Анатомо-физиологические аспекты речевой деятельности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Анатомо-физиологические аспекты речевой деятельности

2017-08-11 755
Анатомо-физиологические аспекты речевой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Знание анатомо-физиологическнх аспекты речевой деятельность позволяет представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и по­нятной, движения речевых органов должны быть точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, т. е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так и происходит на самим деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т.д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.


Психологический и психолингвистический аспекты речевой деятельности

 

Речевая деятельность рассматривается как частный случай деятельности, как один из ее вид, имеющий свою качественную специфику, но подчиняющийся общим закономерностям формирования, строения и функционирования любой деятельности. Психолингвистика связана с проблематикой психического отражения человеком окружающего мира. Психолингвистика, использует основополагающие понятия и результаты исследования и ПЛ обогащает предметные области психологии как в теоретическом плане, так и в прикладном направлении.

ПЛ связана с общей психологией. Так как она имеет непосредственное отношение к исследованию деятельности общения. Формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности входит в объект исследования психолингвистики.

ПЛ связана с различными прикладными областями психологии: с педагогической психологией, специальной психологией, психологией труда, включая инженерную, космическую и военную психологию, с судебной и юридической психологией, политическая психология, психология массовой культуры, психология рекламы и пропаганды. Именно эти прикладные задачи, которое общественное развитие поставило перед психологией, и «послужили непосредственным толчком к возникновению ПЛ как самостоятельной научной области».

ПЛ связана с лингвистикой.

Лингвистика - наука о языке. Предмет, объектом лингвистики является речевая деятельность. Предмет: система языковых средств, используемых в речевом общении.

Как указывает А.А. Леонтьев, ПЛ имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием.Она постоянно взаимодействует с социолингвистикой, этнолингвистикой и прикладной лингвистикой

Т.о., ПЛ – это междисциплинарная область знания о законах формирования в онтогенезе и сформированных процессах речевой деятельности в системе различных видов жизнедеятельности человека.


Методы логопедии как науки

Методы логопедии как науки делятся на несколько групп:

1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

2. Эмперические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого­ педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметри-ческие примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

3. Количественный (мате-матико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

4. Интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.