Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-07-25 | 736 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблема происхождения языка. Представления древних о происхождении языка (Древняя Индия, Китай). Античные представления о происхождении языка. Ономатопоэтическая и лепетная гипотезы. Теория жестовой речи. Теория социального договора.
Проблема происхождения языка до сих пор остается в языковедении областью общих предположений и гипотез. Если любой живой или мертвый, но засвидетельствованный в памятниках письменности язык может быть понят в реальных фактах его существования, то праязык, или «первобытный» язык, не поддается прямому изучению, так как никаких реальных остатков от него нет, они не зафиксированы письменностью. Фактически происхождение языка оказывается тесно связанным с проблемой происхождения человека и жизни. Именно в таком ключе решали эту проблему в древности.
На ранних этапах развития цивилизации возникла логосическая теория (от греч. logos – понятие; разум, мысль) происхождения языка, которая существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской, конфуцианской. В представлении народов Индии и Передней Азии, живших ранее X в. до н.э., язык был создан божественным, духовным началом. Обозначая духовное начало, древние люди употребляли термины бог, слово, логос, Дао. Самыми древними литературными памятниками являются индийские Веды. Согласно Ведам, установителем имен является Бог, который создавал не все имена, а только подчиненных ему Богов. Имена вещам уже устанавливали люди, но с помощью одного из Богов – вдохновителя красноречия и поэзии. По Библии носителем Слова является Бог: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть» (Евангелие от Иоанна). Сотворяя мир, Бог прибегает к акту говорения: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды... И стало так» (Бытие). Затем он устанавливает имена сотворенным сущностям: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И назвал Бог твердь небом... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Бытие). Таких имен Бог устанавливает немного: день, ночь, небо, земля, море, поручая именование всего остального Адаму. Таким образом, согласно Библии, Бог наделил людей способностью к языку, которую они употребили для наименования вещей.
|
Идея божественного происхождения языка проходит через всю историю языкознания. Такие крупные мыслители, как Платон (IV в. до н.э.), византийский богослов, один из отцов христианской церкви Г. Нисский (335-394), епископ Ансельм Кентерберийский (1033-1109), немецкий просветитель и ученый И. Гердер (1744-1803), классик немецкой философии эпохи Просвещения Г.Э. Лессинг (1729-1781), немецкий философ и просветитель Д. Тидеманн (1748-1803), много размышлявшие над происхождением языка, пришли к выводу о его божественном начале. Крупнейший языковед XIX столетия, основоположник общего языкознания и философии языка Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) рассматривал язык как деятельность духа. Его представления о языке как энергии и стихийной деятельности человеческого духа – это дальнейшее развитие логосической теории происхождения языка. Взятые в совокупности концепции о возникновении языка как развитии духа настолько глубоки и серьезны, что XXI век со своими новыми данными возвращается к ним, наполняя их современным содержанием.
Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы. По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы - сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».
Сторонники «Фюсей»: природного происхождения названий предметов (φυσει - греч. по природе), в частности, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.) - считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена - это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.
|
Имена происходят от установления, согласно обычаю, заявляли приверженцы «Тесей» - установления названий по соглашению, договоренности между людьми (θεσει - греч. по установлению). К ним относились Демокрит из Абдер (470/460 - первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э). Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю.
Сторонники «Тесей» утверждали, что имена произвольны, а один из них, философ Дион Крон даже называл своих рабов союзами и частицами (напр., «Но ведь»), чтобы подтвердить свою правоту. На это сторонники «Фюсей» ответствовали, что есть правильные имена и имена, данные ошибочно. Платон в своем диалоге «Кратил», названном по имени сторонника «Фюсей», который спорил с Гермогеном, приверженцем «Тесей», предложил компромиссный вариант: имена создаются установителями имен в соответствии с природой вещи, а если этого нет, то значит имя плохо установлено или искажено обычаем.
