Предоставлено петербургским археологом В.Ю.Соболевым. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Предоставлено петербургским археологом В.Ю.Соболевым.

2017-07-24 81
Предоставлено петербургским археологом В.Ю.Соболевым. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каменный крест

В деревне Пенино.

 

 

«Энто я тебе, голуба,
Говорю, как краевед"!..»

Леонид Филатов.

«Сказ про Федота-стрельца,

Удалого молодца».

 

Автор уже имел честь представить читателям удивительного и замечательного человека, «странного земского начальника», археолога Владимира Ниловича Глазова. Ни один из исследователей древностей нашего края не произвел столько археологических раскопок, как он. По их результатам, по сделанным В.Н.Глазовым находкам мы и узнаем о повседневной жизни наших далеких предков. Было бы интересно для любознательного читателя пройти вместе с Владимиром Ниловичем его путями-дорогами и хотя бы мысленно принять участие в его полевых исследованиях, и представить, как жили наши пращуры.

Начнем же наш путь от деревни Хотило, что стоит с давнишних пор на перекрестке дорог в Старополье и Заручье. Ученый XIX века Георгий Георгиевич Трусман считал, что это название происходит от финского слова «hatti» - воробей. Но для людской фантазии это объяснение слишком скучное и простое. И рассказывали старики, что проезжал этими дорогами когда-то сам царь Петр I. Захотелось царю-батюшке здесь покурить трубочку. Потому и прозвали деревню «Хотило». Иные же утверждали, что за боевую отвагу и воинскую храбрость выбрал царь Петр Алексеевич своих лучших шестерых солдат и предложил им выбрать места для своего поселения там, где сами захотят. Так и пошло название «Хотило». Пришли солдатушки бравы-ребятушки на берег Долгой реки, срубили первые избы. Потом поженились на местных красавицах, обзавелись крестьянским хозяйством, да и стали жить поживать, добра наживать. Были среди тех солдат двое русских, эстонец, швед и «черкес». Внимательный читатель заметил, наверное, что перечислены здесь не шесть, а только пять родов основателей деревни. Но оставим это недоразумение на забывчивость старожила, что пересказал автору эту легенду. Уже в почтенных годах был рассказчик. Долгие времена помнили люди, кто из какого солдатского рода родился на белый свет для добрых дел, на радость отцу и матери. От солдата-шведа пошли Крутяковы. Потомки солдата-«черкеса» стали Лебедевыми. Солдат-эстонец стал прародителем Лукьяновых. А Ильины и Медведевы, они – от русских солдат. От тех солдат сохранялся в хотильских жителях нрав озорной и драчливый. Отправляясь на гулянье в соседние деревни, «беседы» по-местному, ватага парней для поднятия «боевого духа» успевали еще подраться и между собой. Полагалось в старину каждой деревне иметь в год не более двух престольных праздников. Хотильские же мужики криком выговорили себе у местного священника целых три деревенских праздника. Но потом от третьего праздника сами и отказались.

Так ли оно было или не так. Быль это или сказка. С былью не поспоришь, но и из сказки слов не выкинешь. А сказка красивая. Учит эта сказка нас тому, что у наших прародителей главным предназначением человека в этой жизни считалось не из ружья по супостатам стрелять, да сабелькой размахивать, а мирным крестьянским трудом добывать себе хлеб насущный. И только в созидающем, а не разрушающем труде нет никакой разницы, кто ты по крови предков: русский, эстонец, швед или «черкес» – все мы люди на планете Земля. Разве что порой поругаются между собой хозяйки, когда курица зайдет в чужой огород или соседский мальчишка наозорничает.

Надо обязательно сказать, что легенда об солдатах, которые основали Хотило, может иметь под собой и вполне реальное основание. Местные жители вспоминали о том, что рядом с деревней было урочище «Городок». Теперь это место распахано. Можно предположить, что здесь находился какой-то сторожевой военный пост. И легенда о солдатах-основателях могла сложиться, как память об этом «сиженье». Старопольский священник Матфей Соколов, сообщил Г.Г.Трусману, что в Старопольском приходе, куда входила и деревняХотило, в конце XVII века было 153 солдатских дворов, а крестьянских только 35 дворов.

