Сущность языка в современной лингвистике. Социальная и психофизиологическая природа языка. Условия возникновения языка. Языковые универсалии. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сущность языка в современной лингвистике. Социальная и психофизиологическая природа языка. Условия возникновения языка. Языковые универсалии.

2017-07-25 432
Сущность языка в современной лингвистике. Социальная и психофизиологическая природа языка. Условия возникновения языка. Языковые универсалии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Термин «Язык» имеет по крайней мере 2 взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время в некотором пространстве».

Язык в первом значении – это абстрактное представление об едином человеческом языке. Удивительно, но при всех различиях между языками мы можем говорить о языке, имея в виду человеческий язык вообще. Почему? Потому что все языки в самом главном и существенном имеют много общего. Это принято называть языковыми универсалиями.

Во-первых, языки объединяет общность функций. Для чего служит язык? Зачем он нужен человеку? Этот вопрос логично задать в любом случае, когда мы имеем дело с каким-либо инструментом, будь то пила, микроскоп, удочка или язык. На первый взгляд, ответ очевиден и известен любому: язык служит для того, чтобы общаться. Но что значит общаться? Этот процесс не ограничивается передачей информации. Конечно, бывают ситуации, где эта функция является ведущей: например, при объявлении на вокзале о прибытии поезда или в прогнозе погоды. Однако значительно чаще люди пользуются языком не только для того, чтобы передавать информацию. Нередко они говорят, чтобы заставить человека думать и действовать определенным образом, чтобы показать свою власть, чтобы вызвать какие-то эмоции у адресата, а иногда – просто чтобы не чувствовать себя одиноким. Более того, люди не всегда говорят то, что думают, а иногда говорят даже то, что всем известно. Одним словом, говорят по разного рода причинам, многие из которых отнюдь не связаны с передачей информации «в чистом виде».

Каждый язык – это средство общения, средство формирования мысли, средство познания мира, средство регулирования деятельности людей и т.д. В акте вербальной коммуникации эти функции, как правило, сочетаются. Например, в рекламном сообщении присутствует и информация о товаре (коммуникативная функция), и воздействие на сознание адресата, его представления о мире и эмоциональную сферу (когнитивная и экспрессивная функции), и побуждение его к действию (регулятивная функция), и стремление сделать сообщение забавным, запоминающимся (поэтическая функция языка). Проблема заключается не в том, чтобы разделить функции, а в том, чтобы показать, какая из них является доминирующей, какие задачи решает говорящий при помощи языка. См. об этом подробнее в [Ягелло М. Алиса в стране языка. Тем, кто хочет понять лингвистику. Пер. с франц. М., УРСС, 2003. Гл.1]

Во-вторых, каждый естественный человеческий язык использует звуки. Во всех языках существуют гласные и согласные (гласных – не менее 2-х, в языке аранта - 1). Как вы думаете, каких звуков во всех языках больше – согласных или гласных? И почему?

В-третьих, каждый язык членоразделен, т.е. высказывание членится на какие-то смысловые элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний.

В-четвертых, во всех языках есть имена собственные, люди говорят предложениями (высказываниями).

Это далеко не все языковые универсалии. См. об этом подробнее в Лингвистическом энциклопедическом словаре. (М., 1990 и др. издания)

Конкретные языки - это многочисленные реализации свойств Языка вообще. В разных языках – разный инвентарь элементов (фонем, морфем, слов) и своя система правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания. Наш объект анализа – язык в первом значении, т.е. как феномен человеческого общества. Но понять его сущность, устройство (структуру), формы существования и функции можно, лишь опираясь на факты конкретных языков.

Социальная природа языка.

Язык не может существовать вне общества. Язык – зеркало, в котором отражается общество. Общество реализует регламентирующую функцию по отношению к языку.

Льтец (лётчик)

Шкраб (школьный работник)

Язык фиксирует

- возрастную

- гендерную

- сословную

- профессиональную

- образовательную

- административно-территориальную

структуру.

В языке выделяются СОЦИОЛЕКТЫ – совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе.

Арго, жаргон и сленг.

АРГО – язык социальных групп, которые хотят засекретить свою коммуникацию (нач. XX века – афени (корабельщики). Язык деклассированных элементов.

ЖАРГОН (СЛЕНГ) – школьный, студенческий, солдатский, уголовный, морской, компьютерный.

Территориальная дифференциация языка.

Диалекты. Особенности:

1) Отличия в произношении (фонетич.)

«пшоно», «девоцка», «цай».

2) Морфологич. («у мине», «у тобе»)

3) Синтаксич.

4) Лексическ.

Дянки – варежки

Баской – красивый

Живарёнок – головастик

В двадцатые годы двадцатого века на стыке лингвистики и социологии возникла СОЦИОЛИНГВИСТИКА. Термин был предложен в 1952 г. американским социологом Карри.