Ономатопоэтическая или, иначе говоря, звукоподражательная гипотеза. Язык возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы: теория «гав-гав». Эту теорию стоиков возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он подразделял звуки на сильные, шумные (напр, звук «р») и мягкие, тихие (напр., звук «л»). Благодаря подражанию впечатлениям, которые на них производили вещи и животные, возникли и соответствующие слова («рык», «ласка»). Но современные слова, по его мнению, отошли от первоначальных звучаний и значений. Напр., «лев» (Lоеwе) имеет мягкое звучание из-за быстроты бега (Lauf) этого хищника.
Лепетная теория. В 19 веке полагали, что язык возник из детского лепета (мама-папа).
Жестовая теория cвязана с другими гипотезами (междометной, социального договора). Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Причем эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные. Рефлекторным движениям, выражающим чувства, позже соответствовали междометия. Указательным и изобразительным, выражающим соответственно представления о предметах и их очертания, соответствовали корни будущих слов. Первые суждения были только сказуемыми без подлежащих, то есть слова-предложения: «светит», «звучит» и т.д. Руссо подчеркивал, что с появлением членораздельного языка жесты отпали как основное средство общения - у языка жестов немало недостатков: трудно пользоваться во время работы, общаться на расстоянии, в темноте, в густом лесу и т.д. Поэтому язык жестов был заменен звуковым языком, но полностью не вытеснен. Жесты как вспомогательное средство общения продолжают использоваться современным человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина языкознания
|
Жан-Жак Руссо рассматривал проблему происхождения языка в рамках общей проблемы происхождения общества и государства – так называемой «Теории социальногодоговора». Полное название трактата: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). У Ж.-Ж. Руссо «Теория социальногодоговора» связана с делением жизни человечества на два периода – природный и цивилизованный. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств, эмоций, страстей. Истоки языка лежат прежде всего в эмоционально-эстетических переживаниях и их выражении голосом. Нравственные страсти – любовь, ненависть, сострадание, гнев – вызывали первые непроизвольные звуки, «природные вопли». По мере сближения людей между собой они стали искать другие знаки для общения, более удобные и многочисленные, чем «вопли». Такими знаками стали жесты и звукоподражания. Жестами обозначались предметы, видимые глазом и простые для изображения, подражательными звуками – предметы, «поражающие» слух. Эмоциональные выкрики, полагает Руссо, происходят от природы человека, звукоподражания – от природы вещей. Но голосовые артикуляции – это чистая условность, они не могут возникнуть без общего согласия. Замена жестов на артикулированные звуки требовала не только коллективного согласия первобытных людей, но и слов, чтобы ввести в употребление новые слова и договориться об их значении. Понять механизм такой замены, признается Руссо, очень трудно. Как нетрудно заметить, «Теория социальногодоговора» объединяет разные этимологические теории происхождения языка – звукоподражательную и междометную. Возможность их объединения в одной теории заключается в том, что теория общественного договора источником языкового единства людей устанавливает единство человеческой психики, разума и мышления. Поэтому не так важно, каковы были первые слова языка какого-либо народа, а важно то, что любой народ, благодаря единству человеческой психики и мышления, может достигать единого понимания ситуаций и знаков, передающих мысли людей по поводу этих ситуаций.
|
Характеристика древнеиндийской лингвистической традиции. Причины ее возникновения. Классический язык древнеиндийской письменности. Цели и задачи грамматической науки в Древней Индии. «Грамматика» Панини. Древнеиндийская лингвистическая наука как источник философских аспектов языковедения.
Самобытная и своеобразная Древняя Индия привлекает к себе внимание не только этнографов, историков, востоковедов, но и историков языкознания. Слова известного историка-лингвиста Н.А. Кондрашова, назвавшего Древнюю Индию «колыбелью языкознания», стали крылатыми, присутствующими во всех учебниках по истории лингвистики, и справедливыми, поскольку именно в Древней Индии впервые проявился интерес к изучению языка. Лингвистическая наука появилась как наука, объясняющая тексты старинных религиозных книг.