Однако вернемся к хотильским древностям и заглянем, читатель, в полевой дневник В.Н. Глазова.

В.Н.Глазов. Лист полевого дневника с планом

Раскопок в деревне Хотило.

В.Н.Глазов. Рисунок кургана №-1 из деревни Хотило.

В.Н.Глазов. Рисунок кургана №-2 Копье. XII век.

Из находок в кургане №-2.

Но мирная, спокойная жизнь была нарушена каким-то очень страшным событием. Нельзя с точностью сказать, какая неожиданная беда случилась здесь в XII веке. Но погибло почти все население деревни. В живых остались только те, кто совершал этот похоронный обряд. То, что погребения в кургане были совершены не одновременно, и верхний ярус захоронений явно более поздний, позволяет предположить, что случившая здесь трагедия, видимо, имела продолжение.

Какая же беда обрушилась на жителей? Автор осмелится высказать свое предположение. Смерть многих людей могла быть вызвана каким-то массовым заболеванием. Однако чума будет опустошать псковско-новгородские земли только в XIV веке. Так что же могло здесь произойти? Вполне могло случиться массовое отравление. Но чем же?

Очень может быть, что отравление произошло из-за употребления в пищу зерна, зараженного спорыньей – смертельно опасным грибком-паразитом, поражающего злаковые растения. Употребление всего 5-10 граммов спорыньи может привестии к смерти.

Каменный крест

В деревне Пенино.

 

 

«Энто я тебе, голуба,
Говорю, как краевед"!..»

Леонид Филатов.

«Сказ про Федота-стрельца,

Удалого молодца».

 

Автор уже имел честь представить читателям удивительного и замечательного человека, «странного земского начальника», археолога Владимира Ниловича Глазова. Ни один из исследователей древностей нашего края не произвел столько археологических раскопок, как он. По их результатам, по сделанным В.Н.Глазовым находкам мы и узнаем о повседневной жизни наших далеких предков. Было бы интересно для любознательного читателя пройти вместе с Владимиром Ниловичем его путями-дорогами и хотя бы мысленно принять участие в его полевых исследованиях, и представить, как жили наши пращуры.

Начнем же наш путь от деревни Хотило, что стоит с давнишних пор на перекрестке дорог в Старополье и Заручье. Ученый XIX века Георгий Георгиевич Трусман считал, что это название происходит от финского слова «hatti» - воробей. Но для людской фантазии это объяснение слишком скучное и простое. И рассказывали старики, что проезжал этими дорогами когда-то сам царь Петр I. Захотелось царю-батюшке здесь покурить трубочку. Потому и прозвали деревню «Хотило». Иные же утверждали, что за боевую отвагу и воинскую храбрость выбрал царь Петр Алексеевич своих лучших шестерых солдат и предложил им выбрать места для своего поселения там, где сами захотят. Так и пошло название «Хотило». Пришли солдатушки бравы-ребятушки на берег Долгой реки, срубили первые избы. Потом поженились на местных красавицах, обзавелись крестьянским хозяйством, да и стали жить поживать, добра наживать. Были среди тех солдат двое русских, эстонец, швед и «черкес». Внимательный читатель заметил, наверное, что перечислены здесь не шесть, а только пять родов основателей деревни. Но оставим это недоразумение на забывчивость старожила, что пересказал автору эту легенду. Уже в почтенных годах был рассказчик. Долгие времена помнили люди, кто из какого солдатского рода родился на белый свет для добрых дел, на радость отцу и матери. От солдата-шведа пошли Крутяковы. Потомки солдата-«черкеса» стали Лебедевыми. Солдат-эстонец стал прародителем Лукьяновых. А Ильины и Медведевы, они – от русских солдат. От тех солдат сохранялся в хотильских жителях нрав озорной и драчливый. Отправляясь на гулянье в соседние деревни, «беседы» по-местному, ватага парней для поднятия «боевого духа» успевали еще подраться и между собой. Полагалось в старину каждой деревне иметь в год не более двух престольных праздников. Хотильские же мужики криком выговорили себе у местного священника целых три деревенских праздника. Но потом от третьего праздника сами и отказались.