Язык это система условных символических знаков, создаваемых той или иной народностью в целях общения. Язык, таким образом, относится к числу социальных явлений. Язык по выражению Ф. де Соссюра есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравнить с письменностью, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. Он только наиважнейшая из этих систем (СНОСКА: Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Труды по языкознанию (рус. пер.). М., 1974. С. 54.).

Речевая деятельность имеет психофизиологическую природу. Это работа человеческого организма и прежде всего мозга, направленная на использование усвоенного языка в целях коммуникации.

Речь же является продуктом этой деятельности, т.е. речь это определенная последовательность языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений), регулируемая законами языка и работой сознания, формирующего ту или иную мысль (СНОСКА: 2Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.,1979.С18 19.).

Язык, таким образом, является одним из важнейших компонентов речевой деятельности, так как именно он придает ей характер специфической деятельности человека.

Речевая деятельность имеет сложную структуру. Она включает в себя совокупность сложных постепенно формирующихся операций, умений, навыков, обеспечивающих усвоение языка и его использование в целях общения.

В процессе усвоения языка ребенок овладевает языковыми навыками разного уровня. В языковых знаках выделяют их внешнюю сторону и содержание. Внешняя сторона таких знаков представлена корпусом фонем. Фонемы сами по себе не выражают никакого значения, но они служат для складывания и различения значимых единиц языка морфем слов. Для выполнения этой роли фонемы должны быть противопоставлены в системе языка. Такие противопоставления называются оппозициями: например, в фонеме д мы можем выделить признак звонкости в отличие от глухости т, что дает возможность различать слова дом-том.

Минимальным языковым знаком, несущим смысловое значение, является морфема, более сложные слова и предложения.

Какое значение выражают морфемы? Корневые морфемы выражают вещественные понятия. Приставки, суффиксы придают слову значение признака (например, приставка безобозначает отсутствие качества безветренный, бездушный; суффикс -ост наличие качества бережливость, хвастливость и т.д.). С помощью окончаний (синтаксических морфем) выражаются смысловые отношения между словами. Так, окончания -у и -ом в словосочетании покажи ручку карандашом указывают на объект и орудие действия.

Слова называют вещи или явления, т.е. несут назывную, или номинативную, функцию. Предложение, являясь наиболее сложным языковым знаком, служит для сообщения, т.е. несет коммуникативную функцию. Однородные знаки, взаимодействуя в языке, организуются в системы (фонетическая, морфологическая и др.). Объединение фонем в морфемы, фонем и морфем в слова, слов в предложения происходит в соответствии с определенными законами языка.

Таким образом, в процессе овладения языком ребенок должен усвоить практически значение языковых знаков и их формальную внешнюю сторону: закономерности их организации и сочетания в языке. В результате усвоения этих структур у ребенка формируется так называемое чувство языка или языковая компетентность приобретенные интуитивно знания небольшого количества правил, которые лежат в основе языка

Но усвоить язык это еще не значит уметь общаться с его помощью. Человек не овладевает готовым набором предложений и вынужден понимать их неограниченное количество. Таким образом, в процессе общения нам приходится постоянно строить, конструировать собственные предложения и понимать чужие, неосознанно используя для этого интуитивно усвоенные закономерности языка. Эти навыки использования усвоенного языка для выражения своих мыслей и понимания чужих называются речевыми действиями действием программирования речевого высказывания или порождения речи и действием ее понимания.

Действие программирования речевого высказывания предшествует акту его произнесения. В чем заключается его суть? Когда человек хочет высказать определенную мысль на усвоенном им языке, из долговременной памяти автоматически всплывают слова, необходимые для высказывания. Долговременная же память автоматически подает усвоенные правила сочетания слов (схемы построения предложения) и правила грамматического оформления слов (грамматические стереотипы словоизменения или схемы грамматического оформления слов). В оперативной памяти происходит применение этих правил к данному набору слов. Далее эта языковая программа подобным же образом соотносится с моторной, т.е. мозговыми центрами определяются движения и их последовательность, необходимые для реализации этой программы. И ВСЁ ТАКОЕ ЛУЛ

Условия возникновения языка:

- Физиологическая организация человека; 1,2 сигнальные системы (1 сиг сис – система восприятия действительности органами чувств, 2 сиг сис - мышление)

- Развитие трудовой деятельности (коллективное явления, необходимость коммуникации)

- Наличие коллектива/общества

Языковые универсалии:

- Функции языка: коммуникативная, когнитивная, номинативная, мысле-формирующая, эмоционально-экспрессивная;

- Все языки используют звуки;

- Членораздельность языка;

- Имена собственные и тд

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.