В каждом древнем обществе существовали определенные правила поведения, которые должны соблюдаться всеми членами данного социального объединения. Эти правила передавались первоначально из поколения в поколение устным путем в виде пословиц, поговорок, сказок, мифов, песен, баллад и т.п. У каждого народа сохранилось значительное количество подобных жанров нравоучительного характера. Предположительно, первые старинные религиозные тексты были составлены более 15 веков до нашей эры. Религиозные тексты в виде песнопений, сопровождавших религиозные обряды у древних индийцев, назывались ВЕДАМИ.
ВЕДА - текст, в котором собраны правила, регламентирующие поведение людей в древнем индийском обществе. Веды - тексты нравоучительного, поучительного, религиозного, исторического характера, первоначально передавались священнослужителями из поколения в поколение устно. Создавались веды людьми, принадлежащими определенной социальной группе, - жрецами или брахманами.
|
Брахман - жрец, священнослужитель, исповедовавший древнейшую религию рабовладельческого общества Древней Индии. Брахман - это человек, занимавший особое место в иерархической системе древнего индийского общества, он должен был владеть знаниями врачевателя, ветеринара, математика, звездочета, философа, синоптика, строителя, агронома, историка и одновременно должен был быть учителем, передающим знания последующему поколению.
Брахман - автор текстов. Чтобы тексты легче было заучивать, они создавались в форме стиха, поскольку ритмизованный текст быстрее и прочнее запоминается. Стало быть, брахманы должны были быть и поэтами. Древнейшей, дошедшей до наших дней, является «Ригведа», которая содержит 1028 отдельных стихотворных произведений.
Письменную форму веды получили в 6 веке до н.э. Язык вед получил название ведийского. Позднее ведийский язык стал составной частью санскрита.
Санскрит - литературный, канонизированный, нормативный, доведенный до совершенства язык.
Санскритом владело не все древнее индийское общество, а лишь его небольшая наиболее образованная часть - брахманы, которые совмещали в себе одновременно функции врача, педагога, предсказателя, астронома, поэта, хранителя традиций. Позднее санскрит превратился в один из классических древних литературных языков. Некоторые элементы санскрита сохранились в современном языке хинди.
Веды передавались поколением другому поколению устно. С течением времени устный разговорный язык менялся, а тексты вед, созданные много лет назад в ритмизованной форме, оставались прежними. Наступал момент, когда язык религиозных песнопений стал малопонятным большей части населения, участвующей в обряде. Появилась необходимость переводить тексты вед на современный язык, объяснять их, трактовать.
Сейчас трудно сказать, когда начались грамматические исследования индийцев. Обычно называют приблизительную дату - V век до нашей эры. Историки утверждают, что именно в пятом веке до нашей эры в Древней Индии появился разрыв между языком вед, охраняемым брахманами от влияния разговорного языка, и формами живого разговорного языка. С течением времени формы разговорного языка - пракриты - стали резко отличаться от своего собрата - санскрита.
В V веке до нашей эры санскрит перестал быть языком повседневной жизни, превратился в канонизированный классический литературный язык священных книг. Но следует заметить, что разрыв между языком общения и языком вед наметился еще раньше, о чем свидетельствует появление в IX-VIII веках до нашей эры первых примитивных словарей, в которых объяснялись слова вед. В V веке до нашей эры был составлен комментарий к тексту вед. Автор этого комментария - брахман Яска. И комментарий, и первые словари давали объяснение непонятных слов и мест в ведах, но они не были еще явлениями научного характера. Элементарные сведения о языке эпизодически, т.е. отдельными явлениями, содержатся в самих текстах вед, в ведангах. (Веданги - памятники ведической литературы).
Известны 4 веданги, в которых дается объяснение и описание санскрита:
- Шикша – содержит сведения о фонетике, точнее – учит орфоэпии (правильному произношению);
- Чханда - учит стихосложению, дает сведения о метрах стиха;
- Вьякарана - дает описание грамматики;
- Нирукта - дает трактование вопросов лексики и этимологии.