Так ли оно было или не так. Быль это или сказка. С былью не поспоришь, но и из сказки слов не выкинешь. А сказка красивая. Учит эта сказка нас тому, что у наших прародителей главным предназначением человека в этой жизни считалось не из ружья по супостатам стрелять, да сабелькой размахивать, а мирным крестьянским трудом добывать себе хлеб насущный. И только в созидающем, а не разрушающем труде нет никакой разницы, кто ты по крови предков: русский, эстонец, швед или «черкес» – все мы люди на планете Земля. Разве что порой поругаются между собой хозяйки, когда курица зайдет в чужой огород или соседский мальчишка наозорничает.

Надо обязательно сказать, что легенда об солдатах, которые основали Хотило, может иметь под собой и вполне реальное основание. Местные жители вспоминали о том, что рядом с деревней было урочище «Городок». Теперь это место распахано. Можно предположить, что здесь находился какой-то сторожевой военный пост. И легенда о солдатах-основателях могла сложиться, как память об этом «сиженье». Старопольский священник Матфей Соколов, сообщил Г.Г.Трусману, что в Старопольском приходе, куда входила и деревняХотило, в конце XVII века было 153 солдатских дворов, а крестьянских только 35 дворов.

Однако вернемся к хотильским древностям и заглянем, читатель, в полевой дневник В.Н. Глазова.

В.Н.Глазов. Лист полевого дневника с планом

Раскопок в деревне Хотило.

Предоставлено петербургским археологом В.Ю.Соболевым.

На рабочем чертеже мы увидим: возвышались в деревне Хотил (так у Владимира Ниловича) посреди пахотного поля два кургана. Эти погребальные сооружения XII века были изучены Владимиром Ниловичем в 1898 году. Такое необычное событие в деревенской жизни, как археологические раскопки, оставили долгую память среди хотильских крестьян. Об этом вспоминали и в окрестных деревнях даже в начале нынешнего XXI века. Но имя самого Владимира Ниловича Глазова стёрлось в народной памяти. Вернемся же к самим раскопкам.

Коническая форма обоих курганов весьма редка для нашей местности. Насыпь первого из курганов была высотой почти 1 метр 80 сантиметров. И на ее вершине были положены два камня. Сам курган был устроен довольно необычно: тело, похороненного здесь мужчины, было положено не в грунтовую могилу под курганной насыпью, не на дневную поверхность почвы с последующим сооружением насыпи, а находилось в самой насыпи на глубине около 70 сантиметров. К сожалению, наш исследователь не выяснил очень важные подробности устройства этого кургана. Была ли сооружена здесь некая первоначальная насыпь, на которую во время похорон положили тело, а затем курган досыпали? Или тело умершего человека было погребено уже в полностью готовую заранее курганную насыпь? Сегодня это уже не установить с точностью. В этом и есть особенная сложность археологических исследований: в первоначальном виде археологический памятник для будущих исследователей уже не восстановить. Сколько же важнейшей научной информации утеряно безвозвратно в результате самовольных неграмотных «изысканий» самоявленных «любителей истории». Другое дело, что во времена В.Н.Глазова еще не существовало более совершенной методики археологических раскопок. Курганы с подобным устройством бывает, что встречаются в древних могильниках нашего края. Но можно предположить, что такое захоронение не вполне обычно для XII века. Не наблюдаем ли мы, может быть, пережиток еще более древнего погребального обряда? В самой курганной насыпи древние славяне хоронили кремированные в пламени погребального костра останки тел умерших людей во времена своего язычества.

В.Н.Глазов. Рисунок кургана №-1 из деревни Хотило.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.