Структура отряда и органы самоуправления — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Структура отряда и органы самоуправления

2017-08-11 2264
Структура отряда и органы самоуправления 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

В зависимости от общей легенды лагеря отряд может быть отсеком космического корабля, экипажем флотилии, лесным племенем и т.п., но в любом случае сначала вам необходимо определить, какова будет структура вашего отряда, по каким законам вы будете жить, выбрать название отряда и его командира.

Командир отряда может быть постоянным (на весь срок лагеря) или дежурным (на определенный период, например, сутки). Командир выбирается на общем собрании. В системе отрядного самоуправления основные функции командира - управление отрядом и руководство Советом отряда (в него могут войти лидеры групп, творческих секторов, действующих в отряде). Кроме того, командир участвует в работе общелагерного органа самоуправления (Совета командиров).

Кроме должности командира, можно придумать еще миллион разных ролей. Для многих ребят очень важно, почувствовать себя в чем-то главным. Структурное разделение обязанностей поможет и вам, вожатым, строить свою работу, и сыграет определенную роль в создании отряда. Ведь каждый ребенок может быть занят каким-то очень важным и нужным делом, следовательно, он будет всегда чувствовать себя неотъемлемой частью отряда.

Имидж отряда

Имидж отряда - неповторимый внешний образ отряда, отличающий его от других отрядов, например:

§ Название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности.

§ Девиз отряда — краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности.

§ Отрядная песня и любимые песни отряда — вечерние, костровые, лирические, шуточные и другие.

§ Законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда

§ Оформление отрядного места (корпус, комната, место на спортивной площадке и т. д.).

§ Отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда. Уголок - не формальность. Это одна из форм наглядного учета и показа работы детского коллектива. Материалы отрядного уголка помогают детям ориентироваться в жизни лагеря, отряда.

§ Групповой ритуал – обязательное для всех периодическое воспроизведение какой-то совместного действия с приданием этому символического смысла.

Отряд – это группа людей, объединенная общей идеей и сплотившаяся для осуществления совместной деятельности и отдыха. Создание отряда – это одна из основных задач вожатого. Каждый отряд имеет свою структуру и органы самоуправления. У каждого отряда есть свой имидж: название отряда, девиз, отрядное место, традиции, законы. И в каждом отряде есть своя неповторимая атмосфера, которая создается в течение всей смены.

 

Отрядный уголок

 

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один - он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей, конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь незначительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни идет активная подготовка к конкурсу уголков, содержащая необходимые элементы, но нужно не забывать про то, что заполняется уголок в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Также нужно не забывать про то, что на конкурсе отрядных уголков оценивается не только его содержание, но и представление. Поэтому нужно хорошо продумать, как сделать представление отрядного уголка запоминающимся и интересным.

Уголок обязательно должен содержать:

Обязательно

· Название отряда

· Девиз

· Эмблема

· Расписание на день

· План-сетка

· Режим дня

· Список отряда, актива отряда

· Список администрации

· Списки именинников текущей смены

· Законы отряда и лагеря

· График дежурства отряда

· Экран чистоты

· Экран настроения

По желанию:

· Отрядная песня

· Стена гласности

· Отрядные достижения

· Мотивация

· Отрядная почта

Для заметки:

§ Отрядный уголок желательно должен полностью занимать все стены в холле;

§ Соответственно нужно попытаться обеспечивать необходимым количеством бумаги (например, рисовать вместо бумаги на старых обоях) и красками;

§ Обязательным, конечно, остается и наличие в отрядном уголке всех необходимых разделов: списка отряда, названия, план-сетки, «сегодня день рождения», «сегодня в отряде» (который надо заполнять каждый день, особенно в дни комиссий). Форма же разделов может быть любая;

§ Нельзя наносить отрядные уголки на стенку с помощью клея и даже нежелательно прозрачным скотчем, используйте бумажный скотч, и то в конце смены очень осторожно отдирайте скотч от стенки (т.е. чтобы со скотчем не отодралось и кусок этой самой стенки);

§ В течение смены очень тщательно оберегайте ваше творение от детей и других стихийных бедствий, а то, во-первых: комиссии приезжают и в конце смены, и, самое главное, в любой момент ваш отрядный уголок или какая-то его часть может понадобиться кому-нибудь для декораций какого-нибудь лагерного мероприятия или вожатского концерта.

Отрядный уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. В первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. В отрядном уголке должны быть: название отряда, девиз, список отряда, экран чистоты, расписание на день, план-сетка, режим дня, список именинников, список вожатых и администрации, достижения отряда, законы и традиции отряда, график дежурств. Также в отрядном уголке могут присутствовать и другие элементы, которые помогут создать уют и теплую атмосферу.