Автором нирукты является уже упоминавшийся брахман Яска. Нирукта состоит из 5 разделов. В первом приводятся слова-названия богов. Эти же названия являются и наименованиями стихий: стихия (имя бога) земли, стихия пространства между землей и небом (воздух) и стихия неба. Во втором Яска дает слова, называющие движение, изменение, т.е. глаголы, которые приводятся в форме 3-го лица единственного числа: «дышит», «вредит», «умаляет». В третьем разделе даются слова-описания богов, т.е. описываются прилагательные, существительные и несколько наречий. В четвертом и пятом разделах даются списки слов, при помощи которых можно дать описание культового обряда.
Работу Яска можно назвать первой, в которой дана попытка объяснения слова, т.е. в нирукте Яски видны первые попытки этимологического анализа. Изучать нирукту, как указывал сам Яска, можно было только после изучения веданги о грамматике, т.е. вьякараны. Полностью грамотным считался тот ученик, который успешно усвоит все четыре веданги. Как утверждает известнейший историк языкознания профессор В.А. Звегинцев, «этими четырьмя ведангами определены основные направления, по которым развивалась древнеиндийская наука о языке».
Наибольшей известности как научный труд достигла «Грамматика», составленная брахманом Панини, жившим в IV веке до нашей эры. Панини создал стихотворную грамматику «Аштадхъяи» («Восьмикнижие»). Эта грамматика является уникальнейшей древнейшей грамматикой. Она содержит 4 тысячи правил - сутр - в которых фиксируется сложнейшая морфология санскрита. Сутры заучивались брахманами наизусть. В грамматике Панини даны первые сведения о фонетике, морфологии, синтаксисе санскрита.
Брахманы считали, что тексты священных гимнов могут достичь магического результата только тогда, когда они произносятся безукоризненно четко. Фонетическая четкость текстов достигается точностью артикуляции. Поэтому древние индийцы, обучая учеников правильной артикуляции, дали описание работы речевого аппарата. Органы речи делились на артикулирующие и неартикулирующие. В грамматике Панини даются сведения о правильном произношении, о правильном артикулировании.
При характеристике звуков учитываются такие их признаки, как долгота, краткость, слияние звуков (сандхи). Дается описание влияния звуков друг на друга, т.е. дана попытка описания фонетических процессов. Панини приблизился к понятию фонема, он указывал на звук как образец - это фонема, а звук, звучащий в речи, - это вариант фонемы. Следовательно, Панини стремился различать звучащий звук и звук-образец, символ, знак.
В «Грамматике» Панини выделяются 4 части речи: имя, глагол, предлог, частица. Имя обозначает предмет. Глагол обозначает действие. Частицы - соединительные, сравнительные, пустые - используются для формального оформления стихотворного текста. Предлог определяет значение имени и глагола и оформляет предложение. Панини не выделяет местоимение и наречие в качестве самостоятельных частей речи. В грамматике большое место уделено анализу структуры слова. Панини выделяет корень, суффикс, окончание. Служебные морфемы делятся на словообразовательные и словоизменительные. Панини отметил изменение формы имени в предложении и выделил семь падежей, которые соответствуют современным: первый - именительный, второй - родительный, третий - дательный, четвертый - винительный, пятый - творительный (орудийный), шестой - отложительный (аблатив), седьмой - местный. Падежи именовались порядковыми числительными.
Грамматика Панини почти два тысячелетия считалась эталоном грамматики. «Восьмикнижие» Панини и в настоящее время считается одним из самых полных и строгих описаний языка. В этой работе даны такие философские размышления о языке, которые поражают и сегодняшних философов. Гениальность Панини сказалась и в том, какую последовательную и четкую он создал методику описания языка. Позднее, оставаясь классической, грамматика Панини подвергалась только комментированию, т.е. детальному объяснению, толкованию.
