Путь судна определяется разницей широт и разницей долгот.
Разность широт (РШ) двух точек на земной поверхности измеряется дугой меридиана, заключенной между параллелями этих точек.
Если широты пунктов отхода и прихода одноименные (в одном полушарии), то РШ численно равна разности большей и меньшей широт этих точек.
Если разные полушария, РШ = сумме широт двух точек.
Наибольшее значение = 180° – от полюса до полюса.
Если судно шло на север, РШ имеет знак +, если на юг – знак –.
Разность долгот (РД) 2 точек земной поверхности измеряется меньшей из дуг экватора, заключенных между меридианами этих точек.
Если долготы пунктов отхода и прихода одноименные (в одном полушарии), то РШ численно равна разности большей и меньшей долгот этих точек.
Если разные полушария, РШ = сумме долгот двух точек.
РД не может быть больше 180°. Если в результате расчета превышает, то РД принимается, как дополнение до 360°, при этом меняется знак.
Если судно шло на восток, РД имеет знак +, если на запад – знак –.
Пример1
п. прихода
| φ2=-8° 24,8 (S)
| λ2=-22° 03,1 (W)
|
п. отхода
| φ1=12° 17,3 (N)
| λ1=-55° 44,8 (W)
|
| Разные полушария – складываем координаты по модулю
| Одно полушарие – вычитаем из большего меньшее по модулю
|
| РШ = -20° 42,1
| РД = 33° 41,7
|
Запись в судовом журнале
| РШ = 20° 42,1 (S)
| РД = 33° 41,7 (E)
|
Пример 2
п. прихода
| φ2= -14° 17,1 (S)
| λ2= -163° 07,8 (W)
|
п. отхода
| φ1= - 32° 58,5 (S)
| λ1=172° 44,2 (E)
|
| Одно полушарие – вычитаем из большего меньшее по модулю
| Разные полушария – складываем координаты по модулю
|
| РШ = 18° 41,4
| РД = -335° 52
|
Запись в судовом журнале
| РШ = 18° 41,4 (N)
| РД = 24° 48 (E)
(дополнение до 360̊ и смена знака)
|
Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол
Истинный курс– двугранный угол между северной частью плоскости истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости лодки.
Истинный пеленг– двугранный угол между северной частью плоскости истинного меридиана и направлением на пеленгуемый предмет.
Обратный истинный пеленг– угол, отличающийся от истинного пеленга на 180°
ОИП=ИП±180
«+»- если ОИП<180°, «–»- если ОИП>180°.
Курсовой угол – двугранный угол между носовой частью диаметральной плоскости лодки и направлением на предмет.
Курсовой угол правого борта +, левого борта –.
Курсовой угол = 90° - траверз.

4. Земной магнетизм, магнитное склонение, девиация.
Магнитные полюса отличаются от географических.
Магнитное склонение d - угол между магнитным и географическим полюсами.
Если МП отклонен к востоку от ГП – знак +
Если МП отклонен к западу от ГП – знак –
d = 2,4° W 2006г Год. изм. 0,14° к E: магнитное склонение 2,4° к западу, измерено в 2006 году, годовое изменение 0,14° к востоку.
Магнитный угол – угол в плоскости истинного горизонта между северной частью магнитного меридиана и диаметральной плоскостью судна.
Магнитный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта между северной частью магнитного меридиана и направлением на предмет.
Обратный магнитный пеленг - угол, отличающийся от магнитного пеленга на 180°.
ОМП=МП±180
Измеряется в круговой системе отсчета от 0 до 360°
ИК=МК+d
ИП=МП+d
ОИП=ОМП+d
(d имеет свой знак)
Девиация δ – отклонение стрелки магнитного компаса от магнитного меридиана под действием магнитного поля судна (угол между магнитным и компасным меридианами).
Измеряется для каждого судна на углах 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315°
5. Компасный Курс Магнитного Компаса (ККмк) - угол между северной частью компасного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости лодки.
Компасный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта между северной частью магнитного меридиана и направлением на предмет.
МК = КК +δ
МП = КП +δ
ОМП = ОКП +δ
(δ имеет свой знак)
Истинный курс
d + δ = Δ – поправка МК.
ИК = КК + Δ
ИП = КП + Δ
Δ измеряется в полукруговой системе и имеет свой знак.