говорил Платон. Это ассоциация по смежности. Оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного повлекло за собой образ другого. Аристотель дополнил это описание указанием на два других вида ассоциаций (сходство и контраст). Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. rationalis - разумный). Основой познания и присущего людям способа поведения считается разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. За основу познания был принят опыт, а рационализму противопоставлен эмпиризм (от греч. empeiria - опыт). Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.

Д. Локк (1632 - 1704) утверждал, что разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного, согласно учению Д. Локка, - это «чистая доска» (tabula rasa), на которой опыт пишет свое содержание. В опыте он выделил два источника: ощущения и рефлексии. Считалось, что объектом созданием служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ними субъекта.

Английский ученый Д. Гартли (1705 - 1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположником ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималось закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мысли (идеи) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

На развитие психологии и понимание механизмов психики оказала влияние философия Г. Лейбница (1646 - 1716). Он ввел в психологию, наряду с понятием «сознания», понятия «бессознательное». На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизической параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует предустановленная гармония. Они подобны пару часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью. Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельная науки. Его понятия о бессознательной в научное знание о предмете психологии.

Французский философы и естествоиспытатели Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и Э. Кондильяк впервые разработали идею социальной детерминированности психики человека, согласно которой развитие психических качеств происходит под влиянием социальной среды. Однако связь индивида с обществом была раскрыта позже К. Марксом и Ф, Энгельсом. Создание ими научной материалистической диалектики обобщило передовые идеи, высказанные философами-материалистами.

Для великих ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Но представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т. д. как фактов внутреннего опыта, забыв о родословной этих понятий.

Появление в XVIII веке таких понятий как рефлексия, ощущение, представление, ассоциация, аффект, мотив вошли в основной фонд научных знаний. Однако они были построены на умозрительном представлении об организме как «машины тела».

Итак, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

· идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом была интроспекция;

· материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, материи, а его содержание как отражение в нем реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.

Открытия в физиологии (И. Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств», Ф. Галль предложил «карту головного мозга»), психофизике (Э. Вебер вывел зависимость ощущений от нервного субстрата, Г. Гельмгольц открыл «закон сохранения энергии»), психофизиологии (введение психического фактора в регуляцию поведения организма физиологом Э. Пфлюгером), биологии (эволюционное учение Ч. Дарвина) стимулировали рост психологического знания и выделение психологии в самостоятельную науку.

3. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку

3.1 Становление психологии как самостоятельной науки

К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.

В. М. Вундт (1832-1920) начал заниматься психологией, будучи физиологом(одно время он был ассистенте том Г. Гельмгольца). В труде «Основы физиологической психологии» (1873-1874) он объединил накопление знаний в новую дисциплину, дав ей древнее имя – психология, однако, стремясь расстаться с ее прошлым, присоединил к нему эпитет физиологическая.

Большой заслугой Вундта было основание в Лейпциге в 1879 году первой в мире экспериментальной психологической лаборатории, которая стала главным «питомником» первого поколения психологов-экспериментаторов. Историки психологии подсчитали, что школу Вундта прошло 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. В ней изучались закономерности ощущений, механизмы ассоциаций, внимание. Уникальным предметом психологии был признан «непосредственный опыт», главным методом – интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась как особая процедура, требующая специальной длительной тренировки. От испытуемых требовалась отвлечь от всего внешнего с тем, чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первично «ткани» сознания, которая представлялась состоящей из сенсорных (чувственных) «нитей». Когда возник вопрос о сложных психических феноменах, где в действие вступали мышление и воля, сразу же обнаруживались недостатки вундтовской программы. Тем не менее, проделанная школой Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии.

Американский психолог У. Джеймс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярной наук в Америке. Он был первым профессором психологии а Гарвардском университете, президентом Американского психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс сделал многое для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.

Американский психолог Э. Титченер (1867-1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. В 1892 году он вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу. В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» Титченер изложил основные достижения науки с вундтовких позиций (Титченера иногда называют американским Вундтом). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания безотносительно к тому, как эта структура работает.

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.

Этот период был отмечен важными для развития психологического знания достижениями – первыми экспериментами в области психологии. Немецкий психолог Г. Эббингауз (1850-1909) в книге «О памяти» изложил результаты опыта, проведённых на себе, и вывел математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал.

Разработка статистических методов применительно к психологии связана с творчеством кузена Дарвина Ф. Гальтона (1822-1911). Он изучал индивидуальные различия, считая, что они генетически предопределены. В книге «Наследственный гений» (1869) он доказал, ссылаясь на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, как он считал, существуют коррекции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое навсегда вошло в психологический лексикон.

Первый вариант решения задачи диагностики принадлежи французскому психологу А. Бине (1857-1911). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили его дочери). Однако вскоре по заданию правительства А. Бине стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различного возрастов. Экспериментальные задания А. Бине превратил в тест, установив школу, каждое из деления который содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ). Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологи решать вопросы обучения, отбора кадров, оценки достижений, профпригодности и другие.

Таким образом, можно контролировать, что во второй половине XIX века психология выделялась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии – дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.