В современном языкознании санскрит изучен достаточно хорошо, современные ученые отмечают множество черт, сходных со структурами других древних языков - латинского и древнегреческого – на этом основании предполагается, что санскрит является языком, родственным латинскому и древнегреческому. Следовательно, можно предположить, что существовал еще более древний язык, послуживший базой для образования санскрита, латыни и древнегреческого, но язык не сохранился.
Итак, в Древней Индии возникновение языкознания вызвано задачами практическими или религиозно-практическими. Древнеиндийские филологи считали, что основой выражения мысли является предложение, которое создается из слов, а слова могут быть классифицированы по частям речи. Слово членится на неизменяемую часть (корень) и изменяемую (окончание). Из звуков важнейшими являются гласные. Грамматика Панини является классической грамматикой классического санскрита.
В XIII веке нашей эры была составлена новая грамматика санскрита, автором явился грамматист Вопадева, но новая грамматика повторила основные положения грамматики Панини.
Датский лингвист Вильгельм Томсен (1842-1927 гг.), читая лекции по «Введению в языковедение» в Копенгагене, говорил: «Высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до XIX века, да и то научившись многому у индийцев».
Индийские авторы дают четкую характеристику основных явлений в фонетике. А именно:
1. Дали описание артикуляции звуков, описание различий между гласным и согласным звуками.
2. Составили определенную классификацию звуков.
3. Дали описание слияния звуков, т.е. описание слога. Древние индусы считали гласный звук самостоятельным, а согласный звук – зависимым.
4. Индийские авторы, особенно Панини, определяя важность четкого произношения текста веды, традиционного чтения религиозных гимнов, выделяли особенности звуков в звучащей речи и тем самым вплотную приблизились к пониманию фонемы, т.е. к различению звука языка и звука речи.
В морфологии выделялись три раздела:
1. Классификация частей речи (выделены 4 части речи: глагол, имя, предлог, частица).
2. Словообразование (выделялись корни, суффиксы, окончания, а также выделялись первичные слова (корни) и производные слова).
3. Формообразование (выделяется система падежей).
Синтаксис - основной единицей языка считается предложение.
Следует отметить, что синтаксис - слабо изученный индусами раздел языкознания.
Значительных успехов достигли индийские авторы в лексикографии: составлялись словари в стихотворной форме. Индийская традиция оказала сильное влияние на развитие языкознание в Древнем Китае. А также на развитие средневекового арабского языкознания.
Особенности развития античного грамматического учения. Древнегреческая лингвистическая традиция (спор фюзеистов и тезеистов, диалог Платона «Кратил», трактаты Аристотеля, аналогисты и аномалисты, Александрийская грамматическая школа. Языкознание в Древнем Риме.
А. я. т. зарождается в средиземноморском ареале в эпоху становления древнегреческой философии. Античных учёных, с одной стороны, интересовала природа языка (связь между «именем» и «вещью», происхождение языка), с другой стороны, они занимались изучением письменных знаков в целях обучения чтению и письму (грамматическое искусство). Эти две области в той или иной степени определяют становление и развитие языкознания во всём древнем мире (см. Индийская языковедческая традиция, Китайская языковедческая традиция).
В 5 в. до н. э. проблемам языка уделяли значительное внимание древнегреческие философы Гераклит, Парменид из Элеи, Эмпедокл, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик. До работ Платона сложилась определённая система знаний о звуковом и грамматическом строе греческого языка, о его лексическом составе. Платон в письмах и ряде диалогов обращался к проблемам языка («Кратил», «Теэтет», «Софист»). Но подлинным основоположником А. я. т., сформировавшим её структуру и основные направления, является Аристотель. В трактатах «Категории», «Об истолковании», «Аналитики I и II», «Топика», «Поэтика», «Риторика» содержатся логические и грамматические принципы подхода к изучению языка, получившие дальнейшее развитие в античной, а затем в европейской науке. А. я. т. продолжена философскими школами эпохи эллинизма в 3—1 вв. до н. э. Последовательный интерес к проблемам языка проявляют стоики. Вершиной развития А. я. т. можно считать александрийскую школу. Языкознание в Древнем Риме до середины 2 в. до н. э. ограничивалось постижением основ письменной культуры; позже начинается интенсивное изучение греческого языка, литературы, поэтики и риторики греков.