Отрядная свечка

 

По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры.

Без них жизнь в лагере, отряде была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении отряда играет и Вечерняя свеча.

Вечерняя свеча — это одна из самых известных традиций лагерей.

Ее цель: проанализировать прошедший день — что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день.

Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2–3 дня.

Для вечерней свечи существуют правила:

1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.

2. Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3. Дети и вожатые должны выполнять законы:

§ Когда говорит один — все молчат.

§ Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

§ Закон свободного микрофона.

§ Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы.

§ Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

§ Через центр круга переходить нельзя.

Свеча — это коллективное обсуждение прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание. Педагогический смысл свечи — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора. «Свеча» — это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем.

На свече идут самые важные разговоры о "семейных" делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

Свеча — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Вечерняя свеча идет 20–40 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.

Свечка зажигается человеком, которому на данный момент отряд доверяет больше всего. Если свечка потухла, то на этом свечка заканчивается, независимо от того, успели ли все высказаться или нет.

Говорят, что во время Свечки к каждому сидящему тянется маленький лучик от свечки. Поэтому выходить из круга можно только в случае крайней необходимости.

Во время Свечки ведущий выбирает талисман и передает его дальше по кругу. Тот, у кого в данный момент талисман находится, говорит о прошедшем дне или по заданной теме, или обо всем вместе. Говорить может только он. Затем он передает талисман следующему и дальше по кругу. Затем, ведущий подводит итог. Все встают, и задувают свечку.
ВАРИАНТЫ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:

1. Говорят желающие.

2. Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает.

3. Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает.

ФОРМЫ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ:

§ Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.

§ Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

§ Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

§ На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку из отряда, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.

§ «Прогноз погоды». Выразит словами или условными знаками состояние совей души.

§ Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

§ «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т. п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

§ «Шляпа», «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т. п.

§ «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет — столько предложений вы должны рассказать о себе.

§ «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10 −30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.О. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

§ «Дерево». В семейном уголке вы можете поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми — самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т. п.

§ «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый).

§ "Ромашка". От цветочка каждый отрывает по лепесточку. Там написано прилагательное или незаконченное предложение. Этот лепесток отдаётся тому кому это подходит.

Первую свечу проводят педагоги.

Педагогическая задача свечи в первые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.

Первые дни детей переполняют впечатления. У них потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось.

Вожатый (воспитатель) объясняет ребятам законы свечи, а затем проводит знакомство, используя талисман-игрушку, значок, часы…, «свободный микрофон». Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте «микрофон» следующему ребенку.

Важно, чтобы на этой свече, по возможности, высказались все; если ребенку очень трудно — задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ СВЕЧИ — ЭТО ВАША ПЕРВАЯ ДИАГНОСТИКА!

Типы свечек:

1) Свечки знакомства

Карта знакомства

Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.

Рассказ - эстафета

Этап развития коллектива. Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: все говорят, а чего бы и мне не сказать. Выговаривается вся группа.

Пакет откровений

Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Музей любимых вещей

3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Гороскоп

2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей. Форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.

 

Памятный день

2-З день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это свечка-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сама свечка проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета.

2) Свечки - откровения (Конфликтные)

Письмо другу

Участники огонька устно пишут письмо другу, родным (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

Я не понимаю

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему...?" Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

Разговор с игрушкой

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.

Разговор с попутчиком

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.

Ситуативный (Электрический стул)

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текстом в случае его некорректности по отношению к человеку), дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

Круг молчания

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

 

 

Наедине с собой

Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.

Спасибо

У всех свечи? Зажигает свечу другому и говорит "спасибо за…"

3)Свечки анализа

Цепочка

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

Отряд для меня

Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Итак, из всего вышесказанного следует отметить, что в начале смены следует проводить больше свечек на знакомство с отрядом и раскрепощение. В течение всей смены уделяйте больше внимания свечкам, направленным на анализ настроения в отряде и на решение межличностных проблем. В конце смены обязательно проведите свечку-анализ смены, обсудите с детьми, что получилось за смену, что нет, как эмоции у них остались.

ВАЖНО! В некоторых лагерях запрещены обычные (восковые) свечки, поэтому вожатому желательно иметь с собой электронную свечку.

 

Свеча — это коллективное обсуждение прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Существуют особые правила проведения свечек, которые обязательны для выполнения. Во время Свечки ведущий выбирает талисман и передает его дальше по кругу. Тот, у кого в данный момент талисман, говорит о прошедшем дне или по заданной теме, или обо всем вместе. Существует классификация свечек, которая и определяет их тематику: свечка-знакомство, конфликтная свечка, прощальная свечка и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.