В этот период многие греческие учёные-филологи начинают работать в Риме. Крупнейшие представители древнеримской филологии: Варрон, автор многочисленных трактатов о языке, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь. Трактат Цезаря «Об аналогии» (54 до н. э.) представляет собой попытку разработки принципов грамматического описания и нормирования языка, являясь одновременно свидетельством актуальности проблем «правильности» латинской речи и государственного нормирования языка.
В 4 в. создано «Грамматическое руководство» ЭлияДоната, более тысячи лет служившее основным учебником латинского языка в Европе. По образцу грамматики ЭлияДоната были созданы грамматики многих других языков, как канонических, так и «вульгарных» («новых» европейских литературных языков на народной основе). Само имя ЭлияДоната (Донатуса) на многие века стало синонимом слова «грамматика» в европейской традиции.
А. я. т. после падения Рима в 476 ещё продолжает свое существование и развитие в ряде сохранившихся центров греко-латинской учёности, в частности в столице Восточной Римской империи — Константинополе. В начале 6 в. здесь создаётся наиболее значительное из дошедших до нас грамматических сочинений древности — латинский «Курс грамматики» Присциана, состоявший из 18 книг. Эта грамматика была создана в традициях александрийской школы с привлечением наблюдений и достижений римских грамматиков. Грамматика Присциана фактически завершает развитие А. я. т., но традиция эта канонизируется в Западной Европе в системе тривия (см. Европейская языковедческая традиция), В Восточную Европу, в частности к южным и восточным славянам, античная учёность проникает через византийскую грекоязычную традицию в связи с распространением христианства.
А. я. т. возникла в процессе рассмотрения одной из основных философских проблем древнегреческого мировоззрения — проблемы соотношения между «вещью», «словом» и «мыслью». В этот период ещё нет понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимаются в единстве как единый λόγος. Учение о слове — «логосе» является основой древнегреческого учения о языке в единстве его онтологических, логических и собственно грамматических свойств.
Дух демократизма, свободных философских дискуссий, отсутствие единого государственного авторитета в рассмотрении проблем происхождения языка и в вопросах языкового нормирования определяли условия развития древнегреческой языковедческой мысли. В отличие от древнеиндийской традиции, объявившей санскрит сакральным языком «божественного происхождения», греко-латинская традиция искала источники «правильности» речи в самом языке и в логике познания мира через язык. На базе этих поисков возник античный «спор об аналогии и аномалии», в котором особенно отчётливо проявились расхождения между «стоическим» и «александрийским» направлениями. В итоге сложилась традиция описания языка как системы аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения («аномалии»).
Спор фюзеистов и тезисистов: В обсуждении проблемы о «происхождении имён» спор шёл между сторонниками «природной» связи между «именем» и «вещью» (так называемая теория φύσει) и сторонниками связи «по положению», «по установлению» (так называемая теория θέσει). Диалектически рассматривал этот вопрос Платон, полагавший, что данная проблема не может быть решена однозначно. Аристотель, считая, что углубление в поиски «природных» свойств слов тормозит развитие формально-логических исследований, позволяющих оперировать словами как символами, признавал принципиальную условность связи между «именем» и «вещью». В системе наук, предложенной Аристотелем, язык стал предметом изучения логики («диалектики»), грамматики и риторики. Аристотель выделил во всяком словесном изложении следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение, сделав их основой грамматического изучения языка. Имена и глаголы он разграничивал прежде всего как субъект и предикат суждения с присущими им категориальными модификациями.
Александрийская школа —традиция исследования языка, сложившаяся в одном из культурных центров античности — Александрии, столице эллинистического Египта, в конце 4 в. до н. э. Период расцвета А. ш. — 2 в. до н. э. — 2 в. н. э.; в 640, после завоевания Александрии арабами, она прекратила своё существование.
Крупнейшие представители А. ш. — Зенодот из Эфеса, Ликофрон, Александр Этолийский, Эратосфен, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракийский, Асклепиад из Мирлеи, Харет, Деметрий Хлор, Дионисий Галикарнасский, Дидим, Трифон, ПавсанийЦезарейский, АполлонийДискол. Сохранились лишь немногие сочинения александрийских филологов (тексты Дионисия Фракийского, Дионисия Галикарнасского и АполлонияДискола); в большинстве случаев они известны по фрагментам в более поздних изложениях — в трудах Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского, Варрона, ЭлияДоната, Присциана, в многочисленных «схолиях» и комментариях.
В традициях А. ш. формировалась филология и грамматика как отрасль филологии. Развитию исследований в области языка способствовало создание в Александрии так называемого Мусейона (по образцу платоновской Академии и аристотелевского Ликея) и Александрийской библиотеки, приобретавшей рукописи всех стран и областей греко-латинского античного мира. А. ш. возникла в условиях многоязычия, на стыке греко-латинской науки и ближневосточных учений древности, традиции которых она вобрала в себя.
А. ш. дала образцы разработки синтаксиса как части грамматики. В А. ш. возникла лексикографическая традиция, оказавшая значительное влияние на словарную работу в средневековой Европе, особенно глоссарии, этимологические, диалектные, идеографические и другие словари таких лексикографов, как Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аполлодор Афинский, Филоксен, Памфил, Диогениан, Гесихий Александрийский.
Идеи и методы А. ш. оказали значительное влияние на древнеримских грамматиков. Наиболее авторитетные в поздней античности и в средние века в Европе грамматики Доната и Присциана были созданы в традициях А. ш. (см. Античная языковедческая традиция, Европейская языковедческая традиция).
Древний Рим:Латинское письмо появляется в 7 в. до н.э.скорее всего под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии.Собственно латинский алфавит сложился в 4--3 вв. до н.э. Постепенно он усовершенствуется(государственный деятель Аппий Клавдий, учитель СпурийКарвилий, поэт КвинтЭнний). Получило развитие рукописное письмо (использовались письмо эпиграфическое,разновидности маюскульного капитального письма: рустичная, квадратная,унциал; маюскул был постепенно вытеснен минускулом -- полуинциалом, новымримским курсивом). Грамотность была широко распространена в римском обществе.Латинское письмо письмо послужило источником письменностей на многих новыхевропейских языках (преимущественно в странах, где проводником христианскойрелигии была римская церковь).
Рано начались опыты этимологического толкованияслов (поэт ГнейНевий, историк Фабий Пиктор, юрист Секст Элий).
Грамматика как самостоятельная наука возникаетв Риме в середине 2 в. до н.э. в связи с назревшей необходимостью критическихизданий и комментирования множества текстов художественного, юридического,исторического, религиозного характера. Значительное влияние на формированиеримской грамматики оказали хорошее знакомство с греческой наукой, культурой,литературой, риторикой и философией, знание многими римлянами греческогоязыка, лекции и беседы теоретика пергамской школы КратетаМалосского. Нарубеже 2 и 1 вв. до н.э. грамматика выдвинулась на одно из первых местпо своему общественному престижу, а также по уровню развития. Большой вкладв её развитие внесли выдающиеся грамматики ЭлийСтилон, АврелийОпилл,Стаберий Эрот, Антоний Гнифон, АтейПретекстат, особенно Марк ТеренцийВаррон и НигидийФигул.
В Рим были перенесены из эллинистическойГреции дискуссии об аномалии и аналогии (в духе споров, которые велисьмежду Пергамом и Александрией), о происхождении языка, о "природной" или"условной" связи слов и обозначаемых ими предметов.
Особое место в римском языкознании занимаеткрупнейший учёный Марк ТеренцийВаррон (116--27 гг. до н.э.). Ему принадлежаттрактаты "О латинском языке", "О латинской речи", "О сходстве слов", "Опользе речи", "О происхождении латинского языка", "О древности букв", грамматическийтомдевятитомного энциклопедического труда "Наука", лингвистические вкрапленияв труды по литературе, истории, философии и даже по сельскому хозяйству.В своём главном лингвистическом труде -- трактате "О латинском языке" онвыражает убеждение в "трёхчастном" строении речи и необходимости её последовательногоописания в трёх науках -- этимологии, морфологии и синтаксисе. Изложениюоснов этих наук и посвящён трактат.
Варрон опирается в своих этимологическихисканиях на взгляды стоиков ("природная" связь слова с предметом). Он различаетчетыре класса вещей и четыре класса слов, подлежащих анализу. Отмечаютсяизменения в составе лексики, в их звуковой оболочке и в их значениях, наличиезаимствований и частые ошибки создателей слов как факторы, затрудняющиеэтимологический анализ. Этим мотивируются предостережения Варрона в адреслюбителей этимологических фантазий. Варрон открывает явление ротацизма.В этимологических целях он привлекает и диалектный материал.
Морфологические явления описываются с позицийучастника дискуссии между аномалистами и аналогистами. Склонение (declinatio)понимается как единство словоизменения и словообразования. Варронубеждёнв необходимости и "полезности" склонения для любого языка. Он различаетсклонение естественное (словоизменение), опирающееся на "общее согласие"и на закон аналогии, и произвольное (словообразование), где преобладаетволя отдельных людей и царит аномалия.
Впервые выделяются исходная форма имени(именительный падеж) и исходная форма глагола (первое лицо единственногочисла настоящего времени в изъявительном наклонении действительного залога).Различаются слова склоняемые (изменяемые) и несклоняемые (неизменяемые).С опорой на морфологические признаки выделяются четыре части речи: имена,глаголы, причастия, наречия. Варрон делает тонкие замечания в адрес аномалистовпо поводу соотношения грамматического рода и биологического пола, числаграмматического и числа предметов. Он доказывает наличие в латинском языкеотложительного падежа (ablativus) и устанавливает роль его показателя вопределении типа склонения существительных и прилагательных. Подчёркиваетсявозможность определить тип спряжения глагола по окончанию второго лицаединственного числа настоящего времени. Варрон настаивает на необходимостиисправления аномалий в словоизменении при их санкционировании в областисловообразования.
В последний век Республики к проблемамязыка обращаются многие писатели, общественные и государственные деятели(Луций Акций, Гай Луцилий, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь, Тит ЛукрецийКар). В последние десятилетия Республики и первые десятилетия Империи формируетсялитературный латинский язык (классическая латынь).
В 3 в. происходит общий спад лингвистическойработы. Грамматика Мария Сацердота представляет собой одно из немногочисленныхсочинений этого периода. В 4 в. наблюдается новый подъём лингвистическойдеятельности. Появляются многочисленные словари-справочники (НонийМарцелл,Арусиан Мессий), грамматики Проба позднего, ЭлияДоната, Флавия Харисия,Диомеда.
На рубеже 4 и 5 вв. публикуется трактатМакробия "О различиях и сходствах греческого и латинского глагола". Этобыла первая специальная работа по сопоставительной грамматике.
В связи с распадом Римской империи в конце4 в. центр лингвистических занятий переместился в Константинополь. Здесьв начале 6 в. появилась самая значительная латинская грамматика древности-- "Institutiodeartegrammaticae" Присциана, состоявшая из 18 книг. Авторопирается на АполлонияДискола и многих римских грамматиков, особенно наФлавияКапра. Он подробно описывает имя, глагол, причастие, предлог,союз, наречие и междометие, излагает проблемы синтаксиса (преимущественнов морфологических терминах). Имени и вместе с ним глаголу отводится господствующееположение в структуре предложения.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!